История развития оценочной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития оценочной системы.



Первая 3-х балльная система оценок возникла в сред. века Германии. Каждый балл –это разряд, место ученика среди других учащихся класса по успеваемости (1-й — лучший, 2-й - средний, 3-й - худший), потом средний разряд разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Отметки стали инструментом давления на учащихся. Недостатки обнаружились в сер. XIX в. Много педагогов - противников: баллом не оценить нравственные качества, его трудовые усилия.

После 1917 г. в России идея обучения без отметок получила свое развитие. Учебная деятельность на основе интереса учащихся. Прежние методы дисциплинирования с помощью отметок были признаны непригодными.

1918 год отмена балльной системы оценки знаний. Перевод из класса в класс, выдача свидетельств проходила по отзывам педагогического совета. Запрещались все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. Беседы по пройденной теме, устные и письменные (доклады, отчеты учащихся о прочитанных книгах или статьях. Вместо традиционной системыконтроля основной формой стал самоконтроль. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из самых пригодных форм самопроверки.

Наряду с положительными моментами (развитие самостоятельности у части детей) обучение безотметок вскоре обнаружило свои слабые стороны:

- Снижение качества знаний, дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в классе, дома. Поэтому школа была вынуждена вновь вводить различные формы контроля.

В 1932 году был восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода,

в 1935 — пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»),

в 1944 — цифровая пятибалльная система оценок.

В последующие годы учебная подготовка и дисциплина школьников заметно повысились.

Традиционная система оценок в виде баллов (отметок), до сих пор не нашла себе достойной замены.

Педагог С.Т. Шацкий против оценок, работу с учетом тех условий, в которых она выполнялась, он предлагал оценку результатов учебной работы детей в форме отчетных выступлений школьников перед родителями, выставок работ учащихся и т.д. Однако в годы становления советской школы это оказалось невозможным, так как она требовала перестройки всего учебно-воспитательного процесса.

Педагог В.Ф. Шаталов для контроля знаний ввел «листы открытого учета знаний».

Суть:каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который вывешивается для всеобщего обозрения. В отличие от отметок, выставленных в классном журнале и остающихся тайной для класса, отметка, выставленная по новой методике, имеет больший воспитательный эффект.. Каждый ученик в любое время может исправить отметку на более высокую.

Его методика позволяет быть объективным, правильно оценивать знания и при этом предупредить отрицательный психологический и воспитательный эффект отметки, стимулировать работу ученика, сохраняя положительную перспективу.

Оценка знаний с помощью баллов (отметок) — не единственная возможная форма. Она может быть дополнена новыми подходами, проводиться на высоком качественном уровне и в других вариантах.

Ш.Амонашвили. Детям в младших классах в течение многих лет не ставили отметки. Школьники отчитывались результатами своего труда: собственными рассказами, рисунками, поделками, самостоятельно решенными задачами и примерами. За полугодие младшим школьникам выдавались характеристики, а также готовились специальные «пакеты для родителей», содержащие образцы работ детей. При организации процесса обучения основной упор делается на формирование у детей мотивов учебной деятельности и познавательной активности. Была разработана оценочная система экспериментального обучения, при которой содержательная оценка включается в учебную деятельность школьника как ее регулятор. В результате экспериментального обучения дети стали активнее, самостоятельнее, а главное — у них сформировался интерес к учению, стремление учиться.

Итак, оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебногопроцесса. Однако формы и методы ее могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Существующая система оценки знаний имеет много резервов и может использоваться более эффективно. Это показывает, в частности, опыт педагогов-новаторов. Методы и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Во всех случаях педагог должен быть хорошим психологом, способным предвидеть все положительные и отрицательные последствия оценки, ее воспитательный эффект. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу школьника, лишается своей ценности и превращается в бессмысленное мерило.

Педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения. Если же говорить о перспективах замены балльных отметок другими формами оценки, то, в принципе, такой переход возможен. Однако он потребует значительной перестройки всего учебно-воспитательного процесса, изменения психологии учителей, учащихся и родителей, существенных организационно-педагогических реформ.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает регулярное проведение аттестации образовательных учреждений. Целью и содержанием аттестации является у становление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения является положительный результат итоговой аттестации — не менее половины выпускников в течение трех последовательных лет. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются в соответствии с государственными образовательными стандартами государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием.

Итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов. Учащиеся 9-х и 11-х (12-х) классов с положительными годовыми отметками могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья, в связи с переменой местожительства, по причине участия в международных олимпиадах школьников и в др.

В ряде регионов страны в порядке эксперимента проводится единый экзамен, по результатам которого абитуриенты могут поступать в высшие учебные заведения. Подобного рода экзамены обеспечивают большую объективность проверки и оценки достижений школьников, проводятся по единой методике, специальными комиссиями, экономят силы и средства учащихся на проезд к месту их сдачи.

В последнее время все большее значение приобретает достаточно новый для нашей страны компетентностный подход -результатом, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Молодые люди, заканчивающие школу, должны быть готовы и способны нести личную ответственность не только за собственное благополучие, но и за благополучие общества, в котором они живут, что, в свою очередь, предполагает освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию и мобильность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.)