Кафедра истории, философии, социологии и политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории, философии, социологии и политологии



Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

 

Социология

Учебное пособие для студентов

Казань, 2013

 
УДК 316(075.8)

ББК 60.5я73

Печатается по решению Предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Составители:

д. полит. наук, проф. Мухарямова Л.М.,

ассистент Фахретдинова Л.М.

 

Рецензенты:

к.и.н., ст. преп. кафедры истории, философии, социологии и политологии Шигабутдинов Р.Р.,

к.с.н., доцент кафедры социологии Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ Егорова Л.Г.

 

 

Социология. Учебное пособие для студентов / Мухарямова Л. М., Фахретдинова Л.М. – Казань: КГМУ, 2013. – 91 с.

 

Учебное пособие содержит требования к освоению компетенций, краткий конспект лекций, программы семинарских занятий, задания для студентов факультета социальной работы и высшего сестринского образования по дисциплине «Социология». В пособие также включены темы докладов, списки основной и дополнительной литературы по каждой теме, актуальные электронные ресурсы.

 

© Казанский государственный медицинский университет, 2013

Содержание

Описание компетенций и базовых требований...4

Структура и содержание дисциплины.. 11

Тематические планы лекционных и семинарских занятий для студентов дневного отделения. 12

Электронные ресурсы по социологии……………………………..81

 

Преподаватели кафедры искренне приветствуют всех студентов, приступающих к изучению социологии!

Мы все живём в обществе. Мы ничего не можем сделать, не взаимодействуя с другими людьми. Мы нуждаемся в поддержке, понимании и одобрении даже когда в этом не признаёмся. Мы объединяемся в различные группы - семью, коллектив, нацию, - чтобы сделать нашу жизнь более безопасной, комфортной, осмысленной. Это наша жизнь, мы все хотим достичь успеха. Лучшему пониманию того, как возможно общество, как люди образуют группы, почему воспроизводится неравенство и сохраняется дискриминация, как сделать нашу жизнь более справедливой, и что для этого может сделать каждый из нас, будет способствовать изучение социологии.

Цели освоения социологии, в нашем представлении, ‒ это расширение области распространения гуманитарных, исследовательских, адаптивных, коммуникативных умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, общения в профессиональной среде и эффективной связи с другими, включая пациентов, коллег, службы здравоохранения и другие организации.

Мы надеемся, что изучение социологии позволит вам получить ответы на некоторые вопросы, которыми, пожалуй, задаётся каждый человек, живущий в обществе.

 

Описание компетенций и базовых требований

Цели освоения дисциплины «Социология» для студентов специальности 060500 – «Сестринское дело», код квалификации выпускника – 62 (бакалавр):

- формирование целостного представления об обществе, закономерностях его функционирования и развития, системе социальной стратификации, социальных институтах, социальных практиках и системе социальных ценностей и норм, формирование у студентов «социологического воображения»;

- формирование знаний об основных методах социологических исследований, о принципах и правилах проведения конкретных социологических исследований, обработки и анализа данных, формирование соответствующих навыков;

- развитие навыков групповой работы и умения эффективно организовывать совместную деятельность.

Задачи дисциплины:

- научить студентов составлять программу социологического исследования, применять основные методы сбора и обработки данных;

- познакомить со спецификой социологического подхода к пониманию основных социальных феноменов и процессов;

- научить основам организации эффективной деятельности в малых группах, познакомить со стратегиями преодоления организационных конфликтов;

- познакомить с основами социологического подхода к проблемам здоровья и болезни, познакомить с социокультурным контекстом реализации медицинской деятельности в современных обществах.

 

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

№ пп.   Код ком-петенции Содержание компетенции  
 
  ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь  
  ОК-9 Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы  
  ОК-11 Способность понимать сущность и значение инфор-мации в развитии современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, возника-ющих в этом процессе, соблюдение основных требо-ваний информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны  
  ПК-16 Готовность осуществлять сбор и обработку медико-статистических данных  
  ПК-17 Готовность к оперативному поиску, обмену, анализу информации в области исследований в социальной практике и медицине; способность к созданию условий для их осуществления  
  ПК-18 Готовность проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности  

 

 

В результате освоения дисциплины «Социология» студенты должны знать:

- особенности социологического подхода к исследованию общества, основную проблематику социологии, место, которое она занимает в системе социальных наук;

- основной категориальный аппарат социологии;

- методы социологических исследований, правила организации и проведения конкретного социологического исследования;

- проблематику и основные положения таких разделов социологии, как социология семьи, социология организаций, этносоциология, социология медицины, а также знать основное содержание теории социальной стратификации и иметь представление о содержании социологического подхода к исследованию процессов социализации и функционирования социальных групп.

