Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность



(§7. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика:

· система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

· наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких.

Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

· производство (процесс создания экономических благ и услуг);

· распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);

· обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);

· потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство:

· Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))

· Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

· должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью - овеществленным в товаре трудом);

· должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью - полезностью для потребителя);

· должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

 

Субъекты экономики

Субъектами экономики выступают:

· домашние хозяйства;

· фирмы;

· государство.

 

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить).

 

Экономика как наука

Экономика - это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономика как наука:

· основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безграничности потребностей);

· предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);

· особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях).

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.

· Микроэкономика - наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

· Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство.

Функции:

Экономическая наука выполняет ряд функций:

· познавательная функция - проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;

· методологическая функция - предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;

· практическая функция - проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;

· образовательная функция - проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества - экономической;

· идеологическая функция - заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый - возможно добавить и другие функции экономики как науки.

 

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением

 

3.2 ТОВАРЫ И УСЛУГИ, РЕСУРСЫ И ПОТРЕБНОСТИ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

Особым видом продукта как результата деятельности является услуга.

Услуги - экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?

Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент ее производства. Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу.

Потребности

Потребности - это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Потребности человека - это состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько групп:

Биологические (или как их иногда называют - органические, или материальные) потребности - потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удовлетворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.

Социальные потребности - необходимость в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстников, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

Духовные (идеальные, или познавательные) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономической сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязаемы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно разделить во времени.

 

Ресурсы (факторы производства)

Производитель, осуществляя создание экономических благ, привлекает ресурсы (факторы) производства. К важнейшим ресурсам производства относят:

· землю,

· капитал,

· труд,

· предпринимательскую способность.

Ресурсы производства - это все источники производства, потенциально или реально участвующие в производстве. Например, неосвоенная земля тоже считается ресурсом производства.

Факторы производства - это ресурсы производства, вовлечённые реально в процесс создания экономических благ. Такая земля станет фактором производства тогда, когда её реально начнут использовать, выращивать на ней сельскохозяйственные культуры. Однако часто факторы и ресурсы производства считают один и тем же понятием.

Земля - все виды природных ресурсов, площадь, на которой осуществляется производство. Другими словами, под землёй понимаются "даровые" блага природы, всё естественное, что на земле выращено и находится в ней. Например, при выпекании пирожков используется земля - площадь, на которой осуществляется производство, а также мука, яблоки и т.п.

Капитал - средства производства; денежные средства, материальные ценности, участвующие в производстве, а также всё искусственное, что на них приобретено. К капиталу можно отнести здания, сооружения. станки и т.п. Капитал можно разделить на основной - здания, станки, оборудование, которые многократно используются, и оборотный - единожды используемые сырьё, материалы, электроэнергия. Капитал основной изнашивается постепенно. Производитель осуществляет периодическое обновление этого капитала (ремонт или замену станков, оборудования и т.п.). Для этого он осуществляет т.н. амортизационные отчисления - отчисления денег на специальный счёт для целей обновления основного капитала. Оборотный капитал расходуется за один производственный цикл. К примеру, при выпекании пирожков используется основной капитал - плита, и оборотный - фольга для формочек, газ или электрическая энергия.

Труд - физические и умственные способности человека. Труд как фактор производства очень трудно точно измерить. Эффективность его использования характеризуют два понятия:

· интенсивность - напряжённость труда, степень расхода труда (физических и душевных сил человека) за единицу времени;

· производительность - результативность труда; количество продукции, произведённой за единицу времени. В предыдущем примере производства пирожков трудом как фактором производства будет работа пекаря.

Предпринимательская способность (управление) - это умение человека организовать и управлять процессом производства. При производстве пирожков также требуется предпринимательская способность - умение рассчитать необходимый объём производства, продать продукт и т.п.

Многие учёные также выделяют пятый ресурс производства - информацию. К ней можно отнести технологии производства, коммерческую тайну и т.п.

Осуществляя производство, производитель соединяет особым образом обязательно все ресурсы производства. Другими словами, любое производство использует землю, капитал, труд, предпринимательскую способность. При отсутствии какого-либо фактора производства производитель может его приобрести. Например, предприниматель, имеющий капитал, землю, предпринимательские способности, желает организовать кооператив по пошиву женской одежды. Но он не умеет её шить. Труд как фактор производства, которого у него нет, можно купить - нанять рабочих, выплачивая им заработную плату.

Умело использовать факторы производства - выгодно. Они способны приносить доход. Соединённые все вместе - могут приносить прибыль предпринимателю, создавшему производство.

Доход от факторов производства (факторный доход) по отдельности называется:

· от земли - рента;

· от капитала - банковский процент, дивиденд;

· от труда - заработная плата;

· от предпринимательской способности - прибыль.

