Содержательный модуль 1. Теория государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательный модуль 1. Теория государства



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Донецк – 2016

Министерство образования и науки ДНР

Донбасская юридическая академия

Международно-правовой факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Рабочая программа дисциплины

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Для направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавриат», заочной формы обучения.

 

Автор (авторы) программы: Заведующий кафедрой ТИГП П.И. Павленко

 

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права от 07 сентября 2015 года протокол № 1

 

Заведующий кафедрой ТИГП П.И. Павленко

«__»_______2016 года

 

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии международно-правового факультета от «__»_________2016 года протокол №__

 

Секретарь учебно-методической комиссии факультета Е.Д. Пшеничная

«__»_______2016 года

 

Утверждена: Проректор академии по учебно-методической

работе и методическим инновациям В.П. Бешенёв

«___»_____________2016 года

Донецк – 2016

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

1.1. Область применения, нормативные ссылки. Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой и базовой методологической учебной дисциплиной. Без овладения материалом учебного курса теории государства и права студентам невозможно понять содержание отраслей права. Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации студентом самостоятельной работы по изучению теории государства и права в пределах Государственного образовательного стандарта. В рабочей программе содержатся все необходимые методические материалы для подготовки студентов к лекциям, семинарским занятиям, зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ по теории государства и права.

Рабочая программа учебной дисциплины представляет собой методический комплекс, обеспечивающий учебный процесс по курсу «Теория государства и права». Программа предназначена для студентов заочной формы обучения и может быть использована для решения теоретических вопросов, как на семинарских занятиях, так и для самоподготовки при выполнении домашних заданий, а также при самостоятельной работе для самоконтроля. Кроме того, она может помочь при приеме зачетов и экзаменов для проверки знаний, полученных студентами в процессе обучения.

Настоящая рабочая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для ведущих данную дисциплину преподавателей и студентов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», обучающихся по программе подготовки «бакалавриат», заочной формы обучения и изучающих дисциплину «Теория государства и права».

Рабочая программа разработана в соответствии с: Законом ДНР «Об образовании» от 19 июня 2015 года; Приказом МОН ДНР № 412 от 20 августа 2015 года; «Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденным приказом МОН № 380 от 7 августа 2015 года; Образовательным стандартом; «Положением об организации учебного процесса в Донбасской юридической академии»; учебными планами академии по направлению подготовки юриспруденция уровня магистратура.

1.2. Цели и место в учебном процессе учебной дисциплины «Теория государства и права».

Целью изучения дисциплины является формирование знаний о сущности, содержании и форме государства и права и основных умений по использованию категориального аппарата юридической науки в профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины: изучение основных приемов и способов исследования государства и права, а также связанных с ними явлений; усвоение основных понятий и категорий указанного курса; изучение исторических этапов становления и развития государства и права; изучение подходов к сущности государства и права; изучение структурных элементов нормы права, системы права и системы законодательства; изучение стадий основных государственно-правовых процессов правообразования (нормотворчество, толкование права и реализация права); формирование правового сознания, правовой культуры и правового мировоззрения курсантов и студентов; формирование навыков анализа влияния правового сознания и правовой культуры на развитие права в государстве; изучение структуры и общих закономерностей функционирования правовой системы государства.

Место в учебном процессе. Дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой части гуманитарного цикла.

Для освоения дисциплины студенты, курсанты используют знания, умения и видыдеятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Основы правоведения», «История», «Обществоведение».

В процессе изучение теории государства и права устанавливаются междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: «Философия», «Политология», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право».

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать: основные методы исследования государства и права; основные понятия и категории теории государства и права; исторические этапы становления и развития государства и права; основные подходы к сущности государства и права; структурные элементы нормы права, системы права и законодательства; стадии правотворческого процесса, толкования и реализации права; составные элементы правового сознания и правовой культуры; современные правовые системы мира.

уметь: использовать основные методы познания для исследования государственно-правовых явлений; оперировать основными понятиями и категориями курса; давать правовую оценку историческим этапам становления государства и права; давать характеристику основным подходам сущности государства и права; определять структурные элементы нормы права, системы права и системы законодательства; классифицировать нормативно-правовые акты; давать характеристику правотворческому процессу, процессам толкования и реализации права; определять влияние правового сознания и правовой культуры на развитие права в государстве; давать общую характеристику современным правовым системам мира.

владеть: юридической терминологией, теоретической и нормативной базой теории государства и права; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений; навыками разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся предметом дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладание культурой поведения, готовности к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);

– нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способность к анализу социально значимых проблем и процессов (ОК-9);

– способность к участию в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

– способность к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способность к обеспечению соблюдения законодательства субъектами права (ПК-3);

– способность к принятию решения и совершению юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способность к применению нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

– готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способность к уважению чести и достоинства личности, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ПК-9);

– способность к толкованию различных правовых актов (ПК-15);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

1.4. Организация и технология обучения. Образовательные технологии. Отдельные виды образовательных технологий, используемых при ре­ализации программы дисциплины «Теория государства и права», опре­деляются в зависимости от конкретных форм обучения: обучение при непосредственном взаимодействии студентов с преподавателем; самосто­ятельная работа.

