Организация выполнения работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация выполнения работы



К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:

1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа специальной литературы;

2) всестороннее использование статистических данных, характеризующих процессы в определенной отрасли;

3) умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития определенной отрасли;

4) критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятия;

5) аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

6) литературное научно-публицистическое, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;

7) оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Студент выполняет работу в установленном порядке и в соответствии с методическими рекомендациями, а также с указаниями руководителя.

Организация и выполнение могут осуществляться в следующей последовательности:

- подбор литературы и фактического материала, подготовка плана и определение структуры работы;

- согласование с руководителем плана, основных направлений рассматриваемых проблем и практических материалов;

- получение от руководителя рекомендаций по использованию дополнительной литературы и практических материалов;

- обобщение подобранного материала в соответствии с разделами плана;

- анализ фактического материала по избранной теме;

- выводы и предложения по рассматриваемым проблемам и совершенствованию практических действий;

- обсуждение студентом с руководителем результатов и предложений, выносимых на защиту;

- доработка отдельных разделов при наличии замечаний руководителя;

- оформление работы в целом.

Пользование ранее защищенными выпускными квалификационными работами как прототипами возможно только с разрешения заведующего кафедрой на основании ходатайства руководителя.

Консультации с руководителями проводятся в соответствии с графиком консультаций, утвержденным заведующим кафедрой.

К работе должны быть приложены:

§ отзыв руководителя;

§ внешняя рецензия с печатью.

К работе они не подшиваются.

 

5. Оформление организационных документов

Необходимо оформление следующих организационных документов:

1) задания на выпускную квалификационную работу;

2) оглавления - плана работы,

3) графика консультаций и нормоконтроля по выпускной квалификационной работе.

Эти документы являются рабочими, определяющими совместную работу студента и руководителя. Они оформляются в 2-х экз., первый из которых остается у руководителя, второй – у студента.

Задание на работусоставляется с целью уяснения замысла работы и поставленных в ней основных проблем. Формулируются названия глав работы, которые не должны выходить за границу темы работы; проблемы, выбираемые для изучения, должны служить раскрытию темы; формулировки составных частей не должны совпадать с названием самой работы. При оформлении задания определяются сроки прохождения промежуточных мероприятий и представления законченной работы. Оборотной стороной задания является календарный план работы, который следует строго придерживаться. Задание к работе не подшивается.

График консультаций и нормоконтроля по выпускной квалификационной работе способствует контролю прохождения консультаций студентов у назначенных руководителей квалификационными работами, рациональному распределению времени на разработку составных частей, своевременной подготовке, оформлению и представлению работы к защите. За время проектирования автор-студент должен посетить не менее 10 консультаций (20 академических часов). График к работе не подшивается, а сдается на кафедру отдельно.

На основании полученного задания составляется план, отражающий структуру, содержание, логическую связь составных частей работы. План является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, разделов, подразделов основной части, заключения, библиографического списка и приложений. В нем выделяются подвопросы, проблемы, вынесенные в наименования параграфов (подразделов) работы. В плане достаточно выделения до пяти исследуемых подвопросов по каждому разделу. План обеспечивает последовательность изложения материала, где каждый раздел, параграф логически связаны с предыдущим разделом.

План является основой для составления Оглавления. Он носит динамичный характер. Внесение изменений в наименования разделов и подразделов требует согласования с руководителем, в формулировку темы – с заведующим кафедрой и утверждения ректором. Впоследствии план к работе не прилагается.

 

6. Подбор и изучение литературы

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете выбранного исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. Следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной работы. По изданному кафедрой списку рекомендованной литературы по дисциплинам можно подобрать основные источники.

Изучение нужно начинать с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом – журнальные статьи. Знакомиться с источниками следует в обратном хронологическом порядке, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале института. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

При подборе нормативно-правовых актов, связанных с темой работы, целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.

Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях Банка России («Вестнике Банка России», «Бюллетене банковской статистики», «Годовых отчетах Банка России»).

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется библиографический список, который согласовывается с руководителем. Библиографический список включает не менее 60 наименований.

Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению;

- изучение введения или предисловия;

- выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу представляющих интерес глав;

- внимательное чтение этих глав;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмента будущей работы. В дальнейшем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения, высказать собственное суждение по данному вопросу.

В результате изучения подобранной литературы составляется план работы.

