Вопрос 47 Конституционные права, свободы и обязанности граждан в КНР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 47 Конституционные права, свободы и обязанности граждан в КНР.



 

Основные права, свободы и обязанности граждан

Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а так­же обязанностей граждан КНР. К числу политических прав отно­сятся избирательные права (ст. 34), свобода слова, печати, собра­ний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст. 35); право об­ращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих; право обращаться в соответствующие государственные органы с жало­бами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или госу­дарственным служащим (ст. 41). Вместе с тем, Конституция пре­дусматривает возможность лишения граждан политических прав в соответствии с законом (ст. 34).

Наибольшее внимание уделяет Конституция закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматрива­ются в КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых (ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспособ­ности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст. 13), право на образование (ст. 46). Кроме того, Конституция закрепля­ет ряд прав в социально-культурной области, в частности, свобо­ду научно-исследовательской деятельности, литературно-художе­ственного творчества и деятельности в других областях культуры (ст. 47).

Личные (гражданские) права и свободы в действующей Кон­ституции представлены гораздо шире, чем во всех предшествую­щих. Так, граждане КНР имеют свободу вероисповедания, свобо­ду и неприкосновенность личности (ст. 37), неприкосновенность чести и достоинства(ст. 38), неприкосновенность жилища (ст. 39), свободу и тайну переписки (ст. 40), право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав (ст. 41). Особое внимание заслуживают конституционные положения, ка­сающиеся брака и семьи: устанавливается принцип свободы бра­ка, а также государственная защита семьи и брака, материнства и младенчества. Запрещается жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми (ст. 49).

Конституция не закрепляет принцип презумпции невиновно­сти, но в ней есть право обвиняемого на защиту (ст. 125). Анало­гичное положение содержится также в Уголовно-процессуальном кодексе КНР (ст. 8), однако участие защиты предусматривается только начиная со стадии судебного разбирательства. Необходи­мо отметить, что это право в значительной мере остается только на бумаге, прежде всего ввиду острой нехватки в Китае квали­фицированных адвокатов, а также в связи с низким уровнем пра­восознания и правовой культуры в стране.

Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде все­го обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравне­нию с другими странами, круг основных обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую направ­ленность. Некоторые обязанности носят не только правовой ха­рактер, но и представляют собой сочетание правовых и мораль­ных обязанностей. Более того, целый ряд обязанностей носит чис­то моральный характер, например обязанность трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).

К числу основных обязанностей граждан КНР относятся обя­занности соблюдать Конституцию и законы страны; хранить госу­дарственную тайну; беречь общественную собственность; соблю­дать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нор­мы общественной морали; охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом во­инская служба и участие в народном ополчении является почет­ной обязанностью граждан; защищать единство государства и спло­ченность всех национальностей страны; в соответствии с законом платить налоги. Праву на образование соответствует конституци­онная обязанность учиться, а праву на труд — почетная обязан­ность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конститу­ционных также относится обязанность родителей содержать и вос­питывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей — содержать и поддерживать родителей.

Одной из специфических особенностей китайских граждан яв­ляется обязанность супругов "осуществлять политику планирова­ния рождаемости" (ст. 49), что связано со сложной демографичес­кой ситуацией в стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности — не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше).

Конституция подчеркивает, что граждане КНР, осуществ­ляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и пра­вам других граждан (ст. 51).

Вопрос 48. Особенности китайской партийной системы, ее конституционное оформление.

Политические партии и общественные ("народные") организации

Политическая система КНР, основные черты которой закреп­ляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом отли­чается от "западной" модели демократии, но и ортодоксального социализма, в том числе — советского образца. Важнейшей осо­бенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунисти­ческой партии Китая (КПК)1, фактическое сосредоточение влас­ти в центре и на местах в руках партийных структур (партийных комитетов и партийных функционеров), что позволяет охаракте­ризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государствен­ную власть, а принятые ими решения реализуются через фор­мально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые по­сты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных ("народных") организаций, проводят свои решения через рядовых членов КПК. Важным инст­рументом проведения партийной политики в государственных орга­нах и негосударственных организациях являются так называемые "партийные группы руководства", которые создаются в соот­ветствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций. Их основ­ной задачей является "проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, вы­полнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций" (ст. 46 Уста­ва)1. Широкое распространение в Китае имеет практика принятия совместных решений партийными и государственными органами, а в ряде случаев также и руководящими структурами народных организаций, прежде всего Единого фронта. Таким образом, дей­ствует система параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Важнейшим организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма, согласно ко­торому каждый член КПК безоговорочно подчиняется решениям партии и ее органов и обязан их выполнять; низовые парторгани­зации подчиняются вышестоящим и должны выполнять их реше­ния; меньшинство подчиняется большинству; все партийные орга­ны и организации подчиняются ЦК КПК. При этом делается ак­цент на централизм, поскольку, как это разъясняется в китайской прессе, данный принцип является предпосылкой функционирова­ния рыночной экономики, а без обязательных руководящих реше­ний ЦК КПК развитие процесса реформ может выйти из-под кон­троля. Демократический централизм также рассматривается как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального се­паратизма регионов и обеспечения единства страны и социальной стабильности.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время в Китае идет активный поиск путей совершенствования форм и ме­тодов партийной работы, и прежде всего разделения функций партийных и государственных органов, в духе реализации кон­цепции реформы в экономической и политической сферах, пре­творения в жизнь теории строительства социализма с китайской спецификой. Хотя в КНР и раньше неоднократно предпринима­лись попытки решить вопрос о разделении функций партийных и государственных органов, однако в практической плоскости, о чем свидетельствуют решения XV съезда КПК, эта проблема решает­ся лишь теперь, когда объективно назрела необходимость изме­нить принципы и практику партийного руководства государством и обществом, в особенности в сфере экономической жизни.

