Подходы к истории: формационный, цивилизационный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к истории: формационный, цивилизационный.



Существует несколько методологий, подходов к изучению исторического процесса. Концепция божественного провиденциализма объясняет егокак, предопределенный волей Бога, где людям отводилась второстепенная роль. Субъктивизм объясняет его действием великих людей. Этнический, страноведческий подходы - как совокупность исторических фактов в жизни самобытных этносов и стран, в большей или меньшей мере связанных с другими. В XIX в. сформировались цивилизационный и формационный подходы. При цивилизационном исторический процесс рассматривается как история существовавших цивилизаций и как путь общечеловеческой цивилизации, на разных этапах которого различные народы и государства опережали в своем развитии другие (М. Вебер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, др .). Есть разные определения цивилизации. По А.Тойнби, цивилизация - типологическая единица истории, основу которой составляет общность и своеобразие материальной и духовной культуры, сложившаяся в определенное время на определенной территории. Она не повторяется во времени и пространстве, проходит стадии своей жизни: формирование, развитие, расцвет, затухание, упадок, гибель. Может пройти все стадии, а может остановиться на одной из них. Она живет в борьбе с природой и человеческим окружением, давая ответы на их вызовы. Важный элемент цивилизационого единства – менталитет ( система мировосприятия, мировоззрения, фундаментальныхумственных установок, верований, автоматических реакций сознания). Выделяют Ц. Древнего Востока, Античную, древнюю цивилизацию Америки, средневековой Европы, Нового времени, современные Западная и Восточная. Есть др. классификации. Основные типы Ц.: восточный (общество аграрного типа, традиционализм, устойчивость, тесная связь человека со своей социальной средой, большая роль религии, господство вертикальных связей в обществе, сословный строй, религиозные и производственные корпорации; западный характерно (общество индустриального типа, рационализм, научно-технический прогресс, модернизация, быстрое восприятие новаций, наличие и вертикальных, и горизонтальных связей в обществе, отмена сословных привилегий, широкий спектр прав граждан, и др.). Единства во взглядах на вопрос о существовании единой общечеловеческой цивилизации нет.

В формационном (основатель К.Маркс) главное - учение об общественно-экономических формациях (ступени в развитии общества, основу которых составляет способ производства материальных благ, оказывающий определяющее влияние на все сферы жизни общества). Выделяется 5 формаций и соответствующих им способов производства: 1. первобытнообщинная: общественная собственность на средства производства (СП), равенство всех членов общества, крайне низкая производительность труда, участие в трудовом процессе всех членов общества, равное распределение продуктов труда. 2. Рабовладельческая: частная собственность на основные СП, образование классов (рабовладельцев, рабов, крестьян) и государства; эксплуатация человека человеком, общественное неравенство, образование рост производительности труда. 3. Феодальная: классы феодалов и крестьян, эксплуатация крестьян феодалами, принадлежность основного СП (земли) феодалам, наличие у феодалов привилегий, личная зависимость крестьян от феодалов, рутинное состояние техники, низкий уровень производительности труда, натуральное хозяйство, классовая борьба. 4. Капиталистическая: эксплуатация капиталом наемного труда, классы буржуазии и пролетариата (рабочих, лишенных СП), высокая производительность труда, борьба пролетариата с буржуазией. 5. Коммунистическая имеет 2 фазы: 1) социализм – этап построения коммунизма, когда формируется материально-техническая база, воспитывается человек, стираются грани между городом и деревней, умственным трудом и физическим и т. д., принцип распределения благ: «от каждого - по способностям, каждому – по труду». Еще есть черты прежних формаций: государство, и др. 2) Коммунизм – высшая формация, к которой придет все человечество, повторяет черты первобытнообщинной, но при высоком уровне производительности труда и осуществлении принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Смена формаций происходит эволюционно или путем революции. Главная движущая сила истории - классовая борьба. Общество развивается «по спирали»: «новые» формации берут ряд характеристик предшествующих. Ряд народов может миновать «промежуточные» формации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.003 с.)