ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА



Т е м а 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

И СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государствен-ной идеологии. Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления).

2. Идея социально ориентированной рыночной экономики – компонент идеологии современного белорусского государства. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь.

3. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях.

4. Всебелорусское народное собрание как один из основных политико-идеологических и демократических институтов в Республике Беларусь.

Темы рефератов и докладов

1. Республика – форма организации государственной власти (форма правления) в Беларуси.

2. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве Республики Беларусь.

3. Идея верховенства права и ее реализация в законодательстве белорусского государства.

4. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

5. Идея социально-ориентированной рыночной экономики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.

6. Устойчивое инновационное развитие как путь постиндустриальной модернизации белорусского общества.

7. Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Проанализируйте содержание статьи первой Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) и сделайте выводы о формах правления и устройства современного белорусского государства.

2. Назовите основные приоритеты Республики Беларусь как соци-

ального государства и дайте им характеристику.

3. Можно ли говорить о существовании конституционного строя исходя только из наличия в государ­стве конституции?

4. В чем проявляется идеологический характер конституции?

5. Что, согласно Конституции Республики Беларусь, является высшей ценностью и целью общества и государства?

6. Каковы основы конституционного строя Республики Беларусь?

7. Каковы отличительные признаки правового государства? Назовите их и дайте краткую характеристику.

8. Какое государство можно назвать социальным?

9. В чем сущность гражданского общества?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий

 

1. Древнегреческий историк Фукидид писал: «Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди процветают, целое же разрушается». Обоснуйте, с каким типом государства связано это высказывание?

2. Как следует трактовать высказывание академика А. Д. Сахарова о том, что «научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни»?

3. Древнеримский философ Цицерон указывал: «Благополучие народа да будет высшим законом». В каком государстве это возможно? Обоснуйте свой ответ.

4. Проанализируйте утверждение белорусского мыслителя XVIII – начала XIX вв. Казимира Нарбута: «Счастье человеческого общества зависит от точного соблюдения законов». Какой тип государства подразумевается здесь?

5. Философ Г. Гегель подчеркивал, что «правительство не есть партия, которой противостоит другая партия, причем каждая из них стремится по возможности больше выиграть и урвать для себя, и, если государство оказывается в таком положении, это – несчастье, и здоровьем такое положение признано быть не может».

6. Какие стратегические цели должна формулировать государственная политика, чтобы обеспечивать «социальный баланс», т. е. устойчивость и стабильность общества?

7. Какие перспективы развития социальной политики определены в декабре 2010 г. IV Всебелорусским народным собранием на 2011–2015 гг.?

 

Глоссарий

 

Административно-территориальное устройство – разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти.

Верховенство права – правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

Государственное строительство – сфера государственной деятельности, к которой относятся вопросы устройства государства, отношений центра и мест, формирование системы государственных органов, организация их работы.

Гуманистический идеал – возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей.

Государственный герб Республики Беларусь – официальный государственный символ (эмблема) Республики Беларусь. Представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспублiка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь – символ суверенитета страны. Слова Государственного гимна отражают условия развития Республики Беларусь как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивают патриотизм и трудолюбие граждан, братские отношения между представителями всех национальностей, проживающих на территории страны.

Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур.

Инновационное развитие – процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.

Институты гражданского общества – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов государства от внутренних и внешних угроз.

Общественное развитие – процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов.

Общеевропейская интеграция – процесс срастания экономик европейских стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Правовое государство – государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Права и свободы граждан – возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Республиканизм – принцип, согласно которому власть исходит исключительно от общества; теоретическое и практическое отрицание принципов монархии или наследственной власти.

Светское государство – государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Стратегия общественного развития – один из основных вопросов идеологии любого государства, определяющий будущее развитие страны.

Социально-ориентированная рыночная экономика – экономика, которая исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям.

Социальное государство – демократическое государство, осуществ-

ляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достой-

ные условия жизни и свободного развития личности.

Социальная политика – направление внутренней политики, призванное обеспечить государственные гарантии при ликвидации последствий стихий и катастроф, воспроизводство и повышение уровня жизни, сохранение стабильности общественной системы.

Социальные приоритеты – социальные задачи, которые признаются обществом на данном этапе его развития неотложными, требующими первоочередного решения.

Содружество Независимых Государств – региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

Социальные гарантии – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав граждан.

Социальное партнерство – отношения в социально-трудовой сфере, представляющие взаимодействие трех относительно независимых сил: рабочего движения, от имени которого выступают профсоюзы и другие организации наемных работников; нанимателей и хозяйственной администрации; государства и его органов.

Устойчивое развитие – развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Унитаризм – принцип государственного устройства, когда власть сосредоточена в центральных органах управления, а региональные органы наделены лишь совещательными правами и частными полномочиями.

Унитарное государство – единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т. е. признаками государственного суверенитета.

