Хорошо ли ребенку в детском саду? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хорошо ли ребенку в детском саду?



 

Как это понять, если малыш еще плохо разговаривает или вообще не хочет говорить про садик? Воспитатель успокаивает, что все нормально, но при этом у мамы остается тревога. Почему ребенок с нежеланием идет в садик? Только ли потому, что дома с мамой лучше? Или не нравится педагог или дети обижают?

 

Рисунок расскажет правду

 

Дома родители могут самостоятельно провести диагностику и понять, хорошо ли чувствует себя ребенок в детском саду. Самое простое для ребенка четырех лет, уверенно держащего в руках карандаш, предложить нарисовать детский сад. Этой инструкции на первом этапе достаточно. Дальнейшие разъяснения, что, как и где рисовать, будут мешать диагностике. Идеальный вариант, если ребенок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами. Нарисует рядом педагога. И все улыбаются. Даже если это момент занятия, и дети нарисованы за партами – все равно улыбаются. Понятно, что оцениваем мы не красоту и правильность рисунка и не умение рисовать, а общее настроение от рисунка, яркость выбранных цветов, размеры объектов, наличие позитивной символики (солнце, радуга, цветочки, птички). Если ничего не понятно из изображения, внимательно слушайте комментарии ребенка и делайте выводы по ним.

 

Негативные факты

● Если ребенка не окажется на рисунке. При этом есть педагог, есть другие дети, а его нет. Сигнал: «Меня игнорируют» или «Я не хочу там быть».

● Если ребенок в стороне от всех или даже напротив всех. Например, в рисунке есть некий элемент, визуально отделяющий ребенка от коллектива. Это прямое указание на имеющийся конфликт.

● Если педагог нарисован с большим круглым ртом (кричит, однако…). Исключение: урок музыки и все поют.

● Если у детей огромные руки и прорисованы зубы – агрессия. На потенциальную опасность, исходящую от других, указывает также обилие в рисунке остроконечных элементов. Опять же есть исключение, которое стоит учесть: если у ребенка происходит смена молочных зубов, и в момент рисования ребенок испытывает боль от прорезывания нового зуба, то телесный дискомфорт тоже может проявиться в детском рисунке в виде зубчиков. Такие зубчики не стоит трактовать как агрессию.

● Если вообще не будет никого на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания. Иными словами, рисунок на «отвяжись», без желания углубляться в детали и события. Возможно, потому что садик воспринимается, прежде всего, как здание, а не как коллектив детей. А возможно, что с коллективом связаны болезненные переживания, которые вытесняются. Недавно у меня на консультации девочка семи лет нарисовала детский сад – серый дом с черными окнами-решетками и больше ничего. Обилие черного цвета в рисунке при наличии карандашей других цветов – сигнал того, что в садике некомфортно. Исключение: просто в данный момент у ребенка плохое настроение, никак не связанное с садиком. Чтобы избежать двойственного понимания, не проводите диагностику, когда ребенок явно не в духе.

 

Даже при формальном подходе, когда нет персонажей, а есть только изображение здания детского сада снаружи, можно сделать некие выводы о пребывании ребенка в этом учреждении. В этом случае имеет значение, какая на рисунке погода. Если светит солнце, цветут цветы – обстановка благоприятная. Если на небе мрачные тучи, а здание залито дождем, возможно, что ребенку в садике грустно, хочется плакать. Если еще и молнии – то ребенок чувствует опасность или же ощущает на себе проявления агрессии. Опять же есть исключение (да, в диагностике не все так просто и однозначно): если недавно действительно была гроза с ливнем, и ребенок в рисунке просто воспроизвел яркие воспоминания.

Чтобы в дальнейшем исключить формальный подход, можно в следующем задании конкретизировать, что нарисовать нужно какой-нибудь организационный момент. И тогда инструкция должна звучать так: «Нарисуй детский сад, где все заняты каким-нибудь делом». Обычно дети начинают рисовать прогулку, занятие, обед или тихий час. Ребенок выберет либо самый приятный режимный момент, либо, наоборот, самый неприятный. По эмоциям на лицах нарисованных детей будет понятно, нравится этот момент автору или нет. Но если у ребенка идет резкое неприятие коллектива, то на рисунке будет ночь, все ушли домой и только пустое здание в темноте.

