Занятие 2. Методы исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Методы исследований



Материалы для самостоятельной работы

Изучив материалы лекций и рекомендованную учебную литературу, подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Опросные методы: анкетирование и интервью. Структура опросного листа. Виды вопросов.

2. Социометрическое исследование.

3. Метод анализа документов: контент-анализ, дискурс-анализ, нарративный анализ и т.д. Виды документов.

4. Наблюдение: специфика и виды.

5. Эксперимент: специфика и виды.

6. Исследование бюджетов времени. Бюджет и баланс времени.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие преимущества и недостатки опросных методов Вы можете назвать?

2. Что такое «шапка» анкеты? Что такое «паспортичка»?

3. В чём различие между контрольными вопросами и вопросами-фильтрами?

4. В чём различие между обыденным и научным наблюдением?

5. Какие примеры социологических исследований, проведённых с применением метода наблюдения, Вы можете назвать? С применением метода эксперимента?

6. В чём состоят этические проблемы проведения социального эксперимента?

7. В чём различие между бюджетом и балансом времени?

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте анкету (не менее 15 вопросов), посвящённую проблеме выбора студентами профессии. Анкета должна содержать:

- «шапку»,

- закрытые, полузакрытые и открытые вопросы,

- прямые и косвенные вопросы,

- дихотомические вопросы, вопросы-шкалы, вопросы-меню,

- «паспортичку».

2. Какое значение имеют исследования бюджетов времени для изучения социальной структуры общности? Ответ обоснуйте.

Темы докладов

- Биографический метод и его особенности,

- Теория и методология дискурс-анализа,

- Включённое наблюдение в социальных науках,

- Хоторнский эксперимент Э. Мэйо,

- Исследования бюджетов времени в СССР.

Программа семинарского занятия

Цель: научиться разбираться в методах социологического исследования, научиться составлению опросного листа, освоить терминологию прикладной социологии.

Первые 40 минут занятия студенты выступают с ответами на вопросы к семинарскому занятию. Затем преподаватель раздаёт образцы анкет, студенты в течение 15 минут изучают анкеты, после чего происходит анализ и обсуждение содержания и структуры анкет.

Следующие 45 минут студенты смотрят документальный фильм, посвящённый методу эксперимента в социальных науках. Затем проводится обсуждение увиденного.

Литература

Основная

Кравченко А.И. Социология. - М.: Юрайт, 2008. - С. 89-98.

Дополнительная

1. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – С. 517-536, 603-612.

2. Бурдье П. Общественное мнение не существует.

Электронный ресурс:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/Bur_ObMn.php или http://bourdieu.name/content/obshhestvennoe-mnenie-ne-sushhestvuet.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С. 548-567.

4. Зборовский Г.Е. Общая социология: - М.: Гардарики, 2004. – С. 164-183.

5. Ковалевская Е.В. Социология. – М.: МЭСИ, 2004. – С. 24-75.

6. Опросы общественного мнения. Американский опыт.

Электронный ресурс:

http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/1561.

7. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480 с.

8. Уоллакотт Дж. Сообщения и значения / Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 155-160.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Омега-Л, 2009. – С. 169-286.

10. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – С. 291-384.

Тема 5. Социология здоровья, болезни и медицины

Тезисы лекции

Социология медицины – это отрасль социологии, которая возникла в 1950-е годы. К проблемному полю социологии медицины относятся следующие вопросы и темы: социология лечащих профессий; социология болезни, поведения при болезни и поведения, связанного с «поиском помощи»; медицинские институты и организации здравоохранения; социальные факторы этиологии болезни; социальные факторы, влияющие на рождаемость и смертность; социальные факторы, влияющие на спрос на медицинские услуги и их использование; социология взаимодействия врача и пациента; социальные последствия различных систем здравоохранения; международные образцы заболеваемости и здравоохранения.

Термин «социология медицины» нередко подвергается критике со стороны ряда социологов, поэтому существуют альтернативные варианты именования данной отрасли социологии, как, например «социология здоровья».

В современном обществе доминирующей является биомедицинская модель здоровья и болезни, которая акцентирует внимание на природно-биологической сущности человека и подчёркивается доминирующее влияние биологических закономерностей на его здоровье. В настоящее время биомедицинская модель является объектом частой критики.

Медикализация - процесс распространения влияния медицины на сферы общественной жизни, ранее не связывавшиеся со здоровьем человека.

Медикализация характеризуется проникновением в массовое сознание медицинского языка и стиля мышления, медицинских концепций и представлений о здоровье, о причинах, формах протекания и лечении болезней, медикализацию отличает возрастание зависимости людей от медицины в их повседневной жизни и деятельности.

