Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: Налоговое администрирование: сущность, участники, функцииСтр 1 из 13Следующая ⇒
Тема 1: Налоговое администрирование: сущность, участники, функции
Сущность налогового администрирования До рассмотрения процесса налогового администрирования в российской налоговой системе, следует, прежде всего, проанализировать сущность этого понятия. Это тем более важно, что оно отсутствует в НК РФ. Кроме того, в экономической литературе при обсуждении проблем путей дальнейшего совершенствования налогового администрирования в стране, участники дискуссии вкладывают в это понятие разное экономическое содержание. Между тем, раскрытие содержания данного понятия имеет не только чисто теоретическое, но и сугубо практическое значение. От того, как мы понимаем этот термин, в значительной мере зависят качество анализа налоговых отношений и процесса налогообложения, а также эффективность мер, предлагаемых по совершенствованию налогового администрирования. Достаточно широкое распространение получило мнение, согласно которому налоговое администрирование сводится к контролю государственных органов за исполнением налогового законодательства, выявлению допущенных нарушений, взысканию уплаченных налогов и применению финансовых санкций к нарушителям. В частности, примерно так трактует данное понятие один из наиболее авторитетных финансовых справочников – «Финансово-кредитный энциклопедический словарь». Он определяет налоговое администрирование как «деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ организациями и физическими лицами». Таким образом, авторы данного определения не только достаточно сильно сужают понятие но и ограничивают его при этом деятельностью исключительно налоговых органов, исключая таможенные и другие уполномоченные государством органы. Для научного обоснования понятия «налоговое администрирование» необходимо, прежде всего, установить, какой смысл вкладывается в слово «администрирование». Администрировать (от лат.) означает управлять формально, бюрократически, посредством приказов, командования. Применительно к налогам администрирование представляет управление налоговым процессом, который включает в себя не только контроль государственных органов за исполнением налогового законодательства.
Налоговый процесс представляет собой многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Данная деятельность охватывает вопросы формирования и корректировки налогового законодательства, контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, соблюдения законодательно установленных прав и обязанностей всех участников налоговых отношений, прогнозирования налоговых поступлений и их распределения между бюджетами разных уровней и ряд других вопросов. Таким образом, налоговое администрирование можно определить как управленческую деятельность государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и соблюдением прав и обязанностей участников налоговых отношений.
Органы, осуществляющие в Российской Федерации налоговое администрирование: Их полномочия и функции Государство осуществляет указанную деятельность через систему образованных органов, уполномоченных осуществлять налоговое администрирование. В связи с этим следует рассмотреть перечень и основные полномочия органов, осуществляющих налоговое администрирование, т.е. налоговых администраторов. Налоговые администраторы - это государственные и местные органы, которым законодательно предоставлены соответствующие полномочия по осуществлению налогового процесса. В первую очередь, это законодательные органы федерального и регионального уровня и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие в пределах своей компетенции принятие соответствующих законов по формированию и совершенствованию налоговой системы, а также определяющие уровень налоговых поступлений на очередной финансовый год. Выработку налоговой политики на длительную и ближайшую перспективу, разработку законопроектов в области налогообложения осуществляют исполнительные органы власти.
Контроль за исполнением налогового законодательства, за своевременной и полной уплатой налогов, законностью использования предоставленных налогоплательщикам прав, планирование налоговых поступлений и их распределение между бюджетами разных уровней осуществляют соответствующие уполномоченные федеральные, региональные и местные органы. При этом для одних налоговое администрирование является основной функцией, другие наряду с налоговым администрированием осуществляют множество других функций. К числу специально образованных налоговых администраторов относятся ФНС России и ее территориальные подразделения, т.е. налоговые органы. Права и обязанности других налоговых администраторов в значительной степени сужены. В их число входят: ФТС России и ее территориальные подразделения (таможенные органы), Минфин России и финансовые подразделения РФ и муниципальных образований, органы внутренних дел, Счетная палата РФ. Соответствующее законодательство и, прежде всего НК РФ, четко прописывают права и обязанности каждого из этих органов в области налогового администрирования. В частности, на Минфин России возложена задача разработки совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы страны. Кроме того, оно осуществляет планирование налоговых поступлений при подготовке проектировок федерального бюджета. Примерно те же функции выполняют региональные и местные финансовые органы. Что касается конкретных проблем взаимоотношений налогоплательщиков и государства, то Минфин России и финансовые органы в соответствии с НК РФ осуществляют нормативно-правовое регулирование в налоговой сфере. В соответствии со ст. 34.2 НК РФ им предоставлено право и на них возложена обязанность давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения соответственно федерального законодательства, законодательства РФ и нормативно-правовых актов муниципальных образований о налоговых платежах и сборах. Эти разъяснения они могут давать исключительно в пределах своей компетенции в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления от налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента соответствующего запроса. Данный срок может быть продлен еще на один месяц по решению руководителя соответствующего финансового органа или его заместителя. ФТС России и ее территориальные органы занимаются взиманием налогов в случаях, установленных налоговым законодательством, исключительно при перемещении товаров через таможенную границу страны. В соответствии с положениями НК РФ должностные лица таможенных органов несут такие же обязанности, как и должностные лица налоговых органов. Таможенные органы при взимании налогов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. В частности, они пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства. С середины 2010 г. таможенным органам предоставлено право принимать решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, пеням и штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через российскую таможенную границу, и их списании по основаниям, изложенным в НК РФ. Такими основаниями являются, в частности, ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя или смерть физического лица. Но такое право таможенные органы имеют только в той части задолженности, которая не погашена по причине недостаточности имущества организации и индивидуального предпринимателя, а по физическим лицам — в части ее превышения над стоимостью наследственного имущества.