При анализе учитывайте общее впечатление от рисунка. Что вы чувствуете, глядя на рисунок? Скуку, тоску, боль, страх, тревогу или спокойствие, радость, интерес. Обратите внимание на размер нарисованных объектов. Если они маленькие, расположенные ближе к краям, при условии, что большая часть листа остается незаполненной, то это может указывать на тревогу. Исключение: объекты маленькие, но есть развернутый сюжет, весь лист заполнен. Тогда это не про тревогу. Просто автору хотелось как можно больше всего вместить в рисунок.

Учитывая количество исключений и неоднозначностей, имеет смысл не полагаться на однократную диагностическую процедуру, а делать окончательные выводы только после нескольких разных диагностик. Предложили порисовать, потом поиграли в садик или школу, потом сочинили сказку.

Только, пожалуйста, не используйте все диагностические идеи сразу, в один день. Во-первых, ребенок устанет. Во-вторых, его может насторожить такое повышенное внимание к садику. В-третьих, если проводить диагностику в разные дни, то уменьшается вероятность ошибочных выводов.

Я уже писала, что сиюминутное настроение оказывает влияние на рисунок. Бывает, что ребенок в этот день поссорился с кем-то из группы, эмоции бурлят, находят свое отражение в рисунке. Для коррекции эмоционального состояния – это хорошо, но для диагностики не очень показательно. На следующий день рисунок уже может быть совсем другим.

Однажды на консультации я попросила девочку нарисовать всех детей группы и воспитателя в виде цветов и одновременно рассказывать о них. Девочка говорила: «Тамара Петровна – очень-очень хороший педагог», – при этом агрессивно раскрашивая цветок Тамары Петровны черным карандашом, так сильно нажимая на карандаш, что он даже сломался. На уровне сознания девочка повторяла фразу, которую много-много раз слышала от взрослых, и даже поверила им. Но рисунок выдал ее истинные чувства.

Чем в этом случае замечателен прием, когда мы рисуем людей в образе цветов, а не человечков? Черное платье на воспитателе могло появиться в рисунке просто как отражение реальности, если педагог действительно часто носит одежду черного цвета. Но где вы видели цветы черного цвета? Черный цвет в этом случае – показатель резкого неприятия девочкой воспитателя.

 

Аппликация

 

Если ребенок не любит рисовать или еще слишком мал, не очень уверенно держит карандаш в руке, не умеет рисовать людей и зверей, то для диагностики можно использовать аппликацию. Я ранее в одной из глав описывала эту технику на примере аппликации «цветочный ковер». Можно сделать аналогичную аппликацию дома со своим ребенком, только он будет сам выбирать и располагать цветочки для каждого ребенка из группы. Тревожный сигнал, если цветочек вашего ребенка будет расположен далеко-далеко от всех, в некой изоляции («друзей нет, никто со мной не играет, я хочу быть подальше от всех»). Или он, разместив всех на листе, вообще не захочет приклеивать свой цветочек («я совсем не хочу туда»). Или для остальных цветов-детей он будет выбирать темные мрачные цвета («мне все неприятны»). Или он сначала приклеит свой, но потом остальные цветы его закроют («меня никто не замечает»).

Для этой техники цветов-заготовок нужно будет вырезать раза в три больше, чем детей в группе, чтобы была возможность выбора. И тоже предусмотреть, чтобы в ассортименте были черные цветы, а также серые и коричневые, хотя в природе такие цветы не встречаются. Черные дети-цветочки могут вызывать страх. Серые – скучны или печальны. От красных может исходить агрессия. Розовые – милы и нежны. С оранжевыми и желтыми весело. С зелеными и голубыми обычно спокойно.

