Психология и педагогика высшей школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология и педагогика высшей школы



ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника «магистр»

Профиль(и) подготовки «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»

Форма обучения - заочная

Срок освоения ООП – 2,5 года

 


 

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика высшей школы»

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 г. № 1763.

 

 

Программу составили:

Чухин Степан Геннадьевич, доцент кафедры философии и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Ф.И.О., должность, ученая степень, звание

 

 

Рецензент(ы):

Рогозина Т.И., доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «ОмЮА», кандидат психологических наук, доцент.

Черкевич Е.А., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», кандидат психологических наук, доцент.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Цели освоения дисциплины……………………………………………………..4

2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы…...6

3. Структура и содержание дисциплины…………………………………….........8

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……….12

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………...12

 

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Технологии и формы преподавания.

Приложение 2. Технологии и формы обучения.

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.

 

 


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – заключается в решении задач, связанных с развитием гуманитарного мышления магистрантов, формированием у них психолого-педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной преподавательской деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях в образовательном процессе высшего учебного заведения.

Основными задачами изучения курса являются:

- содействовать формированию у магистрантов психолого-педагогического мышления;

- познакомить магистрантов с современными трактовками предмета педагогической науки, предмета педагогики и психологии высшего образования;

- дать представление магистрантам об истории и современном состоянии системы высшего образования в России;

- сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания;

- способствовать глубокому усвоению магистрантами норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства и сотрудничества;

- предоставить магистрантам информацию об особенностях профессионального труда преподавателя вуза.

 

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих общекультурных компетенций:

- ОК-3. Выпускник обладает способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- ОК-5. Выпускник обладает компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.

Профессиональных компетенций:

- ПК-10. Выпускник способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;

- ПК-12. Выпускник способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

- ПК-13. Выпускник способен управлять самостоятельной работой обучающихся;

- ПК-14. Выпускник способен организовывать и проводить педагогические исследования;

- ПК-15. Выпускник способен эффективно осуществлять правовое воспитание.

 

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать:

- исторические этапы становления и развития, современное состояние системы высшего образования в России;

- психологию деятельности и проблемы обучения в высшей школе;

- психологию личности и проблемы воспитания в высшей школе;

- особенности развития творческого мышления студентов в процессе обучения;

- цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе;

- основы психодиагностики в высшей школе;

- особенности анализа профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблемы педагогического мастерства.

Уметь:

- анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в сфере высшего профессионального образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проектировать и осуществлять оценку результатов научного исследования в сфере высшего профессионального образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- использовать имеющиеся возможности образовательной среды высшего учебного заведения и проектировать новые условия, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач;

- организовать взаимодействие с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, осуществлять поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач в области высшего профессионального образования;

- проектировать содержание новых дисциплин для образовательного процесса высшего профессионального образования, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.

Владеть:

- основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (методов обучения и воспитания);

- способами обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных педагогических целей в высшем профессиональном образовании;

- владеть не только методами обучения и воспитания студентов, но и методами подготовки и переподготовки преподавателей;

- методами оценки качеств личности, приемами оценки профессионального мастерства преподавателей, т. е. всеми видами выходного контроля;

- методиками изучения и анализа профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

- навыками организации командной работы для решения задач развития высшего учебного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» относится к вариативнойчасти учебного цикла: гуманитарный, социальный и экономический цикл.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплины «Организационные основы системы образования» и служит основой для освоения дисциплин «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», «Технологии профессионально-ориентированного обучения».

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цель освоения дисциплины»:

 

Код компетен-ции Наименование компетенции, формируемой в рамках освоения дисциплины Предшествующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию Последующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию
Общекультурные компетенции
ОК-3. Выпускник обладает способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. Организационные основы системы образования. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения. Технологии профессионально-ориентированного обучения.
ОК-5. Выпускник владеет компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. Организационные основы системы образования. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения. Технологии профессионально-ориентированного обучения.
Профессиональные компетенции
ПК-10. Выпускник способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.    
ПК-12. Выпускник способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.   Технологии профессионально-ориентированного обучения.
ПК-13. Выпускник способен управлять самостоятельной работой обучающихся. Организационные основы системы образования. Технологии профессионально-ориентированного обучения.
ПК-14. Выпускник способен организовывать и проводить педагогические исследования. Организационные основы системы образования. Технологии профессионально-ориентированного обучения.
ПК-15. Выпускник способен эффективно осуществлять правовое воспитание.   Технологии профессионально-ориентированного обучения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Содержание дисциплины

Модуль 3. Образовательный процесс и психодиагностика в высшей школе

Тема 5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе.

Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе. Цели и содержание обучения в высшей школе. Организационные формы обучения в вузе. Классификация методов обучения и воспитания. Активные методы обучения. Технические средства и компьютерные системы обучения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Ред. П. И. Пидкасистый. – М.: Высшее образование, 2009. – 430 с. Прил.: крат. словарь пед. терминов: с. 406-430. – Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-8268-1173-3.

2. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 574 с. – Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9916-0797-1. - ISBN 978-5-9692-0959-6.

 

б) дополнительная литература:

1. Горомкова, М. Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Т. Горомкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с. (гриф НИИ) http://www.iprbookshop.ru/pedagogika-vyisshej-shkolyi.-uchebnoe-posobie.html.

2. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебное пособие / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 с. (гриф УМЦ) http://www.iprbookshop.ru/psixologiya-i-pedagogika.-uchebnik.html.

3. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы [Текст]: учебно-методическое пособие /Российская академия государственной службы при Президенте РФ; ред. А. А. Деркач. – 2-е изд. – М.: РАГС, 2007. – 383 с.

4. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А. М. Столяренко. – 3-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 543 с. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-238-01679-5.

5. Столяренко А. М. Общая педагогика: учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 479 с. (гриф УМЦ) http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-pedagogika.-uchebnoe-posobie.html.

6. Федоров, В. А., Колегова, Е. Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования [Текст]: учебное пособие для вузов / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. - М.: Академия, 2008. – 205 с. - ISBN 978-5-7695-4900-7.

 

в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

1. http://www.iprbookshop.ru/ - электронно-библиотечная система IPRbooks.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционная аудитория, проектор, экран.


 

Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Психология и педагогика высшей школы»

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

1. Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний магистрантов.

2. Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

3. Проблемное обучение – стимулирование магистрантов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

4. Контекстное обучение – мотивация магистрантов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

5. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности магистранта за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

6. Опережающая самостоятельная работа – изучение магистрантами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

 

№ п/п Виды образовательных технологий Формы организации учебного процесса
  Информационные технологии. Информационная лекция, мозговой штурм.
  Case-study. Информационная лекция, проблемная лекция, кейс-метод, деловые игры (ролевая игра).
  Проблемное обучение. Информационная лекция, проблемная лекция, занятия с применением затрудняющих условий, методы группового решения творческих задач.
  Контекстное обучение. Информационная лекция, методы группового решения творческих задач.
  Обучение на основе опыта. Проблемная лекция, деловые игры (ролевая игра).
  Опережающая самостоятельная работа. Проблемная лекция, методы группового решения творческих задач, мозговой штурм.

 

II. Виды и содержание учебных занятий

Практическая работа 1.

Отрабатываемые вопросы:

1.Назовите первые высшие учебные заведения в России.

2.Представьте характеристику основных этапов педагогической практики и педагогических идей в системе образования в России в 18-19 веках.

3.Представьте характеристику особенностей развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами.

4. Представьте характеристику этапа восстановления системы высшего образования, его качественной и количественной динамики после Великой Отечественной войны.

5.Выделите основные черты развития высшей школы индустриально развитых стран после Второй мировой войны.

6.Обоснуйте перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.

Практическая работа 2.

Отрабатываемые вопросы:

1.Представьте определение деятельности как философской категории.

2.В чем заключается психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики.

3.Опишите составляющие сознания.

4.Раскройте функциональную структуру познавательных процессов и понятие «образ мира».

5.Обоснуйте учение как деятельность.

6.Представьте характеристику этапов формирования умственных действий и понятий.

7.Выделите типы ориентировочной основы действия или типы учения.

8.Обоснуйте возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе.

 

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

Модуль 2. Психология личности и развитие творческого мышления студентов

Практическая работа 3.

Отрабатываемые вопросы:

1.Представьте характеристику понятия «личность» как психологическую категорию.

2.Представьте характеристику взаимообусловленности личности и деятельности.

