Основные черты политики 1-го этапа (1815-23) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты политики 1-го этапа (1815-23)



1 принцип-легитимизм в международных отношениях. Это означает восстановление и реставрация старых режимов, освященных многовековой традицией, церковью и т.п., против всевозможных узурпаторских режимов, созданных Наполеоном.

2 принцип – противодействие угрозе революции, революционным и национально-освободительным движениям, подавление революционных выступлений. Об этом свидетельствует вмешательство Австрии в революцию на Апеннинском полуострове в Италии в 1820-21 годах и французская интервенция против Испанской революции в 1823 году.

3 принцип – создание системы коллективной дипломатии, создание профессиональной унифицированной дипломатической службы, тех правил ведения дипломатических отношений, которые работают до сих пор, т.е. создание современной дипломатической службы, ее иерархии, правил ведения переговоров, дипломатических отношений.

Период 1823-1830 годы.

Характеризуется двумя обстоятельствами, которые привели к росту центробежных течений в Европе и внутри Священного союза.

1 обстоятельство – греческий вопрос, восстание греческого народа против турок, освободительное движение, и соответственно активизация Балканской политики России, попытка усилить русское влияние в славянском мире, на Балканах, оказать воздействие на Оттоманскую Порту. Это приводит к тому, что Австрия, которая считает Балканы своей зоной влияния, начинает занимать все более _________ политику.

2 обстоятельство – начало освободительной борьбы, революции в странах Латинской Америки, в Испании и Португалии.

В силу обязательств Священному союзу, в силу монархической солидарности европейские монархи готовы и хотели оказать поддержку Испании в подавлении революции в Латинской Америке. Но 2 обстоятельства этому помешали.

1 обстоятельство – это позиция, которую заняли США, которые в 1823 году провозгласили знаменитую доктрину Монро, которая гласит: Америка – для американцев. Любое вмешательство европейцев в дела Западного полушария, тем более восстановление там каких-то колониальных режимов, с точки зрения США недопустима.

2 обстоятельство – позиция Англии, крупнейшей военной, военно-морской и промышленной державы. Ее флот контролирует океанские просторы, поэтому если Англия против, а она была против вмешательства европейцев, она стремилась к тому, чтобы распавшаяся колониальная империя Испании могла оказаться в зоне притяжения англичан, это было выгодно. Любое столкновение с Англией по этому вопросу делало бесперспективным европейское вмешательство в эти события.

3 этап начинается с революции 1830 года. Во Франции она получила название Июльская революция. Одновременно происходит революция в Бельгии, это часть нижняя Нидерландов, и Бельгия становится независимым государством. И начало Польского восстания. Все это приводит к тому, что эти центробежные тенденции постепенно усиливаются и приводят к распаду Священного союза. Попытка в 1833 году реанимировать на переговорах в Берлине этот Священный союз монархов не дает желаемых результатов. Польское восстание, революция в Бельгии и Франции, показывают, что европейские монархи к этому не готовы. Поскольку Англия приветствует изменения во Франции и Бельгии, то эти режимы получают легитимную силу.

Определенный этап в европейской политике – общеевропейская революция 1848-49 годов, которая охватила большинство европейских стран, и подавленная с помощью Николая1. Это приводит к тому, что этот «медведь с севера» окончательно в глазах цивилизованных европейцев является варваром, который угрожает Европе. Эта военная угроза, вторжение в Венгрию приводит к тому, что начинает формироваться антироссийская коалиция на фоне изменений по итогам революции 1848 года во Франции, приход к власти племянника Наполеона, молодого Бонапарта, и обострение восточного вопроса.

Этот 3-й этап завершается окончательным формированием антироссийской коалиции, обострением восточного вопроса в начале 1830-х годов и Крымской войной.

Крымская война 1853-56 года открывает 4-й этап в международной политике и дипломатии в Европе, который характеризуется для нашей страны тем, что она на какое-то время теряет свою функцию и роль сверхдержавы, теряет славу освободителя и самой сильной державы в Европе, которую она получила после разгрома Наполеона.Происходит создание процесса объединения на Апеннинском полуострове и в центральной Европе, т.е. создание 2-х крупных национальных государств.

Объединение Италии в ходе итальянской революции, франко-итало-австрийской войны 1859 года, которая окончательно приводит к созданию королевства Италии и Папской области по итогам франко-прусской войны 1870 года, когда итальянские войска вступают в Рим, и вечный город и остатки Папского государства становится частью Итальянского королевства.