 

В результате освоения дисциплины «Социология» студенты должны уметь:

- самостоятельно проводить конкретное социологическое исследование, составлять программу исследования, осуществлять сбор, обработку и анализ данных в соответствии с методологией прикладных социологических исследований;

- давать компетентную оценку социальных феноменов и процессов сообразно положениям современной социологической науки;

- анализировать содержание организации трудового процесса, давать верную оценку содержанию внутриорганизационных конфликтов, выбирать наиболее действенную стратегию преодоления конфликтов.

 

В результате освоения дисциплины «Социология» студенты должны владеть:

- основным категориальным аппаратом социологии;

- основами социологического подхода к социальным феноменам и процессам, к вопросам здоровья и болезни;

- навыками организации и проведения конкретного социологического исследования;

- навыками работы в малых группах, целеполагания и целедостижения;

- основными стратегиями разрешения внутриорганизационных конфликтов.

 

Основные формы работы: лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа студента. Темы занятий и часы, отведённые на изучение тем, указаны в рабочей программе дисциплины.

Основными целями практических занятий являются развитие аналитических способностей, критического мышления, умения аргументированно излагать свою точку зрения и отстаивать её в ходе дискуссии, развитие навыков работы с текстом, навыков групповой работы, развитие организаторских способностей и навыков тайм-менеджмента.

 

Подготовка к занятию включает в себя следующее:

- работа с конспектом лекции;

- работа с текстами учебников, статей, первоисточников, включающая в себя анализ аргументации автора, критическую оценку, интерпретирование содержания материала, конспектирование материала;

- подготовка ответов на вопросы для самостоятельной работы;

- подготовка доклада на заданную тему;

- подготовка к участию в дискуссии.

 

Студент в рамках семинарского занятия должен:

- выступать с ответами по теме занятия и давать ответы на вопросы для самоконтроля;

- принимать участие в обсуждении рассматриваемых проблем;

- делать презентации и доклады;

- участвовать в коллективных видах работы.

Формы контроля. Знания, умения и навыки студентов оцениваются в ходе текущего и итогового контроля (тестирование, контрольная работа, оценка результатов самостоятельной работы, зачёт). Формы текущего и итогового контроля должны быть доведены до студентов на первом занятии.

Каждая из форм работы на практическом занятии оценивается преподавателем. В журнал выставляются хорошие и отличные оценки. Возможны две формы оценивания: индивидуальное, когда оценивается индивидуальный вклад студента в общее обсуждение или его выступление с докладом/презентацией и групповое, когда оценивается деятельность группы (это не исключает дополнительного поощрения наиболее отличившихся индивидуальных участников этой группы). Выставление отличной оценки остаётся на усмотрение преподавателя. Студенты вправе получать информацию о текущей оценке успеваемости в течение учебного года.

Итоговая (рейтинговая) оценка слагается из оценок по модулям (максимум 100 баллов за модуль), текущей оценки (максимум 10 баллов), оценки, полученной на зачёте (максимум 100 баллов).

 

Оценка и критерии оценивания:

0-69 (неудовлетворительно):

- неверное выполнение задания для самостоятельной работы либо отсутствие данного задания,

- слабая активность на семинарском занятии,

- уровень владения материалом низкий,

- ответ неполный или содержит отдельные фактические ошибки,

- лексические и грамматические ошибки при ответе.

 

70-79 (удовлетворительно):

- задания для самостоятельной работы выполняются нерегулярно либо в ответах присутствуют ошибки,

- слабая активность на семинарском занятии,

- уровень владения материалом низкий,

- ответ неполный, однако содержательно верный,

- лексические и грамматические ошибки при ответе.

 

80-89 (хорошо):

- регулярное и верное выполнение задания для самостоятельной работы,

- хорошая и регулярная работа на семинарском занятии,

- уровень владения материалом хороший,

- ответ верный, но не полный,

- лексические и грамматические ошибки отсутствуют.

90-100 (отлично):

- регулярное и верное выполнение задания для самостоятельной работы,

- хорошая и регулярная работа на семинарском занятии,

- ответ полный и верный,

- свободное владение материалом,

- лексические и грамматические ошибки отсутствуют.

