Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стереотипные движения во время игр
Если ваш малыш подолгу раскладывает носки в ряд, не отбирайте у него любимое занятие силой. Сядьте рядом и понаблюдайте какое-то время. А затем, указывая на носки, спросите на ушко: «Кто это?» Вполне возможно, ребенок с синдромом раннего детского аутизма ответит вам: друзья. Тогда постарайтесь отвлечь ребенка: «А разве это не носки?» Ребенок согласится: носки (носки вполне могут быть друзьями такого ребенка). Своими вопросами попытайтесь исправить ошибочную логическую цепочку, закрепившуюся у ребенка в сознании. Задайте следующий вопрос: а для чего нужны носки? Помогите с ответом: чтобы носить на ножке (погладьте ножку ребенка и наденьте ему носок на ногу). Затем предложите крохе немного поплавать. В ванне его должны ждать несколько одинаковых уточек (аналогов носков). Помогите ребенку озвучить игрушки, чтобы малыш научился играть с одушевленными предметами, выстраивать с ними диалог. Чтобы не допускать повторения патологического интереса ребенка к носкам, постарайтесь не оставлять малыша одного, привлекая к совместной деятельности в рамках исполнения бытовых обязанностей. Следите за адекватностью понимания ребенком сути происходящих процессов. Даже если вы фантазируете вслух насчет того, на что похоже облачко, после завершения «игры в фантазии» обязательно уточните, что облачно не живое, оно состоит из воды. Обращайте внимание на факты «оживления» посторонних предметов ребенком. Для детей с чертами раннего детского аутизма вполне естественно одушевлять интерьер, сильно привязываться к обстановке родного жилища. Если они кого-то пускают в свою душу, так это близких, а близко им все, что окружает их в привычной обстановке. Кроме того, изменение этой обстановки, привычек они переносят крайне болезненно, так же как и разлуку с близкими, конфликты с ними. Неразрывная связь с обстановкой может стать причиной игр с неигровыми предметами у таких детей. Однако вы можете переключить внимание на себя, пока работаете с ребенком в привычной ему, благоприятной среде, без повышения голоса и обвинений. Как только вы нарушаете ритуал общения и переходите на гневные окрики, малыш может отвернуться от вас и замкнуться в себе, еще больше погрузившись в свои собственные переживания и ища поддержки у тех «близких», которые всегда с пониманием относятся к его потребностям. Последними, как вы уже, наверное, догадались, могут стать неигровые предметы знакомой обстановки.
Поэтому с детьми с ЗР обращаться необходимо крайне осторожно, осознавая ценность для таких детей стабильности и приятия, в данном случае мы говорим о том, что любая дисгармония, происходящая вовне, может аукнуться дисгармонией внутри ребенка. Особая работа при этом должна вестись над появлением у ребенка навыков самоидентификации (в речи— местоимения «Я»). Отделить себя от обстановки такому малышу трудновато, поэтому во всех играх обязательно проговаривайте действия от первого лица (беру, кладу, вижу). Сочините простую считалочку: Я, ты, он, она— вместе дружная семья, Мне, тебе, ему и ей — вместе дома веселей, Мой, твой, его, ее — мне запомнить все легко. Считалку повторяйте ежедневно, дома, взявшись за руки с другими членами семьи (в круге могут стоять мама, папа, ребенок и бабушка, например), которые будут называть местоимения, имеющие к ним отношения по очереди так, как должен запомнить их смысл ребенок (относительно ребенка), следуя указаниям ведущего. Сначала малыш называет только относящиеся к его персоне местоимения (я, мне, мое), затем начинает повторять остальной текст вместе с родственниками, но указывая по тексту на упомянутых членов семьи рукой. В момент произнесения местоимений «мой, твой, его, ее» каждому со временем можно доставать из кармашка определенный предмет и показывать, какого предмета обозначается принадлежность. Заключительные фразы лучше проговаривать хором, весело хлопая в ладоши. Работу с местоимениями можно вести одновременно с отработкой понимания вопросных слов (читайте об этом в главе 2). Конечно, молчаливому ребенку легче «общаться» с таким же немым носком или ботинком, но ваша задача научить малыша строить отношения с живыми людьми и найти среди них свое место. Игры с неигровыми предметами, однако, тормозят этот процесс, заставляя сливаться с обстановкой и бояться изменений в круге общения (среди близких предметов и людей им гораздо комфортнее, поэтому они могут отвергать предложенное общение со сверстниками и даже бояться его).
В данном случае ваша цель расширить границы стабильного и безопасного пространства ребенка: пусть он регулярно получает порции общения с одними и теми же детьми (на площадке, в садике, гостях), посещает мероприятия (спектакль, цирк, магазины), различные учреждения (поликлиники и т. д.). Эти места со временем должны стать привычными и безопасными сферами жизнедеятельности ребенка, такими же, как и собственный дом, в котором такие дети в первую очередь ценят привычность обстановки. Поэтому дома ребенку с ЗР крайне важно научиться соблюдать режим. И уберите с видного места все предметы, которыми малыш играет, используя их не по функциональному назначению, или просто любит раскидывать, трясти, перебирать. Замените опасные для развития ребенка игры расслабляющими процедурами релаксации: зарядкой, водными процедурами, прогулками, сном, пением. А «псевдообщение» с неодушевленными предметами замените на порционное (дозированное), но все-таки общение с живыми людьми. Стереотипные движения, лишенные внутреннего монолога, не способствуют раскрытию способностей ребенка, а лишь забирают на себя то драгоценное время, которое могло бы быть прожито с пользой для здоровья. К тому же дети —большие консерваторы: привыкнув к игре в одиночестве, они могут не оценить ваши попытки их растормошить, вызвать на диалог. Поэтому взрослому необходимо каждый раз присутствовать рядом в часы игр ребенка, пытаясь организовать игру малыша по определенным правилам. Игры ребенка старше года — полутора должны имитировать те бытовые процессы, с которыми тот уже знаком: еда, укладывание спать кукол, строительство дома. При этом хорошо концентрировать внимание малыша поэтапно: от одного объекта к другому, показывать связующие объекты звенья и т. д. Все игры должны способствовать развитию речевых способностей крохи, поэтому сочетайте их с проговариванием действий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.187.47 (0.007 с.) |