Тема 32. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Понятие, сущность и функции местного самоуправления. Основные теории местного самоуправления. Конституционные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации. Формы прямого волеизъявления граждан. Территориальное общественное самоуправление. Выборные и иные органы и должностные лица местного самоуправления. Муниципальная служба: понятие и правовое регулирование. Материальные и финансовые ресурсы местного самоуправления: муниципальная собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы. Полномочия местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 2
Тематический план
Очная форма обучения (ОФО)
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образователь-ные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практиче-ские или семинар-ские занятия
| лабора-торные занятия
|
| Конституционное право Российской Федерации как отрасль права, наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
|
| Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Дискуссия
|
| Конституция Российской Федерации
|
|
| 8 (4*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Решение задач Подготовка юридических документов
|
| Основы конституционного строя Российской Федерации
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Дискуссия
|
| Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации
|
|
| 8 (4*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар Дискуссия Ролевая игра
|
| Федеративное устройство Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар Подготовка юридических документов
|
| Система государственной власти в Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Дискуссия
|
| Избирательная система в Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Подготовка юридических документов
|
| Президент Российской Федерации
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Подготовка юридических документов
|
| Федеральное собрание Российской Федерации
|
|
| 8 (4*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Ролевая игра
Подготовка юридических документов
|
| Правительство Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| Конституционные основы судебной и прокурорской власти в Российской Федерации
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар Дискуссия
|
| Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)
|
|
| 30 часов
43%
|
|
|
Тематический план
Очная форма обучения на базе среднего профессионального (профильного) образования (ОС)
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образователь-ные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практиче-ские или семинар-ские занятия
| лабора-торные занятия
|
| Конституционное право Российской Федерации как отрасль права, наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
|
| Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Конституция Российской Федерации
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Решение задач
|
| Основы конституционного строя Российской Федерации
|
|
|
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
|
| Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар Дискуссия
|
| Федеративное устройство Российской Федерации
|
|
|
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
|
| Система государственной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Избирательная система в Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Подготовка юридических документов
|
| Президент Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Подготовка юридических документов
|
| Федеральное собрание Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| Правительство Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| Конституционные основы судебной и прокурорской власти в Российской Федерации
|
|
| 6 (2*)
|
| Классическая лекция
Традиционный семинар Дискуссия
|
| Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)
|
|
| 16 часов
30%
|
|
|
Тематический план
Заочная форма обучения (ЗП)
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образователь-ные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практиче-ские или семинар-ские занятия
| лабора-торные занятия
|
| Конституционное право Российской Федерации как отрасль права, наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
| Классическая лекция
|
| Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Конституция Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Традиционный семинар
Решение задач
|
| Основы конституционного строя Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации
|
|
|
|
| Классическая лекция
|
| Федеративное устройство Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Система государственной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
| Классическая лекция
|
| Избирательная система в Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Традиционный семинар
Подготовка юридических документов
|
| Президент Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Федеральное собрание Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Правительство Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Конституционные основы судебной и прокурорской власти в Российской Федерации
|
|
| 4 (2*)
|
| Традиционный семинар Дискуссия
|
| Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)
|
|
| 8 часов
36%
|
|
|
Тематический план
Заочная форма обучения на базе среднего профессионального (профильного) образования (ЗС)
№
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образователь-ные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практиче-ские или семинар-ские занятия
| лабора-торные занятия
|
| Конституционное право Российской Федерации как отрасль права, наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
| Классическая лекция
|
| Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права
|
|
|
|
|
|
| Конституция Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
| Основы конституционного строя Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
| Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации
|
|
|
|
| Классическая лекция
|
| Федеративное устройство Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
| Система государственной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
| Классическая лекция
|
| Избирательная система в Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
| Президент Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Федеральное собрание Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Традиционный семинар
Ролевая игра
|
| Правительство Российской Федерации
|
|
|
|
| Традиционный семинар
|
| Конституционные основы судебной и прокурорской власти в Российской Федерации
|
|
| 2 (2*)
|
| Традиционный семинар Дискуссия
|
| Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
| % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)
|
|
| 4 часов
50%
|
|
|
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.
2. Инновационные технологии обучения:
– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
3. Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств.
В учебном процессе занятия, проводимые в активных и интерактивных формах должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.
Самостоятельная работа
Таблица 3
Очная форма обучения (ОФО)
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
1-13
| Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы
|
|
1-13
| Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском (практическом) занятии
|
|
1-13
| Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение
|
|
2,4,7,12
| Подготовка к дискуссии
|
|
5,10,11,13
| Подготовка к ролевым играм
|
|
3,6,8-10
| Подготовка юридических документов
|
|
| Решение задач
|
|
Итого:
| |
|
Очная форма обучения на базе среднего профессионального (профильного) образования (ОС)
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
1-13
| Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы
|
|
1-13
| Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском (практическом) занятии
|
|
1-13
| Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение
|
|
5,12
| Подготовка к дискуссии
|
|
10,11,13
| Подготовка к ролевым играм
|
|
8,9
| Подготовка юридических документов
|
|
| Решение задач
|
|
Итого:
| |
|
Заочная форма обучения (ЗП)
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
1-13
| Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы
|
|
1-13
| Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение
|
|
2-4,6,8-13
| Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском (практическом) занятии
|
|
| Подготовка к дискуссии
|
|
| Подготовка к ролевой игре
|
|
| Подготовка юридических документов
|
|
| Решение задач
|
|
Итого:
| |
|
Заочная форма обучения на базе среднего профессионального (профильного) образования (ЗС)
№ темы
дисциплины
| Формы внеаудиторной самостоятельной работы
| Трудоемкость в часах
|
1-13
| Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы
|
|
1-13
| Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение
|
|
9-12
| Подготовка вопросов для обсуждения на семинарском (практическом) занятии
|
|
| Подготовка к дискуссии
|
|
| Подготовка к ролевой игре
|
|
Итого:
| |
|