3.Обоснуйте критерии различия терминов: «личность», «индивид», «индивидуальность».

4.Охарактеризуйте общие и различные черты понятий «потребность» и «мотив».

5.Охарактеризуйте сущностные черты эмоциональной сферы личности.

6.Представьте определение понятия «воля».

7.Представьте определение понятия «темперамент».

8.Представьте определение понятия «характер».

9.Представьте определение понятия «способности».

10.Представьте обоснование движущих сил, условий и механизмов развития личности.

11.Представьте характеристику психологических особенностей студенческого возраста и проблем воспитания в высшей школе.

Практическая работа 4.

Отрабатываемые вопросы:

1.В чем сущность критериев творческого мышления, сущностные черты творчества и интеллекта?

2.Представьте характеристику методов стимуляции творческой деятельности и понятия творческой личности.

3.Опишите специфику и этапы развития творческого мышления в процессе обучения и воспитания.

 

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

Модуль 3. Образовательный процесс и психодиагностика в высшей школе

Практическая работа 5.

Отрабатываемые вопросы:

1.Представьте характеристику целей и содержания обучения.

2.Представьте характеристику вариантов классификации организационных форм обучения в вузе.

3.Представьте варианты классификации методов обучения и воспитания.

4.Представьте варианты классификации активных методов обучения.

5.Представьте варианты классификации технических средств и компьютерных систем обучения.

Практическая работа 6.

Отрабатываемые вопросы:

1.Представьте характеристику психодиагностики как раздела дифференциальной психологии.

2.Охарактеризуйте малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики.

3.Раскройте сущность психодиагностики как психологического тестирования.

4.Охарактеризуйте основные этапы истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы.

5.Обоснуйте сущность корреляционного подхода как основы психодиагностических измерений.

6.Представьте варианты классификации психодиагностических методов.

7.Обоснуйте влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.

 

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

Практическая работа 7.

Отрабатываемые вопросы:

1. Дайте определение теста в широком и узком смысле этого термина.

2. В чем заключаются преимущества и недостатки индивидуальных и групповых тестов?

3. Перечислите типы тестов в зависимости от способов предъявления материала и используемых вспомогательных средств.

4. С какими целями могут использоваться психодиагностические методы в высшей школе?

5. Назовите основные функции психодиагностики в системе высшего образования.

6. Как влияли общественное мнение и политическая ситуация на Западе и в России на тенденции развития психодиагностики и ее использование в образовании?

7. За что чаще всего критикуются тесты интеллекта?

8. Зависит ли рост показателей умственного развития студентов в процессе обучения от стартового уровня интеллекта?

9. В чем состоит тенденция к гуманизации психодиагностики?

10. Назовите различные виды теоретической и прагматической валидности тестов.

11. Перечислите основные виды надежности высокоформализованных психодиагностических процедур и методы их измерения.

12. От каких факторов зависят валидность и надежность психодиагностических методик?

13. Какие мотивационные тенденции сильнее выражены у преподавателей-мужчин по сравнению с преподавателями-женщинами и наоборот?

14. Как вы могли бы объяснить снижение с возрастом индекса «склонности к доминированию» у преподавателей мужчин?

Практическая работа 8.

Отрабатываемые вопросы:

1. Приведите свои собственные аргументы в пользу утверждения, что преподаватель высшей школы в принципе не может быть вытеснен самыми совершенными техническими средствами.

2. Какова тенденция изменения представлений студентов о «хорошем» преподавателе?

3. Какие функции выполняет педагог, осуществляя свою деятельность в высшей школе?

4. К какому типу педагогов (с преобладанием какого вида направленно­сти) вы можете отнести лично себя?

5. Назовите три основных компонента в структуре педагогических способностей.

6. В чем различие проектировочных и конструктивных способностей педагога?

7. Перечислите основные функции педагогического общения.

8. Попробуйте привести пример «общения ради общения», т.е. когда общение не выполняет какой-либо прагматической функции и не «обслуживает» какую-либо деятельность.

9. Какие из приведенных рекомендаций по построению эффективного общения показались вам значимыми или в чем-то новыми?

10. Назовите два основных типа установок преподавателей по отношению к студентам. В чем они проявляются?

11. К какому стилю педагогического общения ближе всего ваш индивидуальный стиль?