1.Дифференциация образовательных методов:

· информационные технологии обучение в электронной образовательной среде, расширение доступа к образовательным ресурсам, под­готовка презентаций учебного материала для совместного обсуждения;

· дистанционные технологии – размещение электронных материалов для подготовки к лекциям и семинарским занятиям, результатов работ в малых группах, презентаций, подготовленных студентами, увеличение контактного взаимодействия с преподавателем и объективного контроля и мониторинга знаний студентов путем применения средств электронной коммуникации;

· дифференциация лекционных и семинарских занятий

· проведение текущих консультацийи консультаций перед экзаменом (зачетом).

2. Работа в студенческой группе:

· работа в команде (малой группе) – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Используется при работе в аудитории или при проведении исследования на заданную темы вне аудитории;

· интеллектуальная разминка – активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснением степени усвоения учебного материала на уровне знания;

· дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навы­ки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию;

· разрешение проблем – учебные задания, которые требуют от сту­дентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последователь­ное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы;

· творческие задания – учебные задания, которые требуют от сту­дентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;

· обучение на основе опыта – активизация познавательной деятель­ности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения;

· обучающая игра – ролевая имитация студентами реальной про­фессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах;

3. Самостоятельная работа:

· проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоя­тельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

· контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

· индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

Способы проверки результатов обучения.

Формы контроля результатов обучения по «Сравнительному правоведению» можно разделить на два типа: «машинный» и «безмашинный».

Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы кафедры устный опрос студентов, доклад, курсовая работа, самостоятельная и контрольная работы.

Устный опрос. Контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

· выяснения готовности группы к изучению нового материала;

· определения сформированности понятий;

· проверки домашних заданий;

· поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии;

· при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов (курсантов). Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно используется коллективная работа группы, наиболее действенными приемами которой являются:

· обращение с вопросом ко всей группе;

· конструирование ответа;

· рецензирование ответа;

· оценка ответа и ее обоснование;

· постановка вопросов студенту самими учащимися;

· взаимопроверка;

· самопроверка.

Письменный контроль. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, рефератов.

Зачет. Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым студентом. Перед началом изучения материала студенты знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.

Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя.

Контрольная работа. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

 

1.4.1. Формы контроля знаний студентов по дисциплине

Тип контроля Форма контроля Параметры
Текущий   Контрольная работа Одна учебная пара
Промежуточный Зачёт Одна учебная пара

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов социально-правового факультета

на базе полного общего среднего образования и на базе младший специалист

и студентов факультета подготовки кадров для таможенных и налоговых служб

Тема Количество часов Форма контроля
Всего Лекции Семинары СР
           
Содержательный модуль 1
Тема 1. Понятие, предмет и методы теории государства и права     -   Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты
Тема 2. Происхождение государства. Общее учение о государстве     -  
Тема 3.Форма государства   -    
Тема 4. Механизм государства и государственный аппарат. Функции государства.     -  
Тема 5. Правовое государство и гражданское общество. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Теория демократии     -  
Тема 6. Политическая система и государство. Право, экономика, политика   -    
Вместе по содержательному модулю 1         Зачёт
Содержательный модуль 2
Тема 7. Происхождения права. Общее учение о праве, принципы в праве. Право в системе социальных норм     -   Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты
Тема 8. Нормы права     -  
Тема 9. Система права и система законодательства   -    
Тема 10. Правовые отношения. Правовое регулирование общественных отношений   -    
Тема 11. Формы права. Право образование   - -  
Тема 12. Право применение. Толкование норм права   -    
Тема 13. Правомерное поведение, правонарушени, юридическая ответственность   - -  
Тема 14. Законность и правопорядок   - -  
Тема 15. Правовое сознание и правовая культура   - -  
Тема 16. Правовые системы современности   - -  
Вместе по содержательному модулю 2         Зачёт
Всего часов         Экзамен