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Что, по Конституции Республики Беларусь, является высшей ценностью, целью общества и государства?

а) человек, его права, свободы и гарантии их реализации;

б) наличие демократических законов;

в) степень политической активности граждан;

г) здоровье и благополучие граждан.

2. Кто является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь?

а) депутатский корпус;

б) Всебелорусское собрание;

в) народ Республики Беларусь;

г) Президент Республики Беларусь.

3. Какая политическая идеология устанавливается в качестве обязательной для граждан?

а) православная;

б) национальная;

в) социалистическая;

г) никакая идеология не может быть общеобязательной.

4. Какой политический институт гарантирует права и свободы граждан Беларуси?

а) общественные объединения;

б) государство;

в) средства массовой информации;

г) международные организации (ООН, ОБСЕ, ПАСЕ).

5. В каких условиях может быть приостановлено осуществление конституционных прав и свобод личности?

а) в условиях тяжелого положения;

б) в условиях военного положения;

в) в условиях катастрофического положения;

г) в условиях чрезвычайного положения.

6. Найдите высказывание, соответствующее тексту Конституции:

а) право на получение среднего и высшего образования обеспечивается в соответствии со способностями и материальными возможностями каждого;

б) государство гарантирует бесплатность среднего образования, а право на высшее реализуется на конкурентной (платной и бесплатной) основах;

в) среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого, каждый гражданин может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях;

г) государство гарантирует полную доступность и бесплатность среднего и высшего образования.

7. Выберите из следующего перечня политические права и свободы, гарантированные Конституцией гражданам Республики Беларусь:

а) право собственности и содействие ее приобретению;

б) право на свободу объединений;

в) право на благоприятную окружающую среду;

г) право на труд;

д) свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан;

е) право на социальное обеспечение в старости;

ж) право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

з) право свободно избирать и быть избранными в государственные органы.

8. Найдите основополагающие идеологические принципы политики Республики Беларусь в сфере образования:

а) воспитание патриотизма, забота о подрастающем поколении, увеличение количества учебных заведений;

б) обеспечение непрерывности образования, развитие сети негосударственных учебных заведений, привлечение студентов из других государств;

в) проведение реформы образования, повышение его качества, государственная поддержка талантливых детей;

г) равный доступ к образованию; социальная справедливость в его получении; высокое качество образования.

9. Социальное государство – это:

а) государство, которое заботится только об эффективной внутренней политике, не обращая серьезного внимания на внешнюю;

б) государство, гарантирующее достойные условия для жизни и свободного развития личности;

в) государство, где экономика является ведущей социальной сферой;

г) государство с высокоразвитой экономикой.

10. Социальная политика – это:

а) политика, проводимая социал-демократами;

б) политика, направленная на построение социализма;

в) политика государства, направленная на оказание помощи нуждающимся, на повышение уровня жизни и сохранение стабильности общественной системы;

г) направление внутренней политики, призванное обеспечить государственные гарантии при ликвидации последствий стихий и катастроф, воспроизводство и повышение уровня жизни, и сохранение стабильности общественной системы.

 

Л и т е р а т у р а: [1, 2, 3, 4, 7, 8, 11, 22, 25, 27, 33].

Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные блага (права).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Е основание классификации

Социальное государство – термин введен в середине XIX в. немецким ученым фон Штейном (1815–1890) – форма государства, одной из важнейших функций которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Основные направления деятельности  


 

ЛИТЕРАТУРА

 

О с н о в н а я

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48 с.

2. Л у к а ш е н к о, А. Г. Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь: Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании / А. Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. – 2010. – 7 дек. – С. 1–9.

3. Л у к а ш е н к о, А. Г. О судьбах нашей интеграции / А. Г. Лукашенко // Известия. – 2011. – 19 окт. – С. 1–5.

4. Л у к а ш е н к о, А. Г. Беларусь в XXI веке: Послание Президента Республики Бе-ларусь Национальному собранию Республики Беларусь / А. Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. – 1999. – 8 апр. – С. 1.

5. А ч к а с о в, В. А. Сравнительная политология: учебник / В. А. Ачкасов. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

6. Б а б о с о в, Е. М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2008. – 488 с.

7. Б а б о с о в, Е. М. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2012. – 212 с.

8. Белорусский путь; под ред. О. В. Пролесковского и Л. Е. Криштаповича; Информ.-аналит. центр при Адм. Президента Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – 495 с.

9. Ж е л т о в, В. В. Сравнительная политология: учеб. пособие для вузов / В. В. Желтов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 648 с.

10. Л у ч е н к о в а, Е. С. Основы идеологии белорусского государства: практикум: учеб. пособие / Е. С. Лученкова. – Минск: Вышэйш. шк., 2006. – 143 с.

11. М е л ь н и к, В. А. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйш. шк., 2011. – 343 с.

