Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование операционных механизмов
Мнемических способностей с помощью Метода развертывания мнемической Деятельности
Операционная сторона мнемических способностей может быть исследована с помощью четырех показателей: 1) скорости включения операционных механизмов в процессе запоминания; 2) набора применяемых операционных механизмов; 3) умения субъекта управлять процессом запоминания — управлять применением способов организации материала; 4) эффективности мнемической деятельности, осуществляемой благодаря системе функциональных, операционных и регулирующих механизмов. Три показателя из указанных — качественные, характеризующие уровень развития и своеобразие операционных механизмов; последний показатель — количественный, характеризующий эффективность применения операционных механизмов, который выражается в скорости и точности правильного запоминания с последующим правильным воспроизведением. С помощью этих показателей можно охарактеризовать операционную сторону мнемических способностей испытуемых любого возраста, но доля выраженности каждого показателя будет различной. Если говорить об общей тенденции, то с возрастом наблюдается усиление присутствия операционных механизмов в мнемическом процессе. Исследования мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности позволяют таким образом охарактеризовать операционные механизмы: операционные механизмы могут быть осознаваемыми (осознаются в процессе проявления, в процессе развития системы мнемических способностей или при запоминании сложного, непонятного, больших объемов, незнакомого материала в трудных условиях); эффективность проявления операционных механизмов индивидуально и ситуативно своеобразна (операционные механизмы, «раздвигая» границы объективных возможностей функциональных механизмов, способны ослабить непосредственную их продуктивность); направленность операционных механизмов конкретного субъекта в сторону перцептивного, образно-представленческого или мыслительного анализа относительно стабильна (набор операционных механизмов варьирует, но чаще всего в пределах определенного ментального мнемического пространства);
операционные механизмы конгруэнтны, «чувствительны» к запоминаемому материалу (это та «клавиатура», через которую информация максимально эффективно может «соприкасаться» с функциональными механизмами). Обозначенные выше свойства операционных механизмов проявляются в системном взаимодействии настолько, что практически не имеет смысла анализировать изолированно, например, эффективность запоминания без учета уровня развития мнемических способностей, продуктивности функциональных и развитости регулирующих механизмов. Эффективность системы функциональных и операционных механизмов становится более выраженной благодаря развитой операционной стороне (см. табл. 5). Это видно по результатам запоминания фигуры 3 (экспериментальный материал, который уже позволяет развернуть мнемичес-кую деятельность) и фигуры 10 (экспериментальный материал, с которым нельзя справиться при отсутствии функциональной системы мнемических способностей) [252, 266]. Данные, приведенные в табл. 5, демонстрируют чрезвычайно заметный разброс результатов, обусловленный включением в процесс запоминания операционной стороны. В таблице представлены исключительно пределы континуума, и это не случайно, ибо фигуры 3 и 10 представляют собой соответственно наиболее простой и наиболее сложный материал, применяемый для изучения операционных механизмов. В этой связи наблюдающаяся незначительная динамика результатов при запоминании карточки 3 испытуемыми разного возраста подтверждает наши предположения относительно противоречивых свойств операционных механизмов. С одной стороны, испытуемые 11 лет способны запомнить фигуру 3 уже за 8 с, что свидетельствует о скорости включения операционных механизмов. С другой — включающиеся в процесс запоминания операционные механизмы могут и не дать должного результата (Гзап = 192 с). Совершенно очевидно, что каждый количественный показатель нуждается в качественном анализе.
Таблица 5
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.005 с.) |