ТОП 10:

Организационные формы конституционного судопроизводства.



 

Основная функция: конституционный контроль. Рассмотрение всех подведомственных дел и принятие по ним решений должно осуществляться в заседаниях Суда с проведением слушании, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе при участии не менее двух третей судей, назначенных в данный суд, либо без слушаний.

 

С проведением слушания:

Заседания созываются председателем суда в соответствии с графиком проведения заседаний или по инициативе председателя, по требованию одного из заместителей председателя, не менее трех судей суда или комиссии, созданной судом.

Ключевая роль отводится судье, участвующему в заседании который вправе предварительно знакомиться со всеми материалами, подлежащими обсуждению, задавать во время заседания вопросы сторонам и т. д.

Участники процесса - стороны (обладающие равными процессуальными правами), их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Активная роль отведена председательствующему (как правило, председатель КС, заместитель председателя). Его полномочия: принятие мер к обеспечению установленного порядка разбирательства, предоставления слова судьям и участникам процесса и т.д.

Не обязательно слушание:

· проверка по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле

· проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле

· по запросу федерального органа исполнительной власти

· поданых против Российской Федерации на основании международного договора

· разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

 

 

Виды решений Конституционного суда РФ, их юридическое значение.

 

Решения КС РФ делятся на 2 вида: итоговые решения и иные решения.

 

Итоговые решения

1. постановление- итоговое решение КС РФ по существу дел, связанных с реализацией полномочий КС РФ (или дел, возникших с необходимостью толковать конституцию).

2. заключение- итоговое решение по запросу о проверке соблюдения порядка установленного обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Принятие этих решений проводится открыто путем поименного опроса судей (председательствующий голосует последним). Принятие решений проводится в закрытом совещании, куда допускаются только принимавшие участие в слушании судьи, а также работники аппарата КС РФ, обеспечивающие протоколирование. Судьи могут выступать неограниченное количество раз. Постановление (заключение) считается принятым, если за него проголосовало больше половины судей, причем судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с постановлением (заключением), он может письменно изложить свое особое мнение, которое публикуется вместе с итоговым решением. Оно не имеет юридической силы, но судье нельзя запрещать высказывать своё внутреннее убеждение.

 

Вступление в силу и юридическое значение итоговых решений КС РФ:

Постановлениевступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Заключениеможет быть постановлено при соответствующем запросе из Гос Думы. Если КС найдет нарушения в процедуре выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или ином тяжком преступлении, то он дает отрицательное заключение, которое также является обязательным и ведет за собой прекращение обвинительного процесса.

О юридическом значении итоговых решений КС РФ говорит ряд статей из федерального закона.

● По ст 6 решения КС обязательны на всей территории РФ

● По ст 79 решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не могут применяться. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

● Также решение КС РФ о признании конкретного акта полностью или частично противоречащим Конституции обязывает органы, участвующие в правотворчестве, приступить к действиям по устранению пробела в законодательстве.

● Правительство Российской Федерации не позднее 6 месяцев после опубликования решения КС РФ вносит в Государственную Думу проект нового закона о внесении изменений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части.

● отдельных органы законодательной власти в субъектах РФ не позднее 6 месяцев принимают новый закон (поправку к закону).

● договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов не позднее 2 месяцев после опубликования решения должен быть подвержен изменениям или дополнениям.

 

Иные решения

1. определения- решения, принимаемые по вопросам, связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

2. в виде решенийоформляются выводы суда по рассмотрению организационных вопросов.

 

Юридическое значение иных решений КС РФ:

Важную роль играет понятие правовых позиций Конституционного Суда. Под правовой позицией раньше понимались выводы и суждения Конституционного суда о смысле законов, причем было распространено не аргументированное законом мнение, что правовые позиции должны соблюдаться и исполняться. Но с принятием ФКЗ 3 ноября 2010г. В статье 79 указывалось, что правовая позиция - это вывод КС РФ о соответствии конституции НПА или его части, что она должна быть изложена в постановлении и что она подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу.

Иные решениявступают в силу со дня их принятия.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.008 с.)