12. М е л ь н и к, В. А. Политология: учебник / В. А. Мельник. – 6-е изд. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – 543 с.

13. Я с к е в и ч, А. С. Основы идеологии белорусского государства: практикум: учеб. пособие / Я. С. Яскевич, Д. В. Белявцева. – Минск: Экоперспектива, 2011. – 144 с.

14. Политология: практикум: учеб. пособие / Н. П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 256 с.

15. Б о н д а р ь, П. И. Политология: учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие для вузов / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Мнинск: Аверсэв, 2003. – 463 с.

16. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. – 7-е изд. [испр.]. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 528 с.

17. Политология: хрестоматия: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Теория, история и методология политической науки / сост.: Н. А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетни-кова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 327 с.

18. Политология: хрестоматия : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Политические институты и процессы / сост.: Н. А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 342 с.

Д о п о л н и т е л ь н а я

 

19. А н т а н о в и ч, Н. А. Основы политологии: учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования / Н. А. Антанович, Н. П. Денисюк. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования; Белорусская энциклопедия. – Минск, 2009. – 276 с.

20. В е б е р, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избран. произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644–706.

21. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена резолюцией 217(III) Генерал. Ассамблеи ООН, 10 дек. 1948 г. – Минск: Беларусь, 1998. – 14 с.

22. Декларация о евразийской экономической интеграции: принята Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 18 ноября 2011 г. / Администрация Президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//news.kremlin.ru/ref_notes/1091/ – Дата доступа: 20.03.2012.

23. К а н а ш е в и ч, Н. М. Политика. Идеология. Менталитет: курс лекций / Н. М. Канашевич. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 128 с.

24. М а к и а в е л л и, Н. Государь / Н. Макиавелли // Соч. – СПб.: Кристалл, 1998. – С. 45–120.

25. М е л ь н и к, В. А. Политические идеологии: учеб. пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйш. шк., 2009. – 339 с.

26. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Мате-риалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов / редкол. О. В. Пролесковский [и др.]. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 191 с.

27. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / под общ. ред. Г. А. Ва-силевича, Я. С. Яскевича. – Минск: РИВШ, 2004. – 477 с.

28. С л у к а, А. Г. Нацыянальная ідэя / А. Г. Слука. – Минск: РИВШ, 2008. – 364 с.

29. С т а ш к е в и ч, Н. Исторический путь белорусского народа / Н. Сташкевич, В. Козляков // Беларуская думка. – 2003. – № 9. – С. 3–11; № 10. – С. 3–13.

30. Ш и н к а р е в, В. В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь / В. В. Шинкарев, Л. В. Вартанова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 234 с.

31. Я с к е в и ч, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: курс интен-сивной подготовки / Я. С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 336 с.

32. А к у л и к, А. К. Интеграционный потенциал Беларуси / А. К. Акулик // Бела-руская думка. – 2012. – № 2. – С.90–92.

33. Р у с а к о в и ч, А. СНГ от Вискулей до наший дней / А. Русакович // Беларуская думка. – 2012. – № 2. – С. 32–41.

34. С т а р ц е в а, С. Выборы как основная форма политического участия молодежи / С. Старцева // Беларуская думка. – 2012. – № 1. – С. 49–51.

35. П о д ъ я ч е н о в, К. Политическая наука и политическая власть: к вопросу о предмете современной политологии / К. Подъяченов // Власть. – 2012. – № 2. – С. 103–106.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ..………………………………………………………………………………...3

Т е м а 1. Теория политики, история и методология политической науки ………….7

Занятие 1………………………………………………………………………………….. 7

Занятие 2………………………………………………………………………………….14

Т е м а 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире ...31

Т е м а 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире ….40

Т е м а 4. Международные политические отношения и внешняя политика

государств……………………………………………………………………………………..52

Т е м а 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества.….....58

Занятие 1………………………………………………………………………………….58

Занятие 2………………………………………………………………………………… 62

Т е м а 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии

белорусского государства…………………………………………………………………....73

Т е м а 7.Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие

идеологии белорусского государства ……………………………………………………...79

Литература ..…………………………………………………………… ………………..89

 

У ч е б н о е и з д а н и е

 

Приходько Фёдор Степанович

СидороваВалентина Адамовна

Язепов Александр Степанович и др.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

МОДУЛЬ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

 

Редактор Т. П. Рябцева

Технический редактор Н. Л. Якубовская

Корректор С. Н. Кириленко

 

Подписано в печать .2015. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Ризография. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 5,35. Уч.-изд. л. 4,88. .

Тираж 100 экз. Заказ .

 

 

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».

Свидетельство о ГРИИРПИ № 1/52 от 09.10.2013.

Ул. Мичурина, 13, 213407, г. Горки.

 

Отпечатано в УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».

Ул. Мичурина, 5, 213407, г. Горки.





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.028 с.)