Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аристотель о государстве и правеПолитико-правовое учение Аристотеля. Классификация форм государств. Полития как «средняя» форма государства. Государство (по Аристотелю) — творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждению, существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению. Первое — семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей. Далее — расширенная семья — несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Полис — высшая форма объединения. Цель полиса — благо граждан. Каковы отличительные признаки полиса- государства? Единство власти и территории — целостность полиса. Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию. Распространение власти в полисе на свободных и равных граждан. Рабовладение (по Аристотелю) было естественным и неизбежным. Но Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда нормальным явлением. Общность имущества философ считал противоестественным: «Человеку свойственно больше всего любить самого себя». Частная собственность — следствие себялюбия, это добродетельное начало и стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу. Понятие права у Аристотеля тождественно справедливости. Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости, т.е. Аристотель оправдывал общественное неравенство. Соображения о справедливости и умеренности, о среднем пути как ее главном принципе лежат в основе учения Аристотеля о формах правления. Формы правления зависят от того, кто признается гражданином. Аристотель считал, что из числа граждан полиса нужно устранить тех, кто из-за отсутствия достатка, досуга, образования не способен самостоятельно приходить к разумным решениям. Это (помимо рабов) чужеземцы, ремесленники, торговцы и матросы. Аристотель не наделяет гражданскими правами и женщин. Граждане — это те, кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности. Следуя традиции, Аристотель делит государства по числу участвующих в управлении на три группы, — где властвует один человек, несколько и большинство. «Правильная» власть одного человека именуется монархией, «неправильная» — тиранией. «Правильная» власть немногих — аристократией, «неправильная» — олигархией. «Правильная» власть большинства называется политией, а «неправильная» — демократией. Совершенная форма правления — полития — представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии, это та «золотая середина», к которой стремится Аристотель. Политико-правовое учение Аристотеля. Право и справедливость. Виды права. Аристотеля два понятия: государство и право тесно связаны. Полис - это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Законы должны быть свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии и эмоции. Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон» Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2000, стр. 91. Важнейшим признаком закона - это его принудительная сила. Большинство людей не склонны поступать добродетельно, поэтому необходимо принуждение на правовой основе. Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. Если в доклассовом обществе представление о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека, то с развитием родового строя понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени. Древние греки оставались еще враждебными к варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Им была чужда мысль о том, что всякий человек имеет право на гуманное отношение. Однако постепенно начался прогресс в нравственных представлениях людей о справедливости. Смягчалась жестокость войн. Если раньше всех побежденных мужчин убивали, то впоследствии убийство военнопленных стало считаться постыдным. Понятие о справедливость изменяется на протяжении всей истории человечества. С появлением частной собственности изменилось и представление людей о справедливости. С расколом общества на классы и появлением государства понятие справедливости приобретает классовое содержание. Аристотель убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права - это общая польза и общее благо. Право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и подчинения. Но отношения между рабовладельцами и рабами не является предметом права. Согласно Аристотелю даже несправедливый закон имеет обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка. Проведение грани между идеалом и действительностью в праве делает возможным их совершенствование. Аристотель выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей капитала каждого из них, что будет справедливо. Тот же принцип должен применяться и при организации полиса. Цель полиса - общее благо. Для обеспечения справедливого распределения власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учитывать вклад каждого в общее благо. Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и опыт, и богатство. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, -- отмечает Аристотель, -- связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения Трактуя право как политическую справедливость, Аристотель писал: «Не должно ускользнуть от нашего внимания то обстоятельство, что искомое нами понятие состоит как в справедливости вообще, так и в политической справедливости (праве). Последняя же имеет место между людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, притом между людьми свободными и равными, равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости (прав), но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд - распределение правды и неправды» Право в целом, как явление политическое, Аристотель называет «политическим правом». Одним из первых Аристотель делит политическое право на естественное и волеустановленное (условное). Естественное право - это то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - это то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.004 с.) |