ТОП 10:

Предмет хозяйственно-правового регулирования.



Вопросы к экзамену

 

1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.

2. Соотношение хозяйственного права с другими отраслями права.

3. Система хозяйственного права и её задачи.

4. Предмет хозяйственно-правового регулирования.

5. Субъекты и объекты хозяйственных правоотношений.

6. Понятие хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений.

7. Правовое регулирование, понятие и принципы, методы хозяйственного права.

8. Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

9. Прямое управление хозяйственной деятельностью.

10. Планирование — элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности.

11. Правовое регулирование, понятие и специфические признаки предпринимательской деятельности.

12. Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности.

13. Прекращение предпринимательской деятельности.

14. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

15. Имущество в сфере хозяйствования: общая характеристика.

16. Структура имущества субъектов хозяйственной деятельности.

17. Общие тенденции правового регулирования имущественных отношений в сфере экономики.

18. Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности: понятие, значение и виды.

19. Особенности правового режима имущества структурных подразделений, представительств и филиалов хозяйственных организаций.

20. Правовой режим государственной собственности.

21. Объекты, находящиеся только в собственности государства. Формы и порядок распоряжения государственным имуществом.

22. Учет и отчетность в деятельности субъектов хозяйствования: понятие, значение, правовое регулирование.

23. Анализ хозяйственной деятельности.

24. Правовое регулирование аудита хозяйственной деятельности.

25. Анализ хозяйственной деятельности.

26. Правовое регулирование аудита хозяйственной деятельности.

27. Конкурсное производство (санация и ликвидация) как процедура экономической несостоятельности.

28. .Правовое регулирование приватизации государственной собственности.

29. Организация проведения аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации.

30. Недействительность сделок по приватизации. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственного имущества.

31. Договор в хозяйственных отношениях.

32. Ответственность в хозяйственных отношениях.

33. Сущность монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования.

34. Антимонопольное законодательство.

35. Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольного законодательства.

36. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.

37. Правовое регулирование деятельности бирж.

38. Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок.

39. Внешнеэкономическая сделка как правовая форма внешнеэкономических отношений.

40. Внешнеэкономическая деятельность и валютные отношения.

 

 

1.Хозяйственное право – совокуп норм, регулир предприн отн и тесно связ с ними иные, в тч отн, носящие некомм ха-р, а тж отн связ с гос регулир экон в целях обесп интересов гос и общества.

Пон хоз права вкл в себя 3 гр отн, регулир данной правовой дисципл. В 1 гр вкл отн, носящие комм или предприн х-р, они связ с проц пр-ва продукции (раб, усл), на базе имущ принадл суб хоз на праве соб-ти, аренды или ином законном осн. 2 кат отн опр отн-ми некомм х-ра, в кот уч-т гос органы, юр лица и ИП в том случае, когда речь идет об орг хоз деят суб пред-ва, упр имущ, а тж деят, связ с получ приб др суб и др. 3 гр хоз отн охв гос регулир и контр со стор орг власти и упр за деят осущ суб хоз.

Предметом любой отрасли права является круг общ отн, регулир ее нормами. Предмет хозяйственного праваэто ре-мая совокуп отн, скл-ся в проц осущ хоз деят. В юр науке получило распр мнение о том, что хоз право – это компл отрасль, т.е. ее предм состав разнород отн.

К хоз пр отн:-проф деят по пр-ву тов (раб, усл) с целью извл приб;

-отн по реал тов, их дост, хран и др; -хоз деят орг-имущ х-ра по созд и прекр предпр, управ соб-ю;-хоз-прав рег-е предп деят; -гос рег деят суб хоз, осущ хоз деять.

Х д осущ в разл сферах, что вкл в хоз право нормы гос, гражд, труд, зем и иных смеж отр права для целей развития рынка тов и усл в напр удовлетв мат и дух потр общ, при усл получ приб и ин дохода суб хоз дея-ти, упрочения общенац интер, безопас гос, его суверен.

