Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга



Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга

Шкала Ханта и Хесса

(оценка больных с нетравматическим субарахноидальным кровоизлиянием)

 

 

Для оценки состояния больных с нетравматическим субарахноидальным кровоизлиянием используется шкала Ханта и Хесса

Каждый больной с субарахноидальным кровоизлиянием должен быть оценен в динамике по этой шкале.

Степень поражения определяет тактику ведения пациента с этой патологией.

Больные, состояние которых соответствует

I-III степени - подлежат хирургическому лечению,

IV-V степени - консервативному.

 

 

Шкала MIDAS для оценки влияния мигрени на повседневную активность и трудоспособность

MIDAS (Migraine Disability Assessment) - шкала оценки влияния мигрени на повседневную активность и трудоспособность.

Клинические характеристики шкалы MIDAS для оценки влияния мигрени на повседневную активность и трудоспособность:

- оценка нетрудоспособности в течении 3-х месяцев - периода, достаточно продолжительного для заключений и достаточно короткого для предоставления достоверной информации

- измерение количества неучтенных (утраченных) дней, что является значимым моментом для врачей и пациентов и соответствует суждению клиницистов о нетрудоспособности.

- разбивка пациентов на четыре группы, и упрощает применения в клинической практике и интерпретацию результатов

- оценка эффективности лечения

- шкала МИДАС признанная во всем мире и прошла научные тестирования.

 

Опросник МИДАС для пациентов:

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, касающиеся ВСЕХ Ваших головных болей за последние 3 месяца. Запишите Ваш ответ после каждого вопроса. Если в течении последних 3 месяцев вы не занимались какой-либо деятельностью, запишите ноль.

1. В течении скольких дней за последние 3 месяца Вы пропустили рабочее или учебное время (полный или неполный день) по причине головной боли?

2. Во время работы или учебы сколько дней за последние три месяца Ваша работоспособность была снижена на половину или более из-за головных болей? (не считая тех дней, которые вы отметили в первом вопросе)

3. Сколько дней за последние три месяца Вы не занимались домашними делами из-за головной боли?

4. Отметьте, сколько дней за последние три месяца продуктивность Вашей домашней работы была снижена наполовину и более по причине головных болей? (не включая те дни, которые вы указали в 3 вопросе (дни когда вы вообще не занимались домашней работой по причине головной боли)

5. В течении скольких дней за последние три месяца Вы не участвовали в семейных и общественных мероприятиях, активном проведении досуга по причине Вашей головной боли?

Суммируйте полученные баллы в опроснике "МИДАС" для оценки влияния мигрени на повседневную жизнь и трудоспособность

ШКАЛА MIDAS оценки влияния мигрени на повседневную активность и трудоспособность

Баллы Степень Характеристики
0-5 I Малая интенсивность боли, отсутствие или минимальное снижение повседневной активности
6-10 II Умеренная / выраженная боль, незначительное ограничение повседневной активности
11-20 III Сильная боль. Выраженное ограничение повседневной активности
21 и более IV Сильная боль. Значительное снижение повседневной активности

 

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания.

Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента.

Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности.

Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.








Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как:

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где

Тi – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий. http://neurology.com.ua/2010/09/28/tablicy-shulte.html

Ишемическая шкала Розена.

1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).

2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.

3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.

4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.

5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.

6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.

7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.

8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.

Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

 

Шкала Шахновича.

Шкала для ориентировочной оценки глубины угнетения сознания. Широко используется в России.

Умеренное оглушение

1. Словесный контакт возможен, но затруднен

2. Ориентация в собственной личности, месте, времени, обстоятельствах нарушена.

3. Команды выполняет.

Оглушение

Словесный контакт возможен, но затруднена ориентация в собстенной личности, месте, времени, обстоятельствах нарушена команды выполняет

Глубокое оглушение

Словесный контакт практически невозможен ориентация отсутствует команды выполняет (пытается выполнять)

Сопор

1. команды не выполняет

2. открывание глаз спонтанное, на окрик, боль целенаправленная двигательная реакция на боль тонус мышц (шеи) сохранен

Кома умеренной глубины

1. Глаза не открывает

2. Нецеленаправленная реакция на боль (сгибание, разгибание конечностей) 3. тонус мышц (шеи) сохранен, дыхание не нарушено

Глубокая кома

1. реакция на боль нецеленаправленная, снижена 2. тонус мышц (шеи) снижен 3. нарушения дыхания центрального, обструктивного,смешанного типов

Терминальная кома

1. реакция на боль отсутствует

2. атония мышц

3. тяжелые нарушения дыхания

4. двухсторонний мидриаз

Сопоставление шкал Глазго и шкала Шахновича

Умеренное и глубокое оглушение — более 10 баллов.

