Методы познания человека в современной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы познания человека в современной психологии



Психология как наука предполагает использование научных методов изучения человеческого поведения. Психологи, как ученые всего, стремятся объективности, точности, полноты знаний о своем предмете исследования. Научные методы направлены на то, чтобы избежать субъективизма, предвзятости и признание важными случайными факторами.

Методы психологического исследования - это специально разработанные инструменты для изучения психических явлений.

Наблюдение - это исследовательская стратегия, которая заключается в определении инвариантных признаков того или иного процесса без вмешательства в сам процесс. Это метод непосредственного исследования реальности, в процессе которого можно идентифицировать, именовать, описывать и сравнивать отдельные явления и их совокупности. Наблюдение может быть ориентирован, на регистрацию в качестве поведенческих актов, так и физиологических процессов. Этот метод применяют на предварительном этапе перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
Наблюдение - это систематическое, целенаправленное, произвольное восприятие поведения человека с целью анализа и объяснения. Такой способ исследования является максимально доступным, но имеет существенный недостаток - субъективность наблюдателя, поскольку на этот процесс существенно влияют индивидуальные особенности личности, ее наблюдательность. Вся поведение предстает перед заинтересованным исследователем или наблюдателем в целостности, в ней трудно дифференцировать социальные, психологические, физиологические процессы в их определенном значении. Исследователь не может влиять на ход явлений, не может повторить без изменений необходимое явление. Наблюдение должно вестись систематически, обновляться, выборка случаев должно быть достаточным. Наблюдая внимательно за проявлениями человеческого поведения, можно сформулировать гипотезы. Однако свои предсказания исследователь внимательно изучать, с тем, чтобы не пытаться подтвердить собственные выводы.

Опрос. Определенные проблемы, скрытые от наблюдения, можно исследовать с помощью опросников и интервью. Конечно, люди стараются произвести хорошее впечатление, и это обуславливает проблемы с использованием полученных данных. Методы опроса являются очень распространенными, превратились в детали повседневности современного человека (социологические и психологические опросы). К разновидностям опроса относятся беседа (свободная, сравнительно нерегламентированное общения исследователя и участника исследования), интервью (беседа с обязательной процедурой постановки стандартных вопросов и фиксирование ответов на них); анкетирования (стандартизированное интервью, представленное в письменном виде). Вариантом опроса является диагностические стандартизированные вопросники, которые представляют собой серию вопросов с целью определения типичных характеристик человека.
Метод анализа продуктов деятельности - система исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и интерпретацию продуктов деятельности человека, то есть материальных и идеальных проявлений его активности - рисунков, писем, дневников, созданных изделий, вышивок, скульптур, решение задач, компьютерных программ, танцев и т.д.). На основе их объективного изучения психоаналитик может косвенно сделать вывод о сформированности знаний, умений и навыков человека, его интересы, чувства, способности и другие психологические свойства.

 

3. Фундаментальные онтологические основания человеческого способа жизни

 

Первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реальнопрактических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально -с матерью, затем -с близкими, впоследствии -с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими -он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило -в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С.Л.Рубинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире ".

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность -это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык -изначально социальное явление).

Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило‑, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности

 

 

4. Субъективный мир человека

 

Сознание существует в виде множества конкретных явлений, связанных с восприятием и осмыслением окружающего мира. Оно представляет чрезвычайно сложную и многообразную духовную жизнь человека, его чувства, взгляды, мысли, идеи, которые функционируют на основе материального органа – мозга, но сами по себе невещественны, нематериальны.

В сознании всё чрезвычайно подвижно, динамично: ощущения, представления, образы воображения, воспоминания, мысли, чувства и др. элементы духовной жизни человека. Сознание обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами (атрибутами): субъективностью, предметностью, идеальностью.

Каждое явление сознания субъективно в том смысле, что оно присуще субъекту (человеку) и составляет его внутренний духовный мир. Это переживания, мысли, чувства человека. Более того, сознание само по себе не обнаруживается внешним образом. Его знает только тот, кому оно принадлежит, кто переживает явления своего сознания. Так, человек может думать о чём угодно, и никто никогда не узнает его мыслей, пока он сам не выразит свои мысли внешними материальными (т.е. объективно проявленными) средствами – словом, жестом, поступком и т.д.

