Периодизация истории и понятие новой и новейшей истории в исторической науке запада от средних веков до конца 19 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории и понятие новой и новейшей истории в исторической науке запада от средних веков до конца 19 века



Эпоха Нового и Новейшего времени в зарубежной науке. 20 век (современные концепции).

Но если мы с этим понятием поедем на запад учиться, то мы столкнемся с совершенно другим подходом к историческому процессу. Там нет такого строгого как у нас членения. На западе сколько школ крупных мыслителей, столько может быть и подходов к истории. Это обязательное членение не действует. В США, Европе как отголосок 2 Мировой войны широкое распространение получила экономико-социологическая теория восприятия истории, которая получила название индустриального общества. В США в 1948 году Вильям Ростоу издал книгу «Стадии экономического роста» (Антикоммунистический манифест). Суть концепции заключается в том, что тип общества обусловлен прежде всего техническим и индустриальным уровнем. А производственные отношения социальных классов – это вторично, третично. Можно учитывать, а можно и не учитывать при определении той эпохи, в которой ты живешь. Согласно концепции Вильяма Ростоу вся европейская, а соответственно и американская цивилизация, поскольку США и Канада – производные, она развивалась следующим образом: до 17 века существовало традиционное общество, т.е. феодальное. Это слабое развитие экономики, слабые городские связи, в основном сельское примитивное хозяйство, натуральное хозяйство и т.д. Но в 17 веке начинается сдвиг в развитии промышленности и перестройка всей экономики на индустриальные рельсы. Поэтому это соответствует эпохе промышленного переворота или промышленной революции, которая началась в Англии, и охватила все страны мира. И к середине 19 века Европа, США, а 2-й половине 19 века и Япония вступили в общество, которое получило название индустриальное общество. А затем в 20 веке те же страны вступили в высокоразвитое индустриальное общество, или, как они еще говорят, эра высокого массового потребления. На сегодня это перелилось в постиндустриальное общество, информационное общество и т.д. Вот такая трактовка исторического процесса. Будьте готовы, что в западной литературе вы не найдете привычного материала. В Германии примерно такая же концепция, но на национальных немецких материалах. Арнольд Тойнби. 12 томов «Постижение истории». Есть вариант в 2-х томах. История западной цивилизации. У него своя градация периодизации: 1 период. 675-1075 годы. Дак эйджес (темный возраст). Что стоит за этими цифрами? 2 период. Миддл эйджес (средний возраста) 1075-1475 гг. 3 западный период – модерн хистори. 1475-1875 гг. Европейские державы стремились к захвату Африки, быстрый рост колоний. Постмодерн хистори – с 1875 года. События первой мировой войны во многом сломали привычный ход истории, перевернули мир европейцев. И те, кто участвовал в этой войне, получили название «потерянное поколение». Для современников 1-я мировая война явилась серьезным надломом, и поэтому уже в более зрелом возрасте Арнольд Тойнби пришел к выводу, что 1-я мировая война стала тем водоразделом, который отделяет старую прежнюю новую историю от новейшей истории. Поэтому если взять за водораздел 1-ю мировую войну, то здесь мы во многом обязаны ходу мысли Арнольда Тойнби.

Новая история в трактовках сторонников техногенной концепции и сторонников геополитической концепции.

Техногенная концепция.

Упор делается на развитие материальной базы, техники. 15-16 века – период трансформации традиционного, характерного для средневековья, баланса экономических укладов и форм собственности и появление элементов новой экономики, новой экономической психологии, дух прибыли.

17-18 века. Период мануфактурного капитализма.

Конец 18-начало 19 века. Период промышленного переворота в ведущих странах запада. Это Англия, Франция, Нидерланды, США.

20-е годы 19 века по 1880-е годы 19 века – период городского фабрично-заводского капитализма.

С 1870-80-х годов по 1920-е годы – период монополистического капитализма, когда экономикой правит крупный капитал в виде монополий.

1930-1970-е годы 20 века – период государственно-монополистического капитализма (сращивание ввиду кризиса).

1980-1990-е годы – н.в. – период формирования информационно-экономической системы.

