Тема 1. 1. Управление как вид профессиональной деятельности, система управления социальными институтами и организациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Управление как вид профессиональной деятельности, система управления социальными институтами и организациями



Вопрос 2. Эволюция управления как науки.

В становлении и развитии науки управления выделяют три этапа.

Известны четыре подхода к управлению:

1. Подход к управлению с позиций выделения различных школ, базирующихся на соответствующих концепциях;

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

Эволюция управленческой мысли

Подходы, школы Годы
1. Подход с позиции школы управления  
1.1 Подход научного управления 1885-1920
1.2Подход административного управления 1920-1950
1.3 Подход с позиций человеческих отношений 1930-1950
1.4 Подход с позиций науки о поведении 1950 - по настоящее время
1.5 Подход с позиций количественных методов 1950 - по настоящее время
2. Подход к управлению как к процессу (процессный подход) 1920 - по настоящее время
3. Системный подход Конец 1950-х - по настоящее время
4. Ситуационный подход Конец 1960-х - по настоящее время

Школа научного управления (1885-1920).

Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале ХХ века.

Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления:

Работа по управлению – это определённая специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.

Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.

Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:

1. Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.

2. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Важным вкладом этой школы было систематической использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства.

Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.

Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и восточно-славянской.

Национальной особенностью американской управленческой культуры является: преуспеваемость, амбициозность и задор молодой нации.

Национальной особенностью восточнославянской управленческой культуры является: эмоциональное восприятие мира, тяготение к крайностям.

Национальной особенностью европейской управленческой культуры является: прочность и устойчивость.

Национальной особенностью японской управленческой культуры является: верность традициям, корпоративной культуре.

 

 

Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Концепция психологии и человеческих отношений (1930-1950 гг.).

Самыми крупными авторитетами этой концепции являются Мэри и Паркер Фоллетт и Элтон Мейо. Последователям этой школы были также: А.Маслоу и другие.

В управлении такой подход был перенесен на работающего человека и конкретно на отношения между менеджерами и работающими. Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной реакцией – хорошей работой.

Начало новой концепции в науке управления положил У.Барнард, опубликовавший в 1938 г. работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р.Лайкерта, Ф.Герцберга, А Маслоу, Д.Мак-Грегори.

Заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного и использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека.

Вывод этой школы, что работа человека будет в том случае успешной, если положительная мотивация сопровождается достаточными усилиями и определенными способностями, стал программой эффективного управления трудовыми ресурсами, а научная концепция стала известной как теория человеческих отношений.

 

Школы 1940-1960-х годов.

Школы: эмпирическая и прагматическая школы управления, связанные с теориями технократического менеджмента и школа науки управления.

Эмпирическая (прагматическая) школа управления. Основатели школы: Э.Петерсен, Г.Саймон, Р.Дэвис и др.

Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления.

Теории технократического менеджмента. В 1950-1960 гг. наиболее известными были концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества.

1. Теория элит. Общество делится на всемогущую элиту и подчинённую ей толпу (квалифицированные специалисты и неквалифицированные массы).

2. Теория технократии. (Грядущая эпоха будет эпохой государства инженерной и технической интеллегенции).

3. Теория индустриального общества. Теория включает два ключевых момента: противоречия в обществе объясняются различной степенью образованности людей, и ведущая роль в управлении отводится технократическом менеджменту. Фактор образованности является базисным в экономической жизни общества.

Школа науки управления.

Получила развитие в 50-х годах как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой жизни.

Ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем.

Термин «ОРГАНИЗАЦИЯ»

Употребляется в трех основных значениях:

- как упорядоченное состояние элементов целого;

- как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство;

- как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Управленческая трактовка организации связана с рассмотрение её как:

- объекта управления;

- процесса исполнения управленческих решений;

- результата проектирования структуры управления.

 

Требования, предъявляемые к организационным структурам

Структура должна соответствовать целям и задачам организации, зависеть от производства и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

Она обязана отражать функциональное разделение труда и объем полномочий персонала управления.

Полномочия работников определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.

Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать.

 

Построение организации

Бюрократия - это чётко отлаженная форма разделения структуры иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.

Департаментализация - процесс деления организации на департаменты (кластеры) с определением задач, прав и обязанностей.

Линейная структура

Характерна наличием в ней линейных руководителей, которые полностью отвечают за деятельность вверенных им подразделений. Информация, связанная с принятием и реализацией управленческих решений, циркулирует между ними в виде команд, указаний, распоряжений ПО ЛИНИИ от высшего уровня руководства к низшим звеньям и докладов об исполнении в обратном порядке. Эта структура обеспечивает единство распорядительства, когда все производственные и управленческие функции сосредоточены у руководителя. Структура эффективна для мелкого бизнеса.

