Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребёнок - воспитатель - РодительСтр 1 из 4Следующая ⇒
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ» РЕБЁНОК - ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ Педагогическое общение Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках. Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.[1] Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев). Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений
принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений. В исследовании С.В. Кондратьевой анализируется взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.[2] (Уровень понимания педагогом учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности.) Результаты исследования представлены в табл. 1.
Введение МОЗГОВОЙ ШТУРМ Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности: · мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям; · постоянный поиск оптимальных путей деятельности; · четко выраженный рефлекс цели; · постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации; · идеальное – в перспективе; · причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы; · высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем; · умение общаться. Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас. Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу. 1. Соревнование ( конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок. 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью Удовлетворяющей интересы обеих сторон. Кеннет Томас считает, что: - при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха; - при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; - и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше. В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения." Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы. Теперь, давайте рассуждать, что же такое
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ I. Создание эмоционально-психологического настроя. «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу. II. Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера: «Только тот, кто владеет собой может повелевать миром». Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог. И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли». Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта. Кстати, «такт» в переводе с греческого – «легкое прикосновение». «Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск. Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д. Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только…» У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников: Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное. Занятие Ход игры I. Организационно-подготовительный этап. 1. Вводная информация ведущего о деловой игре (ознакомление участников с условиями игры, методикой проведения). 2. Формирование групп, распределение обязанностей. 3. Инструктаж. II. Анализ результата анкетирования воспитателей. III. Практическая часть. Карточки для 2-й команды. 1. Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала… (Ваши варианты ответов). 2. Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз: 1. «Они не принимают меня играть!» 2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!» (Ваша реакция). Педагогический тренинг. Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику. Задание 1. Выразительная речь 1-й команде: Скажите «Молодец» 1) тихо, 2) громко, ласково, 3) удивленно, 4) радостно.
Подведение итогов игры. Ведущий: Подводя итог нашей игры, мне хотелось бы еще раз вам напомнить о том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя. Занятие Задачи 1. Сформулировать общую цель разговора (т. е. «чего я хочу достигнуть») и мотивы своего поведения (“зачем мне это нужно”). 2. Постараться определить, к чему будет стремиться Ваш собеседник и почему. 3. Найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника. 4. Составить общий план разговора. Содержательная – постоянный сбор, накопление и обобщение информации о партнере. Психологическая - создание необходимого настроя или коррекция своего состояния Непосредственно перед контактом с партнером или во время этого контакта. Техника подготовки к беседе 1. Сбор информации о партнере. 2. Определение собственных целей в беседе по минимуму и максимуму. КОНТАКТ 1-2 % Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы. Задачи 1. Настроиться на собеседника. 2. Настроить собеседника на себя. Техники установления контакта. - контакт глаз - улыбка - приветствие - обращение по имени - открытая поза - короткая дистанция - открытые жесты - подчеркивание значимости… Рефлексия. Участники, выполняющие роль родителей, делятся на круг своими эмоциональными ощущениями от беседы и теми чувствами, которые они испытывают после разговора с воспитателем. Задаем им вопрос: “Как скоро выполните вы просьбу воспитателя?», Хочется ли вам еще с ним общаться?” Участники, выполняющие роль воспитателей, выносят на круг то, что значимо для них на этом занятие. Задаем им вопрос: “Получили вы от общения удовольствие? Будет ли результат от разговора?” Последовательность высказываний лучше определить таким образом: Воспитатель - “Родитель”. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Исключите факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе: - игнорирование - в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания. - принижение личности - в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку. - противоречивость поведения - между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает. - перебивание собеседника. - подчеркивание разницы между собой и собеседником. - резкое убыстрение темпа беседы. - избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником - выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите. Цели и мотивы задаваемых вопросов Вам не объясняются. Направление ответов в большинстве случаев точно предписано. - оценка - высказанные Вами мысли и соображения собеседник с ходу, даже не дослушав Вас до конца, оценивает негативно. И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно Нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ» РЕБЁНОК - ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ Педагогическое общение Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках. Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.[1] Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев). Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений. В исследовании С.В. Кондратьевой анализируется взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.[2] (Уровень понимания педагогом учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности.) Результаты исследования представлены в табл. 1.
Введение МОЗГОВОЙ ШТУРМ Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности: · мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям; · постоянный поиск оптимальных путей деятельности; · четко выраженный рефлекс цели; · постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации; · идеальное – в перспективе; · причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы; · высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем; · умение общаться. Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас. Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу. 1. Соревнование ( конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок. 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью Удовлетворяющей интересы обеих сторон. Кеннет Томас считает, что: - при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха; - при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; - и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше. В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения." Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы. Теперь, давайте рассуждать, что же такое
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.091 с.) |