Сопор— 8—10 баллов.
Умеренная кома — 6—7 баллов.
Глубокая кома — 5 баллов.
Терминальная кома — менее 5 баллов.

 

Шкала ишемии Хачинского

Если сумма баллов по шкале Хачинского составляет:

4 и меньше - атрофическая деменция.

7 и выше - сосудистая деменция.

4 - 7- не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.

Свыше 7 баллов - предполагает сосудистую причину деменции

4 и менее баллов - не подтверждает сосудистую этиологию процесса.

Как мы видим, наиболее значимыми признаками ишемической шкалы Хачинского, которые отличают мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, является острое начало, ступенеобразное прогрессирование и флюктуирующее течение заболевания, наличие артериальной гипертензии, инсульта в анамнезе и очаговой неврологической симптоматики.

Ишемическая шкала Хачинского помогает дифференцировать мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, однако ее ценность для диагностики безинсультных форм сосудистой деменции, а также смешанной деменции остается низкой. Таким образом, с помощью этой шкалы удается с относительно высокой точностью диагностировать лишь один из вариантов сосудистой деменции - мультиинфарктную деменцию.

Признаки Баллы
Внезапное развитие деменции  
Ступенеобразное развитие  
Флюктуирующее развитие  
Дезориентация в ночное время  
Относительная сохранность личности  
Депрессия  
Эмоциональная неустойчивость  
Артериальная гипертония в анамнезе  
Инсульт в анамнезе  
Наличие атеросклероза (результаты ЭКГ  
и ультразвукового исследования сосудов)  
Очаговая неврологическая симптоматика  
Патологические знаки  

Шкала Рэнкина

Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функциональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функциональ ного состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина и индекс Бартел

Шкала Рэнкина включает пять степеней инвалидизации после МИ.

 

Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.

Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.

Третья степень умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.

Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.

Пятая степень сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

 

Шкала Гамильтона

Шкала для оценки депрессии, является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части А и Б, заполняемые альтернативно.

Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):

1. Депрессивное настроение.
(подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности)

0- отсутствие
1- выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2- жалоба высказывается спонтанно
3- определяется невербально (поза, мимика, голос, плаксивость)
4- пациент выражает только эти чувства, как в высказываниях, так и невербально

Чувство вины.

0- отсутствие
1- самоуничижение, считает, что подвел других
2- чувство собственной вины, мучительные размышления о собственных ошибках и грехах
3- настоящее заболевание расценивается как наказание, бредовые идеи виновности
4- вербальные галлюцинации обвиняющего и/или осуждающего содержания, и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания

Суицидальные намерения.

0- отсутствие
1- чувство, что жить не стоит
2- желание смерти или мысли о возможности собственной смерти
3- суицидальные высказывания или жесты
4- суицидальные попытки

Ранняя бессонница.

0- отсутствие затруднений при засыпании
1- жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (более 30 минут)
2- жалобы на невозможность заснуть каждую ночь

Средняя бессонница.

0- отсутствие
1- жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2- многократные пробуждения в течение всей ночи, подъем с постели

Поздняя бессонница.

0- отсутствие
1- раннее пробуждение с последующим засыпанием
2- окончательное раннее утреннее пробуждение

Ажитация.

0- отсутствие
1- беспокойство
2- беспокойные движения руками, теребление волос
3- подвижность, неусидчивость
4- постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, кусание губ

Психическая тревога.

0- отсутствие
1- субъективное напряжение и раздражительность
2- беспокойство по незначительным поводам
3- тревога, выражающаяся в выражении лица и речи
4- страх, выражаемый и без расспроса

11. Соматическая тревога.
(физиологические проявления тревоги - гастроинтестинальные - сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка, сердечно-сосудистые - сердцебиение, головные боли, дыхательные - гипервентиляция, одышка, + учащенное мочеиспускание, повышенное потоотделение)

0- отсутствие
1- слабая
2- средняя
3- сильная
4- крайне сильная

Ипохондрия.

0- отсутствие
1- поглощенность собой (телесно)
2- чрезмерная озабоченность здоровьем
3- частые жалобы, просьбы о помощи
4- ипохондрический бред

16. Потеря в весе.
(оценивается либо А, либо Б)

А. По данным анамнеза.

0- отсутствие
1- вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием
2- явная (со слов) потеря в весе
3- не поддается оценке

Б. Степень выраженности.