Принципы хозяйственного права – это основополагающие начала, кот распр на весь компл прав норм, обесп регулир хоз деят.

· принцип свободы хоз (предпр) деят и самост ее уч-ов. В осн кот полож нормы ч.1 ст.13 Конст РБ, где гос предост равные возм для осущ хоз и иной деят, кр дея-ти запрещ законом, хотя зак-во конкретно не указ на виды дея-ти запрещенные зак;

· принцип юр ра-ва форм собств. Ст.13 Конс РБ гар-ет равн защ и равн усл для разв всех форм соб-ти – гос и част, при этом в осн этого полож рав-во всех суб хоз деят в пред-ве;

· принцип недопущ монополизации хоз деят и разв добросов конкур. (антимонопол.зак-во РБ: Гражд кодекс РБ ст.ст.1029 и 1030). Закон РБ «О противодействии монопол деят и разв конкур» от 10.12.92г. (10.01.2000г.)

· принцип компл гос регул ХД. (гос воздействие на экон оборот и на деят суб хоз с пом разл мех-ов – полит, соц, экон и др. (ч.4 ст.13 Конст-гос осущт рег-е экон в интересах чел, общ, обесп напр и коорд госу и частн экон деят в соц целях;

· принцип законности- мех-м осущ ХД, не наруш правовых основ гос, т.е. в строгом соотв с зак-ом РБ.

метод правового регулир-набор способов и приемов регулир отн м-у суб, склад вслед особых св-в предм прав-го рег-ия. Т. об, сущ метода прав рег-я опр-ся предм рег-ния.

Наука хозяйственного права вкл в себя правовой институт, рег тов-ден отн на пр-ве, в предп-ве, на предпр.

Наука ХП прошла в своем развитии три этапа:

1.Двухсекторная теория. (1921-1930гг.) наряду с соц сектором хоз-ния, в эконе продолжал существовать частный сектор;

2.Школа единого хозяйственного права(1930-1960 гг.). возм рег-ть все хоз отн, вкл част отн м-у гражд, ед прав отр-ю – ХП;

3.Третья школа хозяйственного права (1961-1990гг.).
Целенапр возд на экон компл, путем созд хоз-прав базы, введ сист планир, хоз расчета, шир внедр м-ду предпр договор отн.

Соврем этап в разв ХП носит назв школы предпринимательского права(1991 – нв). Особ-ми явл внедр в хоз компл основ рыноч эк: возр ЧС и возм ее использ в предпр, уч-е гос собств в рыноч сферах

Наука ХП делится на :Общая частьвкл в себя общ полож: пон ХП, хоз зак-во, хоз правоотн, общ полож о предп, суб ХД, право на имущ суб хоз деят и др. Особенная часть рассм вопр, связ с прав обесп отдельн видов хоз деят: инвест деят, бирж деят, ценообр, обесп кач тов, раб, усл и др.

Хозяйственное законодательствоэто совокуп норм актов, в кот содерж нормы хоз права, кот принадл различ звеньям общего нормативного массива.

Источники можно разделить на: общие и специальные.
В общих, наряду с хоз, содерж иные норматив предпис, примен к различ отраслям рег-ния. Специальные же реглам-ют опр-ые правоотн.Все источники хозяйственного законодательства можно подразделить на следующие группы:междунар акты; акты гос органов;акты орг бывшего СССР;акты суб хоз РБ;

Источ правового регулир ХД в РБ явл:Конституция РБ;Кодексы РБ;законы РБ;указы и декреты ПрезРБ;распоряж ПрезРБ;пост Правит РБ;акты Конст Суда РБ, Верховного Суда РБ, Высш Хоз Суда РБ, нац банка РБ;акты мин и иных респ орг гос упр местных орг упр и распор в пределах, предусм законод актами.

