Контроль в условиях рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль в условиях рыночной экономики



Л.П. Петрова

 

 

АУДИТ

Конспект лекций

 

 


Содержание

1 Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики 5

1.1 Контроль в условиях рыночной экономики. 5

1.2 Предпосылки возникновения и развития аудита. 7

1.3 Развитие аудита в России. 9

1.4 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

1.5 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

2 Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. 11

2.1 Система регулирования аудиторской деятельности. 11

2.2 Понятие аудита. Правовые нормы аудита. 12

2.3 Цели, задачи и общие принципы аудита. 15

2.4 Этика аудитора. 18

2.5 Аудиторская тайна. 22

2.6 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

2.7 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

3 Виды аудита и условия осуществления аудиторской деятельности. 25

3.1 Виды аудита. 25

Рисунок 3.2 - Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита 28

3.2 Обязательная аудиторская проверка. 28

3.3 Сопутствующие аудиту услуги. 29

3.4 Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. 32

3.5 Внутренний аудит. 33

3.6 Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности. 35

3.7 Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. 37

3.8 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

3.9 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

4 Стандарты в аудиторской деятельности. 41

4.1 Основные принципы стандартов аудиторской деятельности. 41

4.2 Международные стандарты аудита. 41

4.3 Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации. 44

4.4 Внутрифирменные аудиторские стандарты.. 46

4.5 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

4.6 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

5 Планирование и программа аудита. 47

5.1 Этапы аудиторской проверки. 47

5.2 Планирование аудита. 48

5.3 Общий план аудита. 49

5.4 Программа аудита. 50

5.5 Договор на проведение аудита. 51

5.6 Применимость допущения непрерывности деятельности. 52

5.7 Использование работы эксперта. 55

5.8 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

5.9 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

6 Аудиторский риск и его взаимосвязь с существенностью и аудиторской выборкой 57

6.1 Аудиторский риск и его оценка. 57

6.2 Оценка материальности (существенности) в аудите. 60

6.3 Аудиторская выборка. 64

6.4 Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита 67

6.5 Понятие аффилированных лиц в аудите. 70

6.6 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

6.7 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

7 Аудиторские доказательства: особенности получения и отражения в рабочей документации. Ошибка! Закладка не определена.

7.1 Аудиторские доказательства. 71

7.2 Документирование аудита. 74

7.3 Проверка соблюдения требований нормативных актов. 78

7.4 Действия аудитора при выявлении ошибок и недобросовестности. 81

7.5 Аналитические процедуры в аудите. Виды и особенности применения 86

7.6 Особенности аудита оценочных значений. 88

7.7 Аудит в условиях компьютерной обработки данных. 90

7.8 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

7.9 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

8 Заключительная стадия аудиторской проверки. 92

8.1 Информирование руководства о результатах аудита. 92

8.2 Аудиторское заключение. 94

8.3 Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности 98

8.4 Контрольные вопросы.. Ошибка! Закладка не определена.

8.5 Тесты.. Ошибка! Закладка не определена.

9 Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей организационно-производственной структуры и правовых форм. 100

9.1 Выбор основных направлений аудиторской проверки. 100

9.2 Управление производством. 102

9.3 Взаимосвязь структурных подразделений. 103

9.4 Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. 103

10 Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. 106

11 Особенности организации аудиторской деятельности при сопровождающем (консультационном аудите) 107

11.1 Виды прочей аудиторской деятельности. 107

12 Словарь аудиторских терминов. 108

13 Литература. Ошибка! Закладка не определена.


1 Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

Развитие аудита в России

 

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказа­но, что «в России звание аудитора было введено Петром I», a также что «по характеру своему должность аудитора совмеща­ет в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построе­ния аудита. Однако в этот период времени не было внутрен­ней потребности возникновения и развития аудита, а введен­ный директивно он не получил развития и постепенно терял свое первоначальное назначение.

В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудито­ров, но это было бы возможным при наличии подготовлен­ных кадров и общественной потребности, а в России на этот период не было достаточного числа квалифицированных бух­галтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. Также все требовали разрешения на членство в институте и лицен­зии на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы, кроме этого, к аудиторам выдвигались тре­бования соблюдения нравственной этики. Попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 гг., но все они оказались нереализованными.