Эффективное использование факторов производства - основа благополучия и достатка человека. В каждом человеке важно воспитать умение грамотно использовать факторы производства, находящиеся в его распоряжении. К примеру, если у человека имеется труд (умение лечить людей), то он может работать врачом и получать факторный доход - зарплату. А если человек имеет другие ресурсы производства (земля, капитал, предпринимательская способность), либо недостающие факторы будет покупать, то он может организовать собственный бизнес - частную клинику.

Обязательно ли, к примеру, для организации предпринимательской деятельности по пошиву одежды уметь шить? Нет, поскольку недостающий фактор производства труд можно купить, выплачивая работникам зарплату.

Научно-технический прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффективность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются качественно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограниченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора - поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.

 

3.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СОБСТВЕННОСТЬ

В экономической науке принято разделять четыре типа экономических систем:

· традиционную;

· административно-командную;

· рыночную;

· систему смешанной экономики.

Традиционная экономика - это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, где распределение и потребление экономических благ производится, основываясь на традициях и обычаях.

Признаки традиционной системы:

· основа экономики - натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления);

· прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;

· внеэкономическое принуждение к труду;

· координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций;

· отсталые технологии и ручной труд;

· основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства;

· распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.

Такой тип экономики был характерен для периодов Древности и Средних веков. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании.

Плановая (административно-командная) экономика - это такая экономическая система, в которой экономическая деятельность всех субъектов жестко регулируется из единого экономического центра в соответствии с народно-хозяйственным планом.

Черты административно-командной системы:

· государственная собственность на средства производства;

· монополизация (в основном, крупные предприятия) и бюрократизация экономики;

· централизованное управление;

· контроль государства за производством и потреблением;

· отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда;

· разветвленная система социальных гарантий;

· высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы;

· централизованная затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.

Классическим примером такой организации хозяйственной жизни являлась экономика Советского Союза. В настоящее время плановая экономика частично сохранилась в Северной Корее и на Кубе.

Рыночная экономика - это экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. Механизмом, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, является рынок. Рыночная экономика основана на товарном производстве. Экономической основой его возникновения явилось общественное разделение труда и экономическое обособление частных производителей.

Черты рыночной системы:

· преобладание частной собственности;

· наличие свободной конкуренции;

· свободное ценообразование - цена складывается в результате свободного взаимодействия спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке;

· свобода предпринимательской деятельности.

Рыночная система существовала в чистом виде с периода Нового времени до Второй мировой войны. После войны рыночные отношения стали ограничиваться регулирующим воздействием государства. Поэтому современная экономическая система в промышленно развитых странах мира представляет собой смешанную экономику.

 

Смешанная экономика - это экономическая система, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в организации хозяйственной жизни общества.

Черты смешанной экономики:

· сочетание различных секторов экономики (государственного и частного);

· разнообразие форм собственности;

· государственное регулирование экономики;

· широкие социальные гарантии.

По своей экономической эффективности смешанные экономики некоторых стран могут значительно различаться. Классическими странами со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

Собственность

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики. В повседневной жизни под собственностью чаще всего понимают принадлежность того или иного имущества отдельному человеку. В экономической науке понятие «собственность» является сложным и многомерным. Собственность выступает определяющим признаком в общественных отношениях. Собственность в экономике - это присвоение благ в определенной форме.

Объект собственности - это то, что присваивается - средства и результаты производства.

Субъекты собственности - это те, кто владеет, распоряжается, присваивает объекты собственности - граждане, коллективы, государство, владеющие ресурсами или средствами производства.

Между субъектами и объектами собственности очевидны определенные отношения. Это отношения присвоения, владения, пользования и распоряжения.

Таким образом, собственность как экономическая категория - это отношения, которые складываются в обществе между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления объектов собственности.

В процессе хозяйственной деятельности собственность экономически реализуется, т.е. приносит доход. Так, человек, обладая собственностью в виде физических и умственных способностей, образования, вступая в отношения найма, присваивает зарплату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая землю в аренду, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме (в той или иной форме дохода).

Отношения собственности определяют стратегию и тактику развития производства. Управляет производством тот, кто является собственником средств производства.

 

Выделяют два вида собственности:

Частная собственность - это такая форма присвоения благ, которая характеризуется исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими индивиду благами.,

Выделяют два вида частной собственности.

Индивидуальная (собственность граждан) - это отношения, которые складываются в связи с присвоением предметов потребления (жилье, автомобиль, предметы домашнего хозяйства и т.д.). Источник такой собственности - доход, который получают граждане (зарплата, дивиденды и т.д.).

Коллективная собственность - это достояние коллектива работников, которые соединили свой труд и средства для совместной деятельности. Это кооперативы, акционерные общества, товарищества, общественные организации.

