ТОП 10:

Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра»



Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра»

Театр от истоков до конца XVIII в.

(* отмечены книги и журналы, находящиеся в кабинете изобразительного искусства)

 

Маска – лицо «другого мира».

ЛИТЕРАТУРА:

Авдеев А.Д. Маска // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. 17, 19. М. – Л., 1957-1960.

Авдеев А.Д. Маска и её роль в процессе возникновения театра. М., 1969.

*Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л. – М., 1959.

Ивлева Л.М. Ряженье в традиционной русской культуре. Л., 1994.

Ивлева Л.М.Ряженый антимир (Пугалашки, кудеса, страшки) // Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб., 1998.

Ивлева Л.М. Маска в системе ряженья: игровой и мифологический аспекты (К вопросу о маске в традиционном русском быту) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С. 34-45.

Маска. Кукла. Человек. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2004.

Огибенин Б.Л. Маска в свете функционального подхода // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С.56-65.

Ранние формы искусства. Сб. статей. М., 1972.

*Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. / Сост. И.А.Химик. СПб., 1994.

 

Маска в славянской традиционной культуре.

ЛИТЕРАТУРА:

Ивлева Л.М. Ряженье в традиционной русской культуре. Л., 1994.

Ивлева Л.М.Ряженый антимир (Пугалашки, кудеса, страшки) // Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб., 1998.

Ивлева Л.М. Маска в системе ряженья: игровой и мифологический аспекты (К вопросу о маске в традиционном русском быту) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С. 34-45.

Маска. Кукла. Человек. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2004.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого. Т. I. А-Г. М., 1995; Т.II. Д–К (Крошки). М., 1999. Т. III. К-П (Перепелка). М.,2004.

 

Маска в традиционных культурах народов мира.

ЛИТЕРАТУРА:

*Громыко А.А. Маски и скульптура тропической Африки. М., 1984.

Ивлева Л.М. Маска в системе ряженья: игровой и мифологический аспекты (К вопросу о маске в традиционном русском быту) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С. 34-45.

Леви-Строс, Клод. Путь масок. М., 2000.

Маска. Кукла. Человек. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2004.

Маски народов Сибири. Л., 1975.

*Мириманов В.Б.Искусство тропической Африки. Типология, систематика, эволюция. М., 1986. С.71–148.

*Музей антропологии и этнографии. Л., 1973.

*Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. / Сост. И.А.Химик. СПб., 1994.

 

От обрядовой маски – к маске театральной.

ЛИТЕРАТУРА:

 

Авдеев А.Д. Маска и её роль в процессе возникновения театра. М., 1969.

*Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л. – М., 1959.

Ивлева Л.М. Маска в системе ряженья: игровой и мифологический аспекты (К вопросу о маске в традиционном русском быту) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С. 34-45.

Маска. Кукла. Человек. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2004.

*Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. / Сост. И.А.Химик. СПб., 1994.

 

Теории происхождения театра.

ЛИТЕРАТУРА:

Авдеев А.Д. Маска и её роль в процессе возникновения театра. М., 1969.

*Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л. – М., 1959.

Евреинов Н.Н. Азазел и Дионис: О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов. Л., 1924.

Ницше Ф. О происхождении трагедии из духа музыки (любое издание).

*Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. / Сост. И.А.Химик. СПб., 1994.

 

Трикстер.

ЛИТЕРАТУРА:

Газо А. Шуты и скоморохи всех племен и народов. М.-Л., 1962.

Козинцев А.Г. Фома и Ерема; Макс и Мориц; Бивис и Батхэд: Трикстерские (шутовские, клоунские) пары в трех культурах // Смех: истоки и функции. СПб., 2002.

Манин Ю.И. «Мифологический плут» по данным психологии и теории культуры // Природа. 1987. №7.

Маска. Кукла. Человек. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2004.

Радин, Пол. Трикстер: Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. СПб., 1999.

*Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. / Сост. И.А.Химик. СПб., 1994.

 

Драма «Лодка».

ЛИТЕРАТУРА:

Народный театр. (Библиотека русского фольклора.) М., 1991.

Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. М., 1988.

Уварова И., Новацкий В. И плывет лодка… М., 1993.

Фольклорный театр. М., 1988.

 

Петрушка и его «братья».

ЛИТЕРАТУРА:

Балаган. Ч.2. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2003.

*Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004.

Голдовский Б. Русский народный кукольный театр: Генезис, функции, обряды // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1988.

*Греф А. Голос Петрушки // Театр чудес. 2005. №8 (спецвыпуск). С.29-31.

*Кукарт. 1999. №7. (специальный номер, посвященный Петрушке).

Кукольники в Петербурге. СПб., 1995.