Вопрос о необходимости аудита в современной России воз­ник с начала рыночных преобразований. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую формируясь с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших ауди­торских фирм и объединений. Необходимость их появления была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых вза­имоотношений. Для расширения торговли требовался капи­тал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с при­влечением иностранного капитала. Его привлечение требова­ло гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Для Российской Федерации предпосылкой возникновения аудита служит так же необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независи­мого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объ­ективной реальностью.

Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были приняты Временные правила ауди­торской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России и он действовал на правах закона. Правила существовали почти восемь лет без поправок и изменений. До этого, в период с 1987 по 1993 гг., аудит в России проходил этап становления без наличия законодательной базы.

Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г. («Об аудиторской деятельности»).

Развитие и становление аудита в России прошло несколь­ко этапов.

Первый этап (1987—1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 г. — создание первой аудиторской орга­низации «Интераудит»), с другой — стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Закона об ауди­торской деятельности — август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила и пер­вые правила (стандарты) аудита в Российской Федерации, разработанные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России (было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика по проведению аудита, что и составило методологическую основу российского аудита), и ряд других документов.

В этот период началась активная работа по аттестации ау­диторов и лицензированию аудиторской деятельности, соз­даны аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудитор­ских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг, а также была сформирована рабочая структура аудиторов и аудиторских фирм.

Третий этап аудиторской деятельности в России начал­ся после принятия Закона об аудиторской деятельности. Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

В настоящее время наиболее актуальными в аудите явля­ются вопросы качества его проведения и связанные с этим проблемы соответствующей подготовки аудиторских кадров. Изменения закона «Об аудиторской деятельности» нацелены на принципиально новый для России механизм аттестации профессиональных аудиторов, их принятие ознаменует нача­ло нового, четвертого этапа аудита в нашей стране.

 

ТИПЫ АУДИТА

           
     
 

 

 


Операционный аудит - Аудит на соответствие -

это проверка методов определяет, соблюдение в хозяйс-

функционирования хозяйст- твенной системе правил

венной системы в целях предписанных персоналу выше

оценки производительности стоящим руководством.

и эффективности.

 

 

Аудит финансовой отчетности – выполняется для определения, согласуется ли сводная финансовая отчетность с определенными критериями.

 

Рисунок 2.1 – Типы аудита


 

Рисунок 2.1 – Требования к проверке финансовой отчетности

Аудит (аудиторская проверка)независимая провер­ка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведе­нии проверки — это ключевой принцип проведения аудита. Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели, так как закон не предусматривает различий между ними при выделении кри­териев обязательности аудита.

Аудит не подменяет государственного контроля достовер­ности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществля­емого в соответствии с законодательством РФ. Аудитором является физическое лицо, имеющее квалифика­ционный аттестат аудитора. При этом необходимо наличие безупречной деловой репутации, подтвержденной рекомен­дациями не менее трех аудиторов, и отсутствие судимости. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве ра­ботника аудиторской организации или в качестве лица, при­влекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве предприни­мателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора). Индивиду­альный аудитор вправе проводить аудит, кроме обязательного аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопут­ствующие аудиту услуги.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предприниматель­ской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания со­путствующих ему услуг.

Аудиторская организация может быть создана в любой ор­ганизационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, посто­янно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации вы­ступает иностранный гражданин, — не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не ме­нее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в ау­диторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.

Аудиторы и аудиторские организации должны быть члена­ми в одном из саморегулируемых объединений и быть вклю­ченными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осущест­влять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем назва­нии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит». Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индиви­дуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с зако­нодательством РФ.

Этика аудитора

 

В России Кодекс профессиональной этики аудиторов впер­вые был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Главные требования Кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалте­ров. Они служат основой для разработки этических требова­ний, подробных правил и стандартов поведения аудиторов в каждой стране, где осуществляется аудит, и именно они были положены в основу разработанных в России кодексов этики, как аудиторов, так и профессиональных бухгалтеров. В со­ответствии с этими требованиями аудитор должен обладать определенными профессиональными знаниями и умением, соблюдать установленные правила поведения.

Соблюдение указанных требований обязательно как для аудитора, так и для профессионального бухгалтера, работа­ющего по найму в организации. В то же время к специали­стам по внешнему аудиту предъявляется ряд дополнительных этических требований. К ним относятся соблюдение условий независимости, дополнительные требования к профессио­нальной компетентности, регламентации порядка оплаты аудиторских услуг, отношений с бухгалтерами проверяемых организаций и другими аудиторами, особенности рекламы и предложения услуг. Для усиления акцента на эти положения и придания им обязательности они включены в текст Закона об аудиторской деятельности. Кодекс содержит 15 статей.