для студентов социально-правового факультета

на базе высшего неюридического образования

Тема Количество часов Форма контроля
Всего Лекции Семинары СР
           
Содержательный модуль 1
Тема 1. Понятие, предмет и методы теории государства и права     -   Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты
Тема 2. Происхождение государства. Общее учение о государстве     -  
Тема 3.Форма государства        
Тема 4. Механизм государства и государственный аппарат. Функции государства.     -  
Тема 5. Правовое государство и гражданское общество. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Теория демократии     -  
Тема 6. Политическая система и государство. Право, экономика, политика   -    
Вместе по содержательному модулю 1         Зачёт
Содержательный модуль 2
Тема 7. Происхождения права. Общее учение о праве, принципы в праве. Право в системе социальных норм     -   Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты
Тема 8. Нормы права     -  
Тема 9. Система права и система законодательства   -    
Тема 10. Правовые отношения. Правовое регулирование общественных отношений   - -  
Тема 11. Формы права. Право образование     -  
Тема 12. Право применение. Толкование норм права   -    
Тема 13. Правомерное поведение, правонарушени, юридическая ответственность   - -  
Тема 14. Законность и правопорядок   - -  
Тема 15. Правовое сознание и правовая культура   - -  
Тема 16. Правовые системы современности     -  
Вместе по содержательному модулю 2         Зачёт
Всего часов         Экзамен

для студентов факультета заочного обучения

на базе полного общего среднего образования и на базе младший специалист

Тема Количество часов Форма контроля
Всего Лекции Семинары СР
           
Содержательный модуль 1
Тема 1. Понятие, предмет и методы теории государства и права     -   Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты
Тема 2. Происхождение государства. Общее учение о государстве     -  
Тема 3.Форма государства   -    
Тема 4. Механизм государства и государственный аппарат. Функции государства.     -  
Тема 5. Правовое государство и гражданское общество. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Теория демократии     -  
Тема 6. Политическая система и государство. Право, экономика, политика   -    
Вместе по содержательному модулю 1         Зачёт
Содержательный модуль 2
Тема 7. Происхождения права. Общее учение о праве, принципы в праве. Право в системе социальных норм     -   Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, доклады, составление схем, рефераты
Тема 8. Нормы права     -  
Тема 9. Система права и система законодательства   -    
Тема 10. Правовые отношения. Правовое регулирование общественных отношений   -    
Тема 11. Формы права. Право образование   - -  
Тема 12. Право применение. Толкование норм права   -    
Тема 13. Правомерное поведение, правонарушени, юридическая ответственность   - -  
Тема 14. Законность и правопорядок   - -  
Тема 15. Правовое сознание и правовая культура   - -  
Тема 16. Правовые системы современности   - -  
Вместе по содержательному модулю 2         Зачёт
Всего часов         Экзамен

 

2.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

2.2.1. Основная литература

1. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 560 с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник Серия: «Высшее юридическое образование» Изд. 10-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2014. – 608 с.

3. Теорія держави і права. Академічний курс: Підручник / за ред. О.В. Зайчука, Н.М. Оніщенко. – К.: Юрінком Інтер, 2008. – 688 с.

2.2.2. Дополнительная литература

1. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – 3-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 213 с.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 528 с.

3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Издание 4-е, перераб. и доп. Серия: «Бакалавр». М.: Юрайт, 2013. – 640 с.

4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). – М.: Проспект, 2011. – 416 с.

5. Теорія держави і права: державний іспит / Ю.М. Оборотов, Н.М. Крестовська, А.Ф. Крижанівський, Л.Г. Матвєєва. – Харків: Одісей, 2007. – 256 с.

6. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.

2.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

2.3.1. Методические указания и материалы по видам занятий (вариант)

Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения курса «Теория государства и права». Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших правовых категорий и понятий, выработанных юриспруденцией и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса правовых наук.

Семинарское занятие – вид учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию по предварительно определенным проблемам, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Семинарские занятия проводятся в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой.

Перечень тем семинарских занятий определяется программой учебной дисциплины. На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает качество выполнения студентами индивидуальных заданий, их выступления, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и т.п. Оценки за каждое семинарское занятие вносятся в соответствующий журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплине.

В ходе семинаров студент (курсант) закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации о праве, умение последовательно, четко и аргументировано излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо просмотреть основные вопросы плана семинара. Начиная подготовку к семинарскому занятию, студентам необходимо, прежде всего, посмотреть конспекты лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать конспекты семинарских занятий по рекомендованным источникам.

Конспекты семинарских занятий имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.

Ведение конспекта способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

При конспектировании можно использовать следующие формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

При ведении конспекта важно развивать умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал, а также составлять конспект с учетом своего будущего устного выступления.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта, тем более учебника. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание учебной и дополнительной литературы, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Во время выступления преподаватель внимательно и критически слушает, подмечает особенное в суждениях студентов, улавливает недостатки и ошибки, корректирует их знания, и, в случае необходимости разрешает спорную ситуацию.

Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных контрольных работ, терминологических диктантов.

Семинарские занятия по предложению преподавателя могут быть проведены в виде свободной дискуссии по существу обсуждаемой темы, в форме выступлений с заранее подготовленными докладами по рекомендуемым вопросам и их последующего обсуждения. В ходе занятий студенты могут выполнять письменные задания по вопросам темы, отвечать на контрольные тесты. Также практикуется проведение семинарских занятий в компьютерном классе в интерактивной форме (обучающие игры, тестирование).