Геополитическая концепция.

Конец 15-16 века – эпоха великих географических открытий и одновременно начало создания первых колониальных империй, Португалия, Испания, которые по характеру носили не ранне-буржуазный характер, а военно-феодальный. На 1 месте – грабежи и эксплуатация.

Конец 16-17 века развертывание борьбы за европейскую гегемонию между Испанией, Англией, Францией. Одновременно начало строительства колониальных империй в Англии, Франции, Голландии на рыночной основе.

18-начало 19 века – период развертывания буржуазной колониальной экспансии, завоевания в разных частях света. Период складывания контр евро-атлантического цивилизационного пространства.

Середина 19 века. Процесс складывания европейских буржуазных колониальных империй. В Европе развитие системы международных отношений от Венского конгресса до Крымской войны. А это значит, доминирование признанных лидеров, великих держав. К великим державам относится Россия, Пруссия, Австрия, Франция, Англия.

Рубеж 19-20 веков. Период колониального империализма, завершение колониального деления мира, начало передела. Борьба за передел сфер влияния. Империализм. Эпоха создания коалиций, которые поглощают большинство стран, ресурсов мира.

После 1-й мировой войны начинается перестройка политической карты мира и Европы в рамках Версальско-Вашингтонской системы, период формирования правовых структур мирового сообщества (Лига Наций).

1945-91 – двухполюсный мир, холодная война, ООН.

1991-н.в. – распад биполярного порядка.

Вот 4 концепции, которые существуют в нашей исторической науке. В основе всех 4-х видений обозначен материальный мир, дореволюционный подход к …., т.е. как в Марксизме. Из марксизма вырваться трудно.

Есть 3 рубежа, по которым определяли начало нового времени – великая французская революция (Сталин предлагал, уже нет), английская революция, ВГО. Дискуссии ведутся. Нужно включать и события пограничных веков.

Суть первого периода н.в. – победа и утверждение капиталистического общества, основанного на принципах частной собственности и рыночной экономики (это новая формулировка), а старая формулировка – утверждение капиталистического, буржуазного общества, в большинстве стран Европы и Америки. Зарождение новых буржуазных отношений, на основе первоначального накопления. На определённом этапе – революции, эти слои претендуют на власть.

В эпоху нового времени постепенно создается достаточно полный набор кардинальных признаков или черт западной цивилизации, которые включают в себя следующие принципы:

1) обязательно частная собственность (все это зарождалось еще в древней Греции);

2) рыночная экономика;

3) индивидуализм;

4) принцип равных возможностей в конкурентной борьбе – этот принцип, который декларирован законодательно, но не всегда соблюдается в реальной жизни.

5) политические и гражданские права

6) политическая демократия

7) представительное правление

8) принцип разделения властей

Что завершает первый период н.в.? Критики: фр-прус война и Парижская коммуна – не столь важные события, чтобы быть водоразделом. Некоторые считают, что 2 период от 1 отделять не надо.

Граница – 60-70-е года 19 века: гражданская война в США и отмена рабства, в России – отмена крепостного права, восстание в Польше, которое всех потрясло, образование новых крупных государств в Европе, ускорение общественного развития, прекращение революционных потрясений, в течение следующих 2 десятков лет Европа развивается спокойно, самоусиление Китая, проигрыш Австрией гонки за объединение герм земель, Австрия реформирует себя, образуется Австро-Венгрия, образование Канады. Завершение промышленного переворота во многих странах, принятие конституций. Это всё указывает на судьбоносные изменения. Много войн-Крымская, ГВ, в Парагвае, борьба против иностранного засилья в Китае.

Северо-атлантическая цивилизация перерастает в евро-атлантическую, доминирует.

Что же отличает второй период новой истории от первого? Изменение рыночной экономики, создание монополистических объединений к концу 19 – рубежу 20 века

 

Значение и последствия ВГО.

1) Установлены контуры большинства обитаемых материков,

2) Изменился характер основных торговых путей, так и сами торговые пути.основные транспортные артерии теперь легли на моря и океаны, через Атлантику в Центральную, Северную и Южную Америку, либо огибая Северную Америку, через Тихий океан и в Азию.

