Классификация подвижного состава 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация подвижного состава



Пассажирские перевозки на железных дорогах осуществляются, как известно, в пассажирских поездах, представляющих собой, в общем смысле этого слова, транспортные средства для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированные из вагонов пассажирского парка.

Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, отличаются условиями комфортности, определяющими их тип. Пассажирские вагоны делятся на мягкие с двухместными купе (СВ), купейные, плацкартные, межобластные и общие. В вагонах СВ и купейных местах, где располагаются пассажиры, отгорожены дверьми. Плацкартные вагоны представляют собой открытые вагоны с местами для лежания, межобластные – с креслами для сидения, а общие – открытые жесткие вагоны с местами для сидения. В проездном документе помимо номера вагона, в котором пассажиру предоставляется место, указывается и тип вагона, обозначаемый определенной буквой.

В зависимости от расстояния, на которое курсируют пассажирские поезда, они делятся на пригородные и дальние.

Пригородные поезда курсируют на расстояние до 150 км, однако, как уже отмечалось, они могут иметь и более дальние маршруты. Пригородные поезда часто в обиходе называют «электричками» в связи с тем, видимо, что они получают энергию от внешней электросети. Это название не совсем правильное, так как в общем случае электропоезд представляет собой разновидность моторизованного подвижного состава, получающего энергию от внешней электросети или от собственных электробатарей и способного покрывать расстояния в тысячи километров.

Обычные пригородные поезда имеют меньшую массу по сравнению с остальными пассажирскими поездами, большую населенность, а также частые остановки в пригородных зонах. Вагоны пригородных поездов оборудованы местами для сидения и полками для ручной клади, расположенными по обеим сторонам вдоль всего вагона. Места для сидения могут быть жесткими или мягкими. В середине вагона имеется достаточно широкий проход для пассажиров, а с обоих торцов предусмотрены тамбуры, где также могут ехать пассажиры. В пригородных поездах передний и задний вагоны имеют кабины машинистов, где установлены пульты управления.

С конца лета 2002 г. на маршруте «Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово» начал курсировать новый пригородный электропоезд «Московский», в котором более 150 новшеств, повышающих надежность, комфорт, безопасность и экономичность подвижного состава. «Голова» поезда имеет современную обтекаемую форму, вагоны снаружи совершенно гладкие. В салонах использованы модернизированные потолки, стеклопластиковая облицовка стен, индивидуальные эргономичные кресла для пассажиров. Вагоны оснащены улучшенными системами вентиляции и отопления, оповещения и связи. Переходная площадка между вагонами выполнена на едином уровне, что позволяет без затруднения пользоваться транспортными тележками.

Кабина машиниста также значительно усовершенствована: теперь в ней находится система видеонаблюдения, дающая возможность машинисту контролировать обстановку в вагонах и на платформах. Электропоезд нового поколения создан на Московском локомотивном заводе. Особенностью таких пригородных поездов является то, что они предназначены специально для обслуживания пассажиров, пользующихся услугами аэропорта Домодедово, хотя, конечно, билет на этот поезд может приобрести любой желающий.

Дальние поезда курсируют на расстояние более 150 км. Среди них есть поезда, находящиеся в пути от 3 до 9 сут. Это, главным образом, поезда, связывающие западные и центральные районы с Сибирью и Дальним Востоком. Дальние поезда формируются из плацкартных, купейных и спальных вагонов. В схему дальних поездов обязательно включаются вагоны-рестораны, а также могут включаться передвижные камеры хранения для излишней ручной клади.

К пассажирским поездам нового поколения можно отнести электропоезда-экспрессы, которые с недавнего времени стали ходить между Москвой и крупными близлежащими областными городами (Калугой, Рязанью, Ярославлем и др.). Они состоят из десяти вагонов, окрашенных в бело-синюю гамму цветов. В этих экспрессах впервые в России было введено деление вагонов на классы – первый, второй и третий, что позволило пассажирам выбирать различный уровень комфорта. В самом дорогом первом классе кресла более удобные и просторные, между ними установлены столики; под ногами пол покрыт небольшим ковриком; вагоны второго класса оборудованы креслами самолетного типа с откидными столиками. Все окна в поезде тонированы, вагоны оборудованы электронной информацией – «бегущей строкой», биотуалетами, телевизорами, имеется два буфета-бара. Пассажиры первого класса обеспечиваются разнообразной прессой. Такие поезда-экспрессы выпускаются Демиховским машиностроительным заводом, расположенным в Московской области.

В зависимости от скорости движения поезда делятся на пассажирские, скорые и скоростные.

Пассажирские поезда – поезда, маршрутная скорость которых составляет до 50 км/ч. Они делают много остановок в пути, при этом стоянки достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности – в них отсутствуют мягкие вагоны СВ и гораздо больше вагонов с плацкартными местами и общих, что увеличивает их населенность по сравнению со скорыми поездами.

