Три функциональных блока мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три функциональных блока мозга



Теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А. Р. Лурия является не просто его выдающимся теоретическим открытием. Это краеугольный камень нейропсихологии. Ее значение связано с тем, что она постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека. Принцип иерархии — один из базисных аспектов эволюционного учения. Заложив его в основу науки о системно-динамической мозговой организации психической


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 97

деятельности, А. Р. Лурия концептуально предопределил и обосновал методологию и кардинальные пути развития нейропсихологического анализа феноменов поведения человека.

Как показывает опыт, именно «язык» III ФБМ позволяет описать и квалифицировать нейропсихологически, то есть с позиций синдромного анализа, самые разнообразные феномены поведения человека. Этим и определяется расширение границ и продуктивность нейропсихологического подхода к индивидуальным различиям в норме, при пограничных и патологических состояниях, связанных с соматическим, неврологическим, психопатологическим дефицитом, в младенчестве и в возрасте инволюции.

Не могу не отметить в этой связи, что в кулуарах различных конференций не раз за последнее время слышны «заявки на большой успех» — развитие теории III ФБМ в теорию IV ФБМ. Как я поняла из крайне эмоциональных лозунгов, на эту роль — четвертого блока — готовят мозолистое тело. Как ни грустно это констатировать, но авторы таких идей вообще в принципе не поняли А. Р. Лурия или же вовсе не читали, но разговор, как видно, поддержать могут. Он создал теорию уровневого строения психологических систем, которые имманентно снабжены способами и формами актуализации. То есть, аналогично любому государственному устройству, имеют законодательный (преимущественно 1-й и 3-й ФБМ) и исполнительный (преимущественно 2-й ФБМ) аспекты; все остальное — типы и механизмы реализации этих ветвей власти. Чем и является мозолистое тело, другие интра-, трансгемисферные и подкорково-корковые (включающие спинальные и т.п.) системы интеграции. Впрочем, если сегодня заново, под аплодисменты, как ноу-хау, открываются, например, функции лобных долей, таламо-кортикальных связей и роль стриопалли-дарной системы (открытые, к слову, 20—80 назад), можно только пожать плечами и посоветовать всем, кто начинает серьезно знакомиться с нейропсихологией, со вниманием отнестись хотя бы к той базовой литературе, которая представлена в конце данной книги.

Эта реплика, кстати, — тоже констатация факта, имеющего прямое отношение к негативным последствиям проблем междисциплинарного многоязычия. Иными словами: «Не верь, не верь, читатель», а обратись лучше к старым добрым Мастерам; они-то, сами того не желая, а просто фактом своего существования элиминируют тенденцию льстить себе по поводу и без. Все заложенные в их концепциях идеи можно/нужно «расширять и углублять», но не искажать глобально, поскольку идеологически они завершены и вполне гармоничны; лучше потратить время на что-нибудь более эффективное. Теорию же Ш ФБМ имеет смысл разрабатывать в рамках, заданных А.Р. Лурия.

4-1857


98 Введение в нейропсихологию детского возраста

Тем более что многое в ней (в клинико-психологическом, психотерапевтическом, психиатрическом, педагогическом контексте) до сих пор остается малоизученным в нормативной, патологической и пограничных зонах исследования.

Первостепенное значение учения III ФБМ связано с тем, что это прежде всего теория о макроуровнях актуализации психической деятельности и их мозговом обеспечении. О принципах нейропсихологи-ческого анализа с позиций операциональных и регуляторных аспектов поведения человека. Постулируется, что любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией и своим тезаурусом факторов.

Эта система независимо от того, рассматриваем ли мы (в норме или патологии): 1) движение, речь, память, письмо, мышление либо эмоции отдельно или в их взаимодействии; 2) конкретный поведенческий эксцесс или целостный поведенческий стиль (стратегию) человека, имеет следующую архитектонику.

1-й ФБМ — блок регуляции тонуса и бодрствования. Сегодня мы можем добавить к этому определению еще одно ключевое понятие — коадаптация. В него входят субкортикальные, срединные, кортикальные медиобазальные морфофункциональные системы мозга.