И восточный путь – вокруг Африки, в Индийский океан и в сказочные страны.

3) Изменение характера торговых путей привело к серьезным подвижкам экономики ряда территорий Европы.

Страны Средиземноморья, Итальянские государства, южно-германские государства, страны Балканского полуострова стали терять свою мощь, силу, экономическое значение.

Приоритет стали получать страны, к-е находились на Атлантическом побережье Европы, Нидерланды, северная Франция, страны Пиренейского полуострова и Англия

4) Торговля в ходе ВГО стала приобретать мировой характер. Стал складываться мировой рынок.

5) Огнестрельное оружие(в т. ч. пушки) позволило испанцам создать колониальную империю при жизни 2х-3х поколений-строительство колониальных империй

6) «революция цен». началась с середины-второй половины 16 века и захватывает весь 17 век. рост цен примерно в 2-4-5 раз.

Но от роста цен выиграли не сами производители, крестьяне, а перекупщики, торговцы, банкиры, менялы, купцы. А реальный производитель проиграл, потому что, например, во Франции реальная зарплата выросла на 75%, а рост цен в 3-3,5 раза (т.е. 300%).

Поэтому революция цен привела к некоторому обнищанию производителей.

Революция цен имела разные последствия в разных странах. Золото и серебро в основном шло в Испанию, Португалию.

Т.е. эта революция цен, приток драг.металлов и товаров способствовало развитию рыночных отношений и огромному взлету экономики.

7) Сложились 2 потока мощнейшей миграции: 1-из Европейской части России на восток, в Сибирь.2– атлантическая миграция. С конца 15 века поток европейцев шел на освоение колониальных территорий Америки.

Президент США Джон Фицджеральд опубликовал книгу: «Мы – нация мигрантов».

8) быстрое обогащение и усиление людей с предпринимательской жилкой – буржуазии.

9) Самое приятное. Эпоха ВГО обогатила европейскую науку. Геология, минералогия, ботаника, зоология, этнография, история. Эти заимствования сельхоз культур все мы приветствуем: кабачки, помидоры, табак.

 

Семилетняя война

К Семилетней войне (1756—1763) привели противоречия между Англией и Францией из-за колоний в Северной Америке и Ост -Индии, а также столкновения интересов Австрии, Франции и России с агрессивной политикой прусского короля Фридриха II Великого (1712—1786).

В мае 1757 г., через год после начала военных действий, 70-тысячная русская армия двинулась из Лифляндии к Неману, заняла Мемель, а в январе 1758 г. — Тильзит и Кенигсберг. Восточная Пруссия отошла к России. Летом 1759 г. русская армия заняла Франкфурт -на-Одере. 28 сентября (9 октября) 1760 г. был взят Берлин, но вскоре оставлен из-за приближения больших соединений противника. Кампания 1761 г. была для русской армии успешной, Пруссия терпела поражения. Фридрих II уже помышлял о самоубийстве, но произошло "чудо". 25 декабря 1761 г. умерла императрица Елизавета Петровна и трон перешел к Петру lit (1761—1762), горячему поклоннику Фридриха II. Новый русский император Петр III 13 (24) апреля 1762 г. заключил мир с Пруссией и возвратил ей все завоеванные территории, а 29 мая (9 июня) — союз с Пруссией.

Часть русских войск присоединилась к бывшему противнику. С восшествием на престол Екатерины II русские войска были отозваны в Россию. В ноябре 1762 г. были подписаны мир между Пруссией И Францией, перемирие между Пруссией и Австрией, а в январе 1763 г. — мирный договор между Францией и Англией.

Европейские границы государств остались без изменений: переделу подлежали колонии: Англия захватила у Франции Канаду,

Разделы Польши

Восточную Луизиану, острова в Вест-Индии и ее владения в Индии, а у Испании — Флориду. Франция лишилась всех своих владений на Североамериканском материке. Россия не получила каких-либо территориальных выгод, но Пруссия, один из основных ее врагов, была обессилена.

