ТОП 10:

Теоретический материал для экзаменационных билетов по сольфеджио.



Теоретический материал для экзаменационных билетов по сольфеджио.

Билет №1

Лад. Тональность. Гамма. Виды мажорных и минорных гамм. Кварто-квинтовый круг тональностей.

Лад – система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней вокруг тоники. Тональность– высота расположения лада. Гаммой называется расположение звуков в порядке высоты от тоники до тоники. Звуки, образующие гамму, называются ступенями.

Мажорным называется лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие.

Гамма, в которой секунды расположены в восходящем порядке, – две большие, малая, три большие, малая, – называется натуральной мажорной.

Гармоническим называется мажор, отличающийся от натурального пониженной VI ступенью. Его яркий признак – увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодическим называется мажор, отличающийся от натурального пониженными VI и VII ступенями в нисходящем движении гаммы.

Минорным ладомназывается такой лад, устойчивые ступеникоторого образуют минорное трезвучие.

Гамма, в которой секунды расположены в следующем восходящем порядке: б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2, – называется натуральным минором.

Мажор и минор, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав и одинаковые ключевые знаки, называется параллельным. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора. Тоника параллельного мажора находится на III ступени минора.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, но разные ключевые знаки, называются одноименными.

Гармоническим называется минор, отличающийся от натурального повышенной VII ступенью. Яркий признак гармонического минора – увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодическим называется минор с повышенными VI и VII ступенями в восходящем движении.

Ступени мажорного и минорного лада обозначаются римскими цифрами. Каждая ступень лада имеет свое название:

I ст. – тоника (Т)

II ст. – нисходящий вводный звук

III ст. – медианта

IV ст. – субдоминанта (S)

V ст. – доминанта (D)

VI ст. – субмедианта

VII ст. – восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями лада.Трезвучия, построенные на главных ступенях лада (I, IV, V), называются главными. В натуральном мажоре главные трезвучия (Т53, S53, D53) мажорные, в натуральном миноре главные трезвучия (t53, s53, d53) – минорные. В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени доминантовое трезвучие становится мажорным (t53, s53, D53).

В мажоре и миноре есть три устойчивых звука (I, III, V), которые входят в тоническое трезвучие. Остальные четыре ступени (II, IV, VI и VII) – неустойчивые.

Переход неустойчивых ступеней в устойчивые называется разрешением.

Перечислив по порядку появление знаков при ключе, можно заметить, что тоника каждой следующей диезной тональности находится на расстоянии квинты вверх или кварты вниз от предыдущей (До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор и т.д.).

Тоника каждой следующей бемольной тональности – на расстоянии квинты вниз или кварты вверх: (До-мажор, Фа-мажор, Сиb-мажор и т.д.). Такая схема расположения тональностей называется кварто-квинтовым кругом.

Билет №2

Билет №3

Билет №4

Билет №5

Билет №6

Характерные интервалы.

Кроме интервалов, имеющихся в натуральных видах мажора и минора, в гармоническом виде возникают новые четыре взаимообращающихся интервала – ув2, ум7, ув5, ум4. Их принято называть характерными интервалами, так как они свойственны гармоническим видам мажора и минора.

Характерные интервалы гармонического мажора образуются от понижения VI ступени.

Расположение характерных интервалов в мажоре:

ув 2 – VI пониженная ст., ум 7 – VII ступень,

ув 5 – VI пониженная ст., ум 4 – III ступень.

Вывод: От повышения VII ступени в миноре образуется уменьшенные интервалы.

 

Билет №7

Интервалы.

Сочетание двух звуков различной или одинаковой высоты называется интервалом. Это сочетание может быть последовательным или одновременным. Интервалы, в которых звуки берутся последовательно, называются мелодическими. Интервалы, в которых звуки берутся одновременно, называются гармоническими. Количество ступеней в интервале образуют его ступеневую величину. Количество ступеней определяет название интервалов, образованных латинскими порядковыми числительными: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

В то же время каждый интервал содержит определенное количество тонов, его тоновую величину. Исходя из тоновой величины, интервалы могут быть чистыми, малыми, большими, уменьшенными и увеличенными.

Интервалы могут быть консонирующими (благозвучие) и диссонирующими (резкое звучание). К консонирующим относятся все чистые интервалы, а также терция и секста. К диссонирующим относятся увеличенные, уменьшенные интервалы, а также секунда и септима.

Интервалы могут быть диатоническими (т.е. образованными между основными ступенями лада, все чистые, большие, малые интервалы, тритоны) и хроматические (т.е. образованными с участием видоизмененных ступеней лада, увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные, дважды уменьшенные интервалы).

Обращением интервала называется перенесение его основания на октаву вверх или его вершины на октаву вниз. В результате обращения большие интервалы становятся малыми, малые – большими, увеличенными – уменьшенными, чистые переходят в чистые.

Интервалы, не выходящие за пределы октавы, называются простыми. Например, прима, секунда, терция и т.д.

Интервалы шире октавы называются составными. Количество ступеней составных интервалов образуются из суммы ступеней октавы и простого интервала. Составные интервалы как и простые бывают чистыми, большими и малыми.

Нона – 9 ступеней, секунда через октаву.

Децима – 10 ступеней, терция через октаву.

Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву.

Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву.

Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву.

Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву.

Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву.

 

Билет №8

Билет №9

Билет №10

Тритоны.

Тритоном называется интервал, в котором содержится три тона. К ним относятся: ув4 и ум5. Тритон – резко звучащий интервал. В нем оба звука неустойчивы и тяготеют в ближайшие устойчивые звуки. Тритоны строятся как в натуральных, так и в гармонических видах мажора и минора.

Расположение тритонов в натуральном мажоре и гармоническом миноре:

ув4 – IV ст.

ум5 – VIIст.

 

Расположение тритонов в натуральном миноре и гармоническом мажоре:

ув4 – VI ст.

ум5 – IIст.

Теоретический материал для экзаменационных билетов по сольфеджио.

Билет №1







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)