Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекурсивная Сортировка Слиянием
(для любопытных) Задача. Напишите программу, содержащую алгоритм слияния в процедуре Sort(A, B, b1, e1, e2). Алгоритм должен копировать со слиянием два упорядоченные куска из массива А с номерами от b1 до e1 и от e1+1 до e2 соответственно в массив В с номерами элементов от b1 до e2. Предположив, что Вы правильно выполнили предыдущую задачу, алгоритм сортировки можно определить очень просто: 1) если длина сортируемого массива 1, то ничего не делается; 2) в противном случае массив делится на две одинаковые (или почти одинаковые) части, к каждой части применяется алгоритм сортировки, после чего эти упорядоченные части сливаются в один упорядоченный кусок. Рассмотрите процедуру сортировки слиянием. На вход процедуры сортировки поступает неупорядоченный кусок массива А с номерами элементов от b до e, на выходе – тот же кусок, но упорядоченный. Массив С – вспомогательный. Procedure Sort2(Var A, C: Array1; b, e: integer); Var i, d: integer; Begin if b<e then begin d:= (b+e) div 2; Sort2(A, C, b, d); Sort2(A, C, d+1, e); Sort(A, C, b, d, e); for i:= b to e do A[i]:= C[i] end; End;
Деревья
Занятие I Тема. Основные понятия. Граф – это непустое множество точек (вершин) и множество отрезков (ребер), концы которых принадлежат заданному множеству точек. Если на каждом ребре задать направление, то граф будет ориентированным.
Если, двигаясь по ребрам графа в заданном направлении, можно попасть из заданной вершины 1 в заданную вершину 2, то говорят, что эти вершины соединены путем. Замкнутый путь, состоящий из различных ребер, называется циклом. Граф называется связным, если любые две его вершины соединены путем.
Связный граф без циклов называется деревом. Связный граф без циклов называется деревом. С каждой вершиной дерева связывается конечное число отдельных деревьев, называемых поддеревьями. Рассмотрите пример дерева, в узлах которого располагаются символы. Для дальнейшей работы с деревьями необходимо определить ряд понятий. • Вершина у, находящаяся непосредственно ниже вершины х, называется непосредственным потомком х, а вершина х называется предком у. • Если вершина не имеет потомков, то она называется терминальной вершиной или листом, если имеет, то называется внутренней вершиной. • Количество непосредственных потомков внутренней вершины называется ее степенью. • Степенью дерева называется максимальная степень всех вершин. Например, • вершины F, D, E являются непосредственными потомками вершины В; • вершины F, D, E являются листьями; • вершины C, G, H – внутренние; • степень вершины В – 3, а вершины Н – 1; • степень дерева равна 3. Определение. Двоичное дерево – это дерево, в котором из каждой вершины исходит не более двух ребер. Задание. Наберите текст программы на компьютере и рассмотрите ее действие. Данная программа демонстрирует создание произвольного двоичного дерева. Program DemidenkoS; Uses Crt, Graph; Const Arr: array [1..6] of integer=(160,80,40,20,10,5); Arr1: array [1..6] of integer=(120,80,70,60,50,40); Type ss=^sp; sp=record elem:byte; Next: array[1..2] of ss; end; Var a, b, c, d: longint; s: string; grDriver: integer; grMode: integer; a1, b1: real; x, Some, Max, Min: ss; Procedure Zap(y: ss; n: integer); Var aa,bb:integer; Begin y^.elem:=random(99)+1; bb:=random(3); if n<1 then bb:=2; if n<a then for aa: =1 to bb do begin new(y^.next[aa]); y^.next[aa]^.next[1]:=nil; y^.next[aa]^.next[2]:=nil; zap(y^.next[aa],n+1); end; End; Procedure Strel(x1, y1: integer; k: Real); Var aa: Real; Begin aa:=arctan(k); if k>0 then begin line(x1,y1,x1+round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18))); line(x1,y1,x1+round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18))); line(x1+round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18)),x1+round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18))); end else begin aa:=-aa; line(x1,y1,x1-round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18))); line(x1,y1,x1-round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18))); line(x1-round(10*cos(aa+pi/18)),y1-round(10*sin(aa+pi/18)),x1-round(10*cos(aa-pi/18)),y1-round(10*sin(aa-pi/18))); end end; Procedure Wiv(y: ss; n, x1, y1: integer); Var spi: ss; Begin SetColor(n+1); Circle(x1,y1,10); Str(y^.elem, s); if length(s)=2 then OutTextXY(x1-6, y1-2, s) else OutTextXY(x1-3, y1-2, s); if n<a then begin if y^.next[1]<>nil then begin SetColor(n+1); Line(x1,y1+10,x1-(arr[n] div 2),y1+((arr1[n]-20) div 2)+10); SetColor(n+2); Line(x1-(arr[n] div 2),y1+((arr1[n]-20) div 2)+10,x1-arr[n],y1+arr1[n]-10); Strel(x1-arr[n],y1+arr1[n]-10,(arr1[n]-20)/arr[n]); Wiv(y^.next[1],n+1,x1-arr[n],y1+arr1[n]);
