Виды финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками, их правовые основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками, их правовые основы



Рынок финансовых услуг сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Финансовые услуги в той или иной форме проникают во все области деятельности человека. В современных условиях без использования финансовых услуг невозможно развитие производства, добывающей промышленности, транспорта, торговли, науки, здравоохранения, системы социального обеспечения. Благодаря использованию финансовых услуг осуществляется как финансирование частного предпринимательства, так и реализация государственных программ. Используя финансовые услуги, граждане получают возможность, с одной стороны, сохранять и увеличивать свои накопления, превращаясь в инвесторов. С другой стороны, используя механизмы рынка финансовых услуг, люди имеют возможность брать кредиты для приобретения жилья, получения образования. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний.

Коммерческие банки – это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка.

Достаточно сложные и разноплановые общественные отношения, возникающие при оказании банком финансовых услуг, требуют соответствующего метода правового регулирования. В данной области применяются присущий гражданскому праву метод юридического равенства сторон и метод властного подчинения, который используется в административном и финансовом праве. Финансовые услуги банка в правовом аспекте объединяет нормы финансового, гражданского и предпринимательского права.

Финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки, согласно ст. 71 Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

- Гражданский Кодекс РФ

- Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 14.03.2013 г.);

- Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 14.03.2013 г.);

- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 29.12.2012 г.);

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (ред. 08.05.2010 г.)

- другими федеральными законами, а также нормативными актами ЦБРФ.

В российском законодательстве категория «финансовые услуги» появилась сравнительно недавно - в 1999 г. и была описана в Федеральном законе от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (сейчас недействующая).

В соответствии с указанным законом под финансовой услугой понимается «деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц» (ст. 3 Закона о защите конкуренции). При этом для целей сужения сферы применения Закона о защите конкуренции приведенное выше определение, имеющее чрезвычайно широкий характер, было уточнено следующим дополнением: «В целях настоящего Закона в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера».

В настоящее время категория «финансовая услуга» содержится в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии со ст. 4 указанного Закона финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В тоже время, как понятие, относящееся к общей категории «возмездное оказание услуг», финансовые услуги подпадают под регулирование норм Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 39 «Возмездное оказание услуг»). Кроме того, п. 2 ст. 824 ГК РФ содержит упоминание об «иных видах финансовых услуг, связанных с денежными требованиями», оказываемых клиенту в связи с договором финансирования под уступку денежного требования.

В экономической науке понятие «финансовая услуга» предлагается понимать в трех смыслах:

имущественное отношение;

продукт;

товар.

Общим признаком понятия «финансовая услуга как продукт» в экономике выступает выполнение финансовой услугой информационной функции в процессах воспроизводства.

Как имущественное отношение понятие «финансовая услуга» в экономике характеризуется следующими признаками: отношение направлено на решение вопроса о прерывности производства, обращения капитала для обеспечения постоянного воспроизводства процессов; в отношении участвуют хозяйствующие субъекты и финансовые посредники; отношение заключается в привлечении и использовании ресурсов.

Наконец, как товар понятие «финансовая услуга» в экономике характеризуется следующими признаками: обеспечивает продвижение финансовых ресурсов для образования и наполнения фондов денежных средств; обеспечивает воспроизводственные процессы.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к содержанию финансовых услуг, все проанализированные подходы выделяют общий для финансовых услуг признак, а именно направленность финансовых услуг на движение капитала.

Классификация финансовых услуг может быть проведена по различным основаниям. В частности, в науке уже предлагается классификация финансовых услуг, основанная на экономическом разделении.

Анализ ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» позволяет выделить следующие виды финансовых услуг:

банковская услуга;

страховая услуга;

услуга на рынке ценных бумаг;

услуга по договору лизинга;

услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты.

Для практиков финансовых рынков, на первый взгляд, в отношениях с государством имеет значение, какой экономико-правовой режим государство устанавливает для них и какую поддержку им оказывает. Однако, по сути, все государственные решения в финансово-кредитной сфере диктуются не только и не столько потребностями самих этих рынков, сколько возможностью через них оказывать влияние на другие, сопряженные с ними стороны хозяйственной жизни.

Другими словами, финансовые услуги нуждаются в особом государственном регулировании, поскольку во многом определяют социально-экономическую безопасность страны и используют в основном средства, принадлежащие нефинансовым хозяйственным субъектам и населению.

