Вопрос 37. Конституционно-правовой статус человека и гражданина во Франции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 37. Конституционно-правовой статус человека и гражданина во Франции.



Вопросы гражданства практически не получили отражения в документах конституционного блока Франции. Ст. 34 Конституции относит их к законодательной компетенции Парламента. Основания и порядок приобретения гражданства регламентируются в настоящее время Кодексом законов о французском гражданстве 1945 г. с последующими изменениями.

Гражданство Франции может быть приобретено автоматически и по заявлению. Автоматически гражданство приобретается по рождению, а также «в силу рождения и постоянного проживания во Франции» (часть П1 Кодекса). При приобретении гражданства по рождению доминирует «право крови», «право почвы» же применяется лишь в том случае, если «право крови» применить невозможно.

Французским гражданином по рождению становится ребенок, если хотя бы один из его родителей является на момент его рождения гражданином Франции. Если французским гражданином является только один родитель, ребенок вправе отказаться от гражданства данной страны в течение шести месяцев, предшествующих совершеннолетию. Это право утрачивается, если второй родитель до этого времени приобрел французское гражданство. По «праву почвы» гражданином Франции по рождению становится ребенок, рожденный во Франции от неизвестных родителей (гражданство данной страны утрачивается, если будет установлено, что ребенок в силу родства по отношению к иностранцу имеет гражданство иного государства); от родителей-апатридов; от родителей-иностранцев, если их государство не предоставило ребенку своего гражданства; от родителей, из которых хотя бы один сам родился на территории Франции (в этом случае в течение шести месяцев, предшествующих- совершеннолетию, ребенок вправе отказаться от гражданства Франции).

Кроме того, автоматически французское гражданство приобретает по достижении совершеннолетия лицо, родившееся на территории Франции от родителей-иностранцев при условии, что оно имеет постоянное место жительства во Франции и с 16 лет постоянно проживает в стране (в течение года, предшествующего совершеннолетию, лицо может заявить о нежелании приобрести французское гражданство).

По заявлению французское гражданство приобретается посредством натурализации, после усыновления, а также на основании постоянного проживания и восстановления гражданства.

Натурализация (именуемая Кодексом приобретением гражданства по решению властей) осуществляется при наличии следующих условий: хорошее знание французского языка, факт постоянного проживания в стране в момент предоставления гражданства, а также постоянное проживание в стране на законных основаниях в течение пяти лет непосредственно перед обращением. Указанный срок сокращается до 2 лет для лиц, успешно окончивших два курса высшего учебного заведения во Франции, а также для тех, кто своим талантом может оказать Франции важные услуги. На некоторые категории лиц требования о сроке проживания в стране вообще не распространяется, важен лишь сам факт такого проживания. Это, например, родители трех несовершеннолетних детей; лица, служащие в Вооруженных сила Франции, лица, состоящие в браке с гражданами Франции и др. Не могут быть натурализованными лица, чьи образ жизни и нравы не будут признаны достойными, а также ранее осуждавшиеся за преступления против государственной безопасности или за преступления, на которые не распространяется амнистия, или отбывающие наказание за ряд преступлений — причем, как по приговору французского, так иностранного суда (правда приговор суда другого государства может быть и не принят во внимание).

Усыновление ребенка французским гражданином также является основанием приобретения им гражданства Франции по его заявлению или заявлению усыновителя.

Кроме того, по заявлению (законного представителя или ребенка) в гражданство может быть принят ребенок, родившийся на территории Франции от родителей-иностранцев, при условии постоянного проживания ребенка в стране и проживания во Франции его законного представителя в течение не менее чем 5 лет.

Наконец, по заявлению осуществляется восстановление в гражданстве Франции.

Среди оснований прекращения французского гражданства Кодекс различает его утрату и лишение. Основаниями утраты французского гражданства являются обращение гражданина с заявлением об этом в посольство или консульство Франции; длительное проживание за пределами страны; приобретение гражданства иностранного государства; нахождение на службе иностранного государства, несмотря на предписание французского правительства покинуть ее. Как видно, утрата может наступить как в добровольном, так и в принудительном порядке, но в любом случае ее основанием не является правонарушение. Основаниями же лишения гражданства являются именно правонарушения: осуждение за преступление против безопасности государства, а также за иные тяжкие преступления; уклонение от исполнения воинской повинности; предательство Франции и нанесение ущерба ее интересам. Лишение гражданства не может быть применено к гражданам по рождению, прочих же граждан можно лишить гражданства только в течение 10 лет после его приобретения.