end; if y^.next[2] <> nil then begin SetColor(n+1); Line(x1,y1+10,x1+arr[n],y1+arr1[n]-10); SetColor(n+2); Line(x1+(arr[n] div 2),y1+((arr1[n]-20) div 2)+10,x1+arr[n],y1+arr1[n]-10); Strel(x1+arr[n],y1+arr1[n]-10,-(arr1[n]-20)/arr[n]); Wiv(y^.next[2],n+1,x1+arr[n],y1+arr1[n]); end; end; end; Begin ClrScr; Randomize; Repeat new(x); a:=6; x^.next[1]:=Nil; x^.next[2]:=Nil; Zap(x,0); Max:=x; Min:=x; writeln; grDriver:= Detect; InitGraph(grDriver, grMode,'c:\tp7\bgi\'); SetFillStyle(solidfill,15); SetColor(15); Wiv(x,1,320,50); Delay(5000); until KeyPressed; End. Задание. Поэкспериментируйте над предложенной программой, внося свои изменения. Результат покажите учителю.
Занятие II Тема. Представление деревьев. Основные операции над деревом. Дерево – это сложная динамическая структура данных, применяющаяся для эффективного хранения информации. Очевидно, что для описания требуются ссылки. Опишем, как переменные с фиксированной структурой – сами вершины, тогда степень дерева будет определять число ссылочных компонент, указывающих на вершины поддеревьев. В бинарном дереве их два: левое и правое. Type TreeLink = ^Tree; Tree = Record Data: <тип данных>; Left, Right: TreeLink; End; Корень дерева опишем в разделе описания переменных: Var kd: TreeLink; К основным операциям над деревьями относятся: • занесение элемента в дерево; • обход дерева; • удаление элемента из дерева. Рассмотрим вставку и обход дерева на примере следующей задачи. Задача. Создать и вывести на экран дерево, элементы которого вводятся с клавиатуры и имеют целый тип. Причем для каждой вершины дерева во всех левых вершинах должны находиться числа меньшие, а в правой большие, чем числа, хранящиеся в этой вершине. Такое дерево называется деревом поиска. Опишем процедуру вставки в дерево новой вершины. При вставке в дерево вершина вставляется либо как поддерево уже существующей вершины или как единственная вершина дерева. Поэтому и левая и правая связи новой вершины должны быть Nil. Когда дерево пусто, значение передаваемое в виде параметра ссылки равно Nil. В этом случае нужно изменить ее так, чтобы она указывала на новую вершину, которая была вставлена как корневая. При вставке второго элемента переданный из основной программы параметр t уже не будет равен Nil, и надо принимать решение о том, в какое поддерево необходимо вставить новую вершину. Procedure InsTree(n: integer; Var t: TreeLink); Begin if t=nil then begin new(t); with t^ do begin Left:= nil; Right:= nil; Data:= n; end; end; else if n<=t^.data then InsTree(n, t^.Left) else InsTree(n, t^.Right) End; Опишем процедуру вывода значений элементов двоичного дерева на экран. Для этого необходимо выполнить полный обход дерева. При обходе дерева его отдельные вершины посещаются в отдельном порядке. Вывод двоичного дерева можно производить рекурсивно, выполняя для каждой вершины три действия:
• вывод числа, хранящегося в узле; • обход левого поддерева; • обход правого поддерева. Порядок выполнения этих действий определяет способ обхода дерева. Способы вывода: • прямой вывод (сверху вниз); • обратный вывод (слева направо); • концевой вывод (снизу вверх). Процедура обратного вывода дерева имеет следующий вид: Procedure PrintTree(t: TreeLink); Begin if t<>Nil then begin PrintTree(t^.Left); Write(t^.Data:3); PrintTree(t^.Right); end; End; Задание. Написать процедуры прямого и концевого вывода значений элементов дерева. Основная программа осуществляет ввод чисел с клавиатуры. Используются: переменная nd типа TreeLink – значение указателя на корень дерева; переменная Digit типа integer для хранения очередного введенного числа. Begin writeln('Вводите вершины дерева. Окончание ввода – 0'); kd:= nil; read(Digit); while Digit <> 0 do begin InsTree(Digit, kd); writeln(' Введите очередное число '); read(Digit); end; PrintTree(kd); End. Задание. Напишите программу создания и вывода на экран двоичного дерева, используя свою процедуру вывода. Протестируйте программу и представьте учителю файл и листинг для оценки.