Кроме того, таможенные органы осуществляют планирование поступлений налоговых и таможенных платежей, а также разрабатывают предложения в правительство по совершенствованию практики налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Их функции налогового администрирования в части контроля ограничиваются взиманием с юридических и физических лиц экспортной и импортной таможенной пошлины, а также НДС и акцизов при импорте товаров в Российскую Федерацию. Одновременно таможенные органы несут ответственность за убытки, которые они причинили налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или принятых решений или, наоборот, бездействия. Так же как и ФНС России, ФТС России является единой централизованной системой таможенных органов, состоящей из центрального аппарата, таможенных управлений, таможен и постов. Она подчиняется Правительству РФ. В области налогов и сборов ФТС России не имеет права осуществлять нормативно-правовое регулирование, которое, как уже указывалось, входит в компетенцию Минфина России. Что касается такого регулирования в сфере таможенной пошлины и таможенных сборов, то такого права она также не имеет. Оно осуществляется Правительством РФ. Права органов внутренних дел в части контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления налогов и сборов в бюджет достаточно ограниченны. Основная их функция — предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Они имеют право по запросу налоговых органов участвовать совместно с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Кроме того, при выявлении органами внутренних дел каких-либо обстоятельств, входящих в компетенцию налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок направить необходимые материалы в соответствующий налоговый орган. Так же как налоговые и таможенные органы, они несут ответственность за убытки, которые они причинили налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам из-за своих неправомерных действий или принятых решений или, наоборот, бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей.
Определенные полномочия налогового администрирования возложены на Счетную палату РФ. В соответствии с Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» на нее возложен контроль за своевременным и полным исполнением доходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В связи с этим сотрудники Счетной палаты РФ обязаны и имеют право проверять эффективность и качество контрольной работы налоговых и таможенных органов в налоговой сфере. Указанный орган может также осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов теми налогоплательщиками и плательщиками сборов, которые пользуются налоговыми льготами и преимуществами, которые им предоставлены федеральными органами или законодательством. Основным звеном в данной области налогового администрирования являются специально образованные в этих целях налоговые органы. На них НК РФ и другими законами возложены главные задачи по контролю за реализацией налогового законодательства. Налоговые органы России представляют собой единую независимую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в настоящее время это ФНС России), и его территориальные органы. Каждый из этих органов — и ФНС России, и территориальные органы — является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков. В этой структуре существует вертикальная подчиненность нижестоящего органа вышестоящему и всеобщая подчиненность руководителю ФНС России. Федеральная налоговая служба подчиняется Минфину России. Более подробно права и обязанности налоговых органов будут рассмотрены в следующих темах. Налоговые проверки, их виды Но основной формой контроля налоговых органов является все-таки налоговая проверка. Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные. Оба вида налоговой проверки имеют одну цель — контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов. Вместе с тем в методах и формах их проведения имеются существенные различия.
Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, расчетов и документов, представленных налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов, а также других документов, имеющихся у налогового органа. Этот вид проверки может проводиться в отношении любого налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки должны проводиться на территории или в помещении налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов и только в том случае, когда у указанных лиц отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, выездная проверка не может быть осуществлена в отношении налогоплательщика — физического лица, если только он не занимается предпринимательской деятельностью. Выездная налоговая проверка В отличие от камеральной, выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа. Проводится она по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории «крупнейший налогоплательщик», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговой проверки в обязательном порядке должно содержать следующие сведения: • полное и сокращенное наименование или фамилию, имя и отчество налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов; • предмет проверки, т.е. перечень налогов, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; • периоды, за которые проводится проверка; • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Согласно НК РФ налоговый орган вправе в ходе выездной налоговой проверки проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки может быть проверен период, за который представлена эта декларация. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, в отношении одного налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов не может проводиться более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. Указанное ограничение может быть снято исключительно по решению ФНС России в отношении конкретного налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов. Кроме того, выездная налоговая проверка по продолжительности не может длиться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России. Одновременно с этим в Кодексе оговорено, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. На проведение этих проверок распространяются те же ограничения, что были изложены выше, за исключением того, что срок проведения такой проверки не может превышать одного месяца. Особо оговорены в НК РФ права налоговых органов на приостановление выездных налоговых проверок. Руководитель налогового органа вправе в определенных Кодексом случаях приостанавливать проведение такой проверки. В частности, приостановление проверки возможно в случае возникшей необходимости запросить по проверяемому налогоплательщику, налоговому агенту или плательщику сборов дополнительную информацию или документы у контрагентов или других лиц, располагающих подобными материалами, имеющими отношение к деятельности проверяемых лиц. В этом случае приостановление проверки возможно не более одного раза по каждому лицу, у которого запрашиваются материалы. Приостановление проверки возможно также для получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и перевода на русский язык документов, представленных проверяемой организацией или физическим лицом на иностранном языке. Приостановление и возобновление проверки должно быть оформлено соответствующим решением руководителя налогового органа или его заместителя. При этом общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. Из этого правила есть одно исключение: срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца в том случае, если запрошенная от иностранных государственных органов информация не получена налоговым органом в течение шести месяцев. На период приостановления проверки должны быть приостановлены все действия налогового органа на территории или в помещении налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов, включая истребование документов. Проводящее выездную проверку должностное лицо налогового органа имеет право в ходе проверки запросить у проверяемого лица необходимые документы. Данный запрос осуществляется путем вручения проверяемому лицу требования о представлении документов. Проверяемое лицо обязано в 10-дневный срок представить запрашиваемые документы в виде заверенных им копий. В случае отказа представить запрашиваемые документы или непредставление их в установленный срок должностному лицу налогового органа предоставлено право произвести выемку документов. При этом следует иметь в виду, что проверяющие не имеют права запрашивать у проверяемого документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов имеют также право потребовать представления необходимых документов или информации у контрагентов проверяемого лица или у других лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов. В ходе выездной налоговой проверки может быть при необходимости проведена инвентаризация имущества проверяемой организации или физического лица. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения. Если в ходе проверки у налоговых инспекторов появятся достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, то такие документы изымаются по акту, в котором должно быть дано обоснование необходимости изъятия документов и приведен их перечень. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку, в которой должны быть зафиксированы предмет проверки и сроки ее проведения. Если налогоплательщик или плательщик сборов препятствует Доступу должностных лиц налоговых органов на территорию проверяемого объекта или в помещение и тем самым не дает возможности провести выездную налоговую проверку, то руководитель проверяющей группы составляет акт, который подписывают этот Руководитель и проверяемое лицо. На основании такого акта налоговый орган имеет право по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить подлежащую уплате сумму налога. Иногда во время выездной проверки составляется протокол осуществления отдельных действий. В нем должны быть зафиксированы все выявленные при производстве указанных действий существенные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению проверок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидетели и понятые, что является принципиально новым элементом контролирующей работы налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также своевременным и полным внесением причитающихся налогов и сборов в бюджетную систему страны. Налоговым законодательством предусмотрено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля по данному налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту. Показания свидетеля в обязательном порядке заносятся в протокол и являются важным элементом при принятии руководителем налогового органа решения по результатам проверки. Если во время проверки возникает ситуация, когда для разъяснения каких-либо вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, для участия в ней может быть привлечен эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Для проведения экспертизы должностное лицо налогового органа, осуществляющее выездную налоговую проверку, должно вынести специальное постановление. В целях оказания содействия в осуществлении налогового контроля в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий налоговые органы могут на договорной основе привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками и не заинтересованных в исходе дела. Специалисты, в