Уже обсуждалось, но стоит еще раз повторить, что именно здесь происходит закладка фундамента для формирования несущей вертикальной оси нейросоматической организации человека — интегратив-ных подкорково-корковых (таламо-кортикальные, каудато-кортикаль-ные, стволово-кортикальные и т.п.) и спинально-подкорково-корковых петель и сетей (Адрианов, 1966, 1973, 1987, 1999; Батуев, 1978, 1981; Бехтерева, 1988; Симонов, 1987, 2004; Корсакова, Московичюте, 1985, и др.). Морфофункционально они реализуются центральной и периферической системами (или в другом ракурсе — соматической и вегетативной) через совокупность нервных, нейроэндокринных, нейро-гуморальных, физико-химических механизмов. Здесь же — административный центр интеграции нервно-соединительнотканной энергоинформационной актуализации человека.

Этот нейросоматический «каркас» формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т.д.) и модулирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных (непроизвольного и произвольного) уровней поведения человека, их сонастроенный, сбалансированный ан-


Глава 2 Базовые понятия нейропсихологии 99

самбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Исторически эта вертикальная организация сложилась вследствие эволюционной необходимости все больше подчинять запросы и требования (мотивационно-потребностные, витальные, энергетические, когнитивные и т.д.) собственного организма императиву усложняющихся внешних, в том числе социо-культурных, условий существования.

В прерогативу именно подкорково-корковых интегративных систем входит обеспечение процессов не только обучения, но и экстра-поляционного поведения. В формулировке Л.В. Крушинского, открывшего и описавшего этот психологический механизм: «Экстрапо-ляционная рассудочная деятельность — способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды и возможность оперировать ими при построении программ поведения в новых ситуациях. Жизнь не только в мире воспринимаемых объектов и явлений природы, но и тех законов, которые связывают эти элементы и явления. Прогрессивная эволюция шла в направлении увеличения способности к улавливанию большего числа эмпирических законов Природы. «Экстраполя-ционный рефлекс» — мерка, с помощью которой предоставилась возможность буквально измерить, количественно определить уровень рассудочной деятельности. Он отличается от любых форм обучения и имеет отличную от последней мозговую организацию. Инстинкты проявляются в строго специфических условиях; экстраполяционное поведение — при первой встрече с самыми различными ситуациями. Оно отражает генетически детерминированную, врожденную способность использовать приобретенный в течение жизни опыт (способность использовать улавливаемые простейшие эмпирические законы внешнего мира) в новой, незнакомой для себя ситуации. Экстраполяционное поведение у индивидов с недостаточно развитым неокортексом реализуется базалъными ганглиями».

Последнее замечание крайне важно для дальнейшего обсуждения роли подкорковых образований в онтогенезе, поскольку уже было отмечено крайне продолжительное морфо-функциональное формирование кортикальных (особенно — лобных) отделов мозга по сравнению с субкортикальными.

Инициация и выполнение всех этих «общественных» задач межблоковой интеграции не составляют особой сложности (в норме) Для 1-го ФБМ, так как действуют в унисон с его непосредственными функциями. Ведь это уровень непроизвольной саморегуляции, включающий наиболее жесткие, генетически заложенные, архаичные (инстинктивные) формы психической актуализации, опосреду-


100 Введение в нейропсихологию детского возраста

емый витальными, безусловными, филогенетически обусловленными потребностями и базальными аффектами человека, его гомеостати-ческим и энергетическим потенциалом. С ним ассоциируются базовые механизмы развития вообще — импринтинг, ритмология, ансамбль пейсмекерных и триггерных пусковых механизмов поведения. Метафорический «девиз» этого уровня — «я хочу».

2-й ФБМ — блок приема, переработки и хранения информации. Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, теменными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальными (наружными) отделами коры больших полушарий. Отчасти к этому блоку мозга примыкают и премоторные отделы, поскольку никакие переработка и хранение информации невозможны без элементов ее отреагирования.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Собственно, активно актуализирует, реализует поведение во всех его проявлениях прежде всего 2-й ФБМ; 1-й и 3-й обеспечивают главным образом его инициацию, пластичность протекания и регуляцию во всех ее проявлениях. Это пласт психики, позволяющий актуализироваться в любой ситуации без привлечения дополнительных осознаваемых средств. Девиз этого уровня — «я могу».

3-й ФБМ — блок программирования, регуляции и контроля. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. Роль второго плана, более элементарную, однако необычайно важную, незаменимую с точки зрения генезиса указанных функций — премоторные, а ведущую — префронтальные отделы (в первую очередь, по понятным причинам, левого полушария).

