Ребёнок - воспитатель - Родитель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребёнок - воспитатель - Родитель



СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

ОБЩЕНИЯ»

РЕБЁНОК - ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ

Педагогическое общение

Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человече­ством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.

Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудни­чества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического обще­ния. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоя­тельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диа­лектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагоги­ческая деятельность — одна из них.[1]

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное обще­ние преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и вос­питания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологи­ческого климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учеб­ной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического кли­мата, формирование определенных межличностных отноше­ний в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом це­ленаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в фор­мировании высокого уровня межличностных отношений

принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что учени­ки подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уров­нем развития коммуникативных умений.

В исследовании С.В. Кондратьевой анализируется взаимосвязь между уров­нем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педаго­гических воздействий.[2] (Уровень понимания педагогом учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности.) Результаты исследования представле­ны в табл. 1.

 

Введение

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

· мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;

· постоянный поиск оптимальных путей деятельности;

· четко выраженный рефлекс цели;

· постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;

· идеальное – в перспективе;

· причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;

· высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;

· умение общаться.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование ( конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью

Удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели

Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

Теперь, давайте рассуждать, что же такое

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

I. Создание эмоционально-психологического настроя.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.

II. Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например,

Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения;

Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Кстати, «такт» в переводе с греческого – «легкое прикосновение».

«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления. Русский философ В.В. Розанов рассуждал: «Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только…»

У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.

Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

Занятие

Ход игры

I. Организационно-подготовительный этап.

1. Вводная информация ведущего о деловой игре (ознакомление участников с условиями игры, методикой проведения).

2. Формирование групп, распределение обязанностей.

3. Инструктаж.

II. Анализ результата анкетирования воспитателей.

III. Практическая часть.

Карточки для 2-й команды.

1. Забирая вечером ребенка из д/ сада, родительница обнаружила, что гамаши и варежки мокрые. Обратившись с вопросом к воспитателю, она услышала…

(Ваши варианты ответов).

2. Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:

1. «Они не принимают меня играть!»

2. «А мою сестренку вчера увезли в больницу!»

(Ваша реакция).

Педагогический тренинг.

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Задание 1. Выразительная речь

1-й команде:

Скажите «Молодец»

1) тихо,

2) громко, ласково,

3) удивленно,

4) радостно.

 

Подведение итогов игры.

Ведущий: Подводя итог нашей игры, мне хотелось бы еще раз вам напомнить о том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм.

Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

Занятие

Задачи

1. Сформулировать общую цель разговора (т. е. «чего я хочу достигнуть») и мотивы своего поведения (“зачем мне это нужно”).

2. Постараться определить, к чему будет стремиться Ваш собеседник и почему.

3. Найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника.

4. Составить общий план разговора.

Содержательная – постоянный сбор, накопление и обобщение информации о партнере.

Психологическая - создание необходимого настроя или коррекция своего состояния Непосредственно перед контактом с партнером или во время этого контакта.

Техника подготовки к беседе

1. Сбор информации о партнере.

2. Определение собственных целей в беседе по минимуму и максимуму.

КОНТАКТ 1-2 %

Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.

Задачи

1. Настроиться на собеседника.

2. Настроить собеседника на себя.

Техники установления контакта.

- контакт глаз

- улыбка

- приветствие

- обращение по имени

- открытая поза

- короткая дистанция

- открытые жесты

- подчеркивание значимости…

Рефлексия.

Участники, выполняющие роль родителей, делятся на круг своими эмоциональными ощущениями от беседы и теми чувствами, которые они испытывают после разговора с воспитателем.

Задаем им вопрос: “Как скоро выполните вы просьбу воспитателя?», Хочется ли вам еще с ним общаться?”

Участники, выполняющие роль воспитателей, выносят на круг то, что значимо для них на этом занятие.

Задаем им вопрос: “Получили вы от общения удовольствие? Будет ли результат от разговора?”

Последовательность высказываний лучше определить таким образом:

Воспитатель - “Родитель”.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Исключите факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе:

- игнорирование - в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания.

- принижение личности - в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку.

- противоречивость поведения - между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает.

- перебивание собеседника.

- подчеркивание разницы между собой и собеседником.

- резкое убыстрение темпа беседы.

- избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником

- выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите.

Цели и мотивы задаваемых вопросов Вам не объясняются.

Направление ответов в большинстве случаев точно предписано.

- оценка - высказанные Вами мысли и соображения собеседник с ходу, даже не

дослушав Вас до конца, оценивает негативно.

И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно

Нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.

 


 

 

 

 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

ОБЩЕНИЯ»

РЕБЁНОК - ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ

Педагогическое общение

Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человече­ством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.

Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудни­чества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического обще­ния. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоя­тельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диа­лектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагоги­ческая деятельность — одна из них.[1]

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное обще­ние преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и вос­питания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологи­ческого климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учеб­ной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев).

Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического кли­мата, формирование определенных межличностных отноше­ний в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом це­ленаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в фор­мировании высокого уровня межличностных отношений

принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что учени­ки подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уров­нем развития коммуникативных умений.

В исследовании С.В. Кондратьевой анализируется взаимосвязь между уров­нем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педаго­гических воздействий.[2] (Уровень понимания педагогом учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности.) Результаты исследования представле­ны в табл. 1.

 

Введение

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

· мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;

· постоянный поиск оптимальных путей деятельности;

· четко выраженный рефлекс цели;

· постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;

· идеальное – в перспективе;

· причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;

· высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;

· умение общаться.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование ( конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью

Удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели

Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

Теперь, давайте рассуждать, что же такое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.091 с.)