Большую часть вопросов, связанных с приобретением и прекращением гражданства, разрешают суды.

В Конституции Франции отсутствует специальный раздел о правах и, свободах человека и гражданина. Лишь в отдельных, разрозненных ее статьях некоторые права получили фрагментарное или косвенное закрепление (активное и пассивное избирательное право, равенство всех граждан перед законом, право народов на самоопределение и т.п.). Основные права и свободы комплексно и детально регулируются в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а также в Преамбуле к Конституции 1946 г.

Декларация провозглашает в качестве основных принципов признание их естественного характера прав и свобод, а также равноправие граждан.

Вопрос 38. Французские политические партии, правовое оформление их статуса.

 

Политические партии и партийная система

 

Конституционно-правовой статус политических партий

Правовой статус политических партий, их назначение, поря­док и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются ст. 4 Конституции. Политические партии об­разуются свободно и их существование непосредственно не свя­зано с решением какого-либо государственного органа, санкцио­нирующего или отказывающего в признании политической партии. Иначе говоря, во Франции используется так называемая уведо­мительная система, при которой само объявление о создании по­литической партии уже представляет собой определенный юри­дический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия. Во Франции, в отличие от ФРГ, нет подробного и всестороннего регулирования статуса партий в специальном зако­не. Поэтому французская юридическая доктрина широко приме­няет при определении статуса партий Закон об ассоциациях, из­данный еще в 1901 г., основные положения которого были под­тверждены Конституционным советом, признавшим свободу создания ассоциаций, в том числе и политических, основополага­ющим принципом конституционного характера.

Политические партии не обязаны проходить регистрацию. Однако если политическая партия хочет обрести качество юриди­ческого лица, она должна удовлетворять требованиям Закона об ассоциациях и представить необходимые для регистрации доку­менты. Особенность правового регулирования заключается в дан­ном случае в том, что государственные органы, осуществляю­щие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в этой ре­гистрации, а следовательно, и в публичном объявлении о ее создании. Запрет деятельности партии может иметь место, но толь­ко при условии применения процедуры судопроизводства и наличии достаточных оснований для вынесения соответствующего су­дебного решения.

Среди условий образования и функционирования политичес­ких партий фигурируют такие, как соблюдение принципа нацио­нального суверенитета и демократии. Формулировки довольно общие и поддающиеся широкому толкованию. Из смысла этих по­становлений явствует, что политическая партия обязана уважать принципы народовластия и законы, являющиеся выражением воли народа. Ей надлежит действовать в условиях и в рамках установ­ленного конституционного строя. Предполагается также, что партия будет носить национальный характер, она не может быть образована иностранцами, а ее деятельность не должна финанси­роваться из иностранных источников.

В конституционном порядке определяется и главное социаль­ное назначение политических партий. Основной закон устанавли­вает, что политические партии должны способствовать выраже­нию мнений в ходе голосования. Речь идет в сущности о том, что главное назначение политических партий — участвовать в орга­низации и проведении выборов, выражая интересы тех или иных групп и слоев населения, и тем самым способствовать учету их воли и интересов в ходе формирования и деятельности представи­тельных учреждений. Конечно, на практике активность полити­ческих партий далеко не сводится к организации избирательных кампаний, подготовке и проведению выборов в представительные учреждения и на выборные государственные должности. Однако, с точки зрения основного закона, именно такого рода деятель­ность должна.составлять главное направление функционирова­ния любой политической партии. Подобный подход, как правило, разделяет и большинство самих политических партий во Фран­ции, чьи структуры и организация предназначены в первую оче­редь для борьбы в ходе избирательных кампаний.