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственнопрогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Наконец, сопоставление желаемого результата с полученным с вытекающими отсюда последствиями: удовлетворение продуктом и дебют следующей программы; неудовлетворенность и воспроизведение программы со


Главе 2. Базовые понятия нейропсихологии 101

всеми надлежащими мерами «коррекции и реабилитации». Девиз этого уровня — «я должен».

Очевидно, что способность и возможность операционального /2-й ФБМ) функционирования, а особенно произвольная саморегуляция (3-й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и инвариантно зависят от окружающей среды (естественно, в первую очередь социума). Это принципиальное для онтогенеза человека обстоятельство связано с тем, что его потенциальные (надо сказать — невероятные и безграничные) возможности и резервы адаптации, данные ему от рождения и «хранящиеся» в мозгу, могут быть адекватно и полноценно актуализированы, реализованы только после того, как они в модифицированном, культурально-интериоризированном варианте станут составляющей его 2-го и 3-го функциональных блоков. Собственный язык 1-го ФБМ вряд ли будет понят и принят «в хорошем обществе»: ведь это язык сновидений и архетипов, древних инстинктов и реликтовых поведенческих паттернов, висцерально-вегетативных реакций и т.д.

Обозначим еще раз кратко роль подкорково-корковой организации психических процессов в онтогенезе; это необходимо в силу отмеченного выше факта формирования мозговой организации психических процессов «снизу вверх». Именно в данном, вертикальном контексте, очевидно, следует говорить о базовом источнике и условии любого типа развития: формировании истинных, иерархизирован-ных, оптимально сбалансированных (непроизвольном и произвольном) уровней регуляции психической деятельности человека.

Итак, с одной стороны, это субкортикальный уровень — непроизвольной саморегуляции (состоящий из жестких, рефлекторных, генетически зафиксированных программ, с набором которых ребенок входит в мир), опосредуемой структурами 1-го функционального блока мозга. С другой — произвольной саморегуляции (содержание и функционирование которой полностью зависит от процессов обучения, так как ни одна из ее составляющих не дана ребенку изначально, вне контакта с другими людьми) актуализируемой соответственно пре-фронтальными структурами (3-й функциональный блок).

Системы 1-го ФБМ обеспечивают человеку базальный, фоновый пласт, тонус, энергетику, пластичность протекания любого психического процесса, актуализацию широкого круга коадаптационных (то есть связанных с интимными внутренними механизмами и ресурсами) феноменов. Но, что не менее важно, субкортикально-кортикальные связи — это высшие интегративные функциональные системы мозга, гарантирующие адекватность поведения человека в условиях постоянно меняющегося стимулирования его извне и изнутри.


1 02 Введение в нейропсихологию детского возраста

В них четко просматривается более низкий уровень непроизвольной саморегуляции: «я хочу!»— со стороны базальных эмоций, физиологических потребностей, этологических пусковых механизмов и т.п. И высший: «я должен?» — произвольной саморегуляции, обеспечиваемый когнитивными, в первую очередь речевыми процессами. Взаимодействие их в онтогенезе способствует полноценному становлению среднего звена: «я могу:» — исполнительного, операционального уровня упроченных автоматизмов и навыков, приобретаемых по мере взросления и позволяющих актуализироваться в окружающем мире без привлечения дополнительных осознаваемых средств.

Онтогенез этого функционального (операционального) пласта психики (2-й ФБМ) обеспечивается в значительной мере нижележащими уровнями, но импульсом, пусковым механизмом для его разворачивания является активность высшего, произвольного, хотя бы потому, что для его инициации ребенок не должен быть депривиро-ван. Операциональный пласт психической деятельности формируется в онтогенезе и закрепляется благодаря ансамблю подкорковых и корковых зон, совокупность, модификация и функциональная включенность которых в ходе развития ребенка постоянно меняется. Возникает он благодаря свертыванию сложных произвольных действий, может иметь обратимый характер и является одним из важнейших адаптивных механизмов психики.

§ 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Теория межполушарного взаимодействия система нейропсихо-логических взглядов о закономерностях, механизмах, способах, этапах и формах протекания и отреагирования многогранных эндо- и экзогенных энергоинформационных коммуникаций человека.

