Факторинг, порядок проведения факторинговых операций. Проблемы развития факторинга в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторинг, порядок проведения факторинговых операций. Проблемы развития факторинга в России



Факторинг представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, и является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Банк приобретает у предприятия право инкассировать дебиторскую задолженность (право получения платежа по платежным требованиям). Одновременно банк кредитует оборотный капитал клиента и берет на себя его кредитный риск.

По уровню риска неплатежа можно выделить факторинг с правом регресса и без права регресса.

- Факторинг с правом регресса предполагает, что фактор имеет право вернуть клиенту купленные у него долговые обязательства при отказе плательщика от их оплаты независимо от причины. Таким образом, данная форма факторинга передает риск неплатежа и тем самым погашения кредита клиенту. В соответствии с правом регресса клиент обязан возместить фактору сумму, уплаченную при продаже долговых обязательств, однако комиссионное вознаграждение клиенту не возвращается. Такая форма отношений выгодна клиенту только при достаточно высокой платежеспособности его партнеров.

- При факторинге без права регресса фактор полностью принимает на себя риск неплатежа со стороны плательщиков, если их обязательства были рассмотрены в ходе предварительной аналитической работы и включены в договор.

Факторинг в сфере услуг - крайне перспективное направление, которое на Западе приносит значительную долю доходов операторам. Однако в России этот сегмент пока развит весьма слабо - в первую очередь из-за непрозрачности бизнеса многих компаний, работающих в индустрии сервиса, и отсутствия у них положительной кредитной истории.

Примером оказания факторинговой услуги в банке послужит ООО ВТБ Факторинг – дочерняя структура ОАО Банк ВТБ, начавшая активную деятельность в марте 2009 года.

Стратегической целью ВТБ Факторинг на 2013 годы является рост доли рынка в 3-4 раза и вхождение в Топ-3 российских факторов. Достижение цели планируется за счет развития бизнеса с текущей клиентской базой, освоения новых клиентских и отраслевых сегментов, а также усиления региональной сети.

О продукте:

- Открытый: Ваши покупатели уведомляются о переуступке их долга нам.

- С регрессом: в случае неоплаты долга Вашими покупателями, мы имеем право потребовать его погашения Вашей компанией.

- Внутренний: Вы и Ваши покупатели должны быть зарегистрированы на территории Российской Федераций.

Преимущества:

- Объем финансирования увеличивается с ростом Ваших поставок.

- Финансируемый период отсрочки платежей Ваших покупателей – до 150 дней.

- Выгодные процентные ставки.

- Отработанные схемы финансирования с крупнейшими российскими дебиторами.

В настоящее время факторинговая операция банка представляет собой систему обслуживания поставщика, включающую услуги бухгалтерского, информационного, сбытового страхового, кредитного и юридического характера. Благодаря факторингу поставщику создаются оптимальные условия для концентрации усилий на производственной операции.

Авансируя поставщику средства до наступления срока погашения требований, банк кредитует его. Величина аванса колеблется от 70 до 90% суммы сделки в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10-30% после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляется на блокированный счет клиента (страховой фонд). Таким образом, если адресат платежных требований оказывается неплатежеспособным, то убытки делятся между банком и поставщиком. При успешном окончании факторингового договора после оплаты долга сумма страхового фонда возмещается поставщику.

Плата, взимаемая банком по факторингу, состоит из двух элементов:

- Платы за управление, т.е. комиссии. Комиссионное вознаграждение - это плата банку за проведение расчетных операций самостоятельно без участия клиента, рассчитывается как процент от годового оборота поставщика.

- Плата за учетные операции, взимаемая с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно. Процент за факторинговый кредит на 3-4% выше процентной ставки по краткосрочному кредитованию аналогичных клиентов, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска, принятого на себя банком.

Алгоритм работы с дебитором

При заключении договора на этапе заключения факторингового договора важно правильно перестроить работу с дебиторами по факторингу - необходимо подписать с дебитором уведомление об уступке прав требования по договору поставки (оказания услуг) и договориться о прямом контакте фактора с дебитором для верификации уступаемых прав требования, напоминания о предстоящих и текущих платежах и периодической сверки задолженности.