Наиболее важ источ хоз зак-ва явл кодифицированные акты зак-тва, такие как: Гражд кодекс РБ, УК РБ); ГПК РБ; ХПК РБ.

Хоз процесс кодекс РБ разрешает споры связ с осущ хоз деяти между суб предпр-ва.

Ведущую роль в прав рег хоз зак играют зак РБ. Основные:

Закон РБ «О предприн в РБ» от 28 мая 1991г, «Об акц общ, ООО и ОДО» от 9 декабря 1992г, «О ц б и фондовых биржах» от 12 марта 1992г.; «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.; «Об эконом несост-ти (банкротстве)» от 18 июля 2000г.; «О ценообразовании» от 10 мая 1999г; «О разгосударствлении и приватизации гос собств в РБ» от 19 января 1993г; «О против-и монопол деят и разв конкур» от 10 декабря 1992г.

Огром знач в ХД отводится судеб практике, кот отн к актам зак-ва. Акты Верхов Суда РБ, Высш Хоз Суда Велика роль локальных нормативных актов, приним самими хоз суб в целях регулир собств предприн деят. Такие акты могут отн как к деят пред-лей, так и предприятий, регулировать внутрихоз деят.Сост частью прав сист РБ явл общепризн акты бывшо СССР и нормы междунар права.

 

3 Система хозяйственного права и её задачи

Система хозяйственного права – это структура данной отрасли права, включающая все хозяйственно-правовые нормы, которые сгруппированы по соответствующим правовым институтам.

Система хозяйственного права подразделяется на две части: общуюи особенную.

Общая часть включает правовые институты, состоящие из норм, регулирующих все или значительное количество конкретных хозяйственных отношений. К институтам общей части хозяйственного права относятся: институт хозяйственно-правовой правосубъектности; институт юридической ответственности субъектов хозяйствования; институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования и другие.

Особенная часть включает в себя институты, состоящие из правовых норм, регулирующих конкретные виды хозяйственной деятельности, или регламентирующих реализацию отдельных функций государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью. К институтам особенной части хозяйственного права относятся: институт государственного регулирования цен и тарифов; институт государственного регулирования внешнеторговой деятельности; институт государственного регулирования аудиторской деятельности; деятельности на рынке ценных бумаг; институт валютного регулирования и другие.

Система хозяйственного права строится на основании правовых принципов.

 

 

Планирование — элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Планирование представляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения

тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др.).

Прогноз социально-экономического развития — система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

- на долгосрочную перспективу — национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

- на среднесрочную перспективу — программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

- на краткосрочный период — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в различных их вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних
политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают качественные показатели и качественные характеристики экономической ситуации, экономической и социальной фактуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня жизни, экологической обстановки. Программа социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.

И в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;

концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитную и валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; социальная политика;

проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Данные программы социально-экономического развития на сред- несрочную перспективу используются при разработке уровня жизни, экологической обстановки.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого

Периода на пятилетний срок.

И программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;

концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитную и валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; социальная политика;

проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Данные программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используются при разработке прогноза экономического развития на краткосрочную перспективу.

 

Таким образом, к основным формам внешнеэкономической деятельности относятся: внешняя торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, производственная кооперация, инвестиционный бизнес, валютно-кредитные и финансовые отношения.

При регулировании внешнеэкономической деятельности государство использует следующие методы:

1) Экономические:

- таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины);

- налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, специальные льготы);

- валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки);

- стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

2) Административные:

- количественные ограничения (лицензирование, квотирование);

- запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами);

- контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический);

- таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров);

- валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

3) Торгово-политические:

- создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО);

- программирование ВЭД (государственные программы, региональные программы, отраслевые программы);

- разработка мер по защите экономических интересов Республики Беларусь;

- содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций);

- рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение

Основными целями государственного регулирования ВЭД являются: создание условий доступа предприятий на мировые рынки; защита национальных интересов и внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятных взаимоотношений с различными государствами; использование ВЭД для ускорения создания рыночной экономики.