Субъективность сознания состоит также в том, что, будучи присущим субъекту, оно зависит от его личных свойств и во многом ими определяется. Сознание таково, каков уровень образования и интеллекта, эмоции и чувства, характер и темперамент, интересы и стремления, мировоззрение и ценностные ориентации данного человека. Поэтому один и тот же предмет (например литературное произведение или кинофильм) понимается разными людьми в соответствии со своими рациональными и иными личными свойствами.

Идеальность сознания состоит в том, что оно существует в виде идеальных образов, которые отражают предмет, несут в себе его подобие, но вместе с тем преобразуют, конструируют предмет в субъективном мире человека. Каким образом сознание может творить мир? Ведь само по себе, как уже говорилось, оно ни на йоту не изменяет объективную действительность.

Активность сознания проявляется прежде всего в том, что осознавая свои потребности и интересы, человек ставит в своём сознании определенные цели, в соответствии с которыми действует.

Сознание – сложная система многообразных элементов духовной жизни, оно структурно организовано.

Выделим основные структурообразующие элементы сознания.

1 Человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя. Он обладает самосознанием. Он осознаёт себя как личность, как нечто самостоятельное по отношению к окружающей среде, как самость («Я сам»). Самосознание предполагает самооценку, которую даёт себе человек и самочувствие, связанное с удовлетворением или неудовлетворением самим собой

2 Осознавая внешний мир, человек приобретает и перерабатывает информацию. Он познаёт окружающий мир посредством ощущений, восприятий, представлений, мышления. Это познавательная сфера сознания.

3 Познавая мир и самого себя, человек одновременно переживает полученную информацию, эмоционально к ней относится. Совокупность чувств (удовольствие, радость, горе, страх), настроений (весёлое, грустное, тоскливое), аффектов (ярость, ужас, отчаяние, страсть) составляет эмоциональную сферу сознания. Вся жизнь человека – череда эмоций, без эмоций нет и самого человека. Сознание человека всегда и во всём эмоционально окрашено.

4 Сознание не ограничивается познавательной и эмоциональной сферой. Наши мысли, взгляды, чувства осуществляются в действительности благодаря усилиям воли.

5. И познание, и чувство, и воля предполагают акт внимания, т.е. сосредоточенность на определённом объекте или факте сознания, представляющем особую значимость или интерес в данной конкретной ситуации.

Сознание и бессознательное.

Наряду с осознанными психическими процессами существуют неосознанные. Это так называемое бессознательное. Многие ощущения, восприятия, мотивы деятельности, интересы и даже причины тех или иных поступков не осознаются человеком. Бессознательное может проявляться в так называемых неосознанных действиях, в случайно сказанных фразах, в юморе и т.д. Оно выражается в жизненном опыте, информации, автоматизме навыков и привычек, которые сохраняются на уровне памяти

 

 

5. Общение: структура, функции, роль в становлении личности

 

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В структуре общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения отражает обмен информацией (идеями, сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, интересов).

Интерактивная сторона общения - отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности (например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на поведение, убеждение).

Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся: язык, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты.
По содержанию общение бывает: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По средствам общения общение делится на следующие виды:

1. Непосредственное, которое осуществляется с помощью естественных органов (голосовые связки, руки, голова и т.п.).

2. Опосредованное, связанное с использованием специальных средств и орудий.

3. Прямое, которое предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

4. Косвенное, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди.

5. Анонимное общение - взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (посетители музея, зрители кинотеатра, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, и т.д.).

6. Функционально-ролевое общение - различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции и по отношению друг к другу (покупатель-продавец, пассажир-проводник, врач-больной и т.д.).

7. Неформальное общение - всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. Особая область неформального общения - общение между близкими людьми или членам семьи

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения

 

 

6. Сознание, структура сознания, самосознание.