Острые дискуссии вызвал во Франции вопрос о финансиро­вании деятельности политических партий. При рассмотрении со­ответствующих проектов в Парламенте значительная часть по­литических партий высказалась против прямого финансирова­ния за счет бюджетных средств. Главный резон состоял в том, что государственное финансирование предполагает публичную отчетность и возможность официальной проверки расходования средств. В допуске государственных контролеров к партийной кассе мало кто заинтересован. Во Франции формально дотиру­ется не столько политическая партия, участвующая в избира­тельной кампании, сколько сами кандидаты, получающие пра­во на возмещение своих расходов в ходе избирательных кампа­ний. Однако выдвижение кандидатов на выборах фактически остается прерогативой политических партий, и от их поддержки в решающей степени зависит возможность победы кандидата на выборах.

Политические партии и партийная система во Франции

Конституционно-правовой статус политических партий

На политическую жизнь Франции сильное влияние оказывают политические партии. Основы их конституционно-правового статуса определены ст. 4 Конституции 1958 года:

КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ ФРАНЦИИ.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КОНСТИТУЦИИ 1958 ГОДА С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ 23 ИЮЛЯ 2008 ГОДА

РАЗДЕЛ I. О СУВЕРЕНИТЕТЕ

Статья 3
Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.
Никакая часть народа и никакое отдельное лицо не могут присвоить себе его осуществление.
Выборы могут быть прямыми или косвенными в соответствии с условиями, установленными Конституцией. Они всегда являются всеобщими, равными и при тайном голосовании.
В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Статья 4
Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии.
Они содействуют осуществлению принципа, изложенного в последнем абзаце статьи 3, в соответствии с условиями, определенными законом.
Закон гарантирует плюралистическое выражение мнений и равное участие политических партий и группировок в демократической жизни Нации.

·принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);

·направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования);

·ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии, т.е. внутренняя структура партии и ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам).

Так как во Франции нет специального закона о политических партиях, поэтому их создание и деятельность регулируются законами об ассоциациях 1901 и 1971 гг. Партии, как и другие ассоциации создаются по уведомительной системе путем подачи в МВД декларации. С целью получения статуса юридического лица партии регистрируются также в МВД, для чего необходимо представить установленные законом документы. Запрет деятельности партии может быть осуществлен при условии применения процедуры судопроизводства и наличии установленных законом оснований.

Во Франции имеется более 40 политических партий. Наиболее влиятельными из них являются:

 

Объединение в поддержку республики (ОПР) – это неоконсервативная партия, цель которой в государственно-правовой сфере – режим сильной власти, более активная деятельность государства во всех областях общественной жизни. В ноябре 2002 года ОПР была интегрирована во вновь созданную правоцентристскую партию Союз за народное движение. Ее лидер Ж. Ширак был избран Президентом Франции.

 

Союз за французскую демократию - партия правоцентристского толка. В течение многих лет была союзницей ОПР и входила в состав правительственной коалиции. В 1974 г. ее лидер Жискар д’Эстен был избран Президентом Франции.

 

Национальный Фронт – крайне правая националистическая партия. Один из ее лозунгов: рабочие места французам за счет изгнания эмигрантов, пользуется заметной популярностью у населения.

 

На правом фланге политического спектра Франции находится также Республиканская партия

 

Крупнейшими левыми партиями во Франции являются Французская социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия (ФКП)

ФСП выступает за реализацию государственных социальных программ, решение проблем безработицы, эта партия сторонник плюралистической демократии. Ее лидер в 80-90-х гг. XX в. Ф. Миттеран два срока подряд избирался Президентом Республики.

ФКП, сторонники которой около 10% избирательного корпуса страны в настоящее время выступает 1 на политической арене в коалиции с ФСП, ее представители неоднократно входили в Правительство Франции.

 

Партийная система во Франции носит блоковый характер: один блок составляют Союз за народное движение и Союз за французскую демократию, противостоит им блок, состоящий из ФСП и ФКП, в котором первую роль играет ФСП.

Из этой статьи вытекают следующие принципы (также обычно ссылаются на Закон 1901 года “О договоре образования ассоциаций”):

1)Из Конституции следует то обстоятельство, что любая группа лиц, ставящая перед собой определенные задачи и цели, участие в выборах, может проявить инициативу для создания политической партии. Закон “Об ассоциациях” требует подачу некоторых документов в министерство внутренних дел для регистрации. Если уставные документы грамотно оформлены и не противоречат принципам суверенитета, партия подлежит регистрации. Должным образом оформленная политическая партия не может быть запрещена, не иначе как на основе судебного решения.