 

Вопросы к экзамену

 

1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.

2. Соотношение хозяйственного права с другими отраслями права.

3. Система хозяйственного права и её задачи.

4. Предмет хозяйственно-правового регулирования.

5. Субъекты и объекты хозяйственных правоотношений.

6. Понятие хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений.

7. Правовое регулирование, понятие и принципы, методы хозяйственного права.

8. Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

9. Прямое управление хозяйственной деятельностью.

10. Планирование — элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности.

11. Правовое регулирование, понятие и специфические признаки предпринимательской деятельности.

12. Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности.

13. Прекращение предпринимательской деятельности.

14. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

15. Имущество в сфере хозяйствования: общая характеристика.

16. Структура имущества субъектов хозяйственной деятельности.

17. Общие тенденции правового регулирования имущественных отношений в сфере экономики.

18. Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности: понятие, значение и виды.

19. Особенности правового режима имущества структурных подразделений, представительств и филиалов хозяйственных организаций.

20. Правовой режим государственной собственности.

21. Объекты, находящиеся только в собственности государства. Формы и порядок распоряжения государственным имуществом.

22. Учет и отчетность в деятельности субъектов хозяйствования: понятие, значение, правовое регулирование.

23. Анализ хозяйственной деятельности.

24. Правовое регулирование аудита хозяйственной деятельности.

25. Анализ хозяйственной деятельности.

26. Правовое регулирование аудита хозяйственной деятельности.

27. Конкурсное производство (санация и ликвидация) как процедура экономической несостоятельности.

28. .Правовое регулирование приватизации государственной собственности.

29. Организация проведения аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации.

30. Недействительность сделок по приватизации. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственного имущества.

31. Договор в хозяйственных отношениях.

32. Ответственность в хозяйственных отношениях.

33. Сущность монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования.

34. Антимонопольное законодательство.

35. Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольного законодательства.

36. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.

37. Правовое регулирование деятельности бирж.

38. Понятие биржевой сделки. Виды биржевых сделок.

39. Внешнеэкономическая сделка как правовая форма внешнеэкономических отношений.

40. Внешнеэкономическая деятельность и валютные отношения.

 

 

1.Хозяйственное право – совокуп норм, регулир предприн отн и тесно связ с ними иные, в тч отн, носящие некомм ха-р, а тж отн связ с гос регулир экон в целях обесп интересов гос и общества.

Пон хоз права вкл в себя 3 гр отн, регулир данной правовой дисципл. В 1 гр вкл отн, носящие комм или предприн х-р, они связ с проц пр-ва продукции (раб, усл), на базе имущ принадл суб хоз на праве соб-ти, аренды или ином законном осн. 2 кат отн опр отн-ми некомм х-ра, в кот уч-т гос органы, юр лица и ИП в том случае, когда речь идет об орг хоз деят суб пред-ва, упр имущ, а тж деят, связ с получ приб др суб и др. 3 гр хоз отн охв гос регулир и контр со стор орг власти и упр за деят осущ суб хоз.

Предметом любой отрасли права является круг общ отн, регулир ее нормами. Предмет хозяйственного праваэто ре-мая совокуп отн, скл-ся в проц осущ хоз деят. В юр науке получило распр мнение о том, что хоз право – это компл отрасль, т.е. ее предм состав разнород отн.

К хоз пр отн:-проф деят по пр-ву тов (раб, усл) с целью извл приб;

-отн по реал тов, их дост, хран и др; -хоз деят орг-имущ х-ра по созд и прекр предпр, управ соб-ю;-хоз-прав рег-е предп деят; -гос рег деят суб хоз, осущ хоз деять.