 

7. Структура основной части работы

и изложение содержания

После титульного листа работа должна содержать аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и приложения.

Работа должна глубоко и всесторонне раскрывать содержание выбранной темы, материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы.

Аннотация (от лат.annotatio – заметка, замечание) объемом не более одной страницы начинается с библиографического описания данной работы. Текст содержит предназначение работы, цель ее создания, структуру работы: краткое содержание введения; количество разделов и подразделов основной части, их краткое содержание; краткое содержание заключения; указание на библиографический список, количество источников; количество приложений, их обоснование. Примерная формулировка начала аннотации: Данная работа предназначена для … В работе представлено … предложено …показано... рассмотрено … Работа состоит из …, в котором(ой) …

Во введении следует определить:

1) актуальность темы,

2) возможную новизну и практическую значимость работы,

3) цель и вытекающие из нее основные решенные задачи работы,

4) объект и предмет и исследования,

5) методы, методологическую основу исследования,

6) хронологические рамки исследования,

7) информационную базу исследования,

8) личный вклад в исследование темы.

Объем введения – 2-4 страницы.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо доказать, что в выбранной области исследования есть проблемы и они требуют своего решения. Проблема в исследовании – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Именно выбор проблемы в актуальности во многом определяет не только тему работы, но и направление исследования. Правильно сформулированная актуальность выбранной темы означает умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

При написании введения особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Объект – то, частью чего является предмет исследования, сфера (среда) предмета. Предмет – это то, что (проблема) исследуется в работе. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Неправильный выбор объекта и предмета исследования может исказить все содержание работы.

Объект исследования – это процесс или явление на конкретном предприятии, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – это часть объекта, которую изучает дипломант. Именно на предмет исследования ориентирована основная часть дипломной работы. В формулировке предмета исследования должны присутствовать ключевые слова темы. Например, тема «Оборотные средства предприятия и пути повышения эффективности их использования (на примере …)» обязывает в формулировке предмета исследования на первое место поставить словосочетание «пути повышения» и посвятить основную часть работы исследованию путей повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.

Необходима четкая формулировка цели работы, которая должна вытекать из формулировки темы и заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерностей между различными явлениями. Цель – это то, к чему стремится исследователь, и то, что ожидается в результате определенным образом направленных действий (обычно – это слово существительное). Цель во введении должна быть одна, а не несколько. Недопустимо выражение: «Основными целями работы являются …». Цель должна быть направлена на решение проблемы, выявленной и обозначенной в доказательстве актуальности темы.

Исходя из цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления глаголов будущего времени (проанализировать …, разработать …, обобщить …, выявить …, доказать…, внедрить …, выработать …, изыскать …, найти …, определить …, установить …, выяснить…, вывести формулу …, дать рекомендации …, установить взаимосвязь …, сделать прогноз …, рассчитать эффективность и т.п.). Недопустимо использовать слова, не носящие исследовательского характера: изучить, описать, показать и т.п. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов работы в целом. В работе обязательно должны быть предусмотрены задачи по оценке практической значимости (экономического обоснования) результатов исследования.

Во введении обязательно определение основных методов, методологии исследования темы – общих принципов и приемов раскрытия темы. Например, В ходе обзора выбраны конкретные методы работы: … Исследование проводилось аналитическим, сравнительным, сопоставительным методами и т.д. Это выразилось … (в имитационном, компьютерном моделировании и т.п.).

Информационная база исследования – это указание на основные печатные источники работы, включая данные, взятые с анализируемого предприятия. Например: Для раскрытия содержания основных понятий инновационной деятельности изучены работы отечественных и зарубежных авторов, таких как К. Друри [16], Р. А. Фатхутдинова [27]; для определения методики оценки эффективности инноваций использовались Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [9]; анализ рынка трубной продукции осуществлен на базе годовых отчетов ОАО «ЧТПЗ», информационных материалов «Газпрома» и др. Анализ инновационного проекта произведен с помощью программного продукта «Альт-Инвест», разработанного фирмой «Альт» (Санкт-Петербург).

Новизна выпускных квалификационных работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей различных процессов. Она проявляется в работах только научно-исследовательского характера и неразрывно связана с практической значимостью работы. Если новизна исследования никак не проявляется, то ее формулировать не надо.

Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести субъектам для повышения эффективности своей деятельности. Здесь характеризуются возможные направления использования в практической деятельности результатов, полученных в процессе выполнения работы, а также предложения автора работы. Практическая значимость подтверждается выполнением экономического обоснования предложенных мероприятий и рекомендаций, а также справкой о внедрении, выданной организацией, на материалах которой выполнялась работа.

Во вводной части необходимо обосновать последовательность расположения структурных элементов работы. Например, Структура работы – традиционная, включает теоретический раздел, анализ нормативной базы, оценку использованных методов и т.д. Выбор такой структуры позволил последовательно решить все задачи исследования и логически достигнуть цели работы.

Показывая личный вклад в исследование, в создание проекта, автор-студент должен назвать конкретные мероприятия, осуществленные им.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, от первого до последнего предложения должна соблюдаться строгая логическая связь работы.

В этой части исследуются теоретические положения по избранной теме, изучаются действующие законодательные акты, инструктивные материалы, показываются различия российской и зарубежной практики по теме исследования, анализируется практика, приводятся и обосновываются конкретные практические предложения по повышению эффективности различной деятельности. Направление и характер работы могут изменяться в зависимости от того, в какой мере будет привлечен практический материал.

В работе не должно быть простого изложения фактов, главным является их осмысливание, подтверждение выводов цифровыми расчетами.

В конце каждой главы подводится итог всех направлений исследования, обосновываются выводы, приводятся собственные предложения, направленные на улучшение практической деятельности.

Объем основной части – 65-75 страниц.

Отдельные мысли высказываются в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяются в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

В работах практически всегда возникает необходимость формулирования определений различных понятий через более простые определяющие понятия. При этом необходимо соблюдать логическое правило: соразмерность, ясность, отсутствие круга и отрицательности.

Соразмерность означает, что совокупность предметов, которая мыслится в определяемом понятии, должна быть равна совокупности предметов, мыслимых в определяющих понятиях.

Ясность определения означает то, что при определении понятия необходимо указывать такие признаки, которые понятны и не содержат двусмысленности. Правило ясности также предполагает, чтобы в качестве определения не использовались различные метафоры, сравнения, поговорки и т.п.

Отсутствие круга означает, что нельзя формулировать определяемое понятие через определяющее, которое в свою очередь описано через определяемое.

Отсутствие отрицательности означает, что в определении следует указывать существенные признаки понятия, которые отличают его от других понятий, а не отсутствующие у определяемого понятия признаки. Однако это правило может не применяться в тех случаях, когда отсутствие какого-либо признака у понятия является существенным отличием определяемого понятия от других.

Для выяснения сущности понятия достаточно часто проводится классификация этого понятия по одному или нескольким критериям. При классификации следует придерживаться следующих правил: соразмерности, единичности критерия, исключительности, непрерывности.

Соразмерность классификации означает необходимость перечисления всех видов классифицируемого понятия.

Единичность критерия означает, что классификация должна проводиться в данный момент только по одному критерию.

Исключительность классификации означает, что элементы классификации должны исключать друг друга.

Непрерывность означает, что в процессе классификации необходимо переходить к ближайшим видовым понятиям, не пропуская их.

В конце каждого раздела (подраздела) следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод – это абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных специалистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом «Таким образом, …», затем формулируется содержание самих выводов.

При формулировании выводов необходимо учитывать, что,

во-первых, выводы должны быть нетривиальными, неочевидными;

во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные;

в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.);

в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала;

в-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания главы рассуждения.

Первый раздел работы обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В нем обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. Эта часть работы является средством для создания теоретической базы при рассмотрении практических вопросов исследуемой проблемы. В первом разделе работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации исследуемых процессов. На каждой странице этого раздела должно быть не менее 2-3 ссылок на библиографический список работы: [2, с. 6-8]. Полученные в первом разделе выводы могут указывать на новизну работы. Пример окончания первого раздела: Выработаны конкретные методы, инструменты, приемы, которые использованы в исследовании.

Во втором разделе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первом разделе, рекомендуется проанализировать состояние ситуации на ограниченном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты выполнения профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие протекающие исследуемые процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретного предприятия. Основное содержание второго раздела – это анализ деятельности предприятия: состояние рассматриваемой проблемы на предприятии, позитивные и негативные явления и тенденции, упущенные возможности, выявленные недостатки по теме исследования.

Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. При подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить то, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы. Цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого процесса, а не исключение.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы.

