Тема 16. Методология социального моделирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Методология социального моделирования



1. Моделирование в математизированных и социальных науках.

2. Экономические модели.

3. Модели политических процессов (модели Э. Даунса, Р. Аксельрода)

4. Социальные модели.

5. Компьютерное моделирование. Сложности, связанные с моделированием.

 

 

 

 

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Анкетный опрос является одним из самых распространенных методов сбора первичной социологической информации. Особенность анкетного опроса заключается в том, что чаще всего респондент сам работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает его и регистрирует свой ответ. В связи с этим для проведения исследования необходим правильно сконструированный инструментарий – анкета.

Прежде чем приступить к разработке анкеты, целесообразно уделить время составлению программы социологического исследования. Программа для анкетного исследования помогает не только лучше понять изучаемую проблему и наметить пути ее решения, но и избежать многих ошибок в самой анкете. Особое внимание необходимо уделить таким пунктам программы, как интерпретация основных понятий и гипотезы исследования. Как показывает опыт работы со студенческими анкетами, использование в анкете непроинтерпретированных понятий является такой же распространенной ошибкой, как и огрехи в использовании вопросов-шкал. А недостаточное внимание к гипотезам очень часто приводит к тому, что для их проверки в анкете не оказывается нужных индикаторов.

Композиция анкеты традиционно состоит из трёх частей: введения (обращения к респонденту), основной (содержательной) части и заключения. Во введении даётся информация о том, кто и с какой целью проводит данное исследование, а также краткая инструкция по работе с анкетой. В заключении обычно расположен блок социально-демографической информации: пол, возраст, образование респондента и т.п. Социально-демографический блок является обязательным атрибутом анкеты. По полученным из этого блока данным, как правило, осуществляют контроль выборки. Кроме того, социально-демографические данные выступают индикаторами для проверки многих сильных гипотез. Помещение этого блока в конец анкеты обусловлено тем, что подавляющее большинство анкетных исследований являются анонимными (на этом внимание акцентируется во введении), поэтому нецелесообразно начинать анкету с вопросов о личности респондента.

Содержательная часть анкеты состоит из последовательности вопросов, связанных с предметом исследования.

По форме различаются открытые, полузакрытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы предоставляют респонденту возможность сформулировать свой собственный ответ на поставленный исследователем вопрос. Считается, что познавательные возможности открытых вопросов шире, чем закрытых, а также ими отчасти нивелируется влияние исследователя на респондента. Однако, как показывает практика, открытые вопросы при раздаточном способе анкетирования очень часто оказываются респондентами проигнорированными. Кроме того, открытые вопросы требует больших затрат по их последующей кодировке. Поэтому рекомендуется по возможности закрывать вопросы, т.е. предлагать респонденту уже готовые варианты ответов. Полузакрытые вопросы являются промежуточным вариантом между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту на выбор предлагаются готовые варианты ответов, но также оставляется возможность дописать свой собственный вариант.

Закрытые вопросы, т.е. вопросы уже с готовым набором вариантов ответа, в свою очередь, делятся на поливариантные и альтернативные. В поливариантном вопросе респондент может выбрать несколько вариантов ответа, тогда как в альтернативном вопросе – только один вариант. В альтернативном вопросе все варианты ответа должны быть взаимоисключающими. Если это не так, то, следовательно, либо в формулировке самого вопроса, либо в перечне вариантов ответа допущена ошибка (ошибка двух и более оснований). Для поливариантных вопросов целесообразно предусмотреть пояснение, сколько вариантов ответа можно выбрать. Альтернативные вопросы подразделяются на: дихотомические (с вариантами ответа: да-нет), собственно альтернативные (например, «Ваш пол? 1. Мужской. 2. Женский») и вопросы-шкалы (например, «Удовлетворены ли Вы качеством получаемого образования? 1. Совсем не удовлетворён. 2. Скорее не удовлетворён, чем удовлетворён. 3. И да, и нет. 4. Скорее удовлетворён, чем не удовлетворён. 5. Полностью удовлетворён»).

Типичными ошибками для вопросов-шкал являются: 1) несбалансированность шкалы, т.е. число отрицательных вариантов ответа может быть больше числа положительных или наоборот; 2) нарушение последовательности вариантов ответа. Для большинства альтернативных вопросов также следует предусмотреть возможность дать респонденту уклониться от ответа, т.е. предложить такие альтернативы, как «затрудняюсь ответить», «не знаю» и т.п.

Вопросы в анкете по своим функциям делятся на две группы: основные вопросы и вопросы функциональные. Среди функциональных вопросов пристальное внимание следует обратить на вопросы-фильтры, назначение которых разделить всю совокупность отвечающих на группы с тем, чтобы работать с каждой группой по отдельности. Роль функциональных могут играть и основные вопросы. Так, например, вопрос «Курите ли Вы?» может одновременно являться основным (содержательным) и функциональным, если далее вопросы будут адресованы непосредственно курильщикам, а затем снова всей совокупности респондентов. В этом случае один из вариантов ответа на этот вопрос или же сам вопрос в обязательном порядке снабжаются примечанием, например, «если «нет», то переходите к вопросу №…».

Композиции и верстке анкеты следует обращать не меньшее внимание, чем формулировке её вопросов. Наиболее распространенной ошибкой конструкции самого опросного листа является межстраничный разрыв вопроса, т.е. первая часть вопроса находится на одной странице оригинал-макета анкеты, а вторая переходит на другой. Как правило, это приводит к игнорированию респондентом перенесенной на другую страницу части вариантов ответа.

Образец анкеты

Анкета

Уважаемые респонденты! Социологическая лаборатория кафедры социологии и социального управления N-ского государственного университета проводит социологическое исследование «Социальный риск учащейся молодежи г. N». Просим внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. Если Вы не согласны с вариантами ответов, можете предложить свой вариант ответа, написав его в строке «другое».

Обращаем Ваше внимание на то, что качество данного исследования зависит от полноты и искренности Ваших ответов. Результаты опроса будут представлены в обобщенном виде, без упоминания имен и фамилий опрашиваемых. Просим Вас принять участие.

Заранее благодарим за сотрудничество!

A



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.90.25 (0.005 с.)