Финансовые услуги образуют финансовую систему общества. Финансовая система общества рассматривается как совокупность учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительству, либо как совокупность финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Государственное регулирование комплекса финансовых услуг базируется на разделении сфер регулирования и соответствующих рисков, повышении роли саморегулируемых организаций финансового рынка.

При этом выделяются следующие элементы финансовой системы:

государственная финансовая политика, определяющая размеры бюджетного дефицита (профицита), государственного долга, денежной массы и инфляции, валютный курс и трансграничное движение капитала;

налоговая политика;

фондовый рынок и биржи;

кредитная система;

инвестиционная и страховая система.

В настоящее время государственный надзор на рынках финансовых услуг производится следующими организациями:

Министерством финансов Российской Федерации;

Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

Федеральной антимонопольной службой;

Федеральной службой по финансовым рынкам;

Центральным банком РФ.

Центральный банк - это главное звено в денежно-кредитной системе и в экономике любой страны. Он устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, организует банковский надзор, систему расчетов и осуществляет некоторые другие функции.

В этом качестве центральный банк - составная часть денежно-кредитной системы. Так как Центральный банк участвует в организации и функционировании финансовой системы государства то его можно рассматривать в качестве одного из органов государственного надзора на рынках финансовых услуг. Ведь именно он обслуживает государственный долг. Тем самым он решает не только проблемы денежно-кредитной системы, но, одновременно с этим, и проблемы государственной финансовой политики в стране.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Таким образом, Банк России выдает разрешение на осуществление коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, определяет им ряд обязательных экономических нормативов.

Под влиянием усиливающейся межбанковской конкуренции проявляется тенденция к расширению финансовых услуг коммерческих банков.

Интерес к таким операциям со стороны банков и клиентов вызван следующими причинами:

· данные операции строятся на основе уже предлагаемых ранее услуг, в результате чего процедура предоставления финансовых услуг к моменту их появления в банковской практике уже отработана

· в некоторых ситуациях такие услуги удовлетворяют потребности клиентов банка более полно, чем традиционные операции; по мере развития посреднических услуг расширяется круг банковской клиентуры

· как правило, финансовые услуги включают в себя несколько видов традиционных услуг, что способствует универсальности коммерческого банка и диверсификации банковских рисков

· в связи с комплексным характером таких услуг расширяются возможности формирования доходности банковской деятельности в целом

К числу финансовых услуг обычно относят лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые операции (операции доверительного управления) и агентские услуги для клиентов.

Интерес коммерческих банков к лизинговым операциям объясняется следующими обстоятельствами:

· конкуренция на рынке традиционных услуг толкает банки к поиску новых выгодных вложений средств

· лизинг имеет реальное материальное обеспечение в виде движимого имущества, находящегося в собственности лизингодателя, поэтому реализация имущественных прав существенно упрощается по сравнению с залогом

· лизинговые операции имеют более высокий уровень рентабельности по сравнению с долгосрочным кредитованием

· развивая лизинг, банки имеют возможность расширить круг надежных клиентов и повысить качество их обслуживания

· учитывая долгосрочный характер лизинговых операций, банк получает стабильный доход в течение длительного времени

Факторинг является разновидностью торгово-комиссионной операции, направленной на решение проблемы недостатка оборотных средств клиента для осуществления расчетов с его партнерами. В классическом варианте факторинг представляет собой многоцелевую операцию, связанную с краткосрочным кредитованием клиента через покупку у него долговых обязательств покупателей продукции или поставщиков сырья, оборудования, страхованием клиентов от риска неплатежа со стороны их партнеров, контролем за финансовым состоянием поставщиков и платежеспособностью покупателей, организацией бухгалтерского учета движения продукции и расчетов за нее, а также консультированием клиентов в части сбыта и рекламы товаров, работ, услуг.

форфейтинг (от франц. а forfait - целиком, общей суммой) - форма банковского кредита продавцам, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях и предусматривающая приобретение права требования по оплате поставок товаров и оказанию услуг, принятия риска исполнения этих требований и их инкассирование.

Трастовые операции - это операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента и в его интересах.

Правовой основой трастовых операций является ГК РФ, в котором предусмотрено в гл. 53, ст.1012 доверительное управление имуществом, стороны (учредитель управления и доверительный управляющий – кредитная организация) заключают в письменном виде договор управления на срок, не превышающий 5 лет, если законом не предусмотрены другие сроки.

Основным документом, регулирующим трастовую деятельность является Инструкция ЦБ РФ от 20.07. 1997 г. №63 «О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учёте этих операций кредитными организациями РФ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 23804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.04 с.)