Посещение занятий

Предполагается, что студенты должны посещать все занятия, как лекционные, так и семинарские. Пропуск занятия влечёт за собой снижение итоговой оценки, поэтому предполагается, что каждое пропущенное занятие будет отработано студентом. Стандартная форма отработки – презентация в форме PowerPoint по теме пропущенного занятия (10-20 слайдов, в зависимости от объёма пройденного материала).

Структура и содержание дисциплины

Лекции: 6

Семинарские занятия: 18

Самостоятельная работа: 48

Зачёт: 1 семестр

Всего: 72

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы трудоёмкости (ЗЕТ - 2)

 

Тематические планы лекционных и семинарских занятий для студентов дневного отделения

 

№ пп. Название темы Количество часов
    Лек-ции Семи-нары Самосто-ятельная работа Всего Формы контроля
  Социология как наука         Устный опрос
  Социальные группы и социализация         Устный опрос
  Социальная структура и стратификация         Устный опрос
  Основы прикладной социологии         Устный опрос, письменные задания
  Социология здоровья, болезни и медицины         Устный опрос, письменные задания
  Социология семьи         Устный опрос
  Социология организаций         Устный оп-рос, собесе-дование по ситуацион-ным задачам
  Этносоцио- логия         Устный опрос
  ИТОГО          

Тезисы лекций, планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы

Тезисы лекции

Социология – это наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Объектом социологии является социальная реальность, или общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Предметом социологии выступают закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определённых социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

 

Социология как наука возникла в первой половине XIX века во Франции. К основным социальным процессам, оказавшим влияние на формирование социологии в Западной Европе, относятся:

1. Бурное развитие капитализма, Великая французская революция 1798 года, промышленная революция второй половины XVIII века, разрушение старых феодальных порядков и образование нового индустриального общества (общества модерна).

2. Обострение социальной борьбы: восстание лионских ткачей во Франции, силезских рабочих в Германии, возникновение чартистского движения в Англии. Высшей точкой этого противостояния стал 1848 год, когда по всей Западной Европе прокатилась волна революций.

3. Кризис социально-философского знания: социальная философия, прежде всего, идеи теоретиков Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро), оказалась не способна ответить на вопросы, возникшие в эпоху модерна.

4. Стремительный прогресс естественных наук, открытия в области физики, химии, биологии, в особенности, теория эволюции Ч. Дарвина.

Основоположником социологии является французский мыслитель Огюст Конт, создатель теоретического подхода, названного позитивизмом. Именно он ввёл термин «социология». Слово «социология» происходит от латинского societas – «общество» и греческого logos – «слово, учение». Конт выделял два раздела в рамках социологии:

- социальная статика, изучающая условия существования и законы функционирования социальных систем;

- социальная динамика, изучающая закономерности общественного изменения и развития.

Вопрос о соотношении структуры и действия остаётся одним из основных для современной социологии.

Функции социологии:

- теоретико-познавательная;

- мировоззренческая;

- информационная;

- практико-преобразовательная;

- прогностическая;

- функция социальной критики.

Структура социологии:

1. Общие социологические теории,

2. Теории «среднего уровня»,

3. Конкретные социологические исследования.

Теории «среднего уровня» в середине ХХ века ввёл американский социолог Роберт Мертон для устранения разрыва между общими социологическими теориями, имеющими абстрактный характер, и эмпирическими социологическими исследованиями.

В рамках социологии различают два теоретических пласта:

- макросоциология;

- микросоциология.

Макросоциологический подход предполагает ориентацию на анализ больших социальных групп и тех процессов, которые в них протекают. Макросоциология изучает общество в целом, соци­альные институты, социальные системы и структуры, гло­бальные социальные процессы и т.д.

Микросоциологический подход ориентирован на исследование небольших структур в рамках социума: социальные группы, межличностные отношения, социальные установки, системы символов, применяемых в общении, стереотипы и т.д.

Социология является мультипарадигмальной наукой. Термин парадигма означает фундаментальную картину предмета научного исследования. Американский социолог Джордж Ритцер выделяет три парадигмы современной социологии: парадигму социального определения, парадигму социальных фактов и парадигму социального поведения. Основаниями различения парадигм выступают образ предметной области науки, методы исследования, образцы научной работы, своего рода эталоны исследования, а также теории, разрабатываемые на основании данной парадигмы.

 

1. Парадигма социальных фактов (фактуалистская)

Образец: работы Эмиля Дюркгейма.