Объединение Германии идет через 3 войны: Австро-Прусско-Датская война за Шлезвиг и Гольштейн, который находится под датским протекторатом. В 1864-66 годах поражение Дании, возврат территории в лоно германоговорящих государств. Победители Австрия и Пруссия ссорятся. В 1866 году происходит скоротечная австро-прусская война с победой Пруссии. Шлезвиг и Голштейн окончательно под прусским влиянием оказываются. Создание Северогерманского союза. Австрийская империя выходит из кризиса путем реформы, созданием дуалистического государства Австро-Венгрии в 1867 году. Последняя война, которая завершила создание Германской империи, это франко-прусская война 1870 года и провозглашение Германской империи в зеркальном зале версальского дворца в январе 1871 года.


17. Возрождение. Реформация и Контрреформация в Европе.


18. Просвещение, особенности формирования и развития в Европе и Сев. Америке (в России- Радищев, Фонвизин)

Просвещение – зародилось как интеллектуальное, идейное течение, которое стало характерным для эпохи перехода от старого общества к новому. Родина этого просвещения – Британские острова, где в 17 веке произошли 2 революции. И под влиянием этих катаклизмов стали мозги у некоторых товарищей таять, т.е. просветляться. Основой этого просветления стало развитие реальных знаний, развитие научно-технического прогресса и т.д.

Течение просвещения духовно было связано с идейными течениями эпохи Возрождения. Были и отличия. Дело в том, что возрожденцы резко критиковали старые общества, требуя свободы для человеческой личности, ее гармоничного развития. А просвещенцы пошли дальше в этой критике. Она была жестче, острее, и самое главное – она касалась всех сторон жизни: и государства, и общества, и церкви и т.д.

Самое главное, что по мере развития идеологии и течения просвещения эти лидеры, идеологи стали все больше претендовать на полноту власти в обществе: экономической, политической, государственной.

Эта критика затрагивала все структуры общества, государства, все направления жизни. Поэтому интеллектуальное течение со временем превращается в массовое течение. Их идеология охватывает более широкие слои, не только интеллектуалов. Т.е. течение становится созидательно-разрушительным.

В какой-то степени идеология просвещения задумывается над некоторыми элементами будущего общества, которое они пытались как-то представить и создать. Большинство деятелей просвещения полагали, что человеческая природа, которая испортилась к этому моменту, необходимо вернуть ее к естественному состоянию добра через воспитание, образование. Полагали что необходимо модернизировать _______, разрушить старый сословный строй, все то, что называется феодализмом, и после этого наступит эпоха политического и юридического равенства. А о проблемах социального равенства задумывались немногие.

Лидеры идеологии просвещения мифам о религии и происхождении общества, государства, святости влаги противопоставляли идею общественного договора. Впервые отчетливо это сформулировал Джон Локк под влиянием двух английских революций. Согласно этой идеологии государство появилось не от бога, а это продукт естественного развития. Когда усложняется жизнь человеческого общества, все труднее сохранить за каждым индивидуумом его естественные права, поэтому эти индивидуумы должны объединиться, договориться и часть этих прав делегировать управляющим органам. И так возникает государство. А государство к этому моменту заелось, поэтому его надо поправить, разрушить сословный строй, всесилие церкви, ограничить абсолютизм. Для начала предполагалось, что этот процесс пойдет под чутким мудрым руководством просвещенного правителя, у которого философы, мудрецы будут министрами, советниками. До Великой Французской революции большинство просветителей придерживались этой идеи. Хотя уже тогда некоторые товарищи из этого лагеря понимали, что делать ставку на просвещенного монарха – это или нереально, или временно.

Вольтер полагал, что нужно делать ставку на просвещенного монарха, ему помогать, подталкивать, заставлять.

Другая точка зрения – Жан Жак Руссо – он полагал, что надежды на такого просвещенного короля тщетны.

Таким образом внутри лагеря просвещения образовывались течения более или менее радикальные и т.д.

В Англии просвещение прежде всего связывают с таким видным просветителем как Джон Локк, либо граф Шеффберри (?), который выдвинул учение о всеобщей гармонии и желании человека творить исключительно добро. Т.е. это течение оптимистическое.

А по ходу развития английской истории в 18 веке сформировалось уже и пессимистическое течение, которое представляли либо философы, либо писатели. Почитайте сочинения Даниеля Дефо «История найденыша», и вы поймете, что писатели были разочарованы.

