Вопрос 41. Особенности германского конституционного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 41. Особенности германского конституционного права.



Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.

Конституция ФРГ (она именуется Основным законом), выработанная в 1948-1949 гг. и вступившая в силу 23 мая 1949 г. в качестве временной только для Западной Германии, стала 3 октября 1990 г. Основным законом для всей Германии. С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР, который был подписан 31 августа 1990 г., и Договора <Два плюс четыре> (СССР, США, Великобритания, Франция, с одной стороны, и ГДР и ФРГ, с другой) прекратилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц в отношении Берлина и Германии, а Германия в целом обрела полный суверенитет.

Интеграция Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии осуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировой арены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частью единой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции статьи 23 Основного закона ФРГ. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что <в остальных частях Германии он (Основной закон. ) должен вступить в силу по их присоединении>.

Основной закон определил Федеративную Республику Германию как <демократическое и социальное федеративное государство>. ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

Основной закон содержит перечень прав и свобод человека, провозглашая их обязательность для законодательной, исполнительной власти и правосудия в качестве <непосредственно действующего права>. Однако конституция предусматривает и возможность лишения Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища <для борьбы против основ свободного демократического строя>. На этом же основании могут быть запрещены и политические партии (в частности. Конституционный суд запрещал как неконституционные Коммунистическую партию Германки и неонацистские организации; позднее они воссоздавались под другими названиями).

На содержании Основного закона ФРГ отразилось желание его составителей избежать ошибок, которые, по их мнению, были допущены Веймарской конституцией 1919г. и способствовали приходу к власти национал-социалистов. Помимо введения возможности запрещения партий, признанных неконституционными, Основной закон отказался от всенародных выборов президента и существенно ограничил его полномочия, отказался от проведения референдумов на федеральном уровне (сохранив их на уровне отдельных земель), ввел механизм <конструктивного вотума недоверия>, призванного не допускать затяжного правительственного кризиса.

В 1968 г., в условиях <холодной войны>, в Основной закон был включен ряд статей так называемого чрезвычайного законодательства (о состоянии напряженности, состоянии обороны и др.) на случай возникновения угрозы существованию или демократическому строю Федерации или одной из ее земель.

 

Вопрос 42.

Правовой статус человека и гражданина

Основой закон ФРГ открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека. Подобная структура не случайна, создатели германской Конституции, подчеркивая особую значимость основных прав, исходили из идеи официального признания неотчуждаемости основных прав человека и их непосредственного действия. Конституционными гарантиями выступают следующие положения: право лиц, чьи права были нарушены, обращаться в суд; невозможность ограничения прав человека иначе как на основании закона; обязанность государства, его органов нести ответственность за действия своих служащих в случае нарушения ими своих служебных обязанностей в отношении третьих лиц.

Следует обратить внимание на содержательное разграничение в конституционно-правовом регулировании статуса личности: Основной закон различает "права немцев" и "права человека". Понятие "немец" практически означает наличие у лица гражданства ФРГ.

В соответствии со ст. 116 Основного закона немцем является тот, кто имеет немецкое гражданство или был принят на жительство в качестве беженца либо изгнанного немецкой национальности, а также в качестве супруга (супруги) или потомка данных лиц. Бывшие граждане Германии, утратившие немецкое гражданство в период с 30 января 1933 г. до 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным причинам, и их потомки подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданство с самого начала, если поселились на постоянное место жительства в Германии после 8 мая 1945 г. и не отказались от данного права.

Закрепляя принцип равноправия и равенства всех перед законом, Основной закон ФРГ в ст. 2-6, 13, 14, 17 провозглашает равные для всех права: на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное проявление личности, неприкосновенность жилища и частной собственности, охрану здоровья, защиту брака и семьи. А также право на информацию и ее распространение, право на обращение, право наследования, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения. В то же время конституционные положения содержат специальные нормы и правила, регламентирующие порядок въезда-выезда, проживания и передвижения иностранцев на германской территории, их взаимоотношения с органами власти и управления. В ряде случаев правообладателями называются только немцы. Так, например, все немцы имеют право на мирные собрания без специальной регистрации или разрешения властей (ст. 8), создание союзов и обществ, не противоречащих законодательству и конституционному порядку (ст. 9), свободный выбор профессии, места работы или учебы (ст. 12), право свободного передвижения и проживания в пределах страны (ст. 11). Избирательными правами Конституция наделяет только немцев. Статья 16 устанавливает, что пи один немец не может быть выдан иностранному государству.

Основной закон ФРГ закрепляет стандартный перечень личных, политических прав и свобод. Развивая принцип равноправия, в Конституции особо оговаривается невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами. Политические права и свободы преимущественно принадлежат только немцам.

Среди социально-экономических и культурных прав и свобод Основной закон называет право собственности и наследования (ст. 14), при этом допускается возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной основе (ч. 3 ст. 14. и ст. 15). Закрепляется право выбора профессии, места работы и получения образования (ч. 1 ст. 12), свобода искусства, науки, образования, преподавания (ч. 3 ст. 5). Школьное дело находится под контролем государства.

Воинская обязанность возлагается на немцев (ст. 12). Допускается возможность прохождения альтернативной (невоенной) службы, которая получила известное распространение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.006 с.)