0- отсутствие
1- слабые
2- сильные

19. Деперсонализация и дереализация.
(измененность себя, окружающего)

0- отсутствие
1- слабая
2- умеренная
3- сильная
4- непереносимая

Параноидальные симптомы.

0- отсутствие
1- подозрительность
2- идеи отношения
3- бред отношения, преследоваия

Батарея лобной дисфункции (Frontal Assessment Battery (FAB)

Батарея лобной дисфункции (Frontal Asstssment Battery (FAB). В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результатов FAB. и MMSE:

о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE.

При деменции альцгеймеровского типа легкой степени снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).

При умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижаются как показатель MMSE, так и показатель FAB.

 

 

Тест рисования часов

Простота и высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее часто используемых инструментов для диагностики клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Дается инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два". Больной должен самостоятельно нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10-балльной шкале

Выполнение заданий данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Для дифференциальной диагностики данных состояний при неправильном самостоятельном рисунке больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной степени выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

 

Шкала MMSE

Краткая шкала оценки психического статуса используется во всем мире для оценки состояния когнитивных функций. Она является достаточно надежным инструментом для первичного скрининга когнитивных нарушений, в том числе деменций.

Результат теста получается путем суммации баллов по каждому из пунктов. Максимальный показатель в этом тесте 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

 

Ориентация больного Неверно 0 баллов Верно 1 балл
Неврологическое исследование ОРИЕНТАЦИИ
  Какое сегодня число?    
  Какой сейчас месяц?    
  Какой сейчас год?    
  Какой сегодня день недели?    
  Какое сейчас время года?    
  В каком городе мы с Вами находимся?    
  В какой области мы находимся?    
  Назовите учреждение, в котором Вы сейчас находитесь    
  На каком этаже мы находимся?    
  В какой стране мы находимся?    
Неврологическое исследование ВОСПРИЯТИЯ «Слушайте меня внимательно, сейчас мы будем исследовать ваше внимание. Я произнесу 3 слова, ваша задача – запомнить слова. Я попрошу Вас повторить эти слова через некоторое время. Когда я вас попрошу – произнесите слова «Мяч, Флаг, Дверь» медленно и четко.» Попросите повторить слова. Повторяйте тест до тех пор, пока пациент правильно не произнесет все три слова (не более 5 попыток). Зафиксируйте результат первой попытки:
  Ответил «Мяч»    
  Ответил «Флаг»    
  Ответил «Дверь»    
Неврологическое исследование ВНИМАНИЯ и СЧЕТА Попросите пациента от 100 последовательно вычитать 7. Остановите пациента после пяти вычислений. Правильно: 93, 86, 79, 72, 65. За каждый правильный ответ 1 балл. За правильность всего теста 5 баллов
  Правильно «93»    
  Правильно «86»    
  Правильно «79»    
  Правильно «72»    
  Правильно «65»    
Неврологическое исследование ПАМЯТИ Попросите повторить три слова, которые вы просили запомнить в разделе «восприятие»
  Ответил «Мяч»    
  Ответил «Флаг»    
  Ответил «Дверь»    
Неврологическое исследование функции РЕЧИ
  Покажите пациенту часы и спросите «Что это?». 1 балл за правильный ответ    
  Покажите пациенту ручку и спросите «Что это?». 1 балл за правильный ответ    
  Попросите пациента повторить «Не если, и, или нет» 1 балл за задачу    
ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ИЗ ТРЕХ ДЕЙСТВИЙ «Возьмите бумагу в правую руку, сложите пополам и положите на колено»
  Пациент взял лист бумаги в правую руку – 1 балл    
  Пациент сложил пополам – 1 балл    
  Пациент положил на колено – 1 балл    
ЧТЕНИЕ Покажите лист бумаги с надписью «Закройте глаза». Попросите пациента прочитать надпись и сделать то, что написано.
  Пациент закрыл глаза – 1 балл    
ПИСЬМО Попросите пациента на чистой бумаге написать предложение, в котором содержится существительное и глагол. Предложение должно быть осмысленным
  Пациент написал предложение – 1 балл    
КОПИРОВАНИЕ На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольников. Просим пациента перерисовать картинку
  На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольников. Просим пациента перерисовать картинку    

 

Интерпретация результатов теста MMSE - исследования когнитивных признаков:

30 – 28 баллов – норма, нарушения когнитивных функций отсутствует

27 – 24 баллов – когнитивные нарушения

23 – 20 баллов – деменция легкой степени выраженности

19 – 11 баллов - деменция умеренной степени выраженности

10 – 0 баллов – тяжелая деменция

Приведенная интерпретация данных шкалы MMSE носит ориентировочный характер, постановка клинического диагноза деменции не должна основываться только на результатах этого теста. Наряду с количественной обработкой результатов необходимо проводить и их качественный анализ. Кроме того, нужно индивидуально подходить к интерпретации результатов исследования у пациентов с выраженными речевыми нарушениями, двигательными расстройствами, особенно с гемипарезом в правой руке, нарушениями слуха и зрения.