 

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а так же специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: общественной и индивидуальной. В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению сознания. В философии при материалистическом решении вопроса о первичности бытия или сознания, сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение "Я" к "не Я"., как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира. В более узком смысле под сознанием понимают высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку. При социологическом подходе сознание рассматривается как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, социальная психология). В психологии трактуется как психическая деятельность обеспечивающая обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставления себя ей как субъекта объекту.

В истории философии исследования проблемы сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, какими вещи даны в сознании (описание феномена, явления сознания). Второй - объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, "растягивала" во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его "шагов", как ощущение, восприятие, представление. Философы полагали, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать суждение "Я есть" ("Я мыслю, следовательно, существую", Декарт). Гегель писал, что сознание есть отношение "Я" к миру, но такое отношение, которое доведено до противопоставления и о котором "Я" знает.

Процесс формирования образа в сознании - это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя этому миру. Имея образ, человек различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании не является самосознанием. Дело в том, что образ - это то состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир. Содержание образа отождествляется с содержанием только предметов и вещей внешнего мира. Образ - это результат направленности внимания человека на внешний мир, вовне. О таких актах человек не сосредоточивается на самом себе, на своем внутреннем мире, что, собственно, и есть самосознание. На этом этапе сознания человек знает, что его "Я" противостоит окружающему миру, но не принимает еще в расчет того факта, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны тем процессам и событиям, которые происходят в его внутреннем опыте. Сознание становится самосознанием, когда "Я" приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его "Я" (Гегель).

Необходимо уяснить основное: самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда "Я задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте "Я", иметь "свободу существовать вне Я" (Гегель). Сознание как самосознание - это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самосознания человек определяет свое отношение к миру так: я знаю, я вижу, я чувствую, я мыслю и т.д. Но, когда он говорит "я знаю", его "Я" еще не обладает самосознанием. Формула самосознания может быть выражена так: "Я знаю, что я знаю", "я мыслю, что я мыслю" и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то "высветить" происходящее во мне, обратить на него внимание, сконцентрировать внимание на внутреннем мире человека.

Сознание как самосознание - это очень трудно достигаемое человеком состояние. Уровень самосознания не является константой для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свое внимание на внешний мир. Их "Я" не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиваться на своем внутреннем состоянии.

В 20 веке помимо проблемы сознания и самоосознания встает проблема бессознательного. Это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой 3игмунда Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики (всё природное, родовое, врождённое, инстинктивное принадлежит этому слою психики), а сознательное, сознание - "окно во внешний мир" - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Третий слой психики - предсознание, или разум в интерпретации Фрейда, который стоит на границе бессознательного и сознания и осуществляет цензуру всем проявлениям (желаниям) природы человека. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно" - глубинный слой бессознательного влечения - психическая самость, основа деятельности индивидов, "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", в том числе, природными и социальными институтами. "Сверх-Я" (super-ego) - внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх - Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх - Я". Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям

 

 

7. Деятельность, ее структура, закономерности развития

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Деятельностьспецифический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложное. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Итак, отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

1. Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.

2. Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

3. Плановость деятельности. Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану

4. Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром, процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных духовных усилий и активности различных социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), исследовательская деятельность, спортивная деятельность и др.

Человеческая деятельность многогранна. В ходе ее человек осуществляет определенные движения (физиологическая функция живого организма) и действия (система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения), тратит массу энергии, выполняет большой объем операций (способ выполнения действия), разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и социально неодобряемые.

Теория деятельности начала разрабатываться в советской психологии в 20-х – начале 30-х гг. XX века. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Советские психологи в отличие от западных коллег взяли на вооружение философию диалектического материализма, согласно которому, не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание

 

8. Деятельностный подход в психологии

 

Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.Только совокупность действий,обьедененных одной целью,можно назвать деятельностью. В деятельности проявляются, формируются и развиваются человек и его психика.

Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е года 20в. Связан с именами Сергея Леонидовича Рубинштейна и Алексения Николаевича Леонтьева.