Подготовка к семинарским занятиям проходят в несколько этапов: во-первых, необходимо внимательно изучить вопросы и литературу, рекомендованную для анализа; во-вторых, следует произвести поиск дополнительной информации из известных источников (это могут быть электронные ресурсы; домашние, вузовские и городские библиотеки). В третьих, студент может готовиться к семинару как самостоятельно, так и при участии преподавателя, у которого можно проконсультироваться по вопросам семинарского занятия. В-четвертых, подготовка к семинару может быть как индивидуальной, так и коллективной (совместное обсуждение вопросов семинара). В-пятых, подготовку к семинару можно проводить (желательно) в письменном виде, составляя конспект литературы по теме или конспект ответа на вопросы семинара. В-шестых, при подготовке к семинару необходимо проводить репетиции, если это связана с деловыми играми, ролевыми играми. В-седьмых, при подготовке к практическому занятию студенту необходимо особое внимание обратить на состояние законодательства, которое очень динамично и может измениться накануне занятия. В-восьмых, студент должен обратить внимание на степень научной разработанности темы в смежных дисциплинах: философии, политологии, социологии, истории, культурологии и других.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержательный модуль 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Тема 3. Форма государства

(семинар – 2 часа)

 

План семинарского занятия

1. Понятие формы государства и ее составляющие.

2. Понятие и виды форм правления.

3. Понятие и виды форм территориального устройства государств.

4. Понятие и виды политических режимов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Скакун О.Ф. Теорія держави і права: підручник. / переклад з російської. – Харків: Консум, 2006. – С. 72-86.

2. Теорія держави і права. Академічний курс: Підручник / за ред. О.В. Зайчука, Н.М. Оніщенко. – К.: Юрінком Інтер, 2008. – С. 124-144.

3. Скакун О.Ф. Теорія держави і права (енциклопедичний курс): підручник. – Харків: Еспада, 2006. – С. 109-131.

4. Осауленко О.І. Загальна теорія держави і права: Навчальний посібник. – К.: Істина, 2007. – С. 85-99.

5. Оборотов Ю.М., Крестовська Н.М., Крижанівський А.Ф., Матвєєва Л.Г. Теорія держави і права: державний іспит. – Харків: Одісей, 2007. – С. 38-45.

6. Крестовська Н.М., Матвєєва Л.Г. Теорія держави і права: Елементарний курс. – Х.: Одісей, 2007. – С. 61-72.

7. Кельман М.С., Мурашин О.Г. Загальна теорія держави і права: підручник. – К.: Кондор, 2006. – С. 98-110.

8. Лисенков С.Л. Загальна теорія держави і права. Навчальний посібник. – К.: Юрисконсульт, 2006. – С. 54-69.

9. Теорія держави і права: Навчальний посібник / В.М. Субботін, О.В. Філонов, Л.М. Князькова, І.Я. Тодоров. – К.: Знання, 2005. – С. 81-99.

10. Загальна теорія держави і права: навчальний посібник / А.М. Колодій, В.В. Копейчиков, С.Л. Лисенков та ін., за ред. В.В. Копейчикова. – стер. вид. – К.: Юрінком Інтер, - 2000. – С. 76-84.

11. Рабінович П.М. Основи загальної теорії держави і права: Посібник для студентів спеціальності «правознавство», вид. 2-е зі змінами й доповненнями. – К. – 1994. – С. 46-50.

12. Кельман М.С. Теорія держави: навчальний посібник. – Тернопіль: Поліграфія, – 1997. – С. 101-121.

13. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, – 2002. – С. 124-135.

14. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – С. 352-367.

15. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – Т.1. Теория государства. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – С. 178-192.

16. Арзамаскин Н.Н. К вопросу о понятии формы государства. // Правовая политика и правовая жизнь. – 2006. – № 2. – С. 53-64.

17. Поклонська О.Ю. Форма держави постсоціалізму. // Вісник Запорізького юридичного інституту. – 2005. – № 2. – С. 17-24.

18. Аметка Ф.А. Сучасні тенденції трансформації форм державного устрою. // Вісник національного університету внутрішніх справ. – 2004. – вип. 25. – С. 252-257.

19. Грицак В.М. Політико-територіальний та адміністративно-територіальний устрій держави: проблеми співвідношення понять. // Вісник Одеського інституту внутрішніх справ. – 2004. – № 4. – С. 47-50.

20. Форма государства как способ его существования и функционирования в обществе. // Закон и бизнес. – 1998. – 9 декабря. – № 49. – С. 12-13.

Темы научных сообщений и рефератов:

1. Современные европейские государства с монархической формой правления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.106 с.)