Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический материал для экзаменационных билетов по сольфеджио.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Теоретический материал для экзаменационных билетов по сольфеджио. Билет №1 Лад. Тональность. Гамма. Виды мажорных и минорных гамм. Кварто-квинтовый круг тональностей. Лад – система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней вокруг тоники. Тональность – высота расположения лада. Гаммой называется расположение звуков в порядке высоты от тоники до тоники. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Мажорным называется лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие. Гамма, в которой секунды расположены в восходящем порядке, – две большие, малая, три большие, малая, – называется натуральной мажорной. Гармоническим называется мажор, отличающийся от натурального пониженной VI ступенью. Его яркий признак – увеличенная секунда между VI и VII ступенями. Мелодическим называется мажор, отличающийся от натурального пониженными VI и VII ступенями в нисходящем движении гаммы. Минорным ладом называется такой лад, устойчивые ступеникоторого образуют минорное трезвучие. Гамма, в которой секунды расположены в следующем восходящем порядке: б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2, – называется натуральным минором. Мажор и минор, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав и одинаковые ключевые знаки, называется параллельным. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора. Тоника параллельного мажора находится на III ступени минора. Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, но разные ключевые знаки, называются одноименными. Гармоническим называется минор, отличающийся от натурального повышенной VII ступенью. Яркий признак гармонического минора – увеличенная секунда между VI и VII ступенями. Мелодическим называется минор с повышенными VI и VII ступенями в восходящем движении. Ступени мажорного и минорного лада обозначаются римскими цифрами. Каждая ступень лада имеет свое название: I ст. – тоника (Т) II ст. – нисходящий вводный звук III ст. – медианта IV ст. – субдоминанта (S) V ст. – доминанта (D) VI ст. – субмедианта VII ст. – восходящий вводный звук. Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями лада. Трезвучия, построенные на главных ступенях лада (I, IV, V), называются главными. В натуральном мажоре главные трезвучия (Т53, S53, D53) мажорные, в натуральном миноре главные трезвучия (t53, s53, d53) – минорные. В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени доминантовое трезвучие становится мажорным (t53, s53, D53).
В мажоре и миноре есть три устойчивых звука (I, III, V), которые входят в тоническое трезвучие. Остальные четыре ступени (II, IV, VI и VII) – неустойчивые. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые называется разрешением. Перечислив по порядку появление знаков при ключе, можно заметить, что тоника каждой следующей диезной тональности находится на расстоянии квинты вверх или кварты вниз от предыдущей (До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор и т.д.). Тоника каждой следующей бемольной тональности – на расстоянии квинты вниз или кварты вверх: (До-мажор, Фа-мажор, Сиb-мажор и т.д.). Такая схема расположения тональностей называется кварто-квинтовым кругом. Билет №2 Билет №3 Билет №4 Билет №5 Билет №6 Характерные интервалы. Кроме интервалов, имеющихся в натуральных видах мажора и минора, в гармоническом виде возникают новые четыре взаимообращающихся интервала – ув2, ум7, ув5, ум4. Их принято называть характерными интервалами, так как они свойственны гармоническим видам мажора и минора. Характерные интервалы гармонического мажора образуются от понижения VI ступени. Расположение характерных интервалов в мажоре: ув 2 – VI пониженная ст., ум 7 – VII ступень, ув 5 – VI пониженная ст., ум 4 – III ступень. Вывод: От повышения VII ступени в миноре образуется уменьшенные интервалы.
Билет №7 Интервалы. Сочетание двух звуков различной или одинаковой высоты называется интервалом. Это сочетание может быть последовательным или одновременным. Интервалы, в которых звуки берутся последовательно, называются мелодическими. Интервалы, в которых звуки берутся одновременно, называются гармоническими. Количество ступеней в интервале образуют его ступеневую величину. Количество ступеней определяет название интервалов, образованных латинскими порядковыми числительными: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. В то же время каждый интервал содержит определенное количество тонов, его тоновую величину. Исходя из тоновой величины, интервалы могут быть чистыми, малыми, большими, уменьшенными и увеличенными.
Интервалы могут быть консонирующими (благозвучие) и диссонирующими (резкое звучание). К консонирующим относятся все чистые интервалы, а также терция и секста. К диссонирующим относятся увеличенные, уменьшенные интервалы, а также секунда и септима. Интервалы могут быть диатоническими (т.е. образованными между основными ступенями лада, все чистые, большие, малые интервалы, тритоны) и хроматические (т.е. образованными с участием видоизмененных ступеней лада, увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные, дважды уменьшенные интервалы). Обращением интервала называется перенесение его основания на октаву вверх или его вершины на октаву вниз. В результате обращения большие интервалы становятся малыми, малые – большими, увеличенными – уменьшенными, чистые переходят в чистые. Интервалы, не выходящие за пределы октавы, называются простыми. Например, прима, секунда, терция и т.д. Интервалы шире октавы называются составными. Количество ступеней составных интервалов образуются из суммы ступеней октавы и простого интервала. Составные интервалы как и простые бывают чистыми, большими и малыми. Нона – 9 ступеней, секунда через октаву. Децима – 10 ступеней, терция через октаву. Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву. Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву. Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву. Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву. Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву.
Билет №8 Билет №9 Билет №10 Тритоны. Тритоном называется интервал, в котором содержится три тона. К ним относятся: ув4 и ум5. Тритон – резко звучащий интервал. В нем оба звука неустойчивы и тяготеют в ближайшие устойчивые звуки. Тритоны строятся как в натуральных, так и в гармонических видах мажора и минора. Расположение тритонов в натуральном мажоре и гармоническом миноре: ув4 – IV ст. ум5 – VIIст.
Расположение тритонов в натуральном миноре и гармоническом мажоре: ув4 – VI ст. ум5 – IIст. Теоретический материал для экзаменационных билетов по сольфеджио. Билет №1
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.009 с.) |