«В двух полушариях нашего мозга информация перерабатывается по-разному. Это одно из самых интересных открытий современной науки. Присяжные заседатели еще не вышли из совещательной комнаты — обсуждение продолжается. Между тем распространилось мнение, будто правое полушарие "эмоциональное", а левое "рассудочное"... Против такого представления необходимо читателей предостеречь», и не только против такого, продолжим мы эту изящную цитату из Ф. Тернера и Е. Поппеля. Открытия, сделанные в области изучения функциональной асимметрии мозга, действительно ошеломляют и приводят иногда к невообразимым выводам и мифам.


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 103

Это неудивительно, потому что понять себя — главное, что интересует человека, а загадки «двуликой» работы мозга доводят этот вопрос до степени интриги. Начало этой драмы датируется 1861 г., когда М. Дакс (хотя принято отдавать пальму первенства великому П. Бро-ка) сделал доклад о высокой корреляции нарушений речи и поражений левой гемисферы мозга. В пятидесятых годах прошлого века Дж. Боген, М. Газзанига, Р. Сперри открыли «расщепленный мозг» — событие, единодушно расцениваемое как одно из самых уникальных в истории человечества. Сегодня накал страстей ничуть не снизился.

Один из первооткрывателей «расщепленного мозга» — Дж. Боген, назвал свою идеологию «неовиганизмом», подчеркнув, таким образом, преемственность идеи о том, что полушария человеческого мозга отражают двойственность человеческой психики. Строго говоря, именно трактат психиатра А. Вигана (1844) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека. Парная работа полушарий мозга не рассматривалась им как проблема функциональной асимметрии — каждое из полушарий считалось полноценным и самодостаточным, обладающим собственным сознанием. Соответственно для успешной жизнедеятельности человека нужна синхронность, а рассогласованность парной работы приводит к помешательству. Для того времени эти воззрения были более чем неожиданными, и понадобилось полтора столетия, чтобы они на совершенно новом уровне осмысления заняли главенствующую позицию в науках о человеке.

Функциональная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия в процессе осуществления любой психической деятельности являются одной из важнейших характеристик человека как вида, эволюционным новообразованием, не уступающим по своей важности пря-мохождению, мануальной деятельности, речи и сознанию. Собственно, последние и стали неотъемлемыми человеческими качествами, отобранными эволюцией, именно благодаря стагнированной таким, асимметричным, образом нейробиологической базе. Она, с одной стороны, обеспечивает человеческой психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, а с другой — предполагает наличие степеней свободы для создания новых интеграции.

Поскольку в отличие от теории III ФБМ концепция парной работы полушарий мозга и функциональной асимметрии освещена подробно и разносторонне в многочисленной литературе (в том числе — в предлагаемой в этом издании), мы не будем останавливаться на ней подробно. Тем более что в главе, посвященной нейропсихологии дет-


104 Введение в нейропсихологию детского возраста

ского возраста, особый акцент будет сделан именно на формировании в онтогенезе межполушарных взаимодействий. Однако обозначим все же ряд понятий, которые являются центральными в данной парадигме. Это необходимо в связи с тем, что нет сегодня, пожалуй, направления в науках о поведении человека, которое не обращалось бы при обсуждении своих вопросов к анализу межполушарного обеспечения психических функций. При этом базовые понятия подчас используются и трактуются излишне расширительно или, наоборот, прагматически, а иногда и вольно.

Итак, понятие «межполушарное взаимодействие» включает в себя представления:

—о доминантности полушарий мозга; употребление этого терми
на еще с 50-х гг. прошлого века было признано грамотным
только в контексте непременного упоминания: «...по отноше
нию к какому фактору, в каких условиях, в каком возрасте, в
каком социокультурном обрамлении»;

—о функциональной асимметрии мозга, имеющей нейробиологи-
ческие, психофизиологические и психические (фило- и онто
генетические) аспекты; о специализации левого и правого по
лушарий мозга в процессе обеспечения любой психической
функции и, более глобально, целостных стратегий поведения;

—о парной работе левого и правого полушарий мозга, способах
и этапах специфического участия каждого из них в актуализа
ции различных параметров, аспектов психической деятельно
сти в целом и конкретной психической функции или процесса
в частности;

—о системе и функциях комиссуральных связей, обеспечивающих
парную работу мозга актуально и на разных этапах онтогенеза.