Еще один вариант диагностики-аппликации: вырезаем много разных животных. Я для этой цели искала в интернете картинки по запросу «Животные. Раскраски для детей». Но можно изрезать на картинки какие-нибудь старые журналы. Затем берем лист ватмана и размещаем на нем животных по количеству детей из группы. Конечно, размещаем не сами, а предлагаем выбрать ребенку персонажа и место для него. Объясняем ребенку, что это такая игра: каждый ребенок превращается в какое-нибудь животное.

● Кем ты будешь?

● Каким животным у нас будет Ася?

● На какое животное похож Боря?

● Выбери животное для Полины.

 

И последовательно наклеиваем всех зверушек на бумагу.

И для педагога тоже пусть ребенок выберет животное.

Если вдруг ребенок окажется единственным зайчиком среди хищников, это тревожный сигнал: ребенок в садике чувствует опасность, потенциальная угроза исходит от всех. При диагностике смотрим также на размер фигур и расположение. Насколько ребенок удален от воспитателя? Есть ли рядом другие животные?

Интерпретация проста: это проекция реальности на рисунок. Если представите, что вместо зверушек на ватмане стоят конкретные дети, то увидите, кто с кем рядом, кто с кем дружит, кто в центре внимания, кто в позиции сильного (крупнее всех), кто в позиции успешного (выше всех), кто за кого прячется, кто приближен к воспитателю.

 

 

!!!

Простая аппликация, созданная ребенком, может многое рассказать о его переживаниях. Важно только в процессе помнить, что это диагностика, а не поделка «для красоты», поэтому не вмешиваться в процесс, не руководить, не указывать, кого и куда приклеить.

 

Предлагать новые решения можно на втором этапе – этапе коррекции, когда явные проблемы обозначатся и можно будет «править» рисунок. Арт-терапия работает так, что когда мы правим рисунок, тем самым правим и фактическое состояние ребенка. Например, увидели, что персонаж ребенка самый маленький и слабый зайчик – значит, работаем над самооценкой, создаем ситуацию успеха. Сочиняем сказки про зайчика, который кушал много морковки и вырос. Или зайчик развивал смекалку и смог перехитрить даже злого волка, а в итоге вообще перестал всех бояться и получил звание самого сильного в лесу. После такой длительной коррекционной работы возвращаемся к прежней аппликации, предлагаем сделать зайчика покрупнее, рисуем ему на шею медаль «Самый смелый» и заменяем в композиции старого зайчика на нового. Возможно, что новый зайчик даже захочет поменять место обитания и из уголка переместится ближе к центру.

 

Игра в детский сад

 

Бывает так, что ребенок не хочет ни рисовать, ни клеить аппликацию. Как в этом случае оценить комфортность его пребывания в детском коллективе? Можно просто поиграть в детский сад. В игре ребенка раскрываются все особо тревожные и радостные моменты.

Можно таким образом «подслушать» типичные фразы воспитателя, так как в игре ребенок будет их повторять, копируя интонацию воспитателя. Что вы услышите? «Я же вам русским языком сказала!», «Иди сюда, мой хороший» или «Я тебе сейчас уши оторву!» Или: «Перестань крошить хлеб на стол, а то больше хлеба не дам».

Если есть большое количество фигурок разных животных, то можно сделать расстановку на столе: кто есть кто и где стоит. Животным даем имена детей из группы и отправляем погулять на полянку. Для детей с резко негативной реакцией на садик я, когда даю такую диагностику, не говорю, что звери идут в садик. Звери просто идут на полянку. Мы всего лишь размещаем их вместе. Но подразумевается, что это садик, иначе где же еще они все вместе собираются? (Напоминаю, у всех животных имена реальных детей из группы.)

Интерпретация аналогичная, как при интерпретации аппликации – это проекция реальности. Для малышей двух-трех лет достаточно просто расставить игрушки на столе. А дальше смотрим: фигурка, которая малышом выбрана для себя, стоит близко к центру или ближе к краю? Старается ли он быть подальше от всех или он в компании других фигурок? Насколько далеко от педагога? Не начали ли фигурки войну друг с другом? Не пытается ли кто-то кого-то съесть?