Х д осущ в разл сферах, что вкл в хоз право нормы гос, гражд, труд, зем и иных смеж отр права для целей развития рынка тов и усл в напр удовлетв мат и дух потр общ, при усл получ приб и ин дохода суб хоз дея-ти, упрочения общенац интер, безопас гос, его суверен.

Принципы хозяйственного права – это основополагающие начала, кот распр на весь компл прав норм, обесп регулир хоз деят.

· принцип свободы хоз (предпр) деят и самост ее уч-ов. В осн кот полож нормы ч.1 ст.13 Конст РБ, где гос предост равные возм для осущ хоз и иной деят, кр дея-ти запрещ законом, хотя зак-во конкретно не указ на виды дея-ти запрещенные зак;

· принцип юр ра-ва форм собств. Ст.13 Конс РБ гар-ет равн защ и равн усл для разв всех форм соб-ти – гос и част, при этом в осн этого полож рав-во всех суб хоз деят в пред-ве;

· принцип недопущ монополизации хоз деят и разв добросов конкур. (антимонопол.зак-во РБ: Гражд кодекс РБ ст.ст.1029 и 1030). Закон РБ «О противодействии монопол деят и разв конкур» от 10.12.92г. (10.01.2000г.)

· принцип компл гос регул ХД. (гос воздействие на экон оборот и на деят суб хоз с пом разл мех-ов – полит, соц, экон и др. (ч.4 ст.13 Конст-гос осущт рег-е экон в интересах чел, общ, обесп напр и коорд госу и частн экон деят в соц целях;

· принцип законности- мех-м осущ ХД, не наруш правовых основ гос, т.е. в строгом соотв с зак-ом РБ.

метод правового регулир-набор способов и приемов регулир отн м-у суб, склад вслед особых св-в предм прав-го рег-ия. Т. об, сущ метода прав рег-я опр-ся предм рег-ния.

Наука хозяйственного права вкл в себя правовой институт, рег тов-ден отн на пр-ве, в предп-ве, на предпр.

Наука ХП прошла в своем развитии три этапа:

1.Двухсекторная теория. (1921-1930гг.) наряду с соц сектором хоз-ния, в эконе продолжал существовать частный сектор;

2.Школа единого хозяйственного права(1930-1960 гг.). возм рег-ть все хоз отн, вкл част отн м-у гражд, ед прав отр-ю – ХП;

3.Третья школа хозяйственного права (1961-1990гг.).
Целенапр возд на экон компл, путем созд хоз-прав базы, введ сист планир, хоз расчета, шир внедр м-ду предпр договор отн.

Соврем этап в разв ХП носит назв школы предпринимательского права(1991 – нв). Особ-ми явл внедр в хоз компл основ рыноч эк: возр ЧС и возм ее использ в предпр, уч-е гос собств в рыноч сферах

Наука ХП делится на :Общая частьвкл в себя общ полож: пон ХП, хоз зак-во, хоз правоотн, общ полож о предп, суб ХД, право на имущ суб хоз деят и др. Особенная часть рассм вопр, связ с прав обесп отдельн видов хоз деят: инвест деят, бирж деят, ценообр, обесп кач тов, раб, усл и др.

Хозяйственное законодательствоэто совокуп норм актов, в кот содерж нормы хоз права, кот принадл различ звеньям общего нормативного массива.

Источники можно разделить на: общие и специальные.
В общих, наряду с хоз, содерж иные норматив предпис, примен к различ отраслям рег-ния. Специальные же реглам-ют опр-ые правоотн.Все источники хозяйственного законодательства можно подразделить на следующие группы:междунар акты; акты гос органов;акты орг бывшего СССР;акты суб хоз РБ;

Источ правового регулир ХД в РБ явл:Конституция РБ;Кодексы РБ;законы РБ;указы и декреты ПрезРБ;распоряж ПрезРБ;пост Правит РБ;акты Конст Суда РБ, Верховного Суда РБ, Высш Хоз Суда РБ, нац банка РБ;акты мин и иных респ орг гос упр местных орг упр и распор в пределах, предусм законод актами.