Второй вид собственности - это государственная собственность. Это имущество, которое принадлежит на правах собственности государству или его субъектам. Как разновидность государственной собственности выделяют муниципальную собственность - это имущество, принадлежащее району, городским и сельским поселениям

 

3.4 ПРОИЗВОДСТВО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Производство является исходным пунктом и первым признаком экономической деятельности. Процесс производства есть, прежде всего, процесс труда. Он состоит из следующих элементов:

· труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность;

· средства производства - это то, чем человек воздействует на предмет труда.

Средства производствавключают в себя:

· предметы труда - это то, на что направлена деятельность человека (топливо, сырье, удобрения, семена, корма и т.д.);

· средства труда - здания и оборудование, машины;

· орудия труда.

Средства производства, его технологиии людиназываются производительными силами.

Производство имеет две взаимосвязанные стороны:

· техническая сторона производства - отношение людей к природе, в соответствии с которым они видоизменяют природу для удовлетворения своих потребностей;

· общественная сторона производства - отношение людей друг к другу в процессе производства. 1

 

Под производительностью понимается количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов. Рост производительности может выражаться либо в увеличении выпуска при использовании того же количества ресурсов, либо в сохранении прежних объемов производства при использовании меньшего количества ресурсов.

Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определенным количеством людей.

Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своем деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация - это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В условиях натурального хозяйства разделение труда и специализация между работниками отсутствовали, все необходимые продукты совместно производились и потреблялись. Однако люди заметили, что у одних работников лучше получается делать одну вещь, а у других другую. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовление тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они стремились совершенствовать свое мастерство, производя все больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая все производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведет к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.

Эффективность производства оценивается по показателю рентабельности.

Рентабельность - это отношение прибыли к издержкам.

Издержки - это затраты факторов производства. Выделяют постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки - это те издержки, которые не зависят от объема производства (расходы на аренду, проценты по кредиту).

Переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства (стоимость сырья, топлива, энергии, выплата зарплаты сотрудникам).

Доход - это совокупность денежных средств, полученных от реализации продукции.

Соответственно, прибыль - это разница между доходом и издержками.

Любой производитель стремится к максимизации прибыли через снижение издержек и рост дохода.

 

3.5 ОБМЕН, ТОРГОВЛЯ

Обмен - действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Обмен возник тогда, когда стали появляться излишки продуктов. Земледельческие племена меняли сельскохозяйственные продукты на животноводческие, производимые скотоводами. Затем, вместо обмена излишками, появился прямой товарообмен - товар производили не для собственного потребления, а для замены его на другие необходимые продукты. Производители специализировались на выпуске одного вида товара и меняли его на другую необходимую им продукцию.

Производство базировалось на натуральном хозяйстве, признаками которого были: замкнутый характер хозяйства, производство простого продукта, попадание продукта к потребителю без посредников, выполнение производителем всех видов работ (его труд универсален).

В современной экономике обмен товарами называют бартером. Бартерный обмен был широко распространен до тех пор, пока в нем участвовало небольшое количество участников и несколько товаров.

С расширением обмена более удобным стало использование такого товара, который долгое время не портился, сохранял свои свойства и был достаточно ценным. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Сначала в качестве всеобщего эквивалента использовали специи, соль, меха, скот, а затем драгоценные металлы (золото и серебро).

Постепенно драгоценные металлы вытеснили другие натуральные эквиваленты денег, так как они обладали большой ценностью, не теряли своих качеств (не портились), были удобны для хранения и деления на части. Позже появились бумажные деньги, которые были удобнее в торговле: они не так много весили, большие суммы было легче переносить.

 

Торговля - обмен денег на право собственности на товар (вещь или услугу). Для осуществления торговли необходимо, чтобы вещи одинаково ценились участниками. Торговля обеспечивает богатство, созданию богатства помогают рынок и деньги. Торговля требует затрат времени, денег (аренда магазинов, транспорта для доставки), усилий (ведение переговоров). Эти функции реализует продавец - посредник между производителем и покупателем. Одним из двигателей торговли является реклама - информация о товаре, которая делает его популярным.

Виды торговли:

· внутренняя торговля - оптовая и розничная торговля внутри страны.

· Оптовая торговля - купля-продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной.

· Розничная торговля - купля-продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления;

· внешняя торговля - торговля между государствами. Ввоз товаров - экспорт, вывоз - импорт.

3.6 РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка:

· нерегулируемое предложение - производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;

· нерегулируемый спрос - потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

· нерегулируемая цена - цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

· посредническая - соединение производителей товаров и их потребителей;

· ценообразования - установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационая - предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;

· регулирующая - «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздоровительная) - предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.171 с.)