Вообще, конфликты в малышовой группе – нормальное явление, там каждый день кто-нибудь делит игрушку. Поэтому из-за непродолжительных сцен сражения особо волноваться не стоит. Но если сражение становится ключевым действием, если вся сцена разворачивается как непрекращающаяся борьба, если ребенок азартно всех сокрушает или, наоборот, строит укрытие, прячется, то это повод попросить воспитателя понаблюдать за ребенком в садике. Азартно всех крушить может как ребенок-агрессор, так и тихий ребенок, который в реальности не может дать сдачи, но в игре с мамой, в безопасной обстановке, он таким образом избавляется от внутреннего напряжения.

У детей пяти лет и старше расстановкой игрушек можно не ограничиваться. И даже можно не сопоставлять каждую игрушку с конкретным ребенком из группы. Просто предложить сыграть в волшебный детский сад. Ребенок с хорошей фантазией тут же выдаст интересный сюжет, который и будет материалом для анализа.

Одна пятилетняя девочка (назовем ее Настей), когда мы на консультации играли с ней волшебный детский сад, придумала сказку, в которой главный герой был летающим драконом. Все остальные – простые звери, не умеющие летать. Поэтому никто не дружил с летающим драконом. И воспитатель-буйвол летать не умела. Поэтому игры и занятия проходили на земле, и летать дракону не разрешали. А еще этот дракон говорил на непонятном языке. Он понимал, о чем говорят другие, но когда хотел что-то рассказать сам, его не могли понять. Однажды дракон разозлился и всех спалил огнем…

В реальности Настя была очень одаренной девочкой, с которой много занимались родители. У Насти богатая фантазия, творческое мышление и большой опыт путешествий вместе с родителями по разным странам. Мама Насти – преподаватель итальянского языка – с рождения учила дочку итальянскому. А в четыре года Настя пришла в детский сад. Она активно придумывала сюжеты для игр, но дети не понимали их и не поддерживали. «Как это плавать на лодке по городу? Фигня какая-то» (Больше никто из детей группы не был в Венеции), «Как это снежинки из атомов? Вот придумала! Снежинки из снега!» – и дети смеялись над Настей и атомами. Смеялись они и над итальянскими словами. Вот Настя и ощущала себя летающим драконом, которого никто не понимает.

Для коррекции мы поговорили о том, что крылья от рождения даются не каждому, что волки, лисы, лошади не виноваты в том, что не умеют летать. Они бы, наверное, тоже хотели, но вот нет у них крыльев. И тогда Настя – волшебный дракон предложила поочереди всех катать. Невостребованный дракон-изгой в игре превратился во всеобщего любимца. Звери выстроились в очередь, чтобы дракон их покатал. В полете они напевали веселую итальянскую песенку. А потом в группе появился второй летающий дракон и они подружились. В реальности у Насти тоже вскоре появилась подружка в группе. Причем вовсе не какая-то новенькая девочка. Настя смогла разглядеть «крылья» у старой знакомой.

 

Техника «Цветик-семицветик»

 

В ситуации, когда ребенок говорит, что все ребята в садике плохие и дружить не с кем, я часто предлагаю следующую коррекционную технику. Это тоже вариация техники с цветами, но здесь ребенок не выбирает из готовых цветов, а рисует их. Сначала ребенок рисует себя в виде цветка. Карандашом, только контур. А раскрасить лепестки можно только после того, как назовет свои хорошие качества.

Я так и прошу: «Расскажи о себе что-нибудь хорошее». И тогда ребенок вспоминает, что он умный, добрый, всегда делится, быстро бегает и т. п. (Если ребенок ничего не может сказать хорошего, то это тревожный симптом, надо работать с самооценкой, а в конкретном случае ему нужно помочь вспомнить хорошее о себе.)

Потом предлагаем нарисовать рядом кого-то из группы, кто наиболее симпатичен. Тоже в виде цветка и тоже сначала только контур, а раскрасить можно после того, как ребенок вспомнит про него что-то хорошее. И так далее всех детей из группы.