Скорые поезда характеризуются более высокой скоростью на маршруте, составляющей не менее 50 км/ч. Разница в маршрутных скоростях пассажирских и скорых поездов, следующих в одном направлении, должна быть не менее 6 км/ч. Скорые поезда делают остановки только в крупных городах, проходя зачастую безостановочно 200-300 км; стоянки по продолжительности не превышают 15 мин. Скорые поезда в своем составе имеют больше вагонов повышенной комфортности – СВ и купейных, они менее населены, чем пассажирские, и, как правило, имеют более удобное расписание.

Скоростные поезда – поезда, способные развивать скорость от 140 до 160-200 км/ч. При этом маршрутная скорость таких поездов на всем пути следования не должна быть менее 85 км/ч.

Особенностью организации движения скоростных поездов является то, что железнодорожные линии, где эксплуатируются такие поезда, требуют определенных условий содержания путей; искусственных сооружений; средств сигнализации и связи; дополнительных условий, обеспечивающих безопасность движения. Кроме того, особые требования предъявляются к локомотивам, ваг нам, тормозам и другому техническому оборудованию. В России в настоящее время скоростное движение осуществляется на Октябрьской железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой. На этом маршруте железнодорожное сообщение успешно конкурирует с воздушным транспортом. Здесь эксплуатируются четыре скоростных поезда – два ЭР-200, «Аврора» и «Невский экспресс», «Сапсан». Поезд ЭР-200 на отдельных участках пути развивает скорость до 200 км/ч, что позволяет ему преодолевать расстояние между двумя столицами за 4 ч 20 мин.

Следует отметить, что высокоскоростные поезда, рассчитанные на движение со скоростью свыше 250 км/ч, самостоятельно выпускают лишь пять стран мира – Япония, Франция, Германия, Италия и Швеция.

Помимо эксплуатации скоростных поездов на Октябрьской железной дороге существует несколько проектов по организации скоростного движения на других направлениях: Москва – Воронеж – Ростов – Адлер; Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург; Москва – Смоленск – Брест – Варшава – Берлин и др.

Среди дальних поездов внутреннего и международного сообщений выделяется группа фирменных поездов, которые в отличие от других имеют названия: «Россия», «Нижегородец», «Кама», «Донбасс», «Лев Толстой», «Сибелиус» и др. Эти поезда курсируют, как правило, между столицами или другими крупными городами. Они отличаются как внешним видом – цветом вагонов, наличием на боковых стенах вагонов табличек с названием поезда, так и внутренним убранством, отражающим своеобразие края, области, государства, по территории которого проходит основной маршрут фирменного поезда.

Для формирования фирменных поездов используются вагоны со сроком эксплуатации не более 10 лет или прошедшие капитальный ремонт. В фирменных поездах обеспечивается высокое качество обслуживания: персонал проходит специальное обучение; используется постельное белье с небольшим сроком эксплуатации; чай, кофе и кондитерские изделия предоставляются пассажирам по их просьбе в любое время суток, а не по графику.

Все фирменные поезда относятся либо к скорым, либо к скоростным. В России первым фирменным поездом стал поезд «Красная стрела», начавший совершать ежедневные рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом в 1932 г. В настоящее время в стране насчитывается более 300 поездов, имеющих собственное название, каждый из которых отличается историей создания и оригинальным оформлением.

На малодеятельных (малоинтенсивных) участках для перевозки пассажиров могут использоваться грузопассажирские и почтово-багажные поезда. Первые формируются из грузовых вагонов и вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров на небольшие расстояния. В состав вторых входят вагоны, предназначенные для перевозки почты, багажа и пассажиров. Скорость почтово-багажных поездов очень низкая, так как они имеют довольно продолжительные стоянки, связанные с обменом почты. Поэтому в состав таких поездов включаются в основном общие вагоны, используемые пассажирами для поездок на небольшие расстояния – на работу, рыбалку и т. п. Отнесение железнодорожных линий (или участков) к малоинтенсивным (с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы) устанавливается на основании определенных критериев, утвержденных Правительством РФ.

Для перевозки туристов могут быть организованы специальные туристско-экскурсионные поезда, которые назначаются в прямом внутреннем или международном сообщении. При этом в состав поездов включаются вагон-рестораны и дизельные электростанции. Особенностью туристских поездов является то, что они продвигаются главным образом ночью, а днем стоят на запасных путях станции, пока туристы совершают экскурсии, предусмотренные в данном пункте маршрута.

По регулярности движения поезда делятся на круглогодичные, летние и разового назначения. Круглогодичные поезда курсируют по строгому расписанию и постоянному маршруту в течение всего года. Летние поезда включаются в расписание в весенне-летний период, что обусловлено увеличением пассажиропотока в это время года. Поезда разового назначения могут использоваться для вывоза людей при возникновении чрезвычайных ситуаций и для организации чартерных или туристских перевозок.

Каждому поезду в соответствии с его категорией присваивается определенный номер, состоящий из двух последовательных четных и нечетных чисел, например поезд 9/10. При движении поезда в одном направлении ему присваивается один номер, а при движении обратно – другой.