Занятие III Тема. Самостоятельное решение задач. Выберите с учителем одну из предложенных задач. 1. Создайте программой числовое двоичное дерево. Опишите рекурсивную логическую функцию, проверяющую наличие заданного числа в сформированном дереве. В программе используйте подпрограммы. 2. Создайте программой числовое двоичное дерево. Опишите рекурсивную числовую функцию, подсчитывающую сумму элементов дерева. В программе используйте подпрограммы. 3. Создайте программой числовое двоичное дерево. Опишите функцию, которая находит наибольший элемент непустого дерева. В программе используйте подпрограммы. 4. Напишите программу, содержащую процедуру, которая каждый отрицательный элемент дерева заменяет на положительный, а положительный превращает в ноль. 5. Напишите программу, содержащую процедуру, которая каждый элемент дерева возводит в квадрат. 6. Создайте программой символьное двоичное дерево. Опишите функцию, возвращающую строку, сформированную на базе этих символов. В программе используйте подпрограммы. 7. Создайте программой символьное двоичное дерево. Опишите логическую функцию, проверяющую, есть ли в непустом дереве хотя бы два одинаковых символа. В программе используйте подпрограммы. 8. Создайте строковое двоичное дерево. Опишите функцию, возвращающую строку, сформированную на базе символов, встречающихся в каждой строке дерева. В программе используйте подпрограммы. 9. Создайте двоичное дерево записей. Проверьте выбранное поле записей на равенство. В программе используйте подпрограммы. 10. Создайте программой два числовых двоичных дерева. Опишите рекурсивно и нерекурсивно логическую функцию, входными параметрами которой являются два дерева, проверяющую на равенство эти деревья. В программе используйте подпрограммы.
Занятие IV Тема. Идеально сбалансированное дерево. В дереве поиска можно найти место каждого элемента, двигаясь от корня и переходя на левое или правое поддерево в зависимости от значений встречающихся данных. Использование деревьев поиска значительно сокращает время решения задачи. Правильно организованным деревом считается идеально сбалансированное дерево, то есть для каждой его вершины количество вершин в левом и правом поддереве различаются не более чем на 1. Сформируем идеально сбалансированное дерево, элементами которого являются N чисел, вводимых с клавиатуры. Поскольку требуется построить идеально сбалансированное дерево, то его узлы в процессе построения должны распределяться равномерно. Сформируем правило равномерного распределения узлов при известном их числе: • Взять один узел в качестве корня. • Построить левое поддерево с числом узлов n1=N div 2 тем же способом. • Построить правое поддерево с числом узлов n2=N-n1-1 тем же способом. Program BalansTree; Uses Crt; Type Pt = ^Node; Node = record Data: integer; Left, Right: Pt; end; Var n: integer; kd: Pt; f: text; Function Tree(n: integer): Pt; Var NewNode: Pt; x, n1, n2: integer; Begin if n=0 then Tree:= Nil else begin n1:= n Div 2; n2:= n–n1–1; read(f,x); new(NewNode); with NewNode^ do begin Data:= x; Left:= Tree(n1); Right:= Tree(n1); end; Tree:= NewNode; end; End; Procedure PrintTree(t: Pt; h: integer); Var i: integer; Begin if t<>nil then with t^ do begin PrintTree(Left, h+1); for i:= 1 to h do write(' '); writeln(Data:6); PrintTree(Right, h+1); end; End; Begin ClrScr; assign(f, 'c:\f.pas'); reset(f); write('n='); readln(n); kd:= Tree(n); PrintTree(kd, 0); readln; End. Задание. Наберите программу, протестируйте ее, вставьте комментарий, приготовьтесь объяснить учителю принцип построения идеально сбалансированного дерева.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.118 с.) |