При его исполнении на этапе текущей работы взаимодействие фактора с дебитором происходит в текущем режиме - фактор старается не обременять дебиторов сплошными верификациями каждой накладной, процесс переходит в режим «рандом» - выборочной случайной проверки уступленных накладных (или актов) и периодической сверки задолженности. Частота звонков фактора дебитору в текущем режиме зависит от платежной дисциплины дебитора: чем она ровнее и стабильнее, тем меньше фактор напоминает о себе дебитору. В случае нестандартной ситуации, например полного или частичного возврата товара или зачета встречных прав требований дебитора с продавцом, что нередко происходит в отношениях поставщиков и сетевых ритейлеров, фактор, продавец и дебитор могут общаться в трехстороннем формате - так общение проходит наиболее эффективно и вопросы решаются максимально быстро.

В России практика по внедрению и применению факторинга еще не выработана в достаточной мере, предприниматели недостаточно информированы относительно механизма и преимуществ факторинга и не склонны пользоваться данной услугой, предпочитая обращаться к более знакомому и понятному кредитованию.

прочего, и факторинг, тем самым затрудняя приток оборотных средств в отрасль.

Сравнительная характеристика факторинга и кредита таблица 2

Факторинг Кредит
Погашение при факторинге осуществляется из денег, выплачиваемых дебиторами клиента Возврат кредита банку осуществляется заемщиком
При факторинге не требуется обеспечение При кредитовании зачастую требуется залоговое обеспечение
Размер финансирования не ограничен и может увеличиваться (например, по мере роста объема продаж клиента) Кредит ограничен заранее зафиксированной суммой
Погашение при факторинге осуществляется в день фактической оплаты дебитором поставленного товара Погашение кредита осуществляется в заранее обусловленный день
Полученные при факторинге денежные средства можно использовать по своему усмотрению Контролирование банком целевого использования полученных при кредите денежных средств
Финансирование при факторинге выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 120 календарных дней) Кредит выдается на фиксированный срок.
Факторинг не предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк
Финансирование при факторинге носит бессрочный характер Погашение кредита не означает предоставление последующих кредитов
Факторинг не предусматривает оформления большого количества документов Для получения кредита зачастую требуется оформить большое количество документов
При факторинге обращается тщательное внимание к дебиторской задолженности При кредитовании применяются жесткие требования к финансовому состоянию компании-заемщика и качеству финансовой отчетности
Факторинг представляет из себя комплексную услугу: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, консалтинг. При кредитовании банк, помимо предоставления денежных средств и сопровождающего расчетно-кассового обслуживания, других дополнительных услуг не представляет

Следует взглянуть на текущие тенденции по данной проблематике. Согласно сведеньям, опубликованным в газете «Ведомости» от 11 апреля 2012 года, российский рынок факторинга в 2011 году вырос почти на 80%. По итогам года согласно подсчетам Национальной факторинговой компании (НФК) объем рынка факторинга достиг 21,1 млрд. евро (около 886 млрд. рублей): 20,9 млрд. евро – внутренний факторинг, 230 млн. евро – международный факторинг.

«Эксперт РА» подвел итоги исследования российского рынка факторинга по итогам 2012 года. По оценкам Агентства, объем уступленных требований вырос на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,45 млрд. руб., что совпадает с прогнозом, данным в исследовании по итогам первого полугодия 2012 года.

В исследовании приняло участие более 35 Факторов (суммарно на участников исследования приходится около 95% рынка). Состав тройки лидеров рынка по сравнению с 2011 годом не претерпел изменений. В совокупности доля трех крупнейших Факторов выросла до 55,5% (по итогам 2011 года показатель составлял 47% рынка). Оборот более 1 млрд. руб. за 2012 год показали 25 Факторов.

Факторинговые компании в РФ 2012 таблица 3

Место Фактора в 2012 году Место Фактора в 2011 году Наименование Фактора Объем уступленных денежных требований в 2012 году, тыс. руб. Темпы прироста объема уступленных требований в 2012 году по сравнению с 2011 годом, % Объем портфеля Фактора на 01.01.2013, тыс. руб.
    ООО ВТБ Факторинг 339 908 000 172,1% 71 780 000
    ОАО "Промсвязьбанк" 262 504 908 41,5% 41 312 204
    ОАО "АЛЬФА-БАНК" 163 581 701 58,5% 25 208 677
  н.д. КБ "БНП Париба Восток" ООО 110 074 000 н.д. 8 634 000
    ОАО Банк «Петрокоммерц» 88 993 794 37,4% 16 878 766
    ГК НФК 77 344 758 25,8% 12 166 612
    ООО "РБ Факторинг" 59 439 172 33,9% 4 504 920
    ЗАО ЮниКредит Банк 41 617 384 22,4% 7 514 021
    ОАО "МКБ" 40 225 000 84,0% 9 926 000
    ОАО АКБ "Металлинвестбанк" 35 836 288    