12. Попытайтесь выделить те аспекты вашего индивидуального стиля педагогического общения, которые нуждаются в улучшении.

 

Управление самостоятельной работой студента.

(См. Приложение 3)

 


Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«Психология и педагогика высшей школы»

 

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для магистранта

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа, из них 12 часов аудиторных занятий и 56 часов, отведенных на самостоятельную работу магистранта.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы приведены в таблице.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. Рекомендации
Модуль 1. История становления психологии и педагогики высшей школы
Подготовка к лекции №1. Краткая история и современное состояние системы высшего образования в России. Самостоятельное изучение вопросов: 1.Зарождение и основные тенденции развития системы высшего образования в России. 2.Система высшего образования в советский период. 3.Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.   См. главу № 1 учебного пособия, конспект лекции № 1.
Подготовка к лекции №2. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Самостоятельное изучение вопросов: 1.Общее понятия о деятельности. 2.Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность. 3.Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.   См. главу № 2 учебного пособия, конспект лекции № 2.
Подготовка к практическому занятию №1. Краткая история и современное состояние системы высшего образования в России. Изучение теоретического материала: 1.Первые высшие учебные заведения в России. 2.Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в 18-19 веках. 3.Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами. 4.Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны. 5.Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны. 6.Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.   См. описание практического занятия № 1.
Подготовка к практическому занятию №2. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Изучение теоретического материала: 1.Деятельность как философская категория. 2.Психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики. 3.Составляющие сознания. 4.Функциональная структура познавательных процессов и понятие «образ мира». 5.Учение как деятельность. 6.Этапы формирования умственных действий и понятий. 7.Типы ориентировочной основы действия или типы учения. 8.Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе.   См. описание практического занятия № 2.
Модуль 2. Психология личности и развитие творческого мышления студентов
Подготовка к лекции №3. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе. Самостоятельное изучение вопросов: 1.Что такое личность? 2.Строение личности. 3.Развитие личности. 4.Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.   См. главу № 3 учебного пособия, конспект лекции № 3.
Подготовка к лекции №4. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения. Самостоятельное изучение вопросов: 1. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект. 2. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности. 3. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.   См. главу № 4 учебного пособия, конспект лекции № 4.
Подготовка к практическому занятию №3. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе. Изучение теоретического материала: 1.Личность как психологическая категория. 2.Личность и деятельность. 3.Личность, индивид, индивидуальность. 4.Потребности и мотивы. 5.Эмоциональная сфера личности. 6.Воля. 7.Темперамент. 8.Характер. 9.Способности. 10.Движущие силы, условия и механизмы развития личности. 11.Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.   См. описание практического занятия № 3.
Подготовка к практическому занятию №4. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения. Изучение теоретического материала: 1.Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект. 2.Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности. 3.Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.   См. описание практического занятия № 4.
Модуль 3. Образовательный процесс и психодиагностика в высшей школе
Подготовка к лекции №5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе. Самостоятельное изучение вопросов: 1.Цели и содержание обучения. 2.Организационные формы обучения в вузе. 3.Классификация методов обучения и воспитания. 4.Активные методы обучения. 5.Технические средства и компьютерные системы обучения.   См. главу № 5 учебного пособия, конспект лекции № 5.
Подготовка к лекции №6. Психодиагностика в высшей школе. Самостоятельное изучение вопросов: 1.Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии. 2.Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики. 3.Психодиагностика как психологическое тестирование. 4.Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы. 5.Психодиагностика как специальный психологический метод. 6.Классификация психодиагностических методик.   См. главу № 6 учебного пособия, конспект лекции № 6.
Подготовка к практическому занятию №5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе. Изучение теоретического материала: 1.Цели и содержание обучения. 2.Организационные формы обучения в вузе. 3.Классификация методов обучения и воспитания. 4.Активные методы обучения. 5.Технические средства и компьютерные системы обучения.   См. описание практического занятия № 5.
Подготовка к практическому занятию №6. Психодиагностика в высшей школе. Изучение теоретического материала: 1.Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии. 2.Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики. 3.Психодиагностика как психологическое тестирование. 4.История использования психодиагностики для решения проблем высшей школы. 5.Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений. 6.Классификация психодиагностических методов. 7.Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.   См. описание практического занятия № 6.
Модуль 4. Профессионализм преподавателя высшей школы
Подготовка к практическому занятию №7. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе. Изучение теоретического материала: 1. Дайте определение теста в широком и узком смысле этого термина. 2. В чем заключаются преимущества и недостатки индивидуальных и групповых тестов? 3. Перечислите типы тестов в зависимости от способов предъявления материала и используемых вспомогательных средств. 4. С какими целями могут использоваться психодиагностические методы в высшей школе? 5. Назовите основные функции психодиагностики в системе высшего образования. 6. Как влияли общественное мнение и политическая ситуация на Западе и в России на тенденции развития психодиагностики и ее использование в образовании? 7. За что чаще всего критикуются тесты интеллекта? 8. Зависит ли рост показателей умственного развития студентов в процессе обучения от стартового уровня интеллекта? 9. В чем состоит тенденция к гуманизации психодиагностики? 10. Назовите различные виды теоретической и прагматической валидности тестов. 11. Перечислите основные виды надежности высокоформализованных психодиагностических процедур и методы их измерения. 12. От каких факторов зависят валидность и надежность психодиагностических методик? 13. Какие мотивационные тенденции сильнее выражены у преподавателей-мужчин по сравнению с преподавателями-женщинами и наоборот? 14. Как вы могли бы объяснить снижение с возрастом индекса «склонности к доминированию» у преподавателей мужчин?   См. описание практического занятия № 7.
Подготовка к практическому занятию №8. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства. Изучение теоретического материала: 1. Приведите свои собственные аргументы в пользу утверждения, что преподаватель высшей школы в принципе не может быть вытеснен самыми совершенными техническими средствами. 2. Какова тенденция изменения представлений студентов о «хорошем» преподавателе? 3. Какие функции выполняет педагог, осуществляя свою деятельность в высшей школе? 4. К какому типу педагогов (с преобладанием какого вида направленности) вы можете отнести лично себя? 5. Назовите три основных компонента в структуре педагогических способностей. 6. В чем различие проектировочных и конструктивных способностей педагога? 7. Перечислите основные функции педагогического общения. 8. Попробуйте привести пример «общения ради общения», т.е. когда общение не выполняет какой-либо прагматической функции и не «обслуживает» какую-либо деятельность. 9. Какие из приведенных рекомендаций по построению эффективного общения показались вам значимыми или в чем-то новыми? 10. Назовите два основных типа установок преподавателей по отношению к студентам. В чем они проявляются? 11. К какому стилю педагогического общения ближе всего ваш индивидуальный стиль? 12. Попытайтесь выделить те аспекты вашего индивидуального стиля педагогического общения, которые нуждаются в улучшении.   См. описание практического занятия № 8.
Итого      


Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Психология и педагогика высшей школы»

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включающие в себя:

· ответы на вопросы практических занятий;

· итоговый тест по дисциплине;

· вопросы к зачету.

 

Вопросы к зачету

1. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России.

2. Система высшего образования в советский период.

3. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.

4. Общее понятие о деятельности.

5. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность.

6. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.

7. Что такое личность? Строение личности.

8. Развитие личности.

9. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.

10. Критерии творческого мышления.

11. Творчество и интеллект.

12. Методы стимулирования творческой деятельности и понятие творческой личности.

13. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.

14. Цели и содержание обучения в высшей школе.

15. Организационные формы обучения в вузе.

16. Классификация методов обучения и воспитания в высшем профессиональном образовании.

17. Активные методы обучения.

18. Технические средства и компьютерные системы обучения.

19. Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии.

20. Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики.

21. Психодиагностика как психологическое тестирование.

22. Психодиагностика как специальный психологический метод.

23. Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений.

24. Классификация психодиагностических методов.

25. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.

26. Компьютеризация психодиагностических методик.

27. Структура педагогических способностей.

28. Установки преподавателя и стили педагогического общения. Психологическая служба вуза.

 

Примерные тестовые задания

 

1. Педагогическая деятельность – это…

а) сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности;

б) вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе;

в) поиск и разработка новых педагогических знаний в области совершенствования педагогического процесса.

Обученность – это

а) активный фонд знаний, на которые опирается ученик при изучении нового материала;

б) совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности;

в) гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления.

27. Расставьте в логической последовательности уровни обученности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.119 с.)