Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к истории: формационный, цивилизационный.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Существует несколько методологий, подходов к изучению исторического процесса. Концепция божественного провиденциализма объясняет егокак, предопределенный волей Бога, где людям отводилась второстепенная роль. Субъктивизм объясняет его действием великих людей. Этнический, страноведческий подходы - как совокупность исторических фактов в жизни самобытных этносов и стран, в большей или меньшей мере связанных с другими. В XIX в. сформировались цивилизационный и формационный подходы. При цивилизационном исторический процесс рассматривается как история существовавших цивилизаций и как путь общечеловеческой цивилизации, на разных этапах которого различные народы и государства опережали в своем развитии другие (М. Вебер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, др .). Есть разные определения цивилизации. По А.Тойнби, цивилизация - типологическая единица истории, основу которой составляет общность и своеобразие материальной и духовной культуры, сложившаяся в определенное время на определенной территории. Она не повторяется во времени и пространстве, проходит стадии своей жизни: формирование, развитие, расцвет, затухание, упадок, гибель. Может пройти все стадии, а может остановиться на одной из них. Она живет в борьбе с природой и человеческим окружением, давая ответы на их вызовы. Важный элемент цивилизационого единства – менталитет ( система мировосприятия, мировоззрения, фундаментальныхумственных установок, верований, автоматических реакций сознания). Выделяют Ц. Древнего Востока, Античную, древнюю цивилизацию Америки, средневековой Европы, Нового времени, современные Западная и Восточная. Есть др. классификации. Основные типы Ц.: восточный (общество аграрного типа, традиционализм, устойчивость, тесная связь человека со своей социальной средой, большая роль религии, господство вертикальных связей в обществе, сословный строй, религиозные и производственные корпорации; западный характерно (общество индустриального типа, рационализм, научно-технический прогресс, модернизация, быстрое восприятие новаций, наличие и вертикальных, и горизонтальных связей в обществе, отмена сословных привилегий, широкий спектр прав граждан, и др.). Единства во взглядах на вопрос о существовании единой общечеловеческой цивилизации нет. В формационном (основатель К.Маркс) главное - учение об общественно-экономических формациях (ступени в развитии общества, основу которых составляет способ производства материальных благ, оказывающий определяющее влияние на все сферы жизни общества). Выделяется 5 формаций и соответствующих им способов производства: 1. первобытнообщинная: общественная собственность на средства производства (СП), равенство всех членов общества, крайне низкая производительность труда, участие в трудовом процессе всех членов общества, равное распределение продуктов труда. 2. Рабовладельческая: частная собственность на основные СП, образование классов (рабовладельцев, рабов, крестьян) и государства; эксплуатация человека человеком, общественное неравенство, образование рост производительности труда. 3. Феодальная: классы феодалов и крестьян, эксплуатация крестьян феодалами, принадлежность основного СП (земли) феодалам, наличие у феодалов привилегий, личная зависимость крестьян от феодалов, рутинное состояние техники, низкий уровень производительности труда, натуральное хозяйство, классовая борьба. 4. Капиталистическая: эксплуатация капиталом наемного труда, классы буржуазии и пролетариата (рабочих, лишенных СП), высокая производительность труда, борьба пролетариата с буржуазией. 5. Коммунистическая имеет 2 фазы: 1) социализм – этап построения коммунизма, когда формируется материально-техническая база, воспитывается человек, стираются грани между городом и деревней, умственным трудом и физическим и т. д., принцип распределения благ: «от каждого - по способностям, каждому – по труду». Еще есть черты прежних формаций: государство, и др. 2) Коммунизм – высшая формация, к которой придет все человечество, повторяет черты первобытнообщинной, но при высоком уровне производительности труда и осуществлении принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Смена формаций происходит эволюционно или путем революции. Главная движущая сила истории - классовая борьба. Общество развивается «по спирали»: «новые» формации берут ряд характеристик предшествующих. Ряд народов может миновать «промежуточные» формации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.003 с.) |