Определение предметной области: представители фактуалистской парадигмы уделяют основное внимание изучению так называемых социальных фактов, т.е. исследованию крупных социальных структур и инсти­тутов. Сторонники парадигмы социальных фактов исследуют не только эти явления, но и их воздействие на индивидуальное мышление и действие.

Методы: опросные методы и сравнительно-исторический метод.

Теории: Структурный функционализм – теория, сторонники которой считают, что в обществе господствует социальный порядок, социальные факты взаимосвязаны, а упорядоченность поддерживается всеобщим согласием. Теория конфликта, сторонники которой полагают, что социальный порядок поддерживается путём принуждения.

2. Парадигма социального определения (дефиниционистская)

Образец: работы Макса Вебера.

Определение предметной области: социальное действие, т.е. осознанные действия людей, ориентированные на других. Сторонники данной парадигмы занимаются изучением того, как индивиды определяют социальные ситуации и как это определение влияет на их последующие поведение и взаимодействие.

Методы: наблюдение.

Теории: символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология и т.д.

3. Парадигма социального поведения (бихевиористская)

Образец: работы психолога Берреса Фредерика Скиннера.

Образ предметной области: неосознанное поведение индивидов, особенный интерес у сторонников данной парадигмы вызывают награды, вызывающие желательные виды поведения, и наказания, сдерживающие нежелательное поведение. В целом, социальное поведение определяется представителями данной парадигмы согласно схеме «стимул-реакция», т.е. каждое индивидуальное или групповое действие понимается как реакция на внешнее воздействие.

Методы: экспери­мент.

Теории: поведенческая социология, теория обмена Джорджа Хоманса.

Задания на семинарское занятие № 1

(1 час семинарских занятий, 2 часа самостоятельной работы)

Материалы для самостоятельной работы

Изучив материалы лекций и рекомендованную учебную литературу, подготовьте ответы на следующие вопросы.

1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук об обществе. Функции социологии.

2. Структура и уровни социологического знания. Теории «среднего уровня». Макро- и микросоциология.

3. Социология как мультипарадигмальная наука. Парадигмы в социологии: парадигмы социальных фактов, социального определения, социального поведения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём состоит различие между объектом и предметом науки?

2. В чём состоит принципиальное отличие социологии от других общественных наук?

3. Для каких целей были введены теории «среднего уровня» (теории «среднего ранга»)?

4. Что такое «социологическое воображение», согласно Ч. Р. Миллсу?

5. Какие основания для различения парадигм в социологии выделяет Дж. Ритцер?

6. В чём различие между понятиями «теория» и «парадигма»?

Задания для самостоятельной работы

1. Укажите, в чём состоит различие между предметным полем социологии и таких наук, как история, психология, экономика, политология. Ответ оформите в виде таблицы.

2. Перечислите не менее пяти примеров явлений и процессов, составляющих область исследования макросоциологии и микросоциологии.

3. Приведите не менее трёх примеров использования социологического воображения в повседневной жизни.

Темы докладов

- Позитивистская социология Огюста Конта,

- Теория социальных фактов Эмиля Дюркгейма,

- Понимающая социология Макса Вебера,

- «Социальное конструирование реальности» Питера Бергера и Томаса Лукмана,

- Социология в системе социальных наук.

Литература

Основная

Кравченко А.И. Социология. - М.: Юрайт, 2013. – С. 13-69.

 

Дополнительная

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – М.: Экономика, 2004. – С. 237, 258, 449-451.

2. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – С. 6-51.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2003. – С. 7-12, 63-67.

4. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии.

Электронный ресурс:

http://www.archipelag.ru/authors/giddens/?library=2533.

5. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С. 17-32.

6. Зборовский Г. Е. Общая социология: - М.: Гардарики, 2004. – С. 9-23, 91-142.

7. Иванов Д. В. Актуальная социология: весёлая наука в поисках злых истин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2010. – Т. 13. - № 2, 3. – С. 21-51, 51-65.

Электронный ресурс:

http://ecsocman.hse.ru/data/2011/11/11/1270180837/Иванов_%202010_N2.pdf и

http://ecsocman.hse.ru/data/2011/11/13/1270180928/Иванов_2010_N3.pdf.

8. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. – Ростов н/Д: МарТ, 2003. – С. 7-67.

9. Ковалевская Е. В. Социология. – М.: МЭСИ, 2004. – С. 7-17.

10. Кравченко А. И. «Социологическое воображение» Р. Миллса // Социологические исследования. – 1994. - №1. – С. 114-122.