Оценка когнитивных функций при депрессиях разной степени тяжести требует также особого подхода, поскольку у таких пациентов, как правило, имеют место явления обратимого когнитивного снижения, которые редуцируются по мере купирования аффективной симптоматики. Для объективизации истинного уровня когнитивных расстройств у этих больных необходимо проводить их обследование в динамике. Диагностически значимыми являются результаты исследования, проведенного после редукции депрессивной симптоматики.

 

 

Шкала ABCD

Для прогнозирования риска инсульта в течение первых 7 дней после транзиторной ишемической атаки применяется шкала ABCD (ABCD Score) Согласно результатам исследований, при оценке по шкале ABCD от

0 до 4 баллов - 0,4 %,

5 баллов - 2,1 %,

6 баллов - 31,4 %.

 

Шкала Цинцинатти

Для постановки диагноза МИ используется несколько клинических шкал. Широкое применение получила шкала Цинциннати (Cincinnati Prehospital Stroke Scale CPSS). Она представляет собой сокращенный и упрощенный вариант шкалы инсульта NIH. Шкала включает три пункта. Она может быть использована как врачами, так и средним медицинским персоналом службы скорой помощи для выявления больных с инсультом, а также служить оценочным тестом выбора кандидатов для проведения тромболизиса. Выявление патологии по любому из этих пунктов с высокой чувствительностью (66 %) и специфичностью (87 %) свидетельствует о наличии у больного инсульта.

 

 

Индекс активности Бартела

Индекс Бартела основан на оценке 10 функций, колеблющихся по степени их выполняемости больным от полностью независимо выполняемых до полностью зависимых от посторонней помощи. Суммарная оценка варьирует от 0 до 100 баллов.

Суммарный балл от 0 до 20 соответствует полной зависимости больного,

от 21 до 60 выраженной зависимости

от 61 до 90 умеренной зависимости,

от 91 до 99 легкой зависимости,

100 баллов полной независимости в повседневной деятельности.

При применении этой шкалы необходимо опросить больного, его родных или друзей, медперсонал. Однако наиболее важны результаты непосредственного наблюдения за пациентом, необходимо следить за тем, что больной действительно делает.

 

Шкала NIHSS

Расшифровывается как National Institutes of Health Stroke Scale - Шкала инсульта Национального института здоровья.

Применяется для оценки неврологического статуса, локализации инсульта (в каротидном или вертебробазилярном бассейне), дифференциальной диагностики и результатов лечения. Ее основу составляет ряд параметров, отражающих уровни нарушения основных расстройств, вследствие острого цереброваскулярного заболевания:

1) уровень сознания (бодрствование, ответы на вопросы, выполнение команд);

2) зрительные функции (движения глазных яблок, поля зрения);

3) двигательные нарушения как при полушарном, так и при стволовом инсульте;

4) координаторные нарушений (пальце-носовая и коленно-пяточная пробы);

5) чувствительность (учитывают нарушения по гемитипу);

6) аутотопоанозогнозия (неглект);

7) речевые нарушения (дизартрия, афазия).

Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде ишемического инсульта целесообразно оценивать в динамике с помощью специально разработанных шкал. Широко распространена и хорошо зарекомендовала себя шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания.

Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60-70 %, а при оценке более 20 баллов 4-16 %.