После Парижского мира 1763 г. на протяжении почти трех десятилетий континент был избавлен от общеевропейской войны и от военных действий между главными европейскими державами. Это было следствием установления мирных отношений между Россией и Пруссией, к ним присоединилась Австрия, сохранившая тесные связи с Францией. Это относительное согласие было скреплено участием в разделах Польши.

По первому разделу 1772 г. Пруссии отошли Поморье (Померания), часть Великой Польши, Австрии — Галиция, России — часть белорусских земель.

Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 г. в Польше была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной и вызвала раздражение монархов Европы. В 1793 г. Россия и Пруссия совершили второй раздел: Пруссии— отошли польские земли, России — Белоруссия и правобережная Украина. Второй раздел вызвал недовольство патриотов Польши. В 1794 г. началось восстание в Польше во главе с Тадеушем Костюшко (1746—1817). Восстание было подавлено, и это повлекло за собой третий раздел Польши (1795 г.): Австрия и Пруссия получили польские земли, Россия — Курляндию, Литву, Западную Белоруссию, Западную Волынь. В результате разделов Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Разделы Польши были, разумеется, реакционным актом, в которых русское самодержавие сыграло неблаговидную роль.

Международные отношения в 18 веке:

Война за Польское наследство 1733-1739 годы, которая разбивается на 2 войны:

война Испании и Франции против Австрии 1733-35 годы

война России и Австрии против Турции (это 10 Австро-Турецкая война) 1735-1739 годы. Она завершилась двумя Белградскими мирными договорами 1739 года.

Затем захват Силезии Пруссией 1740 год

Война за Австрийское наследство: 1740-1748 год. Завершилась Аахенским мирным договором 1748 года.

Затем перегруппировка сил Европы: 1756 год.

Англо-Прусский союз 1756 года

Версальский союзный договор: 1756 года между Францией, Австрией, Россией.

Семилетняя война в Европе 1756-1763. Началась в Америке в 1754 году, и получила в Америке название Французская и индейская война: 1754-56 год.

Семилетняя война в Европе завершилась в 1763 году двумя мирными договорами: Версальский мирный договор и Губертусбургский или Губерсбургский мирный договор 1763 года.

Война за независимость США: 1775-1783 год.

Вступление Франции в эту войну 1778 год.

Лига вооруженного нейтралитета 1780 год.

Парижский мир, завершивший войну за независимость 1783 год.

Создание Тройственной лиги 1788 год: Англия. Голландия, Пруссия против Франции, Австрии, России. Т.е. новый раскол Европы.

3 раздела Польши:

1772, 1793, 1795 год.

Период 1823-1830 годы.

Характеризуется двумя обстоятельствами, которые привели к росту центробежных течений в Европе и внутри Священного союза.

1 обстоятельство – греческий вопрос, восстание греческого народа против турок, освободительное движение, и соответственно активизация Балканской политики России, попытка усилить русское влияние в славянском мире, на Балканах, оказать воздействие на Оттоманскую Порту. Это приводит к тому, что Австрия, которая считает Балканы своей зоной влияния, начинает занимать все более _________ политику.

2 обстоятельство – начало освободительной борьбы, революции в странах Латинской Америки, в Испании и Португалии.

В силу обязательств Священному союзу, в силу монархической солидарности европейские монархи готовы и хотели оказать поддержку Испании в подавлении революции в Латинской Америке. Но 2 обстоятельства этому помешали.

1 обстоятельство – это позиция, которую заняли США, которые в 1823 году провозгласили знаменитую доктрину Монро, которая гласит: Америка – для американцев. Любое вмешательство европейцев в дела Западного полушария, тем более восстановление там каких-то колониальных режимов, с точки зрения США недопустима.

2 обстоятельство – позиция Англии, крупнейшей военной, военно-морской и промышленной державы. Ее флот контролирует океанские просторы, поэтому если Англия против, а она была против вмешательства европейцев, она стремилась к тому, чтобы распавшаяся колониальная империя Испании могла оказаться в зоне притяжения англичан, это было выгодно. Любое столкновение с Англией по этому вопросу делало бесперспективным европейское вмешательство в эти события.

