Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1. Управление как вид профессиональной деятельности, система управления социальными институтами и организациямиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Вопрос 2. Эволюция управления как науки. В становлении и развитии науки управления выделяют три этапа. Известны четыре подхода к управлению: 1. Подход к управлению с позиций выделения различных школ, базирующихся на соответствующих концепциях; 2. Процессный подход. 3. Системный подход. 4. Ситуационный подход. Эволюция управленческой мысли
Школа научного управления (1885-1920). Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале ХХ века. Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления: Работа по управлению – это определённая специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими. Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде: 1. Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы. 2. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения. 3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Важным вкладом этой школы было систематической использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение. Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и восточно-славянской. Национальной особенностью американской управленческой культуры является: преуспеваемость, амбициозность и задор молодой нации. Национальной особенностью восточнославянской управленческой культуры является: эмоциональное восприятие мира, тяготение к крайностям. Национальной особенностью европейской управленческой культуры является: прочность и устойчивость. Национальной особенностью японской управленческой культуры является: верность традициям, корпоративной культуре.
Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Концепция психологии и человеческих отношений (1930-1950 гг.). Самыми крупными авторитетами этой концепции являются Мэри и Паркер Фоллетт и Элтон Мейо. Последователям этой школы были также: А.Маслоу и другие. В управлении такой подход был перенесен на работающего человека и конкретно на отношения между менеджерами и работающими. Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной реакцией – хорошей работой. Начало новой концепции в науке управления положил У.Барнард, опубликовавший в 1938 г. работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р.Лайкерта, Ф.Герцберга, А Маслоу, Д.Мак-Грегори. Заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного и использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека.
Вывод этой школы, что работа человека будет в том случае успешной, если положительная мотивация сопровождается достаточными усилиями и определенными способностями, стал программой эффективного управления трудовыми ресурсами, а научная концепция стала известной как теория человеческих отношений.
Школы 1940-1960-х годов. Школы: эмпирическая и прагматическая школы управления, связанные с теориями технократического менеджмента и школа науки управления. Эмпирическая (прагматическая) школа управления. Основатели школы: Э.Петерсен, Г.Саймон, Р.Дэвис и др. Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления. Теории технократического менеджмента. В 1950-1960 гг. наиболее известными были концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества. 1. Теория элит. Общество делится на всемогущую элиту и подчинённую ей толпу (квалифицированные специалисты и неквалифицированные массы). 2. Теория технократии. (Грядущая эпоха будет эпохой государства инженерной и технической интеллегенции). 3. Теория индустриального общества. Теория включает два ключевых момента: противоречия в обществе объясняются различной степенью образованности людей, и ведущая роль в управлении отводится технократическом менеджменту. Фактор образованности является базисным в экономической жизни общества. Школа науки управления. Получила развитие в 50-х годах как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой жизни. Ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. Термин «ОРГАНИЗАЦИЯ» Употребляется в трех основных значениях: - как упорядоченное состояние элементов целого; - как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство; - как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Управленческая трактовка организации связана с рассмотрение её как: - объекта управления; - процесса исполнения управленческих решений; - результата проектирования структуры управления.
Требования, предъявляемые к организационным структурам Структура должна соответствовать целям и задачам организации, зависеть от производства и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она обязана отражать функциональное разделение труда и объем полномочий персонала управления. Полномочия работников определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать.
Построение организации Бюрократия - это чётко отлаженная форма разделения структуры иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров. Департаментализация - процесс деления организации на департаменты (кластеры) с определением задач, прав и обязанностей. Линейная структура Характерна наличием в ней линейных руководителей, которые полностью отвечают за деятельность вверенных им подразделений. Информация, связанная с принятием и реализацией управленческих решений, циркулирует между ними в виде команд, указаний, распоряжений ПО ЛИНИИ от высшего уровня руководства к низшим звеньям и докладов об исполнении в обратном порядке. Эта структура обеспечивает единство распорядительства, когда все производственные и управленческие функции сосредоточены у руководителя. Структура эффективна для мелкого бизнеса.
Функциональная структура Подразумевает наличие функциональных связей в виде управленческих и информационных потоков по соответствующим управленческим функциям. Здесь планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями А, Б, В. Работы выполняются производственными подразделениями 1, 2, 3 по каждой функции.