частности, могут привлекаться для участия в производстве выемки у проверяемых налогоплательщиков документов и предметов. При проведении действий по налоговому контролю могут быть вызваны понятые в количестве не менее двух человек. Их основная обязанность состоит в том, чтобы удостоверить в протоколе факты, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии в процессе выездной налоговой проверки. Присутствие понятых необходимо при осмотре должностными лицами налоговых органов территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, а также документов и предметов. Обязательно присутствие понятых также при выемке документов и предметов, производимой в случае отказа налогоплательщика от их предъявления при проверке или непредъявления в установленный законодательством срок. Оформление результатов выездной и камеральной налоговой проверки По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме. В ходе проведения камеральной налоговой проверки в случае нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после ее завершения также должен быть составлен акт по установленной форме. Указанные акты подписываются должностными лицами налоговых органов и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. В НК РФ установлены четкие требования к оформлению подобных актов налоговой проверки. Непременным условием является отражение в акте таких данных, как дата подписания акта, наименование проверяемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лиц, проводивших проверку, перечень представленных в ходе проверки документов, наименование налога, по которому проводилась проверка, и некоторых других сведений. В акте в обязательном порядке должны найти отражение документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки, или запись об их отсутствии. Завершается акт выводами и предложениями проверяющих по устранению выявленных нарушений. Если НК РФ предусмотрена ответственность за выявленные в ходе проверки нарушения, то в акте должны быть отражены ссылки на соответствующие статьи НК РФ. И еще одно требование: к акту налоговой проверки в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом не должны прилагаться документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка. Если документы содержат сведения, не подлежащие разглашению налоговым органом (составляющие банковскую, налоговую или иную тайну, персональные данные физических лиц), то они прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку или передается иным способом, отражающим дату его получения. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения руководителем налогового органа решения знакомиться со всеми материалами налоговой проверки. В том случае, если проверяемая организация или физическое лицо не согласны с изложенными в акте фактами нарушений или с выводами и предложениями проверяющих, они могут в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. Акт налоговой проверки и возражения по нему должны быть рассмотрены с участием представителей проверенного налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов (при их желании) руководителем налогового органа или его заместителем, а решения по ним должны быть приняты в течение 10 дней после даты получения налоговым органом возражений по акту проверки. При этом проверенная организация и физическое лицо должны быть извещены о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Установленный срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель обязан установить, имели ли место нарушения налогового законодательства и образуют ли они состав налогового правонарушения. При установлении фактов нарушения должно быть определено наличие оснований для привлечения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов к ответственности за совершение налогового правонарушения. Руководитель налогового органа или его заместитель должен выявить также наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, а также обстоятельств, смягчающих или отягощающих его ответственность за совершение налогового правонарушения. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, таких, как истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Указанные дополнительные мероприятия проводятся с целью получения дополнительных доказательств для подтверждения или отсутствия фактов совершения нарушений налогового законодательства. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из двух соответствующих решений: 1) налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) принимается решение об отказе от привлечения проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В случае принятия решения о привлечении налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить обстоятельства совершенного им налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой. При этом в решении должна быть ссылка на соответствующие документы и другие сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства. Кроме того, руководите налогового органа обязан изложить в решении также и доводы приводимые налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. В результате рассмотрения всех обстоятельств должно быть четко сформулировано решение руководителя налогового органа о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. В конце этого решения в обязательном порядке указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Если же по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа будет принято решение об отказе в привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, то в данном решении должны быть четко изложены обстоятельства для такого отказа. Решение о привлечении или отказе в привлечении налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения проверяемому лицу. Если указанные лица подадут апелляционную жалобу на принятое налоговым органом решение, то последнее может вступить в силу со дня его утверждения (полностью или частично) вышестоящим налоговым органом. При этом руководителям налоговых органов НК РФ предоставил право принять соответствующие меры, обеспечивающие возможность исполнения данного решения. Подобные меры принимаются в том случае, если есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение принятого решения и соответственно взыскание недоимки, пеней и штрафов. В качестве таких обеспечительных мер могут выступать: • запрет на отчуждение или на передачу в залог имущества налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов без согласия налогового органа; • приостановление операций по счетам в банках. Подробное изложение в НК РФ процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки сделано отнюдь не случайно. Дело в том, что нарушение существенных условий данной процедуры является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом принятого налоговым органом решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В Кодексе установлено, что к таким существенным условиям относится, прежде всего, обеспечение возможности проверенного лица участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять необходимые объяснения. Основанием для отмены решения налогового органа может послужить также любое другое нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, если оно привело или могло привести к принятию налоговым органом неправильного решения. Тема 1: Налоговое администрирование: сущность, участники, функции
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.054 с.) |