Ведущая роль КПК в общественно-политической и админист­ративно-хозяйственной жизни страны находит свое закрепление в Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных до­кументах и директивах, в том числе и решениях XV съезда КПК, где вновь было подчеркнуто, что строительство социалистичес­кой политики с китайской спецификой есть управление страной и развитие социалистической политической демократии под руко­водством Коммунистической партии.

Другой существенной особенностью политического механиз­ма КНР является наличие кроме КПК еще восьми других полити­ческих партий, которые вместе с многочисленными общественны­ми организациями объединены в действующий под руководством КПК Единый фронт, организационной формой которого выступа­ет Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Конституция определяет Единый фронт как "широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций, объединяющих всех социалистических тружеников, поддерживающих социализм, и патриотов, поддер­живающих объединение Родины" (Введение). В соответствии со ст. 19 Устава НПКСК (принят в 1994 г.) высший орган НПКСК — Всекитайский комитет — формируется из представителей КПК, демократических партий, беспартийных демократических деяте­лей, общественных организаций, национальных меньшинств и различных слоев населения, представителей соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня и вернувшихся на родину сооте­чественников, а также специально приглашенных деятелей. Ос­новными задачами органов НПКСК являются проведение поли­тических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демокра­тических деятелей, репатриантов и т. д. для участия в обсуждении важнейших вопросов государственной жизни и участия в полити­ке государства.

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность — существование наряду с КПК восьми дру­гих некоммунистических политических партий общей численнос­тью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются: Револю­ционный комитет гоминьдана Китая (создан в 1948 г.) — 47 тыс. членов, большинство членов партии — лица, имеющие истори­ческие связи с гоминьданом; Демократическая лига Китая (созда­на в 1941 г.) — 117 тыс. членов, состоит преимущественно из пред­ставителей творческой интеллигенции, деятелей образования, науки и культуры; Китайская ассоциация демократического на­ционального строительства (основана в 1945 г.) — 61 тыс. чел., состоит в основном из интеллигенции, работающей в сфере эконо­мики и финансов, а также научной интеллигенции; Китайская ассоциация содействия развитию демократии (создана в 1945 г.) — 56 тыс. членов, состоит из деятелей науки, культуры и просвеще­ния, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демокра­тическая партия Китая (создана в 1930 г., свое нынешнее наиме­нование получила в 1947 г.), насчитывает 55 тыс. членов, в основ­ном — работники медицины, здравоохранения, науки, образования и культуры; Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справед­ливости) (создана в 1925 г.) — большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом; Общество "3 сентября"(создано в 1944 г.) — свое нынешнее название приобрела в 1945 г. в честь победы над Японией, насчи­тывает 57 тыс. членов, большинство — ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократическо­го самоуправления Тайваня (создана в 1947 г.) — около 1400 чле­нов, в основном — выходцы с Тайваня, ныне живущие в КНР.

В соответствии с уставами этих партий все они в настоящее время называются "партиями, участвующими в политической жизни", осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, которое безоговорочно признают. Следует отметить, что сложившаяся в Китае так называемая "система многопартийного сотрудничества и демократических консультаций" под руковод­ством КПК существенно отличается от существующих в других странах многопартийных систем прежде всего тем, что она, со­гласно официальным китайским трактовкам, складывалась исто­рически, имеет глубокие традиции и исторические корни, отража­ет особенности политической системы КНР, где некоммунистичес­кие партии выступают не как оппозиционные, а "дружественные" по отношению к КПК партии. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в деле развития экономики, науки и техни­ки, здравоохранения, образования и культуры. Важная роль от­водится этим партиям в налаживании тесных многосторонних (в том числе и экономических) контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом (хуацяо), в работе с реэмигрантами, а также в реализации политического курса КНР на мирное воссо­единение с Тайванем на принципах "одно государство — две сис­темы". Другой важной особенностью партийной системы Китая является допустимость двойного членства в политических партиях.

В подобном виде, как считают в Китае, многопартийная сис­тема будет существовать в КНР и в дальнейшем. В соответствии с поправками к Конституции 1993 г. "система многопартийного со­трудничества и политических консультаций, руководимая КПК, будет существовать и развиваться в течение длительного времени".

Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или "народные" организации, общее число которых в настоящее время около 2 тыс. Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунисти­ческий союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсою­зов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоци­ация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубеж­ными странами. Так же как и некоммунистические демократичес­кие партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики ком­партии среди различных социальных слоев и групп китайского населения.

Проводимые в Китае реформы лишь в незначительной сте­пени коснулись политической системы, важнейших институтов власти, которые, в целом, существуют в неизменном виде. Реали­зация стратегической задачи КПК и государства — поддержание политической стабильности в стране — требует, по мнению офи­циальных источников, сохранения основных институтов полити­ческой системы, и прежде всего — ведущей роли КПК. И в обо­зримом будущем вероятна лишь определенная дозированная де­мократизация в политической сфере при консервации в основном всего существующего политического механизма с лишь отдель­ными его модификациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.017 с.)