3 этап начинается с революции 1830 года. Во Франции она получила название Июльская революция. Одновременно происходит революция в Бельгии, это часть нижняя Нидерландов, и Бельгия становится независимым государством. И начало Польского восстания. Все это приводит к тому, что эти центробежные тенденции постепенно усиливаются и приводят к распаду Священного союза. Попытка в 1833 году реанимировать на переговорах в Берлине этот Священный союз монархов не дает желаемых результатов. Польское восстание, революция в Бельгии и Франции, показывают, что европейские монархи к этому не готовы. Поскольку Англия приветствует изменения во Франции и Бельгии, то эти режимы получают легитимную силу.

Определенный этап в европейской политике – общеевропейская революция 1848-49 годов, которая охватила большинство европейских стран, и подавленная с помощью Николая1. Это приводит к тому, что этот «медведь с севера» окончательно в глазах цивилизованных европейцев является варваром, который угрожает Европе. Эта военная угроза, вторжение в Венгрию приводит к тому, что начинает формироваться антироссийская коалиция на фоне изменений по итогам революции 1848 года во Франции, приход к власти племянника Наполеона, молодого Бонапарта, и обострение восточного вопроса.

Этот 3-й этап завершается окончательным формированием антироссийской коалиции, обострением восточного вопроса в начале 1830-х годов и Крымской войной.

Крымская война 1853-56 года открывает 4-й этап в международной политике и дипломатии в Европе, который характеризуется для нашей страны тем, что она на какое-то время теряет свою функцию и роль сверхдержавы, теряет славу освободителя и самой сильной державы в Европе, которую она получила после разгрома Наполеона.Происходит создание процесса объединения на Апеннинском полуострове и в центральной Европе, т.е. создание 2-х крупных национальных государств.

Объединение Италии в ходе итальянской революции, франко-итало-австрийской войны 1859 года, которая окончательно приводит к созданию королевства Италии и Папской области по итогам франко-прусской войны 1870 года, когда итальянские войска вступают в Рим, и вечный город и остатки Папского государства становится частью Итальянского королевства.

Объединение Германии идет через 3 войны: Австро-Прусско-Датская война за Шлезвиг и Гольштейн, который находится под датским протекторатом. В 1864-66 годах поражение Дании, возврат территории в лоно германоговорящих государств. Победители Австрия и Пруссия ссорятся. В 1866 году происходит скоротечная австро-прусская война с победой Пруссии. Шлезвиг и Голштейн окончательно под прусским влиянием оказываются. Создание Северогерманского союза. Австрийская империя выходит из кризиса путем реформы, созданием дуалистического государства Австро-Венгрии в 1867 году. Последняя война, которая завершила создание Германской империи, это франко-прусская война 1870 года и провозглашение Германской империи в зеркальном зале версальского дворца в январе 1871 года.


17. Возрождение. Реформация и Контрреформация в Европе.


18. Просвещение, особенности формирования и развития в Европе и Сев. Америке (в России- Радищев, Фонвизин)

Просвещение – зародилось как интеллектуальное, идейное течение, которое стало характерным для эпохи перехода от старого общества к новому. Родина этого просвещения – Британские острова, где в 17 веке произошли 2 революции. И под влиянием этих катаклизмов стали мозги у некоторых товарищей таять, т.е. просветляться. Основой этого просветления стало развитие реальных знаний, развитие научно-технического прогресса и т.д.

Течение просвещения духовно было связано с идейными течениями эпохи Возрождения. Были и отличия. Дело в том, что возрожденцы резко критиковали старые общества, требуя свободы для человеческой личности, ее гармоничного развития. А просвещенцы пошли дальше в этой критике. Она была жестче, острее, и самое главное – она касалась всех сторон жизни: и государства, и общества, и церкви и т.д.

Самое главное, что по мере развития идеологии и течения просвещения эти лидеры, идеологи стали все больше претендовать на полноту власти в обществе: экономической, политической, государственной.