 

Функциональная структура

Подразумевает наличие функциональных связей в виде управленческих и информационных потоков по соответствующим управленческим функциям. Здесь планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями А, Б, В. Работы выполняются производственными подразделениями 1, 2, 3 по каждой функции.

 

 

В данной структуре производственные подразделения одновременно подчинены линейному руководству и персоналу управления.

Функциональная схема организации деятельности достаточно широко используется в компаниях среднего размера. Она позволяет улучшить координацию и уменьшить дублирование усилий, а также потребление материальных ресурсов в функциональных областях, стимулировать деловую и профессиональную специализацию.

 

Линейно-функциональная структура.

 

Представляет собой единство распорядительства и квалифицированного осуществления функций управления специальным аппаратом, т.е. администрацией организации.

В данном случае планирование работ осуществляют функциональные подразделения А, Б, В, выполняют их производственные подразделения 1, 2, 3.

Все подразделения и функциональные, и производственные подчиняются руководителю. Кружки узловых связей означают доступность любых связей по вертикали и горизонтали.

Линейно-функциональная структура является базовой для различного вида других структур.

Тема 1.1. Управление как вид профессиональной деятельности, система управления социальными институтами и организациями

Вопрос 1. Управление как профессиональный вид деятельности, понятия и определения

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве которой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.), с тем, чтобы обеспечить их целостность, совершенствование и развитие, достижении заданной цели.

Управление – это процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ей целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение определенной структуры, поддержание или изменение режима их деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление - непрерывный процесс воздействия субъекта управления на организованную группу людей или кого-либо из этой группы в отдельности по организации и координации их совместной деятельности для достижения ее наилучших результатов.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни и профессиональной деятельности людей, мотивацию интересов людей, ценностные ориентации людей.

Социальное управление предполагает взаимосвязь следующих основных компонентов:

-Сохранение структуры системы.

-Поддержание режима функционирования системы.

-Реализация программ и целей системы.

В системе управления выделяют следующие основные подсистемы: управляющая и управляемая.

Руководство – это деятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели.

Концепция управления персоналом характеризуется концентрированным выражением методологии менеджмента в той ее существенной части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку.

Наука управления персоналом является предметом социологии управления, которая изучает процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом.

В предметную область науки управления персоналом входит:

-Исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-правовых, социально-экономических и социально-психологических критериев

-Исследование соответствия целей управления интересам и ожиданиям управляемых

-Анализ и оценка социальных последствий принимаемых управленческих решений

-Определение эффективности управленческих действий.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в ней людей, объединённых в семейные, профессиональные, территориальные иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Таким образом, объектом науки об управлении являются системы «Человек – Человек» и «Человек - Социальная группа».

Предмет социологии управления составляет изучение, оценку и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Предметом науки об управлении является управленческая деятельность (отношения).

Основные функции социологии управления:

1. Познавательная. Её основная цель – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности. Определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.

2. Оценочная. Её сущность состоит в том, чтобы оценить в какой мере соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

3. Прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдалённого будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

4. Образовательная (обучающая). Сущность её состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем- распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации.

5. Совершенствование системы управления. Социальная функция – вооружать управленческие кадры новыми приёмами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

Менеджером будем называть члена организации, который объединяет и координирует работу других его членов для достижения желаемого результата.

Суть управленческой деятельности определяют: большое разнообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее кратковременность и фрагментарность.

Роли руководителя являются выбором определённых поведенческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен играть руководитель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на ее содержание.

Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняет руководитель в различные периоды управления и в разной степени применительно к специфике и масштабам организации, а также занимаемой ими должности.

Эти роли объединены в три группы: межличностные роли; информационные роли и роли по принятию решений.

Межличностные роли, называемые также ролевыми установкам, определяют поведение менеджера как главы и связующего звена при выполнении работы, связанной с людьми в организации и вне её.

Информационные роли (ролевые установки) всех менеджеров включают функции принимающего (приемника) и распределяющего (распределителя) информацию, связанные с получением, сбором и распространением информации, а также представителя организации при представлением ее во внешней среде.

Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений, определяют поведение менеджеров как предпринимателя, устраняющего нарушения в работе организации, распределителя ресурсов в организации для достижения её целей и ведущего переговоры для достижения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации.

К особенностям управленческого труда относят: большое разнообразие видов профессиональной деятельности; неалгоритмичный, креативный характер работы; ярко выраженный прогностический характер; ведущая роль коммуникативной функции.

Первое проявление интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.05 с.)