Важным достоинством работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Наличие таких программ показывает высокий уровень аналитического мышления автора, умение формализовать исследуемую проблему.

В третьем разделе (самом важном) формулируются предложения по совершенствованию (улучшению существующего порядка, устранению недостатков, внедрению новых технологий, процессов, приемов и т.п.) того, что является проблемным (и об этом сказано во втором разделе работы). Таким образом, вырабатываются рекомендации по устранению выявленных недостатков, отраженных во втором разделе.

Высказываемые в третьем разделе предложения должны соответствовать сформулированным во введении задачам. При решении этих задач следует определять несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Сформулированные и обоснованные выводы этого раздела определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.

Предложения должны содержать создание конкретных предприятий, услуг, конкретные мероприятия, конкретные методики, рекомендации; разработку инновационных, инвестиционных проектов; разработку форм документов; внесение новых, изменение существующих формулировок в нормативно-правовых актах и т.п. Все предложения должны быть обоснованы, подтверждены экономическим расчетом. Уровень экономического расчета в основном и определяет оценку работы аттестационной комиссией.

В заключение работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, решены ли задачи работы и достигнута ли ее цель, в сжатой форме приводятся выводы по всем главам, практические предложения, базирующиеся на основе проведенных исследований как теоретического, так и практического материала.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении: решены задачи, достигнута цель исследования. Результаты не должны иметь качественную характеристику: несколько больше, меньше и т.п. Не должно быть перечисления работ, выполненных в процессе исследования: изучены методологические основы, проведен анализ.

В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов, а должно содержать главные результаты всей работы. Заключение должно показать, насколько материал работы может быть использован на практике.

Рекомендуются речевые обороты: «В ходе изучения теоретических основ установлено, что существуют такие-то методы, нормативная база», «В ходе проведения анализа выявлено …», «Внедрение рекомендаций позволит …», «В результате решения первой (второй, третьей и т.д.) задачи получено …».

В заключении же необходимо показать перспективу развития темы работы, т.е. спрогнозировать направления дальнейшего исследования.

Заключение должно быть по объему 2-4 страницы.

После завершения работы над текстом в целом целесообразно еще раз прочитать введение и заключение. Особое внимание при повторном чтении во введении следует уделить формулировкам актуальности темы, цели, задач работы, а в заключении - формулировкам полученных выводов. При этом обратить внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось решение задач и достижение цели работы, сформулированных во введении.

 

 

Схема структуры выпускной квалификационной работы


8. Требования к стилю

и грамматическому строю языка работы

В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова и словосочетания: «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

Для описания действий следует использовать формы глаголов совершенного вида прошедшего времени страдательного залога, что указывает на уже проведенное исследование и уже полученные результаты, например, «рассмотрели», «выявили», «исследовали», «представили», «нами предложено» и т.п.

Для выражения логических связей между частями высказывания следует использовать указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работы не используются.

При написании работы может возникнуть необходимость высказывания своего личного мнения по какой-либо проблеме. Авторство правильнее выражать местоимением во множественном числе - «мы», «нами»: выражение авторства как формального коллектива с руководителем придает большую объективность изложению. Однако частого употребления местоимения «мы» быть не должно. Поэтому в работах можно использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения: неопределенно-личные предложения, предложения со страдательным залогом (например, Разработан комплексный подход к исследованию …, Применение данной формулы позволяет …, В качестве нормативной величины запасов в работе принята …, В ходе исследования организации установлено следующее …).

Нужно стремиться строить краткие предложения, выражать свои мысли в доступной форме, не допускающей разночтений, использовать грамматические конструкции, предполагающие точное следование нормам связи слов в предложении.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.); на противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее» и др.); на причинно-следственные отношения («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и др.); на переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к …», «обратимся к …», «рассмотрим», «остановимся на …», «необходимо рассмотреть» и др.); на итог, вывод («итак», «таким образом», значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод …», «подведя итог, следует сказать …» и др.).

В качестве средств связи предложений могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «такой», «названные», «указанные» и др.).

Для текста работы, требующей аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов. Чаще следует использовать сложноподчиненные предложения: их части более тесно связаны между собой. Подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и другие отношения. Поэтому в них следует использовать составные подчинительные союзы: «благодаря тому, что …», «между тем, как …», «так как …», «вместо того, чтобы …», «ввиду того, что …», «оттого, что …», «вследствие того, что …», «после того, как …», «в то время, как …» и др.; употреблять производные отыменные предлоги: «в течение …», «в соответствие с …», «в результате …», «в отличие от …», «наряду с …», в связи с …» и др.