Медикализация связана с закреплением медицинских «ярлыков» за некоторыми человеческими свойствами или типами поведения (инвалид, наркоман, алкоголик и т.д.), которые могут способствовать исключению стигматизированных лиц из процесса нормального социального взаимодействия.

Талкотт Парсонс определял болезнь как социальное явление, он отмечал, что болезнь нарушает привычный ход человеческой жизни и социальных отношений и структурируется в общественной системе как особая роль больного, которую индивиду разрешается принимать только в случае, если болезнь легитимируется общепризнанной медицинской инстанцией. Исполнение роли больного предполагает следующее:

- больной освобождается от повседневных обязанностей;

- профессиональной монополией на выделение роли больного обладают врачи;

- предполагается, что больной будет предпринимать меры для выздоровления;

- больной не считается виновным в болезни.

Впоследствии теория Парсонса о «роли больного» была развита в работах Элиота Фрейдсона, выделившего три варианта роли больного в соответствии с типами и степенями заболевания:

1. Условная роль больного присуща индивидам, страдающим от временного заболевания, от которого они могут вылечиться. Данные индивиды получают определённые привилегии, находясь в статусе больного.

2. Безусловно обоснованная роль приписывается людям, страдающим неизлечимыми болезнями. При этом человек не считается ответственным за своё заболевание. Данный статус может как предполагать, так и не предполагать специальные привилегии.

3. Незаконная роль больного приписывается лицам, страдающим от заболеваний, которые «заклеймены» обществом. В таких ситуациях принято считать, что человек виновен в своём заболевании, поэтому специальные права и привилегии предусматриваются не всегда.

В современной социологии распространена феноменологическая перспектива в исследовании социальных практик, связанных со здоровьем и болезнью, т.е. социологи заинтересованы в изучении опыта болезни и связанных с болезнью социальных смыслов.

В основе теории Ирвина Гофмана лежит представление о том, что категории «нормальности» и «ненормальности» являются социально сконструированными и приписываемыми отдельным членам общества. «Нормальность» и «ненормальность» конструируются в повседневных интеракциях и выступают в качестве обыденных категоризаций. Гофман ввёл термин «тотальный институт», т.е. организация закрытого типа, членство в которой не является добровольным и которая предполагает использование жёстких практик, дисциплину и контроль. К тотальным институтам относят тюрьмы, колонии, армию, интернаты и психиатрические клиники.

В работе «Asylums» Гофман ввёл понятие «ритуал мортификации», которое означает практики по умерщвлению индивидуальности, осуществляемые для того, чтобы пациенты закрытых лечебных заведений не представляли собой полноценные личности.

Мишель Фуко подвергает критике рационалистическое определение медицины. Фуко подчёркивал связь знания и власти, отмечая дисциплинарный характер медицинских учреждений и практик.

Задания к семинарскому занятию № 6

(2 часа семинарских занятий, 5 часов самостоятельной работы)

Материалы для самостоятельной работы

Изучив материалы лекций и рекомендованную учебную литературу, подготовьте ответы на следующие вопросы.

1. Социология медицины: проблематика и подходы, проблема определения.

2. Биомедицинская модель здоровья и болезни: содержание и основания критики.

3. Медикализация как проблема современного общества.

4. Теория «роли больного» Толкотта Парсонса. Представление о «карьере болезни».

5. Исследование тотальных институтов Ирвина Гофмана.

6. Критический подход Мишеля Фуко.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основания критики термина «социология медицины»?

2. Какие факторы способствовали росту популярности социологии медицины?

3. В чём состоят основания критики биомедицинского подхода?

4. Каковы основания критики теории «роли больного» Парсонса?

5. Почему Гофман определяет психиатрическую клинику как тотальный институт?

6. Что такое «дискурс»?

7. В чём, согласно Фуко, состоит специфика медицины как дискурса?

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите не менее пяти примеров реализации биомедицинского подхода в повседневной жизни людей.

2. Напишите небольшое эссе (2-2,5 страницы) о вашем отношении к проблеме медикализации. Укажите, считаете ли вы медикализацию проблемной? Согласны ли вы с негативным определением данного процесса? В чём проявляется медикализация и какие социальные группы испытывают на себе основное влияние данного процесса? Сопроводите свои рассуждения примерами.

3. Как вы считаете, перспективно ли внедрение социологических положений в практику работы медицинских учреждений в России. Ответ обоснуйте.

Темы докладов

- Социальные факторы здоровья населения,

- Социальное неравенство в системе здравоохранения,

- Социология тела: проблематика и теоретические положения,

- Инвалиды как особая социальная группа: феноменология инвалидности,

- Проблемы реформирования отечественной системы здравоохранения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.023 с.)