Сущность монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования



В соответствии с дефинитивной нормой п. 6 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности монополистическая деятельность - это противоречащие положениям данного Закона действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей

Объект монополистической деятельности как правонарушения. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты. Общим объектом выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности; родовым объектом - общественные отношения, складывающиеся на товарном рынке. Непосредственным объектом является сама конкуренция, а также права, свободы и законные интересы потребителей.

В качестве субъектов монополистической деятельности могут выступать хозяйствующие субъекты и государственные органы.

Если в основу классификации монополистической деятельности положить субъектный состав ее участников, то можно выделить: 1) монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов; 2) монополистическую деятельность государственных органов.

Уполномоченные государственные органы следят за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечивают равноправное положение предприятий на рынке, предотвращают дискриминацию производителей и потребителей, а также налагают санкции за нарушение положений законодательства.

Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Доминирующим признается исключительное положение субъекта хозяйствования или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, но исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, по отношению к другим является постоянной (ст.1 Закона о монополистической деятельности).

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики Республики Беларусь и его территориальными органами в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. №229, на основе анализа ситуации на соответствующем товарном рынке.

 

Признаки доминирования субъекта хозяйствования:

· доминирующее положение устанавливается по отношению к субъекту хозяйствования (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю);

· субъект хозяйствования, в отношении которого устанавливается факт доминирования, должен быть производителем товаров (работ, услуг);

· доминирование субъекта хозяйствования устанавливается на товарном рынке. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами;

· качественным признаком доминирующего положения субъекта хозяйствования является наличие возможности ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов, с целью иметь преимущества;

· количественная оценка доминирования субъекта хозяйствования базируется на установлении того факта, что его доля на рынке определенного товара превышает предельную величину установленную антимонопольным органом.

Примерный перечень запрещенных действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции, закреплен в ст. 14-2 Закона о противодействии монополистической деятельности. В зависимости от содержания неправомерных методов, используемых для приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности, указанные действия можно объединить в несколько групп.

1. Действия, способные вызвать смещение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов (паразитирование), в том числе: незаконное использование хозяйствующим субьектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации; незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта,

2. Действия, которые заключаются в распространении дискредитирующих сведений о хозяйствующем субъекте, товарах (работах, услугах) или предпринимательской деятельности конкурента), в том числе: распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;

3. Действия, направленные на введение в заблуждение третьих лиц относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

4. Как недобросовестная конкуренция могут квалифицироваться другие действия, противоречащие требованиям Закона о противодействии монополистической деятельности, иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе: призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента; распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств и т.д.''

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.005 с.)