Эта критика затрагивала все структуры общества, государства, все направления жизни. Поэтому интеллектуальное течение со временем превращается в массовое течение. Их идеология охватывает более широкие слои, не только интеллектуалов. Т.е. течение становится созидательно-разрушительным.

В какой-то степени идеология просвещения задумывается над некоторыми элементами будущего общества, которое они пытались как-то представить и создать. Большинство деятелей просвещения полагали, что человеческая природа, которая испортилась к этому моменту, необходимо вернуть ее к естественному состоянию добра через воспитание, образование. Полагали что необходимо модернизировать _______, разрушить старый сословный строй, все то, что называется феодализмом, и после этого наступит эпоха политического и юридического равенства. А о проблемах социального равенства задумывались немногие.

Лидеры идеологии просвещения мифам о религии и происхождении общества, государства, святости влаги противопоставляли идею общественного договора. Впервые отчетливо это сформулировал Джон Локк под влиянием двух английских революций. Согласно этой идеологии государство появилось не от бога, а это продукт естественного развития. Когда усложняется жизнь человеческого общества, все труднее сохранить за каждым индивидуумом его естественные права, поэтому эти индивидуумы должны объединиться, договориться и часть этих прав делегировать управляющим органам. И так возникает государство. А государство к этому моменту заелось, поэтому его надо поправить, разрушить сословный строй, всесилие церкви, ограничить абсолютизм. Для начала предполагалось, что этот процесс пойдет под чутким мудрым руководством просвещенного правителя, у которого философы, мудрецы будут министрами, советниками. До Великой Французской революции большинство просветителей придерживались этой идеи. Хотя уже тогда некоторые товарищи из этого лагеря понимали, что делать ставку на просвещенного монарха – это или нереально, или временно.

Вольтер полагал, что нужно делать ставку на просвещенного монарха, ему помогать, подталкивать, заставлять.

Другая точка зрения – Жан Жак Руссо – он полагал, что надежды на такого просвещенного короля тщетны.

Таким образом внутри лагеря просвещения образовывались течения более или менее радикальные и т.д.

В Англии просвещение прежде всего связывают с таким видным просветителем как Джон Локк, либо граф Шеффберри (?), который выдвинул учение о всеобщей гармонии и желании человека творить исключительно добро. Т.е. это течение оптимистическое.

А по ходу развития английской истории в 18 веке сформировалось уже и пессимистическое течение, которое представляли либо философы, либо писатели. Почитайте сочинения Даниеля Дефо «История найденыша», и вы поймете, что писатели были разочарованы.

Философ Юм уже считает, что человеком движет не разум, не стремление к добру, а привычка, эгоизм, зло.

Во Франции тоже можно выделить по степени радикализма 3 течения или 3 этапа развития идеологии просвещения.

1 направление – Вольтер, Монтескье. 18 век называют веком Вольтера. Он немного не дожил до Великой французской революции. Те, кто вокруг него группировался или близок был ему, занимались изучением закономерностей развития истории, искали движущие силы прогресса. И нашли, что этапы развития человеческой истории это этапы становления и развития человеческого разума.

Второе направление. Дидро, Гельвеций, Гольдбах… Это уже в большей степени атеисты, материалисты. Они считали, что интересы каждого индивида, человека должны совпадать с интересами общества. Когда они совпадают, тогда наступает прогресс. И общество, и люди довольны. Они полагали, что хорошее управление, разумные законы должны улучшить или создать в обществе новые положительные общественные рамки. Новое общество должно возникнуть эволюционным путем.

Третье направление, самое радикальное, даже революционное. Жан-Жак Руссо. У него уже углубленная, революционная трактовка ситуации. Она заключалась в том, что человек родился не порочным, хорошим, а к моменту 18 века, деятельности просветителей, он оказался в оковах старого общества. Эти оковы надо разбить. Что это за оковы? Это всевластие церкви, его нужно сокрушить; нужно уничтожить абсолютистское государство, ликвидировать сословный строй. Иначе говоря – раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие.