Философ Юм уже считает, что человеком движет не разум, не стремление к добру, а привычка, эгоизм, зло.

Во Франции тоже можно выделить по степени радикализма 3 течения или 3 этапа развития идеологии просвещения.

1 направление – Вольтер, Монтескье. 18 век называют веком Вольтера. Он немного не дожил до Великой французской революции. Те, кто вокруг него группировался или близок был ему, занимались изучением закономерностей развития истории, искали движущие силы прогресса. И нашли, что этапы развития человеческой истории это этапы становления и развития человеческого разума.

Второе направление. Дидро, Гельвеций, Гольдбах… Это уже в большей степени атеисты, материалисты. Они считали, что интересы каждого индивида, человека должны совпадать с интересами общества. Когда они совпадают, тогда наступает прогресс. И общество, и люди довольны. Они полагали, что хорошее управление, разумные законы должны улучшить или создать в обществе новые положительные общественные рамки. Новое общество должно возникнуть эволюционным путем.

Третье направление, самое радикальное, даже революционное. Жан-Жак Руссо. У него уже углубленная, революционная трактовка ситуации. Она заключалась в том, что человек родился не порочным, хорошим, а к моменту 18 века, деятельности просветителей, он оказался в оковах старого общества. Эти оковы надо разбить. Что это за оковы? Это всевластие церкви, его нужно сокрушить; нужно уничтожить абсолютистское государство, ликвидировать сословный строй. Иначе говоря – раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие.

Руссо оказала довольное серьезное воздействие на лидеров Великой французской революции, якобинцев. Робеспьер ходил в одном и том же парике, камзоле, башмаках с пряжкой. При создании нового общества, согласно положениям Руссо, лидеры нового движения, будущего нового общества, должны личным примером увлекать массы. Отсюда аскетизм в личном потреблении. Отсюда и кепки Ленина, френч и сапоги Сталина.

Насколько эти идеи воплотились – судить вам. И в 18 веке и в современной истории, судя по Ксении Собчак, мы от этого аскетизма отказываемся.

Из Англии идеи просвещения распространились через Францию, и это стало модным.

Особенности Германского просвещения: раздробленная страна. Поскольку просвещение это идеология, рождающаяся в недрах буржуазии, германское слабое бюргерство не могло как во Франции что-то свершить, уничтожить, поменять. Поэтому просвещенцами в германских землях в основном становились писатели и поэты, и философы (Фейербах). Просвещенческая идеология в германских землях носила более не практический, а теоретический характер.

В Северной Америке движение просвещения было тесно связано с борьбой колоний за освобождение, за независимость. Имена лидеров: Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Томас Пейн. Бенджамин Франклин дал индульгенцию рыночной экономике. Его знаменитая фраза: пустой мешок не устоит, - говорит о том, что человек должен сам себя обеспечить в этой рыночной экономике. И если он себе квартиру, машину, состояние не сделает – он никчемный человек.

Томас Джефферсон – Декларация независимости. Он внес коррекцию в известную формулу Локка, важнейшие права: на свободу, жизнь и собственность он заменил на стремление к счастью. Это большой демократический прорыв.

Томас Пейн обосновал серьезную критику монархии сословного общества и обосновал для американцев необходимость республиканского духа, республиканской формы правления.

Этапы просвещения и развития идеологии общественного движения просвещения на территории США имеют 4 фазы развития: 1 этап – примерно первые 40 лет 18 века, когда в центре внимания стояли вопросы религиозной жизни.

Второй этап – середина 18 века, господствует интерес к морально-этическим проблемам. Бенджамин Франклин: можно и нужно заниматься бизнесом? или это позорно с точки зрения общественной морали? Он обосновал, что это нужно, можно и должно быть.

3-й этап совпадает с эпохой войны за независимость, первой американской революции. В центре внимания вопросы управления обществом, государством, политикой. Пейн, Джефферсон.

С конца 18 века-1я половина 19 века начинается 4-й этап американского просвещения, где особое внимание уделяется проблемам образования, воспитания американцев, особенно молодого поколения в духе преданности обществу с помощью здоровой философии. Т.е. создание американской ауры, американской мечты, патриотизма.


19. Соц.эконом. учения, их развитие в 15 – пер.пол. 19 в.


20. Общ.-полит. учения, их развитие в 15 – пер.пол. 19 в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.015 с.)