2)Политическими партиями осуществляются те или иные функции, они создаются в первую очередь для выражения общественного мнения на выборах. Что касается возможностей политических партий, то они зависят не столько от нормативных положений, а от того, насколько реально курс, программа партии пользуется поддержкой избирателей.

Несмотря на то, что конституционные положения мало говорят о месте и роли политических партий, внимание акцентируется именно на кандидате, как бы игнорируя саму партию. Даже когда речь идет о финансировании, это финансирование кандидата.

3)Уважение партиями принципов демократии и национального суверенитета. Под основными принципами права вообще понимаются права и свободы человека, к этому добавляют необходимость плюралистической демократии, существования правового государства, выборности и подотчетности должностных лиц государства и т.п. (они четко сформулированы в ст.18 Основного закона ФРГ). Во Франции детальной проработки общих принципов демократии нет. Т.о., любое посягательство на демократический строй - противоправное деяние, которое может послужить причиной роспуска партии.

Принцип суверенитета - партия может и должна существовать только на национальной основе; партия, получающая финансово-материальную помощь из-за рубежа, тем самым утрачивает качества, которые устанавливает ст.4 Конституции (например, вопрос о предъявлении иска к ФКП в суде, в связи с довольно крупными “дотациями” из СССР; этот натиск удалось отбить, партия сохранилась).

Действующая Конституция и законодательство не ограничивает число политических партий. В разные периоды во Франции существовало от 8ми до 10ти, а то и до 40ка политических партий.

Основные направления политического спектра страны представлены следующими партиями, которые официально зарегистрированы на национальном уровне и располагают своими фракциями в парламенте (“слева - направо”):

1)Французская коммунистическая партия (ФКП) образовалась в 1920 году в результате раскола Французского социалистического движения; наибольшего успеха добилась в послевоенные годы (1945-46); пик членства - 950 тысяч человек. Но в последующем во время “холодной войны” значительно утратила свои позиции. Даже после перехода на позиции т.н. “еврокоммунизма” и т.п. восстановить свои прежние позиции ей не удалось. Сейчас партия насчитывает 300 тысяч членов, на выборах собирает голоса примерно 10% избирателей.

2)Французская социалистическая партия (ФСП). Социалистическое движение во Франции, как и в Германии - одно из старейших. Еще до первой мировой войны ФСП (тогда именовалась СФИО - Французская секция Социалистического интернационала) рассматривалась как основная партия, защищающая интересы рабочего класса. В таком виде партия просуществовала до второй мировой войны. ФСП, как и ФКП приняла активное участие в движении сопротивления, что привело к подъему ее влияния. На рубеже 60-780ых годов партия переживала очень острый кризис, она была практически распущена. Затем ФСП была вновь воссоздана под лидерством Ф.Миттерана. 2 раза подряд, в 1981 и 1988 годах, Миттеран одерживает победу на президентских выборах, и в этот период ФСП доминирует в Национальном собрании. В настоящее время ФСП является одной из ведущих партий страны, она располагает большинством мест в Национальном Собрании, а ее руководитель - глава Правительства Французской Республики.

Партии право-консервативного толка:

3)Союз за французскую демократию (СФД) представляет собой объединение правоцентристского толка, хотя сама партия довольно неоднородна в политическом отношении. Она сохраняет свои позиции, т.к. в ней очень много видных политических деятелей не только национального, но и местного, регионального характера.

4)Объединение в поддержку Республики (ОПР) (шираковская партия). Эта партия традиционно играла заметную роль во Франции. В свое время она сформировалась как партия поддержки генерала де Голля. ОПР на выборах чаще всего выступает в коалиции с СФД. На протяжении существования V Республики эти партии неоднократно входили в правящую коалицию. В последствии ОПР возглавил Жак Ширак. До 1997 года партия оставалась правящей; сейчас она - основная сила оппозиции. Ее лидером фактически остается Ж.Ширак.

Вот основные партии на политической арене Франции. Но ими не исчерпывается весь политический спектр страны. Имеются как и левые, так и крайне правые партии, среди которых очень укрепился Национальный Фронт (во главе с Ле Пэном). Их лозунг звучит примерно так: “В стране 1,5 миллиона безработных, выгоним всех иностранцев, и все французы будут работать!”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.026 с.)