Был у меня случай в практике, когда девочка не могла сказать ничего хорошего про большинство ребят из группы. Мы нарисовали на консультации только контур для всех, а раскрасить – домашнее задание. Каждый день девочка должна была присматриваться к ребятам из группы, чтобы найти хорошее. Каждый день несколько цветочков раскрашивала. В этой ситуации ребенок тренируется искать хорошее в окружающих ребятах, проникается к ним симпатией. Через неделю мама девочки мне позвонила и сказала, что дочка стала реже драться в садике.

Для мальчиков можно выбрать не цветочки, а машинки. Типа «тачек» из одноименного мультфильма. Скачать предварительно раскраски. Выбираем, наклеиваем, а потом раскрашивает. Если же мальчик любит не тачки, а вертолеты, то наклеиваем вертолеты. Ребята из группы в восприятии ребенка ассоциируются с приятными образами – любимыми вертолетами – и это тоже способствует установлению симпатии.

Вообще, любое упражнение, в котором мы каким-либо образом размещаем в едином пространстве коллектив, может быть диагностично и терапевтично. Можно нарисовать овальный стол и десять стульев вокруг – вид сверху. И «рассаживать» вместе с ребенком ребят вокруг стола, подписывая их именами нарисованные стулья. Инструкция к заданию: «Ребята пришли к тебе на день рождения. Как ты их рассадишь за столом?» Своих друзей ребенок посадит ближе к себе. Легко ли ребенок разместит всех? Или упрется и скажет, что никого не позовет? Тогда можно поискать аргументы, почему здорово, когда есть друзья и когда они приходят в гости (с подарками же приходят, в конце концов).

Можно нарисовать паровоз и вагончики. И рассаживать детей по вагонам. Кто с кем? Кто ближе к паровозу? А кто поведет паровоз? А кто будет помощником машиниста? Так мы выявляем лидера и приближенных к нему. Тревожно, если ребенок «в хвосте» поезда и никто не захотел с ним в один вагончик. Можно просто подписывать имена детей в окошечках. А можно тоже выбирать фигурки животных, рассаживать их и давать имена детей из группы.

 

Сказки

 

Можно вместе с ребенком сочинять сказки, героями которых будут ребята из детского коллектива.

Тут и диагностика.

● Кого из группы ребенок будет чаще выбирать на роль злодея?

● Кого будет спасать?

● Кого возьмет в помощники?

 

И коррекция: со злодеем можно в сказке подружиться, либо победить его, либо победить, а потом подружиться.

Пусть будет у сказки классическое начало «Жил-был мальчик» или «Жила-была девочка». Имя главному герою даем такое же, как у ребенка, если ребенок маленький (три-четыре года), или похожее по звучанию, если ребенок постарше. «Однажды утром пришел (пришла) он (она) в детский сад, а там…» – родитель начинает предложение, а ребенок придумывает продолжение. Финал у сказки должен быть обязательно хороший. Если сам ребенок не может вывести сюжет на счастливый конец, то помогаем ему, предлагая разные варианты на выбор.

 

 

Конфликты. Укусы. Падения

 

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!

Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат: «Тоже дай ему как следует!» и при этом говорят, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто первым взял желанную игрушку. В его системе понятий это тоже будет – дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик – воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями, с обращением в травматологию.

На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?

Когда вы учите своего малыша «давать сдачи», подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и тот может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства взрослого. Значит, чем раньше это произойдет, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь кого-то?

Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится. Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.

 

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

● Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы.

● Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду.

● Хотят, чтобы мог наказать обидчика.

 

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Она рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку – противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока по причине нежного возраста ее не берут в секцию карате, научите малышку лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

Конечно, в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок должен быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, способен адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерять силу противодействия. Все это возможно при условии, что он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.

Всему свое время.

Плохо, если мозг в развитии отстает от силы, а сила не опирается на нравственность.

Хорошо, когда парень может постоять за себя и за своих.

Плохо, когда малыши калечат друг друга.

 

 

!!!

Абсурдность наставления «Дай сдачи!» хорошо проявляется, когда у вас несколько маленьких детей и они начинают конфликтовать. Будете ли вы подбадривать одного: «Дай ему как следует!», а потом учить другого: «Что стоишь? Ответь ему и посильнее!» Или скажете обоим: «Прекратили драться! Учитесь договариваться!»