Выделяют следующие Виды деятельности;

Игра – особый вид деятельности,, ролевая игра для детей – механизм усвоения социальных ролей, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями.

Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваемого материала, Специфическое соотношение компонентов учебной деятельности определяет ее индивидуальный характер. (Изучали проблему учебной деятельности Д.Б. Эльконины, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным).

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Досуг – один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. Выделяют такие компоненты деятельности, как действия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов представлен на определенном уровне деятельности.

Структура деятельности

Основной структурной единицей деятельности является действие. Действие -- это целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане.

Действие всегда связано с целью.

Цель -- это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.

Задача - цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Итак, деятельность осуществляется только в виде действия. Но деятельность и действия как психические процессы не тождественны друг другу, потому что одно и то же действие может осуществлять различные виды деятельности и в то же время одна и же деятельность может включать в свой состав различные действия. Действия осуществляются в виде конкретных операций.

Операция - способ осуществления действия.

Всякое действие делится на операции. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и направлены на решение конкретных задач в определенных условиях.

Для понимания психологии деятельности большое значение имеет рассмотрение деятельности и её проявлений во внешнем и внутреннем плане, то есть взаимоотношения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность - деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.

Внутренняя деятельность - деятельность, осуществляющаяся в сознании субъекта в виде смены идей, образов, плана действий.

Внешняя деятельность невозможна без внутренней деятельности, которая, подготавливая внешние действия, тем самым дает возможность достаточно быстро выбирать нужное действие. Внутренняя же деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, отличаясь от неё лишь формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации.

Интериоризация - это переход действия из внешнего плана во внутренний.

Процесс, обратный интериоризации, называется экстериоризацией.

Экстериоризация - процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане

 

 

9. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность

Личность — социальный индивид, который осознано влияет на социум, испытывает влияние и занимает некое социальное положение. Индивид — представитель рода (продукт биолгической эволюции). Субъект деятельности — это индивид, источник познания и преобразования действительности. Индивидуальность — совокупность особых единичных неповторимых свойств человека, как индивида, личности и субъекта деятельности вместе. (Пенькова)

Один из них состоит в том, что личность представляет собой «некое неповторимое единство, некую целостность» (А. Н. Леонтьев). Другой принцип заключается в том, что личность признается высшей интегрирующей инстанцией, управляющей психическими процессами. К этим исходным принципам относится разделение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность», которое принято в отечественной психологии. Эти понятия отражают целостность человека, но каждое из них отражает различные аспекты этой целостности. Понятие «индивид» подразумевает генотипическое образование, продукт эволюции. Индивидными называют те свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости, как, например, темперамент или природные задатки способностей. В отличие от индивида, личность «есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» (А. Н. Леонтьев). Личностными называют, как правило, те свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окружающим миром и формируются во взаимоотношениях с миром. Личностью во многих общепсихологических теориях называют человека, достигшего определенного уровня развития (этот принцип можно выразить хорошо известным высказыванием «личностью не рождаются, личностью становятся»). Многие теории личности предлагают свой критерий того, можно ли считать человека сформированной («зрелой») личностью. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что зрелой личностью можно считать человека, овладевшего своим поведением (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Другая точка зрения, дополняющая предыдущую (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер), состоит в том, что при определенном, достаточно высоком уровне развития человека его личностные характеристики как бы «снимают» его индивидные свойства. Другими словами, у человека, являющегося зрелой личностью, по поведению трудно сказать, например, о свойствах его темперамента. Обе точки зрения дополняют одна другую. По-своему сформулированы критерии личностной зрелости в гуманистической психологии (ответственность, опора на себя, принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, подвижность представлений о себе, позитивная самооценка и др.)

Индивидуальностью называют совокупность социально значимых качеств человека, характеризующих его как уникального и неповторимого. Если о сформированности личности можно говорить, начиная с определенного момента в развитии человека, то индивидуальность формируется на протяжении всей жизни и неправомерно пытаться выделить критерий ее сформированности. А. Г. Асмолов (1996) говорит о жизненном пути личности как пути становления ее индивидуальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.065 с.)