Лады народной музыки мажорного и минорного наклонения. Пентатоника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лады народной музыки мажорного и минорного наклонения. Пентатоника.



Лады мажорного наклонения

1. Ионийский – совпадает с натуральным мажором.

2. Лидийский – отличается от натурального мажора повышением IV ступени.

3. Миксолидийский – отличается от натурального мажора понижением VII ступени.

 

Лады минорного наклонения

1. Эолийский – совпадает с натуральным минором.

2. Дорийский – отличается от натурального минора повышением VI ступени.

3. Фригийский – отличается от натурального минора понижением II ступени.

 

Пентатоника – это звукоряд, состоящий из пяти звуков. Она отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней. От натурального минора отличается отсутствием II и VI ступеней. В пентатонике нет звуков, образующих тритон. В построении звукоряда пентатоники отсутствуют малые секунды.

 

Билет №5

Родственные тональности. Понятие о модуляции и отклонении.

Модуляция (от латинского Modylatio – мерность) – переход из одной тональности в другую с ее закреплением. Модуляция, при которой изменяется только лад – называется ладовой. (До-мажор – до-минор). Модуляция, при которой изменяется тоника – называется тональной (До-мажор – Соль-мажор).

Отклонение – кратковременный переход из одной тональности в другую, который вводится внутри построения и не совпадает с его окончанием.

Если на ступенях гаммы какой-то тональности построить трезвучия, то они будут тоническими для родственных тональностей.

Тональности, родственные мажорным тональностям:

1. Параллельный минор.

2. Тональность доминанты и ее параллель.

3. Тональность субдоминанты и ее параллель.

4. Тональность минорной субдоминанты.

Например, тональности, родственные До-мажору: ля-минор, Соль-мажор, ми-минор, Фа-мажор, ре-минор, фа-минор.

Тональности, родственные минорным тональностям:

1. Параллельный мажор.

2. Тональность доминанты и ее параллель.

3. Тональность субдоминанты и ее параллель.

4. Тональность мажорной доминанты.

Например, тональности, родственные ля-минору: До-мажор, ми-минор, Соль-мажор, ре-минор, Фа-мажор, Ми-мажор.

 

 

Билет №6

Характерные интервалы.

Кроме интервалов, имеющихся в натуральных видах мажора и минора, в гармоническом виде возникают новые четыре взаимообращающихся интервала – ув2, ум7, ув5, ум4. Их принято называть характерными интервалами, так как они свойственны гармоническим видам мажора и минора.

Характерные интервалы гармонического мажора образуются от понижения VI ступени.

Расположение характерных интервалов в мажоре:

ув 2 – VI пониженная ст., ум 7 – VII ступень,

ув 5 – VI пониженная ст., ум 4 – III ступень.

Вывод: От VI пониженной ступени в мажоре образуются увеличенные интервалы.

Характерные интервалы гармонического минора образуются от повышения VII ступени.

Расположение характерных интервалов в миноре:

ум 7 – VII повышенная ст., ув2 – VI ступень,

ум4 – VII повышенная ст., ум5 – III ступень.

Вывод: От повышения VII ступени в миноре образуется уменьшенные интервалы.

 

Билет №7

Интервалы.

Сочетание двух звуков различной или одинаковой высоты называется интервалом. Это сочетание может быть последовательным или одновременным. Интервалы, в которых звуки берутся последовательно, называются мелодическими. Интервалы, в которых звуки берутся одновременно, называются гармоническими. Количество ступеней в интервале образуют его ступеневую величину. Количество ступеней определяет название интервалов, образованных латинскими порядковыми числительными: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

В то же время каждый интервал содержит определенное количество тонов, его тоновую величину. Исходя из тоновой величины, интервалы могут быть чистыми, малыми, большими, уменьшенными и увеличенными.

Интервалы могут быть консонирующими (благозвучие) и диссонирующими (резкое звучание). К консонирующим относятся все чистые интервалы, а также терция и секста. К диссонирующим относятся увеличенные, уменьшенные интервалы, а также секунда и септима.

Интервалы могут быть диатоническими (т.е. образованными между основными ступенями лада, все чистые, большие, малые интервалы, тритоны) и хроматические (т.е. образованными с участием видоизмененных ступеней лада, увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные, дважды уменьшенные интервалы).

Обращением интервала называется перенесение его основания на октаву вверх или его вершины на октаву вниз. В результате обращения большие интервалы становятся малыми, малые – большими, увеличенными – уменьшенными, чистые переходят в чистые.

Интервалы, не выходящие за пределы октавы, называются простыми. Например, прима, секунда, терция и т.д.

Интервалы шире октавы называются составными. Количество ступеней составных интервалов образуются из суммы ступеней октавы и простого интервала. Составные интервалы как и простые бывают чистыми, большими и малыми.

Нона – 9 ступеней, секунда через октаву.

Децима – 10 ступеней, терция через октаву.

Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву.

Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву.

Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву.

Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву.

Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву.

 

Билет №8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.009 с.)