Чтобы более наглядно представить обобщенные результаты проведенных исследований и теоретических обобщений, проиллюстрируем их с помощью нескольких таблиц, в которых нашли отражения обобщенные интегративные взгляды. При этом необходимо помнить, что каждая из этих таблиц постоянно пополняется все новыми фактами и не исключено, что именно сейчас в какой-то части света получены новые результаты, которые еще на один шаг приближают нас к пониманию природы «двойственности мозга».

Обратите внимание, насколько, по мере накопления новых данных, снижается категоричность дефиниций и характеристик функциональных талантов каждого из полушарий. Насколько они становятся многозначнее и все больше стремятся к отражению специфического


Таблица 1

Развитие идей о содержании основных межполушарных функциональных дихотомий

 

 

 

Визуальное и кинестетическое

Автор Левое полушарие Правое полушарие
Джексон (1864—1876) Выражение Восприятие
Слухо-артикуляторное Ретино-окулярное
Доказывающее, планирующее Зрительно-образное
Творческое использование речи Автоматическое использование слов
Андерсон (1951) Лингвистическое Вейсенберг, Мак-Брайд(1935) Сторож, хранитель Исполнитель
Хамфри, Зангвилл (1951) Символы, высказывания Зрительные образы, воображение
МакФи, Перси (1952) Воспитание и обучение по типу родства, связей Воспитание и обучение по типу корреляций между частями
Милнер(1958) Вербальное Невербальное, перцептуальное
Семмес, Тойбер (1960) Дискретное Диффузное
Зангвилл (1961) Символическое Зрительно-пространственное
Экаен, Ажуриа-жерра(1963) Лингвистическое Превербальное
Боген, Газзанига (1966) Вербальное Зрительно-пространственное
Леви-Агрести, Сперри(1968) Логическое, аналитическое Перцептуальное, синтетическое
Боген (1969) Планирующее, аналитический процессор отношений между дискретными понятиями Аналоговое описание мира, целостный синтетический процессор
Леви (1976) Располагает пространственную информацию во времени Располагает временную информацию в пространстве
Корсакова, Мос-ковичюте, Си-мерницкая (1978) Воспроизведение Произвольное, отсроченное воспроизведение Узнавание Непроизвольное, непосредственное воспроизведение  
Доброхотова, Брагина(1977) Преимущественная подкор-ково-корковая связь с ба-зальными ядрами Преимущественная подкорко-во-корковая связь с гипоталамо диэнцифальными системами
Голдберг, Коста (1981) Унимодальная кодовая система Интермодальная кодовая система
Ротенберг(1995) Однозначный контекст Многозначный контекст
     

Таблица 2 Сводные данные об основных межполушарных дихотомиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы Левое полушарие Правое полушарие
а) по Бианки (1985) Индуктивная обработка Дедуктивная обработка
Восприятие абстрактных признаков Восприятие конкретных признаков
Последовательная (сукцессив-ная) обработка Одновременная (симультанная) обработка
Примат анализа Примат синтеза
Восприятие времени Восприятие пространства
б) по Грюссеру (1987) Устная речь, чтение, письмо, счет Метафорический смысл речи
Вербальное мышление Чувство юмора, эмоциональная окраска и просодия устной речи
Называние и классификация Пространственные представления и координаты, образование «гештальтов»
Метр прозы и поэзии, ритм музыки Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке
Интерпретация мимики и жестов Распознавание мимики, жестов и лиц
Правая часть пространства Левая и правая части пространства
в) по Леушииой (1982) Лучше узнаются стимулы:
вербальные, знакомые, легко различимые невербальные, незнакомые, трудно различимые
Лучше выполняются задания на:
- оценку временных отношений; - установление сходства и идентичности стимулов по названиям; - вербальные (фонологические) коды - оценку пространственных отношений; - установление различий и физической идентичности стимулов; - образные (зрительно-пространственные) коды
Особенности процессов восприятия
Аналитическое Синтетическое («гештальтное»)
Последовательное (сукцессивное) Одновременное (симультанное)
Абстрактное, обобщенное, инвариантное Конкретное, вариативное

полушарного вклада в определенный единый процесс. Это еще одно доказательство инвариантного действия универсальных законов. Рассматриваем ли мы онтогенез человека или науки — нахождение раз-


Глава 2. Базовые понятия нейропсихологии 107

линий всегда проще, чем выведение обобщающего, интегративного определения.