Статья 1. «Общие положения» обобщает этические нор­мы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество.

Статья 2. «Общепринятые моральные нормы и принци­пы» подтверждает обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.

Статья 3. «Общественные интересы» предусматривает, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех поль­зователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг; он должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.

Статья 4. «Объективность и внимательность аудитора» подчеркивает, что объективность для выводов возможна толь­ко при достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуа­ции и реальные факты. Давление на аудитора в любой фор­ме недопустимо. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контроли­ровать работу, проверять подчиненных специалистов.

Статья 5. «Независимость аудитора» предполагает, что в заключении или другом документе, составленном в результа­те оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан созна­тельно заявить о своей независимости в отношении клиента, как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.

Статья 6. «Профессиональная компетентность аудитора» указывает на то, что аудитор обязан воздерживаться от ока­зания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификаци­онному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.

Статья 7. «Конфиденциальная информация клиентов» предусматривает обязанность аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а так­же в ущерб интересам клиента.

Статья 8. «Налоговые отношения» утверждает, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению, ау­дитор должен руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Ау­дитор не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложе­ния необходимо представлять в письменной форме.

Статья 9. «Плата за профессиональные услуги» пред­усматривает, что плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональ­ных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.

Статья 10. «Отношения между аудиторами» предполагает, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Статья 11. «Отношения сотрудников с аудиторской фир­мой» призывает сотрудников лояльно относиться к своей аудиторской фирме, они всей своей деятельностью должны способствовать ее авторитету и дальнейшему развитию, под­держивать деловые доброжелательные отношения как с со­трудниками фирмы, так и клиентом.

Статья 12. «Публичная информация и реклама» указывает, что реклама должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потенциальных клиентов.

Статья 13. «Несовместимые действия аудитора» отмечает, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной прак­тикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, на­рушающие закон и профессиональные этические нормы.

Статья 14. «Аудиторские услуги в других государствах» подчеркивает, что при проведении аудита аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стан­дарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.

Статья 15. «Соответствие настоящего Кодекса междуна­родным нормам» говорит о том, что нормы профессиональ­ного поведения, определяемые этическим Кодексом, осно­ваны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров.

Профессиональная этика в общении с руководством эко­номического субъекта определена Федеральным стандартом аудита «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого служат:

1) определение основных требований к общению аудитор­ской организации с руководством экономического субъекта;

2) определение особенностей общения аудиторской орга­низации с руководством экономического субъекта на различ­ных стадиях проведения аудита;

3) определение особенностей общения аудиторской орга­низации с руководством экономического субъекта по вопро­сам бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России решением Президентского совета 24 сентября 2003 г. утвердил Кодекс этики членов ИПБ России, который вступил в силу с января 2004 г. Данный Кодекс подготовлен на основе и с учетом всех требований Кодекса этики МФБ с максималь­ным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и ау­диторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение обще­ственных интересов. Достижение этой цели требует соблюде­ния четырех основных требований:

1) достоверность — общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;

2) профессионализм — клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специали­стах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;

3) высокое качество услуг — все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соот­ветствовать высшим стандартам качества;

4) уверенность — лица, пользующиеся услугами профес­сиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующи­ми их профессиональными этическими нормами.

Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содер­жит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и ауди­торской практике, так, в Приложении к данному Кодексу со­держится 24 статьи по рекомендациям применения принципа независимости к конкретным ситуациям.

На современном этапе развития ИПБ России и Аудитор­ская палата России являются несомненными лидерами в ста­новлении системы аудита и общественном регулировании норм данной деятельности.

 

Аудиторская тайна

 

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, Которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обя­заны обеспечивать сохранность сведений и документов, полу­чаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудитор­ской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуаль­ных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществля­ющий государственное регулирование аудиторской деятель­ности, саморегулируемые аудиторские объединения, лица, осуществляющие внешний контроль качества в аудите, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим ауди­торскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской дея­тельности и другими федеральными законами, обязаны сохра­нять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющих аудитор­скую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным ауди­тором, а также иными лицами, получившими доступ к сведе­ниям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причинен­ных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен до­говор оказания сопутствующих аудиту услуг, представляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Необходимо также заботиться о сохранности документов, получаемых и (или) составляемых им в процессе аудиторской деятельности. Аудитор не вправе передавать эту информацию, документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия проверяемых лиц вне за­висимости от того, принесет ли передача документов или раз­глашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Обязанность сохранять конфиденциальность аудитор должен соблюдать, и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а так­же лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказывающих дополнительную профессиональную помощь при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен со­блюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключени­ем передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку.