Следует отметить, что на отдельных участках железных дорог все поезда отличаются по своим номерам, однако на всей железнодорожной сети могут встретиться поезда с одинаковыми номерами (например, номер 1 имеют поезда: «Красная стрела», Санкт-Петербург – Москва; «Россия», Владивосток – Москва; «Ярмарка», Нижний Новгород – Москва).

Поезда более высокой категории имеют меньшие номера, поэтому по номеру можно определить категорию поезда:

Скорые поезда…………………………………………………….…001-149

Скоростные……………………………………………………….....150-169

Пассажирские…………………………..……………………………170-699

В том числе:

Пассажирские летние……………………..……………………301-399

Пассажирские разового назначения…………………..………….401-599

Пассажирские местные (круглогодичные)………………………..601-698

Туристско-экскурсионные…………………………………………...801-899

Почтово-багажные……………………………………………….….901-948

Грузопассажирские…………………………………………………..951-968

Пригородные……………………………………………………...6001-6998

В связи с сокращением пассажиропотока в последнее время появились двухгрупповые поезда, которые в определенной точке маршрута разделяются и следуют в различные пункты назначения. Например, поезд № 105 Москва – Курск, Льгов после прибытия в город Орел разделяется на два состава – пассажирский поезд № 105 Москва – Курск и поезд № 141 Москва – Льгов. В предпраздничные дни, когда пассажиропоток увеличивается, каждый поезд с самого начала рейса следует по своему собственному маршруту в соответствии с расписанием.

Перевозочные документы

Транспортные услуги, оказываемые перевозчиками на железных дорогах, представляют собой предмет договора, который заключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Согласно ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом пассажиры должны оплатить свой проезд в соответствии с установленными тарифами, а при сдаче багажа или грузобагажа – их провоз.

Заключение договора на перевозку пассажира удостоверяется билетом, сдана пассажиром багажа – багажной квитанцией, сдача грузоотправителем грузобагажагрузобагажной квитанцией.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента выдачи ему проездного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые, оформленные через автоматизированную систему резервирования «Экс-пресс-2».

Картонные билеты представляют собой проездные документы, оформленные на плотной бумаге (картоне), с обеих сторон покрытые фоновой защитной сеткой, которая может иметь разный цвет и рисунок. С помощью игольчатых компостеров на такие билеты наносятся номер поезда и дата отправления. Номера вагона и места вписываются кассиром. Каждый билет выдается на одного человека. Картонные билеты печатаются, как правило, для железнодорожных сообщений с устойчивым потоком пассажиров или, наоборот, на малодеятельных участках в прямом сообщении.

Катушечные билеты продаются проводниками в пригородных и пассажирских поездах на участках, где отсутствуют билетные кассы. Они печатаются на непрерывной бумажной ленте и бывают разного цвета – с черной и зеленой сеткой. Билет с черной сеткой считается основным – он выдается каждому пассажиру; билет с зеленой сеткой выдается дополнительно к основному в зависимости от суммарной стоимости проезда.

Бланковые билеты оформляются на поезда дальнего следования. Они бывают ручной выписки или оформленные через автоматизированную систему бронирования билетов «Экспресс-2».

Бланковые билеты ручной выписки оформляются на станциях малодеятельных участков железных дорог, где отсутствуют терминалы автоматической выписки железнодорожных билетов. Она печатаются на цветной бумаге и состоят из трех частей. Левая часть проездного документа является корешком, остающимся в кассе, правая – непосредственно билетом. В ней указываются станция отправления и назначения, цена билета и плацкарты, общая стоимость проезда, страховой и комиссионный сборы, номера поезда, вагона, места, дата и время рейса. В средней части приведен перечень категорий вагонов и набор сумм, необходимых для взимания стоимости проезда. При оформлении билета кассир разрезает документ в средней части таким образом, чтобы на нем по границе резки оставалась информация, отражающая условия проезда – тип вагона и стоимость перевозки. Билет выдается на каждого пассажира или на группу лиц, при этом кассир вручную заполняет левую и правую части билета, указывая тарифный пояс и цену. Номер поезда и дата отправления наносят игольчатым компостером на предварительно сложенный вдвое по горизонтальной линии проездной документ. Такие бланковые билеты различаются цветом: полный имеет розовый цвет, детский – синий, льготный – оранжевый, групповой – сиреневый. В последнем случае в средней части проездного документа помимо указанных выше данных печатаются цифры от 1 до 20, обозначающие количество пассажиров. Оформляя групповой билет, кассир обязан разрезать его так, чтобы на проездном документе сохранилось число, соответствующее количество пассажиров, едущих по нему.

В последнее время бланковые билеты ручного оформления встречаются редко, так как основная масса проездных документов в поезда дальнего следования выдаются через автоматизированную систему «Экспресс-2». Однако они могут быть выданы пассажирам при технологических перерывах в работе системы. При этом кассир, связываясь по телефону с диспетчерским терминалом автоматизированной системы, получает информацию о наличии мест на необходимом рейсе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.017 с.)