Византийские филархи рода гасан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийские филархи рода гасан



 

САЛИХИДЫ И ГАСАНИДЫ

 

Со времени разрушения мелких арабских государств, ориентировавшихся на империю, как Пeтра, Пальмира, арабские племена, достигавшие сирийской пустыни, стали смелее нападать на ее границы. Византии предстояло решать вопрос, какому племени отдать предпочтение, какое из них будет выполнять обязанности стражей и оберегать азиатские провинции. Необходимо было обеспечить их безопасность и держать в относительном повиновении других "сынов пустыни".

История рода ал Кинди показала, насколько сложна была такая задача, так как для ее решения было необходимо принимать во внимание много противоположных интересов. Век Юстиниана был скреплен связью с гасанидами, добившимися превосходства за счет других арабских племен, вынужденных уступить им свое место. Наряду с судьбой киндитов и до них была решена судьба другого арабского племени — Салих, из которого происходил род Зоджома, известный и греческим, и арабским источникам. Возможно, что к ним принадлежал Зоком, христианин и ромейский филарх IV в., известный церковным историкам.1 Господствующее положение салихиды занимали более столетия, их сменили гасаниды.

Арабские историки расходятся в некоторых подробностях, их сообщения не отличаются точностью, но в основных фактах они сходятся. Первые цари в Сирии, сообщает Масуди (ум. в 956 г.), были танухиды; выходцы из Химьяра, они отрицали свое родство с Маадом и называли себя кедаитами. Следующей волной арабских племен, достигших Византии, были салихиды. Они проникли в Сирию, "подчинили Танух, обратились в христианство и были воцарены ромеями над этими арабами в Сирии" —. Судя по тому, что положение салихидов тот же автор считает утвердившимся —, они господствовали длительное время.2 Нельдеке считал, что из их рода было пять филархов, последовательное правление которых занимало не менее столетия. Последним из них был Дауд ал Латик, построивший монастырь Давида — 3. Иакуби (ум. в 897 г.) называет правителя этих арабов "раис Салих" —.4 Абулфеда (ум. в 1331) говорит, что гасаниды, заняв место рода Зоджома, "убили их царей" —.5

Появление гасанидов в Сирии Масуди связывает с происшедшими в Йемене событиями, которые побудили эти племена двинуться на север, где они достигли Сирии. Свое имя Гасан получили от некоего колодца или источника, у которого они осели. По одной версии, это озеро или водоем находилось между местами Зебид и Рима в Йемене (Масуди), по мнению других — в Сирии (Хамза Испаганский, Абульфеда). Иакуби сообщает, что Гасан сначала напали на Сирию и остановились "в земле Балка", в то время как "в Сирии было племя из числа Салиха". Гасаниды "спросили Салих", не могут ли они остаться на тех же основаниях, что и Салих, попросив разрешения на это ромейского царя. "Раис Салиха", которым тогда был Дахман ибн Амлак (Имлик), написал об этом ромейскому царю. Император дал свое согласие, и гасаниды осели в Сирии.6 Хамза Испаганский называет другое лицо Салиха ибн Халвана. Салихиды, оказав покровительство пришельцам, возложили на них подать —. По поводу подати возникли разногласия, которые привели к военным столкновениям. Салихиды были потеснены, а гасаниды взяли верх и утвердились. Другой источник считает Джафна ибн Амра ибн Таалаба ибн Амра ибн Мозейкиа тем, кто убил царя Салиха и захватил его место.7

У арабских авторов в различном написании дано имя императора, к которому обращались салихиды. Так, Хамза называет его — Несторием,8 а Иакуби — "Навшар".9 Арабский текст династийной хроники Барэбрея дает (стр. 148), что восходит к другим источникам.10 Местом пребывания императора названа, что можно принять за написание Антиохии. Эти сбивчивые сведения все же дают возможность установить с относительной вероятностью последовательность событий. Движение гасанидов из Аравии, пребывание в области Балка, неизбежная встреча с салихидами и попытка узаконить свое положение в новых областях — этапы, которые явственно выделяются из арабских источников. Материал позволяет утверждать, что пребывание салихидов и их филархат были обусловлены прежде всего тем, что они несли сторожевую службу для империи и были связаны обязательствами вносить подать. Гасаниды, прося разрешения остаться, утверждали, что примут те же условия, на которых у границ Византии пребывал Салих, а это было несение военных обязанностей и уплата подати, что вполне соответствует действительному положению вещей.11 Возможно, что сам филарх гасанидов и его род должны были принять христианство, в чем они последовали за салихидами. Во всяком случае, гасаниды считались строителями церквей и монастырей, как Гафна, а особенно его сын Амр.12