Руссо оказала довольное серьезное воздействие на лидеров Великой французской революции, якобинцев. Робеспьер ходил в одном и том же парике, камзоле, башмаках с пряжкой. При создании нового общества, согласно положениям Руссо, лидеры нового движения, будущего нового общества, должны личным примером увлекать массы. Отсюда аскетизм в личном потреблении. Отсюда и кепки Ленина, френч и сапоги Сталина.

Насколько эти идеи воплотились – судить вам. И в 18 веке и в современной истории, судя по Ксении Собчак, мы от этого аскетизма отказываемся.

Из Англии идеи просвещения распространились через Францию, и это стало модным.

Особенности Германского просвещения: раздробленная страна. Поскольку просвещение это идеология, рождающаяся в недрах буржуазии, германское слабое бюргерство не могло как во Франции что-то свершить, уничтожить, поменять. Поэтому просвещенцами в германских землях в основном становились писатели и поэты, и философы (Фейербах). Просвещенческая идеология в германских землях носила более не практический, а теоретический характер.

В Северной Америке движение просвещения было тесно связано с борьбой колоний за освобождение, за независимость. Имена лидеров: Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Томас Пейн. Бенджамин Франклин дал индульгенцию рыночной экономике. Его знаменитая фраза: пустой мешок не устоит, - говорит о том, что человек должен сам себя обеспечить в этой рыночной экономике. И если он себе квартиру, машину, состояние не сделает – он никчемный человек.

Томас Джефферсон – Декларация независимости. Он внес коррекцию в известную формулу Локка, важнейшие права: на свободу, жизнь и собственность он заменил на стремление к счастью. Это большой демократический прорыв.

Томас Пейн обосновал серьезную критику монархии сословного общества и обосновал для американцев необходимость республиканского духа, республиканской формы правления.

Этапы просвещения и развития идеологии общественного движения просвещения на территории США имеют 4 фазы развития: 1 этап – примерно первые 40 лет 18 века, когда в центре внимания стояли вопросы религиозной жизни.

Второй этап – середина 18 века, господствует интерес к морально-этическим проблемам. Бенджамин Франклин: можно и нужно заниматься бизнесом? или это позорно с точки зрения общественной морали? Он обосновал, что это нужно, можно и должно быть.

3-й этап совпадает с эпохой войны за независимость, первой американской революции. В центре внимания вопросы управления обществом, государством, политикой. Пейн, Джефферсон.

С конца 18 века-1я половина 19 века начинается 4-й этап американского просвещения, где особое внимание уделяется проблемам образования, воспитания американцев, особенно молодого поколения в духе преданности обществу с помощью здоровой философии. Т.е. создание американской ауры, американской мечты, патриотизма.


19. Соц.эконом. учения, их развитие в 15 – пер.пол. 19 в.


20. Общ.-полит. учения, их развитие в 15 – пер.пол. 19 в.

 

Периодизация истории и понятие Новой и Новейшей истории в исторической науке Запада от Средних веков до конца 19 века