 

Рост рынка связан с тем, что стандартные кредитные продукты для многих компаний непривлекательны: крупных клиентов не устраивает высокая ставка, производители «закредитованы», у оптовых компаний, как правило, отсутствует залог. Предприятия используют факторинг, чтобы увеличить продажи и направить ресурсы для обслуживания ранее взятых кредитов. Факторинг в отличие от овердрафта не имеет жесткого лимита, объем финансирования дебиторской задолженности компании увеличивается с ростом реализуемого товара». Среди преимуществ факторинга, влияющих на российский рынок, выделяется в публикации в «Ведомостях» следующие факторы: «Факторинг позволяет компаниям увеличивать оборот, чтобы обслуживать кредиты и возвращать заимствованные средства. Факторинговое финансирование на срок до 120 дней обходится клиентам в среднем в 10–11% годовых. <…> Банки предоставляют деньги на более длинные сроки, ставки будут уже выше, кредит на полгода можно получить по ставке 11,5-12% годовых. <…> Кроме того, решение по факторинговому финансированию принимается быстрее, это занимает около двух недель».

Помимо этого имеется ряд проблемных мест в российском законодательстве, постоянными изменениями в нем. Например, в налоговом законодательстве предусмотрено, что в соответствии со ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации платежи по обслуживанию банковских кредитов, процентов по банковским кредитам не облагаются НДС, однако факторинг не входит в вышеуказанный перечень и финансирование при факторинге подлежит обложению НДС.

Существует на данный момент и ограничения на применения факторинга в отдельных отраслях. Так, например, в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» были внесены изменения о запрете заключения договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – в результате заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными. По экспертным оценкам данное изменение фактически запрещает использовать в отрасли факторинг.

Для ряда банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов.

Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.

Факторинг как форма бизнеса в России год от года увеличивает свои обороты. Об этом часто говорят всевозможные аналитики на профильных конференциях, да и невооруженным взглядом заметен рост количества компаний в этом секторе. Казалось бы, «живите и радуйтесь», однако, как свидетельствуют специалисты, международный факторинг еще полон рисков и юридических противоречий.

на сегодняшний день у российских экспортеров отсутствует работоспособный инструментарий для продвижения своей продукции на внешние рынки. Будь то факторинг, фарфетинг или кредитование как таковое. Из-за сложившегося положения российские производители начали уступать даже некоторые позиции на своих традиционных рынках. В частности, в финансировании китайской техники, европейской техники и т.д. Ставки, с которыми отечественные компании выходят через факторинг и через российские банки в разы превышают те ставки, которые предлагаются иностранными конкурентами. Сегодня весь экспорт несырьевых товаров направлен в развивающиеся страны. И фактор финансирования мог бы вытянуть объемы на более высокий уровень, чем текущий. Сегодня все существующие схемы не позволяют предоставить конкурентоспособное финансирование. В результате это осуществляется через Европу, через западные банки. всего компаний в стране, являющихся целевой аудиторией для факторингового бизнеса, составляет 800 тыс. юридических лиц, так что здесь потенциал роста очевиден. Оптовая торговля – это основа факторинга в России, на сегодня она занимает 70% от объема отрасли.

Основные направления для дальнейшего развития факторингового рынка в совершенствовании валютного законодательства, налоговой базы. Большой потенциал содержит в себе факторинг в отношении подрядов, госзакупок, муниципальных заказов – там, где сейчас нет четких правил игры, но есть спрос. Большую лепту в развитие отрасли внесет единое экономическое пространство в рамках Таможенного союза (ТС), заманчивые перспективы открываются перед отраслью и в связи со вступлением нашей страны в ВТО. Рост российского факторинга будет способствовать росту российской торговли.

Финалом всех перечисленных усилий может стать попытка себя зарегулировать, если в этом будет необходимость в районе 2017 года.

Минусы менее заметны, но они есть: один из главных, например, состоит в том, что рынок менее организован, чем в западных странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.018 с.)