В данной структуре производственные подразделения одновременно подчинены линейному руководству и персоналу управления. Функциональная схема организации деятельности достаточно широко используется в компаниях среднего размера. Она позволяет улучшить координацию и уменьшить дублирование усилий, а также потребление материальных ресурсов в функциональных областях, стимулировать деловую и профессиональную специализацию.
Линейно-функциональная структура.
Представляет собой единство распорядительства и квалифицированного осуществления функций управления специальным аппаратом, т.е. администрацией организации. В данном случае планирование работ осуществляют функциональные подразделения А, Б, В, выполняют их производственные подразделения 1, 2, 3. Все подразделения и функциональные, и производственные подчиняются руководителю. Кружки узловых связей означают доступность любых связей по вертикали и горизонтали. Линейно-функциональная структура является базовой для различного вида других структур.
Тема 1.1. Управление как вид профессиональной деятельности, система управления социальными институтами и организациями Вопрос 1. Управление как профессиональный вид деятельности, понятия и определения Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве которой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.), с тем, чтобы обеспечить их целостность, совершенствование и развитие, достижении заданной цели. Управление – это процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ей целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение определенной структуры, поддержание или изменение режима их деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - непрерывный процесс воздействия субъекта управления на организованную группу людей или кого-либо из этой группы в отдельности по организации и координации их совместной деятельности для достижения ее наилучших результатов. Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни и профессиональной деятельности людей, мотивацию интересов людей, ценностные ориентации людей. Социальное управление предполагает взаимосвязь следующих основных компонентов: -Сохранение структуры системы. -Поддержание режима функционирования системы. -Реализация программ и целей системы. В системе управления выделяют следующие основные подсистемы: управляющая и управляемая. Руководство – это деятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели. Концепция управления персоналом характеризуется концентрированным выражением методологии менеджмента в той ее существенной части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку. Наука управления персоналом является предметом социологии управления, которая изучает процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом. В предметную область науки управления персоналом входит: -Исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-правовых, социально-экономических и социально-психологических критериев -Исследование соответствия целей управления интересам и ожиданиям управляемых -Анализ и оценка социальных последствий принимаемых управленческих решений -Определение эффективности управленческих действий. Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в ней людей, объединённых в семейные, профессиональные, территориальные иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Таким образом, объектом науки об управлении являются системы «Человек – Человек» и «Человек - Социальная группа». Предмет социологии управления составляет изучение, оценку и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. Предметом науки об управлении является управленческая деятельность (отношения). Основные функции социологии управления: 1. Познавательная. Её основная цель – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности. Определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п. 2. Оценочная. Её сущность состоит в том, чтобы оценить в какой мере соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей. 3. Прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдалённого будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование. 4. Образовательная (обучающая). Сущность её состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем- распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. 5. Совершенствование системы управления. Социальная функция – вооружать управленческие кадры новыми приёмами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления. Менеджером будем называть члена организации, который объединяет и координирует работу других его членов для достижения желаемого результата. Суть управленческой деятельности определяют: большое разнообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее кратковременность и фрагментарность. Роли руководителя являются выбором определённых поведенческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен играть руководитель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на ее содержание. Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняет руководитель в различные периоды управления и в разной степени применительно к специфике и масштабам организации, а также занимаемой ими должности. Эти роли объединены в три группы: межличностные роли; информационные роли и роли по принятию решений. Межличностные роли, называемые также ролевыми установкам, определяют поведение менеджера как главы и связующего звена при выполнении работы, связанной с людьми в организации и вне её. Информационные роли (ролевые установки) всех менеджеров включают функции принимающего (приемника) и распределяющего (распределителя) информацию, связанные с получением, сбором и распространением информации, а также представителя организации при представлением ее во внешней среде. Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений, определяют поведение менеджеров как предпринимателя, устраняющего нарушения в работе организации, распределителя ресурсов в организации для достижения её целей и ведущего переговоры для достижения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации. К особенностям управленческого труда относят: большое разнообразие видов профессиональной деятельности; неалгоритмичный, креативный характер работы; ярко выраженный прогностический характер; ведущая роль коммуникативной функции. Первое проявление интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.05 с.) |