Что такое периодизация в истории? Это условное деление какого-либо исторического процесса на отрезки, периоды времени, имеющие свои отличительные особенности. Каждое время имеет свою окраску, свой цвет, свой запах. Членение это зависит от того критерия, который мы выбираем. Если мы марксисты, то из какого критерия мы исходим? В основе исторического процесса лежит прогрессивное развитие и переход на более высокую, совершенную стадию развития, что соответствует … формации. Есть частное деление. История науки и техники, история экономики, история войн и военного искусства, история дипломатии. Каждая эпоха характеризуется какой-то генеральной линией. Марксистская теория: человечество развивается по спирали, от низшего к высшему, через революционные этапы, скачки. Как зародилось понятие новой и новейшей истории? Каковы критерии членения в древности и в средние века? Основной принцип – существование каких-либо государств, царств. В средние века историки подразделяли всю предшествующую им историю на 4 монархии: Ассиро-Вавилонское царствование; Мидо-Персидское царствование, Греко-Македонское, Римское правление. Это членение соответствовало тому уровню знаний и тем традициям, которые в науке сложились. Это античные традиции и библейская традиция. Сами средневековые авторы-схоласты полагали, что они живут в продолжении этого царствования, наследницы великого Рима в виде второго Рима. Это Византия для Восточной Европы и Священная Римская империя для Западной и Центральной Европы. Но в Европе к 15-16 веку пробудилась мысль. Появилось понятие деления истории на древнюю, срединную, новую. И соответственно в 15-16 веках для них это была уже Новая история. Гуманисты периода Возрождения, которые предложили эту историю, они впервые выработали понятие о Средневековье как нечто противоположном миру Античности. А сами они называли себя живущими в Новую историческую эпоху, которую постепенно стали именовать Новой историей. Главной чертой этой эпохи было развитие светской культуры, светской идеологии, постепенное освобождение от канонических знаний и влияний католической церкви. Началом нового времени гуманисты провозгласили развитие светской науки и культуры и постепенное ослабление влияния знаний канонического церковного ….16 век во Франции видный мыслитель Жан Боден, в 1566 году на латыни, потом на старо-французском опубликовал трактат «Метод легкого изучения истории». В западно-европейской науке стало утверждаться представление об эпохе Нового времени. В 17 веке в западно-европейских университетах утвердилась эта трактовка истории к концу 17 века. Профессор Келлер (Келлариус) написал «История трипартита» (трех-звенная история, т.е. древняя, средняя и новая). С этого времени в преподавании европейской науки новая история получила права гражданства. Ученых историков было много и все они спорили. Возникло 2 течения. С какого периода надо вести отсчет новой эпохи? Историки ориентировались на спонсоров: государи, монархи, аристократия. Эта часть историков для деления избрала свой критерий: захват турками-сельджуками Константинополя, 1453 год. Падение Византии. 1 критерий: Рухнуло крупное светское государство. Конец света, начало новой эпохи. 2 критерий: пал один из оплотов христианской веры, столкновение цивилизаций мусульманской и христианской культуры. От этого идет отсчет новой эпохи. Это действительно эпохальное событие.

С другой стороны критики говорят, что это недостаточно, что Византия к тому моменту сократилась, и когда этот остаток перестал существовать, мир не перевернулся. Поэтому было и другое направление исторической мысли, которые ориентировались на быстро растущие города, на торговые элементы: предбуржуазия, будущая буржуазия. Эта часть историков считала, что эпоха Нового времени наступила, потому что изменился мир в результате Великих географических открытий: начало колониальных захватов, поток новых товаров, расширения географии земли, привычного для европейцев мира. Открытие Америки. Традиция эта достаточно жива. Конец 18 века. В Европе Великая Французская революция. Перевернула не только историю Францию, но и историю всей Европы. А по тогдашним меркам, и историю всего мира. Наступила эпоха Реставрации. С 1815 года. 3 великих историка эпохи Реставрации: Гизо, Тьерри, Ренье. Они пришли к выводу, что событие Великой Французской революции это катаклизм, который открыл новую историческую эпоху. Они ввели понятие Новейшей истории. Поэтому в 1820-30-х годов появляется понятие Новейшей истории. Некоторые говорят, что Новейшая история это верхний пласт Новой истории. Другие говорят, что Новейшая история это особая эпоха, которая отличается от Новой истории, в частности тем, что в этот период продолжается жизнь не только ушедших поколений людей, но и ныне действующих поколений людей. И на судьбы как ушедших поколений людей, так и ныне действующих влияют те факторы, которые еще не ослабли, события еще не прекратились. Для жителей 19 века это событие Великой Французской революции, поскольку весь 19 век прошел под знаком Великой Французской революции, ее идей, ее примеров. Для нас в 20 веке критерий изменился. Почти все берут отсчет Новейшей истории с 1-й мировой войны и с Великой Октябрьской Социалистической революции. Новейшая история еще не завершилась. Но если мы с этим понятием поедем на запад учиться, то мы столкнемся с совершенно другим подходом к историческому процессу. Там нет такого строгого как у нас членения. На западе сколько школ крупных мыслителей, столько может быть и подходов к истории. Это обязательное членение не действует.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.076 с.)