Вопрос 39. Форма правления и государственные режимы во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 39. Форма правления и государственные режимы во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов.



 

Конституция 1958 г. определила основные параметры государства, установив, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип республики: "Правление народа, по воле народа и для народа" (ст. 2). Эта статья повторяет нормы статей 1 и 2 основного закона 1946 г. Республиканская форма правления является традиционной для страны, хотя известно несколько периодов, когда она имела иные формы (две империи, например). Конституция учреждает смешанную республиканскую форму, если для ее определения исходить из существующих в настоящее время представлений о форме правления. Указанный характер республики определяется: глава государства (президент) избирается помимо парламента, а премьер-министр назначается президентом без согласия высшего представительного органа (признаки президентской республики); в то же время правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента (парламентская форма правления). С формальной точки зрения президент не может отозвать премьер-министра.

Элементами пре­зидентской республики во Франции являются непарламентский спо­соб избрания президента, наличие у него значительных полномочий по руководству исполнительной властью. Признаками парламентар­ной республики выступают наличие поста премьер-министра, политическая ответственность правительства перед нижней палатой пар­ламента - Национальным собранием, право президента распустить Национальное собрание.

Таким образом, управление государством строится на основе раз­деления властей, но концепция «рационализированного парламента­ризма» создает преимущества исполнительной власти перед властью законодательной.

На основе установленной в Конституции Франции 1958 года сме­шанной республики могут возникнуть различные государственные режимы. Это зависит от расстановки партийных сил в государствен­ном механизме. Если и президент, и парламентское большинство принадлежат к одной партии, то роль президента (являющегося одновре­менно лидером соответствующей партии) возрастает: ему принадле­жит решающая роль в формировании правительства, а также в кон­троле за ним и за парламентом (через парламентское большинство, подчиняющееся партийной дисциплине). Если же президент и боль­шинство в парламенте принадлежат к разным политическим парти­ям, то роль президента несколько снижается из-за наличия полити­ческой ответственности правительства перед парламентом. В первом случае государственный режим условно можно охарактеризовать как режим президентуры, а во втором - как близкий к парламентаризму. Большую часть периода Пятой республики во Франции существовал режим сильной президентской власти.

К системе общенациональных органов государственной власти от­носятся президент Республики, правительство, парламент, судебные и квазисудебные органы. Причем их статус регламентируется в Кон­ституции именно в таком порядке. Как видно, в отличие от большин­ства демократических конституций за парламентом не признается приоритетное положение в государственном механизме. Форма правления и государственные режимы во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов

В современной Франции действует принятая в 1958 г. конституция Пятой республики – 17-я конституция в ее истории. Согласно ей, «Франция является неделимой, светской и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования... Девизом Республики является «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа».

С вступлением в силу 17-й конституции Франция превратилась из парламентской в президентскую республику. Центральной фигурой государственной власти является Президент. Он глава государства и главнокомандующий, «гарант» национальной независимости и территориальной целостности, «арбитр», обеспечивающий «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Президент назначает и увольняет премьер-министра и, – по его представлению, – других членов правительства, осуществляет назначения на все военные и гражданские должности, подписывает и публикует законы. Кроме того, он имеет право распустить Национальное собрание и назначить новые выборы; ввести чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти.

Президент избирается всеобщим тайным голосованием, сроком на 5 лет, с правом последующего переизбрания. Причем, 5-летний срок правления президента установлен только с 2002 г., до этого Президент избирался на 7-летний срок. За всю историю Пятой республики Францией управляли 5 президентов, за это время сменились 17 премьер-министров и 28 правительств. Ныне действующий президент Жак Ширак был избран в 1995 г. и переизбран в 2002 г. Ныне действующий премьер-министр – Жан-Пьер Раффарен.

Высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат: Национального Собрания и Сената. Национальное Собрание принимает законы, утверждает бюджет, программу и состав правительства. Сенат обладает правом «задерживающего вето», т.е. может вернуть закон на повторное рассмотрение в Национальное Собрание. Сенат переизбирается по частям, двухстепенным голосованием, обновляясь на одну треть каждые три года; Национальное Собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием.

 

Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в не определенных конституцией отношениях между президентом и премьер-министром. Когда президент пользуется личным авторитетом и имеет солидную поддержку со стороны парламентского большинства (как, например, в период президентства де Голля и в течение первых пяти лет президентства Франсуа Миттерана), премьер-министр является заместителем президента. Когда у президента отсутствует такой авторитет, а правительство основывается на коалиции партий, включающей и партию, возглавляемую президентом, премьер-министр и президент работают как партнеры по коалиции. При этом президент часто вводит ограничения на полномочия премьер-министра. Такой вариант отношений президента и премьер-министра был во время президентства Жоржа Помпиду (1969–1974) и Валери Жискар д'Эстена (1974–1981). Однако, когда имеется парламентское большинство, оппозиционно настроенное по отношению к президентской партии, как, например, после выборов 1986 и 1993, именно представляющий оппозицию премьер-министр в основном определяет внешнюю и внутреннюю политику правительства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.005 с.)