Кулиш А.П. Петрушка – «лицо неразгаданное, мифическое» (к вопросу о генезисе героя уличной комедии // В профессиональной школе кукольника. Вып. III. Л., 1987.

Народный театр. (Библиотека русского фольклора.) М., 1991.

Некрылова А.Ф., Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. Л., 1983.

*Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII – нач. ХХ в. Л., 1988.

Некрылова А.Ф.Русский народный кукольный театр. «Петрушка» в свете этнографии // Искусство театра вчера, сегодня, завтра. 4. Екатеринбург, изд-во Автограф, 2005. С. 105 - 121.

Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. СПб., 1885. Репринтное издание. М., 1991.

Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л., 1980.

Фольклорный театр. М., 1988.

 

21. Вертепный театр (Россия, Украина, Белоруссия, Польша).

ЛИТЕРАТУРА:

*Барышев Г., Лашкевич Ж. Прошлое и настоящее белорусской батлейки // Театр чудес. 2001. №1. С.12-15.

Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004.

Голдовский Б. Краткий очерк истории русского вертепа // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 7. М., 1997.

*Кукарт.1997. №6. (специальный номер, посвященный вертепному театру).

Некрылова А.Ф., Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. Л., 1983.

*Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII – нач. ХХ в. Л., 1988.

Некрылова А.Ф. От наших дней до Рождества Христова: вертепный театр // Петербургский театральный журнал. 1993. №4.

Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. СПб., 1885. Репринтное издание. М., 1991.

Софронова Л.А. Старинный украинский театр. М., 1996.

Софронова Л.А. Вертеп // Славянские древности. Т.1. М., 1995.

Фольклорный театр. М., 1988.

Фрейденберг О.М. Семантика архитектуры вертепного театра // Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988.

 

Петербургские балаганы.

ЛИТЕРАТУРА:

Балаган. Ч.1. Материалы стенограмм лаборатории режиссеров и художников театров кукол. М.: СТД., 2002.

Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХVIII – нач. ХХ вв. Л.,1980.

*Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII – нач. ХХ в. Л., 1988.

Петербургские балаганы. СПб., 2000.

 

Медвежья потеха.

ЛИТЕРАТУРА:

Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХVIII – нач. ХХ вв. Л., 1980.

Кошелев В.В. К вопросу о медведчиках, медведниках и скоморохах // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Л., 1990. С. 73-89.

Макаров С.М. Медвежья потеха - царская забава // Бремя развлечений. Otium в Европе XVIII-XX вв. СПб., 2006. С.73-90.

*Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII – нач. ХХ в. Л., 1988.

 

Феномен юродства и игра.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1984.

Смех: истоки и функции. СПб., 2002.

Школьный театр.

ЛИТЕРАТУРА

Державина О.А. Театр и драматургия // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. Духовная культура. М., 1979. С.126-141.

Одесский М.П. Поэтика русской драмы: вторая половина XVII - первая треть XVIII в. М., 2004.

Софронова Л.А. Старинный украинский театр. М., 1996.

 

Артаксерксово действо».

ЛИТЕРАТУРА

Артаксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII в. М.-Л., 1957.

Державина О.А. Театр и драматургия // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. Духовная культура. М., 1979. С.126-141.

Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.

Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М. - Калиниград, 2000.

 

Маскарады XVIII-XIX вв.

ЛИТЕРАТУРА

Маска и маскарад в русской культуре XVIII-XX вв. Сб. статей. М., 2000.

Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.

Ф.Г. Волков и театр его времени. М., 1953.

 

Театр петровской эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.

Старикова Л.М. Русский театр петровского времени. Комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992. С.137-156.

Старикова Л.М. Документальные уточнения к истории театра в России петровского времени // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. М., 1998.

*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.

*Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М.-Калининград, 2000.

 

Театр Кунста-Фюрста.

ЛИТЕРАТУРА

История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.

*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.

*Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М.-Калининград, 2000.

 

44. Театр Московского университета и театр Шляхетного корпуса.

ЛИТЕРАТУРА

История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.

*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.

 

45. Аллегорические шествия (первая половина XVIII века).

ЛИТЕРАТУРА

Зелов Д.Д.Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII — первой половины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. М., 2002.

Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.

*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.

*Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М. - Калининград, 2000.

 

Учреждение первого российского государственного профессионального общедоступного театра в Санкт-Петербурге.

ЛИТЕРАТУРА

История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.

Чепуров А. Театр государства российского // Александринский театр. Театр прославленных мастеров. Каталог выставки. СПб., 2006. С.16-29.

 

Первые русские актрисы.

ЛИТЕРАТУРА

Гуревич Л. История русского театрального быта. Т.1. М.-Л. , 1939.

Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.

Лопатин А. Елизавета Сандунова – «бедная Лиза» русского театра // Актеры-легенды Петербурга. СПб., 2004. С.382-387.

 

Драматургия Д.И. Фонвизина.

ЛИТЕРАТУРА

История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.

История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.

Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. М.-Л., 1961.

 

Театр XIX – XX вв.

 

Русский водевиль.

ЛИТЕРАТУРА:

Зингерман Б.И. Водевили Чехова // Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Русский водевиль. М.-Л., 1959.

Старый русский водевиль. 1819-1849. М., 1937.

 

М. Чехов – Хлестаков.

ЛИТЕРАТУРА:

Громов В. Михаил Чехов. М., 1970.

Зайцева И., Манн Ю. Комментарии к «Ревизору» // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинении и писем: Том 4. М., 2003. С. 771-774.

Мацкин А. На темы Гоголя. Театральные очерки. М., 1984.

Чехов М.А. Театральное наследие. В 2 т. М., 1995.

 

Театральные опыты ФЭКС.

ЛИТЕРАТУРА:

Шкловский В. О рождении и жизни «фэксов» // Шкловский В. За сорок лет. М., 1965.

Недоброво В. ФЭКС, Г. Козинцев, Л. Трауберг. М.-Л., 1928.

Добин Е. Козинцев и Трауберг. Л.-М., 1963.

Козинцев Г. Глубокий экран. М., 1971.

Театр Русского Зарубежья.

ЛИТЕРАТУРА:

Бюклинг Л.Михаил Чехов в западном театре и кино. СПб., 2000.

Литаврина М. Русский театральный Париж: Двадцать лет между войнами. М., 2003.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. М., 2004.

От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX –XX вв. М., 2006.

 

Театр-студия «Современник».

ЛИТЕРАТУРА:

Дорош Е. Театр «Современник». М., 1973.

Кузнецова Е. Московский театр «Современник». Крутой маршрут. М., 2000.

Липова Л. Театр «Современник». М., 1982.

Поюровский Б. Московский театр «Современник». М., 2000.

Свободин А. Штрихи портрета: «Современник» - 24 часа // Свободин А. Театральная площадь. М., 1981.

 

Режиссура А.В. Эфроса.

ЛИТЕРАТУРА:

Максимова В. «Женитьба» Н.В. Гоголя. Драматический театр на Малой Бронной. Москва. 1975// Спектакли двадцатого века. М., 2004.

Мягкова И. «Дон Жуан» Жана-Батиста Мольера. Драматический театр на Малой Бронной. Москва. 1973 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.

Театр Анатолия Эфроса. Воспоминания, статьи. М., 2000.

Эфрос А.В. Репетиция — любовь моя. Профессия — режиссер. Продолжение театрального рассказа. Книга четвертая. М., 1993.

 

Режиссура Л.А. Додина.

ЛИТЕРАТУРА:

Галендеев В. Школа и метод Льва Додина. СПб., 2004.

Давыдова М. Конец театральной эпохи. М., 2005.

Максимова В. «Братья и сестры» Ф.А. Абрамова. Малый драматический театр. Ленинград. 1985 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.

 

Режиссура П.Н. Фоменко.

ЛИТЕРАТУРА:

Максимова В. «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Театр им. Е. Вахтангова. Москва. 1993 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.

Давыдова М. Конец театральной эпохи. М., 2005.

Соловьева И. «Семейное счастье» Л.Н. Толстого. Театр Мастерская П. Фоменко. Москва. 2000 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.

 

Режиссура А.А. Васильева.

ЛИТЕРАТУРА:

Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев между прошлым и будущим. М., 2007.

Давыдова М. Конец театральной эпохи. М., 2005.

Иванова М., Иванов В. «Серсо» В.И. Славкина. Московский театр на Таганке. Малая сцена. Москва. 1985 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.

Казьмина Н. Анатолий Васильев. Магнитная аномалия // Вестник Европы. 2002. №4.

*Путешествие в театральном пространстве. Анатолий Васильев и Игорь Попов: сценография и театр. В 2 т. М., 2003.

Песочинский Н. Театр Анатолия Васильева: деконструкция и метафизика // Режиссура: взгляд из конца века. Сб. научных статей. СПб., 2005.

Смелянский А.М.Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XХ века. М., 1999.

 

Режиссура К. Гинкаса.

ЛИТЕРАТУРА:

Давыдова М. Конец театральной эпохи. М., 2005.

Смелянский А.М.Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XХ века. М., 1999.

Шах-Азизова Т. «Черный монах» А.П. Чехова. Московский театр юного зрителя. 1999 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.

 

Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра»







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.023 с.)