Наиболее важ источ хоз зак-ва явл кодифицированные акты зак-тва, такие как: Гражд кодекс РБ, УК РБ); ГПК РБ; ХПК РБ.

Хоз процесс кодекс РБ разрешает споры связ с осущ хоз деяти между суб предпр-ва.

Ведущую роль в прав рег хоз зак играют зак РБ. Основные:

Закон РБ «О предприн в РБ» от 28 мая 1991г, «Об акц общ, ООО и ОДО» от 9 декабря 1992г, «О ц б и фондовых биржах» от 12 марта 1992г.; «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.; «Об эконом несост-ти (банкротстве)» от 18 июля 2000г.; «О ценообразовании» от 10 мая 1999г; «О разгосударствлении и приватизации гос собств в РБ» от 19 января 1993г; «О против-и монопол деят и разв конкур» от 10 декабря 1992г.

Огром знач в ХД отводится судеб практике, кот отн к актам зак-ва. Акты Верхов Суда РБ, Высш Хоз Суда Велика роль локальных нормативных актов, приним самими хоз суб в целях регулир собств предприн деят. Такие акты могут отн как к деят пред-лей, так и предприятий, регулировать внутрихоз деят.Сост частью прав сист РБ явл общепризн акты бывшо СССР и нормы междунар права.

 

3 Система хозяйственного права и её задачи

Система хозяйственного права – это структура данной отрасли права, включающая все хозяйственно-правовые нормы, которые сгруппированы по соответствующим правовым институтам.

Система хозяйственного права подразделяется на две части: общуюи особенную.

Общая часть включает правовые институты, состоящие из норм, регулирующих все или значительное количество конкретных хозяйственных отношений. К институтам общей части хозяйственного права относятся: институт хозяйственно-правовой правосубъектности; институт юридической ответственности субъектов хозяйствования; институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования и другие.

Особенная часть включает в себя институты, состоящие из правовых норм, регулирующих конкретные виды хозяйственной деятельности, или регламентирующих реализацию отдельных функций государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью. К институтам особенной части хозяйственного права относятся: институт государственного регулирования цен и тарифов; институт государственного регулирования внешнеторговой деятельности; институт государственного регулирования аудиторской деятельности; деятельности на рынке ценных бумаг; институт валютного регулирования и другие.

Система хозяйственного права строится на основании правовых принципов.

 

 

Предмет хозяйственно-правового регулирования.

В научной и учебной юридической литературе в качестве пред­мета правового регулирования называют общественные отношения. В качестве предметахозяйственно-правового регулирования выс­тупает круг общественные отношений, которые можно разделить на два вида:

1) вертикальные - это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности и государственны­ми органами, регулирующими эту деятельность различными спосо­бами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений высту­пает субъект хозяйствования, а другой - орган государственного управления, например, антимонопольный орган.

2) горизонтальные - это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осу­ществления. Большая часть этих отношений урегулирована норма­ми гражданского права и строится на равенстве их участников.

В. В. Лаптев выделяет также внутрихозяйственные отношения, складывающиеся между структурными подразделениями, между ними и субъектом хозяйствования в целом, регулируемые локаль­ными нормативными актами, издаваемыми самими субъектами хо­зяйствования1.

Перечисленные общественные отношения, урегулированные нормами хозяйственного законодательства, приобретают качества хозяйственных правоотношений. Наиболее полное представление о хозяйственном правоотношении возникает тогда, когда оно рассмат­ривается в виде составляющих его элементов, к числу которых от­носят: субъектов, объект, содержание, юридические факты.

Участники хозяйственного правоотношения именуются их субъек­тами. В качестве таковых выступают лица, осуществляющие пред­принимательскую деятельность, Республика Беларусь и ее адми­нистративно-территориальные единицы в лице соответствующих ком­петентных органов. Правовое положение перечисленных субъектов

хозяйственного правоотношения будет рассмотрено ниже.

