Психология как наука. Структура современной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука. Структура современной психологии



Структура деятельности

Основной структурной единицей деятельности является действие. Действие -- это целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане.

Действие всегда связано с целью.

Цель -- это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.

Задача - цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Итак, деятельность осуществляется только в виде действия. Но деятельность и действия как психические процессы не тождественны друг другу, потому что одно и то же действие может осуществлять различные виды деятельности и в то же время одна и же деятельность может включать в свой состав различные действия. Действия осуществляются в виде конкретных операций.

Операция - способ осуществления действия.

Всякое действие делится на операции. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и направлены на решение конкретных задач в определенных условиях.

Для понимания психологии деятельности большое значение имеет рассмотрение деятельности и её проявлений во внешнем и внутреннем плане, то есть взаимоотношения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность - деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.

Внутренняя деятельность - деятельность, осуществляющаяся в сознании субъекта в виде смены идей, образов, плана действий.

Внешняя деятельность невозможна без внутренней деятельности, которая, подготавливая внешние действия, тем самым дает возможность достаточно быстро выбирать нужное действие. Внутренняя же деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, отличаясь от неё лишь формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации.

Интериоризация - это переход действия из внешнего плана во внутренний.

Процесс, обратный интериоризации, называется экстериоризацией.

Экстериоризация - процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане

 

 

9. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность

Личность — социальный индивид, который осознано влияет на социум, испытывает влияние и занимает некое социальное положение. Индивид — представитель рода (продукт биолгической эволюции). Субъект деятельности — это индивид, источник познания и преобразования действительности. Индивидуальность — совокупность особых единичных неповторимых свойств человека, как индивида, личности и субъекта деятельности вместе. (Пенькова)

Один из них состоит в том, что личность представляет собой «некое неповторимое единство, некую целостность» (А. Н. Леонтьев). Другой принцип заключается в том, что личность признается высшей интегрирующей инстанцией, управляющей психическими процессами. К этим исходным принципам относится разделение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность», которое принято в отечественной психологии. Эти понятия отражают целостность человека, но каждое из них отражает различные аспекты этой целостности. Понятие «индивид» подразумевает генотипическое образование, продукт эволюции. Индивидными называют те свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости, как, например, темперамент или природные задатки способностей. В отличие от индивида, личность «есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» (А. Н. Леонтьев). Личностными называют, как правило, те свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окружающим миром и формируются во взаимоотношениях с миром. Личностью во многих общепсихологических теориях называют человека, достигшего определенного уровня развития (этот принцип можно выразить хорошо известным высказыванием «личностью не рождаются, личностью становятся»). Многие теории личности предлагают свой критерий того, можно ли считать человека сформированной («зрелой») личностью. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что зрелой личностью можно считать человека, овладевшего своим поведением (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Другая точка зрения, дополняющая предыдущую (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер), состоит в том, что при определенном, достаточно высоком уровне развития человека его личностные характеристики как бы «снимают» его индивидные свойства. Другими словами, у человека, являющегося зрелой личностью, по поведению трудно сказать, например, о свойствах его темперамента. Обе точки зрения дополняют одна другую. По-своему сформулированы критерии личностной зрелости в гуманистической психологии (ответственность, опора на себя, принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, подвижность представлений о себе, позитивная самооценка и др.)

Индивидуальностью называют совокупность социально значимых качеств человека, характеризующих его как уникального и неповторимого. Если о сформированности личности можно говорить, начиная с определенного момента в развитии человека, то индивидуальность формируется на протяжении всей жизни и неправомерно пытаться выделить критерий ее сформированности. А. Г. Асмолов (1996) говорит о жизненном пути личности как пути становления ее индивидуальности.

Необходимо выделить еще одно различие личности и индивидуальности. К личностным относят те характеристики человека, которые являются социально-типическими, имеющими историческую и культурную обусловленность. К свойствам индивидуальности относят то, что уникально и неповторимо. А. Г. Асмолов (1996), говоря о проявлениях индивидуальности, разделяет продуктивные и инструментальные проявления личности как субъекта деятельности. Среди продуктивных проявлений личности индивидуальность обнаруживает себя в личностных вкладах человека в других людей (А В. Петровский, В. А Петровский), благодаря которым человек обретает свое продолжение в других людях. Среди инструментальных проявлений личности индивидуальность проявляется в способах конструктивного разрешения противоречий между индивидными и личностными свойствами человека, личностью и характером, личностью и чуждыми ей требованиями внешнего окружения. В этом смысле правомерно утверждение о том, что личностью становятся, а индивидуальность отстаивают

 

10. Проблема личности в психологии

 

Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. Личность – основная загадка человеческого мира, его тайна, с другой стороны – это понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий и в житейском плане. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».

Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид – приматы; классификационная категоризация – Homo sapiens.

Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. В акмеологии разработан принцип цивилизованной природности человека, опирающийся на глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. С ним тесно связан принцип коэволюции – сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека.

Акме – (гр. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство) – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенное». В разговорной профессиональной речи употребляется как самостоятельное слово.

Акме человека – феномен достижения человеком вершин своего развития или совершенства деятельности – человеком как видом, индивидом, субъектом деятельности, личностью, индивидуальностью. В данном словосочетании полагается возможность определяемого явления как бесконечного приближения к «акме»; феноменология «акме» полагает реальностью не то, что существует независимо от сознания человека, но то, на что сознание человека направлено.

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе, совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие «акмеологии» введено Н. А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б. Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука акмеология оформилась и признана официально Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) в начале 90-х гг. XXв.

Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако акмеология рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку (Б. Г. Ананьев) и философской антропологии (в психологии реализован С. Л. Рубинштейном). Последнее есть философское (в нашем случае философско-психологическое) учение о специфике бытия человека в мире.

 

 

11. Человек как субъект познания. Чувственная и рациональная ступени познания.

В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную. Чувственная ступень познания является исходной, снабжающей человека первичным познавательным материалом в виде непосредственных чувственных ощущений и процесса восприятия. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональная ступень познания надстраивается над чувственной, систематизирует и упорядочивает хаотичный чувственный материал.

Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств (рецепторы) и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение фиксирует лишь отдельные свойства вещи (цвет, запах, вкус). Предмет в ощущениях дается не целостно, а фрагментарно. Ощущения разрознены, хаотичны, субъективны и индивидуальных. Если ощущения пассивны, то восприятие — это активный синтез разнообразных ощущений. Как форма чувственно ступени познания, восприятие включает в себя схватывание объекта как целого, обнаружение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, формирование чувственного образа. Восприятие отражает целостную совокупность признаков и свойств предметов. Ощущения и восприятия имеет место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания. В представлении тоже создается целостный чувственный образ вещи, но он возникает на основе памяти (или является продуктом творчества, воображения), без непосредственного контакт субъекта и объекта познания. Какова роль чувственного познания? Можно ли с помощью только чувственной стороны познания раскрыта сущность предметов и явлений? По этому вопросу истории философии сложились различные точки зрения:
- Эмпиризм (от греч. - опыт) признает опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация чувственного опыта и принижение роли рационального познания. Как философское направление эмпиризм сформировался в XVI1-XVI11 вв. Представителями эмпиризма были Ф. Бэкон. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Логическим продолжением эмпиризма является сенсуализм (от лат. - восприятие, чувство), согласно которому ощущения и чувственные восприятия являются главными и даже единственными источниками знании. Основной принцип эмпиризма (сенсуализма) гласит: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сторонниками сенсуализма были П. Гассенди, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах.
- Рационализм в лице Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. Гегеля и др. признает, что сущность вещей познается только с помощью разума. Рационалисты придают решающее значение рационально-логической ступени нотация, хотя и не отрицают значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с объективным миром. Рационализм справедливо полагает, что при всем своем значении чувственное познание не позволяет постичь сущность вещей. Для этого требуется рациональное мышление.

Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Связь понятий в процессе мышления выражается в суждении - форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете. Умозаключение - третья форма логического мышления, когда на основе одного или более известных суждений делается новый вывод. В процессе познания чувственная и логическая стороны взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического мышления. Без рациональной ступени познания материал, получаемый с помощью органов чувств, предстает хаотичным многообразием, в котором нет единства и целостности. В свою очередь рациональное познание без опоры на чувственный материал становится выхолощенным и схематичным. Процесс познания, таким образом, носит чувственно-рациональный характер. Из данного положения вытекает ошибочность концепций сенсуализма, рационализма и иррационализма

 

 

12. Внимание: сущность, виды, свойства. Управление вниманием.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

В исследовании проблем внимания принимали участие различные психологи, это такие психологи, как, например, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса.

Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Избирательный процесс нашего сознания, а в частности определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так и в двигательных процессах и в мышлении. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не возможна, психологические процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают.

В жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Рассмотрим основные из них.

Внимание фокусируется на определённых впечатлениях или мыслях и отвлекает от иных, ненужных в данный момент, впечатлений и мыслей. Иными словами, процесс познания, в котором задействовано внимание, характеризуется избирательностью, а внимание выполняет функцию отбора. Отбор имеет две стороны, и обе они воплощены в работе внимания. Положительная сторона отбора - выбор чего - то необходимого как для выживания, так и для достижения поставленных самим познающим субъектом целей. Отрицательная сторона - отсекание, отбрасывание ненужного, лишнего, всего того, что может помешать восприятию и осмыслению необходимого.

Внимание связано с концентрацией сознания, с сосредоточением на предмете нашего познания, который мы можем удерживать в фокусе сознания в течение некоторого времени и изучать со всех сторон. Здесь внимание выполняет функцию удержания тех впечатлений или мыслей, которые в противном случае сменились бы иными, более новыми и сильными впечатлениями. Поддержание внимания, как правило, сопровождается субъективным переживанием усилия.

Этим двум функциям соответствует два аспекта внимания, две его стороны, явленные в разнообразных феноменах внимания: селективный аспект внимания связан с функцией отбора и проявляется в избирательности актов внимания; интенсивностный аспект внимания связан с функцией удерживания внимания и проявляется в его сосредоточении и в сопутствующем переживании усилия

 

 

13. Память: виды, процессы, закономерности. Рациональная организация произвольного запоминания и вос-произведения.

 

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются: 1) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); 2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.); 3) раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы); 4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску; 5) то, что более всего связано с потребностями данного человека; 6) то, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача – запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности

Условиями успешного произвольного запоминания являются: 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника (от греч. mnēmē– память и technē – искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Произвольная память – память целенаправленно организуемая. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3–4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловлена ретроактивным и проактивным торможением (торможением, возникающим от предшествующих и последующих воздействий)

Память является сложной системой процессов, которые осуществляют полный цикл превращений информации субъектом: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание В структуре целенаправленной деятельности человека ц эти мнемические процессы является важным условием ее эффективности Память справедливо считают основой обучения, и его производительность связывают с полнотой усвоения знаний, продолжительности их хранения во времени, готовностью к адекватному использования в различных ситуациях познавательной и практической деятельноститі.

Запоминание - это процесс памяти, который обеспечивает прием, отбор и фиксацию информации благодаря образованию ассоциаций и мнемических следов в нейронных структурах мозга Количественные и качественные характеристики запоминания я существенно влияют на все остальные мнемические процессы: полнота и осмысленность запоминания обусловливают производительность хранения и воспроизведения Вот почему большинство исследователей памяти главное внимание предел яють изучению этого процесссу.

 

14. Виды, формы, свойства мышления. Развитие мышления в учебной деятельности.

 

Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление — познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое значение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы — всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Чувственное отражение и мышление — единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному — абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».

Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление — всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление — это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол вообще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными признаками «человека вообще», например, служат такие общие признаки: человек — это существо общественное, трудящееся, обладающее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа — словесно-логическое мышление, у художника — наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные логические формы мышления — понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить — всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение — форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение — форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция).

Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: «когда Ивановой исполнилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России», «когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России» и т. д. Следовательно, «все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России».

Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, т. е. предположений о возможности тех или иных событий, явлений.

Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ — мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез — мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с друго м. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение — мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция — мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация — мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Психология как наука. Структура современной психологии

Определение психологии: Psuche (греч.) – душа. Logos (греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – знание о психике, наука, изучающая ее. Имеет несколько значений:

1. Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Область психических явлений – обычно понимаются элементы субъективного, внутреннего опыта, м.б. сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек. Т.е. - Связана с общей психологией.

2. Психология - наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Психологические факты – отражение человеческой психики. Психология характеризует особенности конкретного индивида (св-ва психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера. Т.е. - связана с дифференциальной психологией.

Т. о., психология как наука, это:

1) Знание о психике субъекта

2) Знание о психологии субъекта

2 пути психологии: поиск новых знаний (теория), и приложение старых (практика)

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;

Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.086 с.)