Критерии оценки пациента Количество баллов по шкале шкала NIHSS
Исследование уровня сознания - уровня бодрствования (если исследование не возможно по причине интубации, языкового барьера - оценивается уровень реакций)   0 - в сознании, активно реагирует. 1 - сомноленция, но можно разбудить при минимальном раздражении, выполняет команды, отвечает на вопросы. 2 - сопор, требуется повторная стимуляция для поддержания активности или заторможен и требуется сильная и болезненная стимуляция для произведениянестереотипных движений. 3 - кома, реагирует только рефлекторными действиями или не реагирует на раздражители.
Исследование уровня бодрствования - ответы на вопросы Больного просят ответить на вопросы: "Какое сейчас месяц?", "Сколько Вам лет?" (если проведение исследования не возможно по причине интубации и др. - ставиться 1 балл)   0 - Правильные ответы на оба вопроса. 1 - Правильный ответ на один вопрос. 2 - Не ответил на оба вопроса.
Исследование уровня бодрствования - выполнение команд Пациента просят совешить два действие - закрыть и открыть веки, сжать не парализованную руку или совершить движения стопой 0 - правильно выполнены обе команды. 1 - правильно выполнена одна команда. 2 - ни одна команда не выполнена правильно.
Движения глазными яблоками Пациента просят проследить за горизонтальным движением неврологического молоточка.   0 - норма. 1 - частичный паралич взора. 2 - тоническое отведение глаз или полный паралич взора, не преодолеваемый вызыванием окулоцефалических рефлексов.
Исследование полей зрения Просим пациента сказать сколько он видит пальцев, при этом пациент должен следить за движением пальцев 0 - норма. 1 - частичная гемианопсия. 2 - полная гемианопсия.
Определение функционального состояния лицевого нерва просим пациента показать зубы, совершить движения бровями, зажмуриться 0 - норма. 1 - минимальный паралич (асимметрия). 2 - частичный паралич - полный или почти полный паралич нижней группы мышц. 3 - полный паралич (отсутствие движений в верхней и нижней группах мышц).
Оценка двигательной функции верхних конечностей Пациента просят поднять и опустить руки на 45 градусов в положении лежа или на 90 градусов в положении сидя. В случае, если пациент не понимает каманды - врач самостоятельно помещает руку в нужное положение. Данным тестом определяется мышечная сила. Баллы фиксируются для каждой руки отдельно 0 - конечности удерживаются в течение 10 сек. 1 - конечности удерживаются менее 10 сек. 2 - конечности не поднимаются или не сохраняют заданное положение, но про­ изводят некоторое сопротивление силе тяжести. 3 - конечности падают без сопротивления силе тяжести.4- нет активных движений. 5 - невозможно проверить (конечность ампутирована, искусственный сустав)
Оценка двигательной функции нижних конечностей Поднимают паратечную ногу в положении лежа на 30 градусов продолжительностью - 5 секунд. Баллы фиксируются для каждой ноги отдельно 0 - ноги удерживаются в течение 5 сек. 1 - конечности удерживаются менее 5 сек. 2- конечности не поднимаются или не сохраняют поднятое положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.3 - конечности падают без сопротивления силе тяжести.4- нет активных движений. 5 - невозможно проверить (конечность ампутирована, искусственный сустав).
Оценка координации движений Данный тест выявляет атаксию, оценивая функцию мозжечка. Проводяться пальце-носовая проба и пяточно-коленная проба. Оценка нарушения координации производиться с двух сторон.   0 - Атаксии нет. 1 - Атаксия в одной конечности. 2 - Атаксия в двух конечностях. UN - исследовать невозможно (указывается причина)
Проверка чувствительности исследуют пациента с помощью иголки, валика для проверки чувстиветельности 0 - норма. 1 - легкие или средние нарушения чувствительности. 2 - значительное или полное нарушение чувствительности
Выявление расстройства речи Пациента просят прочитать надписина карточках для определения уровня нарушения речи   0 = Норма. 1 = Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки смазаны, понимание слов вызывает затруднения. 2 = Тяжелая дизартрия; речь больного затруднена, или определяется мутизм. UN = исследовать невозможно (указать причину).
Выявления нарушения восприятия - гемиигнорирование или неглет     0 - Норма. 1 - Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых). 2 - Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

Шкала комы Глазго

(ШКГ, Глазго-шкала тяжести комы, The Glasgow Coma Scale, GCS) - шкала для оценки степени нарушения сознания и комы детей старше 4-х лет и взрослых.

Шкала состоит из трех тестов, оценивающих реакцию открывания глаз (E), а также речевые (V) и двигательные (M) реакции. За каждый тест начисляется определенное количество баллов. В тесте открывания глаз - от 1 до 4, в тесте речевых реакций - от 1 до 5, а в тесте на двигательные реакции - от 1 до 6 баллов. Таким образом, минимальное количество баллов - 3 (глубокая кома), максимальное -15 (ясное сознание).

Открывание глаз (E)

Произвольное - 4 балла

Реакция на голос - 3 балла

Реакция на боль - 2 балла

Реакция отсутствует - 1 балл

Речевая реакция (V)

Ребенок улыбается, ориентируется на звук, следит за объектами, интерактивен - 5 баллов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.128 с.)