 

«Дай сдачи» – это когда чужого ребенка не жалко. Я могу привести реальные примеры, когда после «сдачи» малышу приходилось накладывать швы.

Я не учу малышей драться. Я учу обороняться. Я не говорю «Дай сдачи». Я говорю: «Защищай себя. Не давай себя в обиду». Учу ставить блоки, уклоняться от ударов, звать на помощь.

Дети двух-трех лет часто кусаются. Каждый педагог со стажем может вам рассказать много подобных историй. Это не от плохого воспитания. Просто возраст такой. Становятся старше – перестают кусаться. И даже не потому, что понимают, что кусаться нельзя. А потому, что появляются другие, более приемлемые способы взаимодействия с социумом.

Взрослый человек в состоянии борьбы, при угрозе жизни, когда руки и ноги уже зафиксированы, а вот зубы еще целы, пожалуй, тоже вопьется зубами в противника…

Как семилетки решают детский конфликт (дележ игрушки):

1. Уговаривают.

2. Предлагают поменяться на другую.

3. Обещают, что быстро отдадут обратно.

4. Говорят, что завтра принесут сто тысяч таких же игрушек.

5. Угрожают.

6. Отбирают сами.

7. Зовут на помощь друга.

8. Зовут воспитателя..

Двухлетка всего этого еще не умеет. Зубы – как единственный способ отстаивания своих интересов – пускаются в ход.

Кусаются далеко не все дети. Но в каждой малышковой группе находятся один-два «кусаки». В мини-садике можно устранить «неудобного» ребенка. В муниципальном садике это не является основанием для прекращения посещения ребенком ДОУ.

Укус – это не от недосмотра. Малышковые конфликты очень быстро разгораются. Воспитателю трудно успеть среагировать. А полуторагодовалые и вовсе могут укусить без причины – просто от любопытства. Зубы у них – один из способов познания окружающего мира.

Как защитить ребенка от укусов других детей? Не водить в садик. НО! Братья, сестры, дети во дворе тоже могут укусить… Я не знаю способа обезопасить ребенка от укусов. Это может случиться. А может и не случиться… А еще ребенку могут поставить подножку, толкнуть, стукнуть кулаком или лопаткой, кинуть песок в глаза… Но это социализация. Так ребенок учится налаживать связи, выбирать друзей, стремиться к общению с одними и избегать тех, кто не нравится. Учится предвидеть опасность, просить защиты, отстаивать свои интересы и уважать интересы других.

Я помню, как родители одной покусанной девочки в панике рассуждали, что теперь делать: отдать ее на карате или самбо? В какие секции берут детей с двух лет? Я тогда посоветовала научить дочку не отбирать у детей игрушки. Научить меняться, договариваться. Именно за попытку отобрать любимого медведя, принесенного из дома, хозяин игрушки и укусил девочку…

Как реагировать? Не усложнять. Если укус не до крови, а укусивший не болеет бешенством и т. п., то это не трагедия. Это жизненный опыт ребенка. Если родители будут воспринимать укус как «ужас-ужас» и подозревать у ребенка психологическую травму, то и ребенок отреагирует так же. Дети смотрят на мир глазами родителей.

С воспитателем об укусе стоит поговорить, если педагог сам не рассказал подробностей инцидента, с целью понять, каким образом можно предотвратить повторение. Был ли укус нападением или защитной реакцией?

Моего ребенка, кстати, тоже кусали в садике и не раз. За палец, за ногу, за ягодицу.

– Не пойду больше в садик! Там Ваня кусается!

– А Леша кусается?

– Нет.

– А Вероника кусается?

– Нет.

– А Сема? Ангелина? Катя? Фома? Данил?

– Нет.

– Так что же, теперь из-за одного Вани не ходить в садик, не играть с другими ребятами? Просто держись от Вани подальше, пока он не перестанет кусаться. Если еще попытается укусить – уворачивайся и громко кричи. Не давай себя в обиду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.06 с.)