Для сравнения рассмотрим еще несколько сводных таблиц, интегрирующих опыт, накопленный за рубежом и в нашей стране (Бало-нов, Деглин, 1976—1987; Брагина, Доброхотова, 1977—1997; Симер-ницкая, 1978, 1985; Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии... 1986; Хомская, 1987, 2003; Корсакова, Московичюте, 1988, 2003; Костандов, 1983, и др.). Они с разных позиций описывают специализацию мозговых полушарий в глобальном обеспечении психических функций: (таблица 2 — а и б) или их отдельных аспектов (таблица 2 — в).

Таким образом, обобщая приведенные примеры, можно сказать, что вопрос по поводу основных дихотомий полушарной специализации в основном сводится к понятиям: вербальное—невербальное, время—пространство, анализ—синтез, сукцессивное—симультанное, абстрактное—конкретное. И действительно, этот подход продуктивен как определенная исходная экспериментально-исследовательская предпосылка, позиция. Но что же происходит, лишь только мы сталкиваемся с необходимостью выяснить, как устанавливаются сходство и различия между трудно различимыми, но знакомыми вербальными стимулами. ?Или, напротив, как вербалъно описываются последовательные, легко различимые, но незнакомые невербальные образы? Для того чтобы отчетливее понять «межполушарный» смысл этих вопросов, можно найти в таблице соответствующие слова и соединить их мысленно линиями.

Очевидно, что каждый из этих вопросов требует того, чтобы были рассмотрены многоэтапные и многогранные взаимодействия между правым и левым мозговыми полушариями в процессе выполнения каждой из задач. А ведь каждая секунда реальной жизни человека ставит перед ним вопросы несравнимо более сложные, чем те, которые мы только что поставили и изобразили графически. Как же можно исследовать эти процессы? И возможно ли вообще получить все интересующие нас ответы? Ясно, что к получению исчерпывающей, окончательной информации мы можем лишь приближаться. Но основополагающим на этом пути является безусловное, аксиоматичное применение одного из основных законов нейропсихологии: все психические функции актуализируются благодаря функциональному взаимодействию правого и левого полушарий мозга, в ходе которого каждое привносит свой специфический вклад, «индивидуальный талант» в протекание любого этапа, уровня, формы, модальной и семантической организации и т.д.


108 Введение в нейропсихологию детского возраста

Завершив краткий обзор основных положений нейропсихологии, можно обратиться к обсуждению закономерностей и феноменологии нейропсихологии детского возраста. Столь подробное обсуждение представлений об общих проблемах мозговой организации психических процессов оправдано в контексте данной работы. Ведь должны иметься ориентиры, к которым стремится психический онтогенез, и одновременно точки отсчета, единицы анализа, каковыми в нейропсихологии являются знания, с одной стороны, о фукциональной роли различных мозговых структур, с другой — об онто- и актуалге-незе фактора как единицы психической деятельности, соотносимой с их работой.

Психический онтогенез, таким образом, можно рассматривать как созревание (натуральное и социокультурное), формирование и стабилизацию:

—отдельных психологических факторов;

— интра- и интерфакторных ансамблей, создающих частный
функциогенез;

— меж- и надфункциональных связей;

полушарных локусов контроля (специализации полушарий в от
ношении различных форм, уровней и способов взаимодей
ствия с внешней и внутренней информацией); ведущего по
руке и речи полушария и пространственно-временного фунда
мента
протекания психической деятельности в рамках парной
работы мозга',

— уровней саморегуляции, их иерархии и приоритетов в органи
зации (обеспечении) сбалансированного оптимума тонизиро
вания различных форм и уровней самоактуализации человека.

Вся эта схема буквально пронизана гетерохронией и асинхрони-ей как в целом, так и в каждом отдельном пункте. Перечисленные параметры имеют различные циклы развития (по длине, скорости, начальным точкам и пр.) и детерминированы как внутренними законами, так и спецификой социальных влияний, особенно системы воспитания и обучения. Некоторые могут начать развиваться, но, не получив надлежащего подкрепления извне, так и остаются в зачаточном состоянии. В совокупности своевременное поступательное формирование и закрепление перечисленных нейропсихологических аспектов и есть нормальный онтогенез. Обратимся теперь к детальному анализу нейропсихологических взглядов на проблемы развития. В том числе — к рассмотрению описанных в нейропсихологии детского возраста предиспозиций и условий, при которых происходят модификации и искажения, приводящие к отклоняющемуся развитию.


ГЛАВА 3НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.071 с.)