Непосредственным объектом хозяйственного правоотношения выступают фактические общественные отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Опосредован­ным объектом хозяйственного правоотношения являются материаль­ные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступа­ют в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая день­ги и ценные бумаги, иное имущество, действия субъектов, фирмен­ные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т. д.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют субъек­тивные права и юридические обязанности его участников, являю­щиеся соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемых в необходимых случаях государственным принуж­дением.

Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяй­ственного правоотношения выступают юридические факты. Поскольку данные отношения возникают в процессе осуществления предпри­нимательской деятельности, обстоятельствами, с которыми нормы права связывают возникновение хозяйственного правоотношения, являются, прежде всего, действия участников правоотношения (юри­дические акты). Правоизменяющими и правопрекращающими юри­дическими фактами выступают чаще всего события.

 

5. ХП как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в т.ч. некоммерческие, а также отношения по гос. регулированию и экономике. Хоз. правоотношения - это урегулированные нормами права отн-ния м-ду субъектами, складывающиеся по поводу и в процессе хоз. деят-ти и иной связанной с ней предпринимательской деятельностью. Имеют имущественный характер. Субъекты хоз. Правоотношений: юр. лица, индивидуальные предприниматели, РБ, адм.-тер. Единицы. Виды хозяйственных правоотношений: отношения, складывающиеся при осуществлении ХД (участники: предприятия и др субъекты непосредственно занятые в производстве, органы руководства), отношения, складывающиеся при руководстве ХД (возникают при руководстве ХД ваышестоящими органами, которым субъекты хозяйствования подчинены), внутрихозяйственный отношения (складываются епосредственно в сфере производства, возникают внутри предприятия между их структурными подразделениями. Содержание ХПр составляют субъективные права и обязанности. Правовоой формой в которую обликается содержание правоотношения явл договор. Объектами в ХП признаются либо действия, направленные на возникновение субъективных прав и обязанностей их участников либо на ряду с этим материальные, нематериальные блага. Объектами явл сама ХД, как вид общеполезной деятельности и руководство ХД. Объекты хоз. правоотношений: действия связанные с передачей имущества в собственность, полное хоз ведение, оперативное управление, действие направленные на приобретение одним субъектом хозяйствования во временное пользование имущества другого лица, договоры, по которым один субъект хозяйствования по заданию другого выполняет определенные работы, договоры на оказание услуг. Особый объект - совместные действия направленные на достижение определенной хоз или соц цели. Организационно-управленческая деятельность как объект ХПр может делиться на виды: на управление, планирование и контроль за осуществлением ХД. Все отношения, кот. складываются в обороте и выделяются в ХП можно разделить на 3 группы : 1. Отношения, кот. склад-ся в процессе произв-ва товара с целью извлеч-я прибыли (предпринимательские отношения). В эту группу входит также хоз. деят-ть, приобретение помещений, закупка сырья, оборудования и материалов, отнош-ния по хранению, перевозке товаров и т.п. 2. Отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в т.ч. и некоммерч., сюда входит деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, по управлению соб-тью, хоз. деятельность адм-тер. единиц государстве. Субъекты, кот. присутствуют во второй группе отношений: бюджетные организации, потребительские общества, благотворительные фонды, организации, вступающие в хоз. отношения с целью решения своих уставных задач. 3. Отн-ния, склад-ся в процессе гос. воздействия на субъектов хозяйствования.

 

 

6. В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хо-зяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного харак-тера или предоставляет платные услуги.
Предприятие имеет конкретное название – завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия яв-ляется получение максимально возможной прибыли за счет реализации потре-бителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудо-вого коллектива и владельцев средств производства.
На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.
Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая сис-тема с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и сти-мулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, тех-никой, оборудованием, тарой, и т.д.);
6) экономическая деятельность предприятия (все







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.031 с.)