Методика формирования языковых понятий у младших школьников. Методика изучения частей речи (на выбор: имя существительное, имя прилагательное, глагол). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования языковых понятий у младших школьников. Методика изучения частей речи (на выбор: имя существительное, имя прилагательное, глагол).



Общие методические основы изучения частей речи в начальной школе. Задачи изучения частей речи. Объективные трудности раздела "Части речи" для младших школьников, вызванные абстрактностью морфологических понятий и категорий; основные пути преодоления трудностей. Возможности, предоставляемые разделом для развития мышления учащихся. Задачи изучения морфологии и общее содержание работы: изучаемые части речи и их грамматические признаки, формируемые морфологические умения. Значимость приобретаемых детьми знаний и умений для выполнения орфографических действий, для обогащения речи учащихся и повышения ее правильности (предупреждения и устранения ошибок в образовании форм слов и построении словосочетаний). Необходимость ведения морфологической работы на уровне не только формы слова, но и словосочетания или основы предложения.

Содержание и организация изучения каждой из частей речи: подготовительная работа, способы знакомства с опознавательными признаками, с грамматическими категориями; формирование способа действия, необходимого для определения части речи, постоянных и переменных признаков слова, для правильного его изменения; организация наблюдений за изменением значений при изменении форм слов, выявление назначения каждой части речи и присущих ей категорий.

Изучение имени существительного в начальной школе: задачи изучения, изучение по годам; методика работы над лексическим и грамматическим значением имени существительного; изучение грамматических категорий имени существительного.

Методика изучения имени прилагательного: содержание и работа по годам обучения; особенности работы над изучением грамматических категорий прилагательного; правописание падежных окончаний прилагательных; развитие речи учащихся в процессе изучения имени прилагательного.

Методика изучения глагола: задачи изучения, последовательность изучения глагола по классам; формирование знаний о временных формах глагола; спряжение глаголов и правописание личных безударных окончаний глаголов; развитие речи учащихся в процессе изучения глагола.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, выражает это значение в формах рода, числа и падежа. В лингвистике понятие предметности рассматривается обобщенно. Это названия конкретных предметов (ваза, стол), лиц, живых существ (ученик, девочка), растений (берёза, колокольчик), веществ (серебро, соль), географические названия (Волга, Сочи), явления природы (гроза, ветер), качества и свойства в отвлечении от носителя (темнота, синева), состояние (радость, грусть), действие в отвлечении от субъекта (полёт, ходьба). В начальных классах происходит практическое знакомство учащихся с разнообразием семантики имен существительных.

При изучении данной части речи школьники усваивают важный синтаксический признак существительных — их способность присоединять имена прилагательные и глаголы и сочетаться с ними по способу согласования (страшный рассказ, вечерняя прогулка и др.).

Задачи изучения имени существительного сформулированы Т. Г. Рамзаевой. Таковыми являются:

1) формирование грамматического понятия "имя существительное";

2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные;

3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, географические названия;

4) ознакомление с родом имен существительных, употребление Ь у существительных с шипящими на конце;

5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;

6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных па -ия, -ий, -ие, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и Ц: свечой, плащом, огурцом);

7) обогащение словаря новыми именами существительными и развитие навыков употребления их в речи;

8) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.006 с.)