Электронный ресурс:

http://ecsocman.hse.ru/data/992/921/1219/016_kravchenko1.pdf.

11. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2003. – С. 9-45.

12. Култыгин В. П. Специфика социологического знания // Социологические исследования. – 2000. - №8. - С. 3-11.

Электронный ресурс:

http://www.isras.ru/files/File/Socis/08-2000/001.KULTYGIN.pdf.

13. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С. 14-39.

14. Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования. - 2002. - № 8. - С. 3-16.

Электронный ресурс:

(http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/212606.html.

15. Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. – 2001. - №1. – С. 118-129.

Электронный ресурс:

http://ecsocman.hse.ru/data/751/688/1219/005.SHTOMPKA.pdf.

16. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2003. – С. 14-43.

 

Тезисы лекции

Человека отличает соединение биологических и социальных качеств. Человек – самое общее, родовое понятие. Термин «индивид» означает отдельного, конкретного человека, единичного представителя человеческого рода. В социологии личность определяется: 1) как системное качество индивида, обусловленное его включённостью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Важный термин, подчёркивающий социальную определённость личности и фактически замещающий понятие личности в социологии – идентичность. Понятие индивидуальность – это характеристика личности, обозначающая её уникальность и отличие от обобщённых понятий «человек» и «индивид».

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы своей социальной группы таким образом, что через формирование «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Различают два основных этапа социализации. Первичная социализация осуществляется в ранние годы жизни индивида и протекает преимущественно в пределах семьи и ближайшего окружения. Вторичная социализация происходит в более поздний период в рамках вторичных социальных групп.

Среди основных механизмов социализации индивида выделяют следующие: имитация, идентификация, стыд и вина.

Процесс социализации личности обеспечивают агенты социализации - социальные институты и группы, которые осуществляют или способствуют социализации: семья, друзья, образовательные учреждения, СМИ, армия, трудовые коллективы и т.д.

Десоциализация – утрата индивидом усвоенных в процессе социализации социальных ценностей и норм.

Ресоциализация - процесс усвоения новых знаний, норм, ценностей и навыков вместо прежних.

 

Согласно социологам П. Бергеру и Т. Лукману, социализация не может быть ни полностью успешной, ни абсолютно неуспешной. Поскольку первое означало бы неукоснительное следование индивида всем социальным нормам, его полное согласие со всеми аспектами социальной жизни и полную удовлетворённость своим положением в социальной иерархии. А второе предполагало бы, что человек игнорирует все социальные нормы и установки.

Взаимодействие - это определённая система дей­ствий одной стороны в отношении другой и на­оборот. Цель данных действий состоит в том, чтобы каким-либо обра­зом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же.

Социальное взаимодействие – это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга. Одной из моделей социального взаимодействия является социальный обмен. Предпосылки для социального обмена создаёт компетентность, то есть владение ресурсами. Одной из форм социального взаимодей­ствия выступает коммуникация с помощью общественно принятой системы символов. Примером подобной системы символов выступает язык.

Взаимосвязями называют отношения между двумя людьми, продолжающиеся достаточно долго для того, чтобы связать этих людей относительно стабильными целями. Различают экспрессивные и инструментальные социальные связи.

Экспрессивные связи – это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берёт на себя обязательства по отношению к ним.

Инструментальные связи – это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели.

Совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, составляет социальную группу. Различают множество видов социальных групп.

Формальные группы – это такие социальные группы, положение и поведение членов которых определяется строго официальными правилами организации и социальными институтами. Неформальные группы – группы, в которых взаимодействия индивидов не регламентированы соответствующими правилами.

Первичные группы – это социальные группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. В первичных группах преобладают экспрессивные связи. Вторичные группы – группы, где социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь преобладает инструментальный тип связей.

В социологии различают такие разновидности социальных групп, как ин-группы, то есть те группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ин-группы как «мы». Другие группы, к которым индивид не принадлежит, выступают для него аут-группами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».

Референтной группой является реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке. Соответственно, выделяют нереферентные группы.

Квазигруппами называются социальные группы, которые появляются непреднамеренно, случайно, характеризуются отсутствием устойчивых ожиданий, взаимодействия в таких группах, как правило, бывают односторонними. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

1) спонтанность образования;

2) неустойчивость взаимосвязей;

3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

4) кратковременность совместных действий.

Квазигруппы существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Основными видами квазигрупп являются:

1. Аудитория, то есть социальная общность людей, объединённая взаимодействием с коммуникатором - индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими её до этой общности.

