Организация труда водителей и кондукторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация труда водителей и кондукторов



5.1. Требования к водителям (кондукторам)

От водителей автобусов существенно зависит на сколько качественно и надежно проходят перевозки, а также на сколько безопасно. Работа в зачастую тесно связана с большим нервным напряжением и физической перегрузкой, повлекшей из-за постоянно изменяющейся дорожной ситуацией, напряженностью движения, постоянными остановками, высоким пассажирообменом и т.п. Касательно этого существенно повышаются требования, предъявляемые к психике водителя, элементами какой являются: память, эмоции, восприятие, внимание, воля. Причиной ДТП в 85-92 процентах, является человек (водитель или пешеход). За неправильными действиями человека могут стать причины: недисциплинированность; неграмотность или крайне ограниченные психофизиологические возможности, что воздействует именно в трудных, аварийных условиях.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя определяется качествами:

- хорошим физическим развитием;

- выносливостью;

- ловкостью и хорошей координацией движения;

- легкостью получения и изменения двигательных навыков;

- высокой степенью развития органов чувств (зрения и слуха);

- быстротой и точностью реакций;

- быстротой, точностью определения скорости движения;

- широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания;

- хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти;

- настойчивостью, решительностью, смелостью;

-склонность к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя;

-эмоциональной устойчивостью, дисциплинированностью, самооб-ладанием;

- инициативностью и сообразительностью.

 

5.2 Организация труда водителей (кондукторов)

При установки времени работы водителей (кондукторов) нужно жестко следовать установленного работы и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля», а также верного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Определение длительности рабочего времени водителей (кондукторов) не может составлять больше чем сорок часов в неделю. Количество времени выделенного на обеденный перерыв от получаса до двух часов. Обеденное время должно находиться в середине смены, но не позже чем через четыре часа от начала рабочего времени; между сменами водитель должен отдыхать не менее чем двенадцать часов. Месячная переработка баланса времени работы плюс минус десять часов. Количество недель этого месяца не должно превосходить количество рабочих дней. Спустя три часа беспрерывного управления автобусом предусматривается запланированное короткое время отдыха от дороги водителем протяженностью не меньше пятнадцати минут, последующие остановки той же длительности предусматривается не менее но и не больше чем через каждые два часа и т.д. Длительность смены допускается не более десяти часов, а в порядке исключения, не больше двенадцати часов при соблюдении общего месячного фонда времени.

В состав рабочего времени входит:

- время управления автобусом;

-кратковременный отдых в дороге и на конечных пунктах от управления автобусом;

- подготовительное и заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ до выезда на маршрут и после возвращения с маршрута в организацию;

- осмотра водителя занимающий по времени медицинского осмотра (до 5 минут в смену) до выезда на линию и по возвращению с линии;

-на остановках во время посадки и высадки пассажиров, во время стоянки в пунктах разгрузки и погрузки грузов;

- простой не по вине водителя;

-время работ по ликвидации появившихся в течении смены непредвиденных неисправностей автомобиля.

Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

- отдых в праздничные дни;

- еженедельный отдых;

- ежедневный отдых;

- перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

- ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением);

- отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.

 

5.3 Формы организации труда водителей (кондукторов)

На пассажирском автомобильном транспорте определен надлежащий учет рабочего периода водителей (кондукторов):

1. Поденный учет – применяется лишь в тех случаях, если водители работают ежедневно одно и то же количество часов в смену. Переработка более определенной длительности рабочей смены не возможно возмещать недоработкой в другие смены и наоборот.

2. По результатам работы за месяц ведется суммированный учет рабочего времени, при этом суммированное месячное время труда не должно превышать месячного фонда.

Системой организации труда водителей (СОТВ) – называется совокупность мероприятий, создающих условия рациональной расстановкой водителей (кондукторов) и регламентирующих время, на маршруте и время отдыха сменностью их работы.

Присутствие в расписании выходов на маршрут разной длительности и сменности, требует применения несколько разных СОТВ, действующих на одном маршруте. Распределение работы водителей по времени реализовывают при помощи графических таблиц или говоря иначе графиков, составляющиеся в табличной форме с координированием работ водителя при обеспечении каждодневного закрытия фиксированных за ними выходов. Практически работы авто транспортных предприятий используется несколько важнейших форм организации труда для водителей и кондукторов:

а) двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за несколькими автобусами пяти бригад (в это же число входит и одна запасная), применяют для автобусов, располагающих раннем началом и непозднем окончанием работ на маршруте. Целесообразно использовать на линиях с четко проявленными «пиковыми» часами, с сокращенной первой и продленной второй сменами, с дневной стоянкой транспорта в маятниковое время;

б)строенная форма организации труда – к одному транспорту прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах;

в) сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока;

г) спаренная форма организации труда – прикрепление нескольких автобусов за тремя бригадами;

д) одиночная форма организации труда водителей – закрепляется за каждым автобусом одна бригада.

Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда преимущественно применяют для автобусов, обладающих предусмотренным графиком работ, внутрисменный отстой во время дневного убывания пассажиропотока, что разрешает применять их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».

5.4 График смен водителей

Для разумного осуществления работ водителей на авто транспортном предприятие необходимо составлять графики смен водителей.

Алгоритм составления графика работы водителей:

а) месячный плановый фонд рабочего времени (ФРВ) водителей

ФРВ пл = (Дк – Дв – Дп)* Тсм – Дпп*1, час

Где: Дк – календарные дни месяца

Дв – выходные дни месяца

Дп – праздничные дни месяца

Дпп – сокращенные рабочие дни, в связи с укорочением рабочего времени в предпраздничные дни (на 1 час)

Тсм – плановая длительность смены (при 40-часовой рабочей неделе Тсм=8 час)

б) длительность смены водителя

Т н см = Тн + t п-з, час

Где: t п-з – подготовительное и заключительное время, 0,38час

в) численность смен водителя

n см =ФРВпл: Тнсм, ед.

г) автомобиле-часы работы водителя за месяц

АЧэ = Аэ * Дк * Тнсм, авт-часы

д) численность водителей на маршруте

Nв = , ед.

е) фактический фонд рабочего времени

ФРВф = Тнсм * n см, час

В основе рассчитанных данных разрабатывается график смен водителей на месяц, но переработка или недоработка водителей за месяц не должна превысить десять часов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.011 с.)