Для соблюдения конфиденциальности и безопасного со­держания рабочих документов и для их сохранности в соот­ветствии с практическими, юридическими и профессиональ­ными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Законодательство о защите коммерческой тайны, осно­ванное на Конституции РФ, включает положения ГК, Уго­ловного кодекса РФ, ТК и ряда других законов и подзакон­ных актов.

Перечень сведений и документов, содержащих коммер­ческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений исходя из специфики деятель­ности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.). Разра­боткой перечня сведений, составляющих коммерческую тай­му, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных введений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В этот перечень не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиден­циальной информации (коммерческой тайне). Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением про­фессиональной этики, если данные действия были произве­дены:

- в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

- с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

- в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбиратель­ства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

- в случае намеренного и незаконного вовлечения аудитор­ской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам.

2.6

Рисунок 3.2 - Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

Сопутствующие аудиту услуги

 

В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопут­ствующие аудиту услуги. При этом последние в аудиторских организациях начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполняемых услуг.

Для выполнения сопутствующих аудиту услуг от исполни­телей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, нало­гообложения, хозяйственного права и экономики.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимаются отличные от аудита услуги, связанные выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, а также следующие услуги:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского уче­та, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бух­галтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организацийи индивидуальных предпринимателей;

- экономическое, финансовое и управленческое консульти­рование, в том числе связанное с реорганизацией и привати­зацией организаций;

- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение инфор­мационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составле­ние бизнес-планов;

- проведение согласованных с аудируемым лицом процедур проверки финансовой информации, компиляции финансо­вой и (или) иной информации об организации;

- проведение научно-исследовательских и эксперименталь­ных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, а также распространение их результатов, в том числе на бу­мажных и электронных носителях;

- обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятель­ностью;

- оказание других услуг, связанных с аудиторской деятель­ностью.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять деятельность, влекущую возникновение конфликта интересов с аудируемым лицом.

Все вышеперечисленные сопутствующие аудиту услуги могут быть условно подразделены на три группы: услуги кон­троля, услуги действия и консультационные услуги. Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правиль­ность и обоснованность отражения фактов хозяйственной де­ятельности, начисление налоговых платежей и др. К услугам действия относится, например, разработка инвестиционных проектов, постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.

С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся необходимостью, что объяс­няется тем, что рыночная экономика предусматривает фор­мирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах. Если на первых этапах эконо­мического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были незначительны, то в настоящее время спектр консультационных услуг значительно расширился, представляя собой внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образова­тельные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услу­ги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т.п. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. В насто­ящее время на рынке консультационных услуг в России пре­обладают следующие тенденции:

- рост объемов консультационной деятельности и увеличе­ние количества работников консультационных фирм;

- появление новых видов, форм консультирования и рын­ков консультационных услуг;

- улучшение качества консультационных услуг; увеличение числа фирм-клиентов.

Все сопутствующие аудиту услуги по отношению к обяза­тельному аудиту подразделяются на «совместимые» и «несо­вместимые». При оказании совместимых услуг они могут быть выполнены одновременно или непосредственно перед прове­дением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обяза­тельного ежегодного аудита.

При оказании несовместимых аудиторских услуг необхо­димо учитывать, что обязательный аудит не может проводить­ся аудиторскими организациями и индивидуальными ауди­торами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услу­ги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а так­же по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушени­ем Принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответствен­ность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны ау­диторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская орга­низация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

При оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономи­вший субъект несет ответственность:

- за соблюдение действующего законодательства;

- полноту и юридическое оформление документов;

- точность, достоверность и своевременность предоставления документов, сведений, информации, а также любые ограничениявозможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация несет ответственность за каче­ство и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки ee предоставлении со стороны экономического субъекта.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг явля­ются документально оформленные результаты в виде расчетов, консультаций, письменных составленных первичных до­кументов, регистров учета, отчетности и справок и т.п. Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономиче­ского субъекта по результатам оказания сопутствующих ауди­ту услуг.

Внутренний ау



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.09 с.)