2. Толпа - это временное собрание людей, объединённых в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Толпе свойственны такие характеристики, как внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

К главным характеристикам толпы относят:

- внушаемость,

- анонимность,

- спонтанность,

- неуязвимость.

Социальный контроль – это механизм социальной регуляции поведения членов социальных групп, совокупность средств и методов социального воздействия и социальная практика их использования. Социальный контроль включает в себя два элемента: социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы - социально одобряемые или законодательно закреплённые правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции – принятые в некой социальной группе виды поощрения либо наказания, с помощью которых осуществляется подкрепление социально приемлемых форм поведения. Виды социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Задания на семинарское занятие № 2

(2 часа семинарских занятий, 4 часа самостоятельной работы)

Материалы для самостоятельной работы

Изучив материалы лекций и рекомендованную учебную литературу, подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

2. Социализация: понятие и виды. Десоциализация и ресоциализация.

3. Социальная группа: понятие и виды.

4. Квазигруппы: аудитория и толпа. Виды толпы.

5. Социальные нормы, санкции и социальный контроль.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое понятие имеет наиболее широкое содержание: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Какая группа оказывает на человека большее воздействие, первичная или вторичная?

3. Почему триада определяется как более эффективная форма взаимодействия в группе, нежели диада?

4. Семья является формальной или неформальной группой? Почему?

5. Как долго длится процесс социализации человека?

6. Что такое «первичная социализация»? «Вторичная социализация»?

7. Кто такие «агенты социализации»?

8. Какое значение имеет социальный контроль для общества?

Задания для самостоятельной работы

1. Социолог Г. Тард писал: «…Как ни разнятся толпы друг от друга по своему происхождению и по всем своим другим свойствам, некоторыми чертами они все похожи друг на друга; эти черты – чудовищная нетерпимость, забавная гордость, болезненная восприимчивость, доводящая до безумия чувство безнаказанности, рождённое иллюзией своего всемогущества и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведённого до крайности взаимным разжиганием. Для толпы нет среднего между отвращением и обожанием, между ужасом и энтузиазмом, между криками «Да здравствует!» или «Смерть!». Согласны ли вы с подобной характеристикой толпы? Обоснуйте свой ответ, проиллюстрировав его примерами из истории, повседневной жизни или художественных произведений.

2. В чём состоит различие между сложившейся социальной группой и квазигруппой? Оформите ответ в виде таблицы.

3. В чём состоит различие между аудиторией и толпой? Оформите ответ в виде таблицы.

4. Приведите по три примера каждого из четырёх видов социальных санкций.

Темы докладов:

- Кризисные точки социализации,

- Теория социализации Дж. Мида и Ч. Кули,

- Проблема ресоциализации в постсоветской России,

- Институционализация и социальный контроль,

- Ин-группы и аут-группы: кто «Мы» и где «Они».

Литература

Основная

Кравченко А. И. Социология. - М.: Юрайт, 2013. – С. 286-332, 339-392.

Дополнительная

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – М.: Экономика, 2004. – С. 292-293, 412-413, 430-431, 443.

2. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – С. 258-288.

3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. – М.: Гардарики, 2003. – С. 112-174.

4. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С. 33-54.

5. Зборовский Г.Е. Общая социология: - М.: Гардарики, 2004. – С. 164-183.

6. Кравченко А.И., Анурин В. Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2003. – С. 175-230.

7. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. – Ростов-н/Д: МарТ, 2000. – С. 77-123, 163-224.

8. Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. – 2010. – №1 (2). – С. 25-33.

Электронный ресурс:

http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/21/1212534530/tsializatsiya_Vopr_vospitaniya__1_2010.pdf.

9. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. – 2003. – № 3. – С. 147-151.

Электронный ресурс:

http://ecsocman.hse.ru/data/724/890/1216/rubchevskij.pdf.

10. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С. 94-167.

Тезисы лекции

Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. Оно латинского происхождения.

Социальная стратификация – разделение общества на социальные слои и группы, одни из которых занимают относительно высокое, а другие – относительно низкое положение. Страта – это социальный слой. К значимым признакам стратификации относят собственность, доход, власть, престиж, профессию.

Энтони Гидденс разли­чает четыре исторических типа стратификационных систем: рабство, каста, сословие и класс.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

Следует различать понятия стратификационный профиль и профиль стратификации. Стратификационный профиль – это графическое выражение положения индивидуальных статусов на шкалах стратификации. Профиль стратификации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.157.16 (0.195 с.)