Объективность изложения – основная черта работы, которая вытекает из стремления установить научную истину. Отсюда возникает необходимость использования в тексте работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря этим словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («возможно», «вероятно»).

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на источник сообщения: кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это следует реализовывать посредством использования специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению …», «по сведениям …», «по мнению …», «по данным …», «по нашему мнению» и др.).

При разработке материала следует добиться отсутствия ошибок в орфографии и пунктуации.

Качествами, определяющими стиль работы, должны являться точность, ясность и краткость.

Смысловая точность – умение передавать информацию при помощи слов. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дает возможность двоякого толкования той или иной фразы. Особенно затрудняет восприятие информации использование мудреной книжной лексики и злоупотребление иностранными словами.

При необходимости следует правильно использовать синонимы, не нарушая точности передачи информации. Синонимы нужны в работе для того, чтобы избежать повторений. Но синонимичные слова имеют, кроме сходства, и различия. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно.

При написании работы необходимо исключить двусмысленность выражений.

Работа должна быть написана ясно, доходчиво, поэтому не следует вместо точных формулировок употреблять слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением (например, «надлежащий», «отдельный», «соответствующий» и др.).

Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы. Многословие чаще всего проявляется в употреблении лишних слов.

Иногда употребляются слова, ненужные по смыслу. Например, «эмиссионный выпуск», «интервал перерыва», «согласование акцепта» и др. Такие слова в работе свидетельствуют не только об языковой небрежности, но и указывают на нечеткость представления о предмете рассуждения или о том, что автор не понимает смысла употребляемой терминологии.

Другая разновидность многословия – употребление с конкретным термином более общего, который является лишним. Например, «в августе месяце», «схематический план», «семь штук машин», «расчетный платеж», «распределительные финансовые отношения» и т.д.

Часто в работы проникают канцеляризмы в результате использования отыменных предлогов («в деле», «по линии», «за счет», «в части»), которые засоряют текст работы. Например, «В части работы с денежной наличностью …».

Краткость проявляется также в употреблении не слишком длинных предложений.

9. Требования к оформлению работы

Работа готовится в 1 экземпляре на компьютере. Она может быть представлена только в жестком переплете. К бумажному варианту работы должен быть представлен электронный – на диске.

Объем не должен превышать 70-80 страниц. В данный объем не включаются титульный лист, аннотация, оглавление, библиографический список, приложения.

Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм). Текст излагается на одной стороне листа с оформлением полей:

левое – 30 мм,

нижнее и верхнее – по 20 мм,

правое – 15 мм.

Работа оформляется полуторным интервалом, шрифтом Times New Roman размером 14. Выравнивание текста по ширине. Абзацный отступ – 1,25, запрещен автоматический перенос слов.

Формально работа должна включать:

§ титульный лист;

§ аннотацию;

§ оглавление;

§ текст работы, состоящий из введения, основной части (разделов, подразделов) и заключения;

§ библиографический список;

§ приложения;

при необходимости

§ перечень принятых сокращений;

§ перечень терминов с определениями.

Данный перечень определяет последовательность расположения составных частей работы.

При нумерации все страницы работы учитываются, начиная с титульного листа и заканчивая последним листом приложения. Первой страницей считается титульный лист, второй – аннотация, на них номера не ставятся. Оформление нумерации начинается с оглавления, на котором указывается цифра 3, далее – по порядку, без пропусков и повторений.

Порядковый номер страницы ставится арабской цифрой в верхнем колонтитуле по центру шрифтом Times New Roman размером 12.

Титульный лист обычно оформляется на бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты (с. 36).

Оглавление работы помещают после аннотации. В нем указывается перечень всех разделов и подразделов (при этом заголовки и их рубрикации в содержании и тексте должны быть идентичны; слово Глава не употребляется – только нумерация), а также номера страниц, с которых начинается каждый из них.

Все заголовки основной части работы нумеруются сквозным образом, начиная с цифры 1. Заголовки Аннотация, Оглавление, Введение, Заключение и Библиографический список не нумеруются.

 

9.1. Оформление разделов

Разделы должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.081 с.)