Наиболее сложным является вопрос о хронологии: когда именно проникли гасаниды в Сирию, когда они сместили салихидов. Анализ сведений арабских авторов не позволяет прийти к окончательному решению, а лишь к наиболее вероятному. Название города Антиохия вызвало предположение, что речь идет о времени мятежа Иллуса, который обосновался в столице Сирии при императоре Зеноне (482–484 гг.). Можно также думать, что раис Салиха обратился не к императору, а к магистру войск (magister militum), резиденцией которого была на Востоке обычно Антиохия. Имя ромейского царя искажено, предположительно его следует считать именем императора Анастасия, что вполне соответствует данным византийских хроник. Но никак нельзя согласиться со схемой, предлагаемой И. Каваром, по которой в 484 г. гасанидам было предложено оставаться при условии военной помощи, а в царствование Анастасия они должны были принять христианство и платить подать.13 Дело обстояло сложнее, гасаниды постепенно набирали силу, укрепляли свои позиции и стремились занять независимое от филархов Зоджома положение. Если согласиться с соображениями Нельдеке, что Зоком происходил из рода Зоджома, то филархат принадлежал этому роду более 100 лет, так как Зоком был современником императора Валента (364–378 гг.).

Особенно сложен вопрос о первых десятилетиях пребывания гасанидов в Передней Азии, так как смешение их с киндитами не дает возможности проследить с должной точностью их действия. Соперничество между гасанидами, салихидами и киндитами было важнейшим поводом для тех или иных мер, принимаемых Византией, Хиртой и Химьяром в их взаимоотношениях.

Арабы "дома Таалаба" были киндитами, которые в последних десятилетиях V в. и в начале VI в. достигли особенно значительного положения. Но, помимо этого, имя Таалаба упоминается как имя лица, которое привело гафнидов в Сирию. Это также осложняет возможность различать эти два рода, что, впрочем, не имеет решающего значения для истории арабов.14 Следует также отметить, что действия таалабитов были в интересах киндитов.15 Причислять таалабитов к гасанидам 16 нам не представляется правильным; это была ветвь киндитов, которые в данный период захватили ведущую роль в областях, тяготевших к Византии.

В церковной истории Евагрия имеются сообщения светского характера, в ряде случаев отнесенных к Евстафию Епифанийскому. Он списал их, назвав свой источник. Сообщение об арабах-скинитах и их нападениях исследователи также относят за счет Евстафия, источника первостепенной важности.17 Стремясь "одержать верх" над ромейской державой, "варвары-скиниты" "нападали на Месопотамию, обе Финикии и Палестину". Ромейские полководцы неоднократно сражались, и арабам "доставалось" —??????????????????????????????????????????. "Наконец они утихомирились, заключив мир с ромеями все сообща". Текст этот приводится между повествованием о подавлении мятежа исаврийцев и о походе Кавада на Феодосиополь и Амид, что позволяет сопоставить сведения Евагрия — Евстафия Епифанийского с заметкой Феофана под 5995 г., когда Византией был заключен мир с Арефой, "называемым Таалабаном". Заключение договора 502 г. относится, по Феофану, к киндитам, которые упомянуты в тексте. Евстафий успокоение, наступившее среди "варваров-скинитов", и заключение с ними договора не связывает ни с каким именем собственным, поэтому можно предположить, что речь идет о гасанидах, что и они включены в этот договор.18 Для гасанидов, недавно осевших и продолжавших тревожить Византию, особенно подходит выражение "варвары-скиниты", что может подтвердить приведенное выше соображение, тем более что хроника Феофана под 5990 г.19 говорит о победах стратига Евгения и военачальника Палестины Романа —???????????????????????????? — над Огаром (Худжром), сыном Арефы Таалабана и, следовательно, киндита, но и над "другим скинитом, Габалой по имени", который "по собственному почину нападал на Палестину" —??????????????????????????????????????????????. Этот Габала был отцом филарха гасанидов Харита.20 Наступление по всем направлениям вдоль границы, предпринятое ромейскими войсками против арабов, можно приурочить к 497/8 г. и к последующим годам. Наиболее вероятно, что оно захватило последние годы V в., первые два года VI в. и завершилось общим соглашением —??????????????????? — всех "скинитов-варваров" с ромеями.21 По тексту Феофана видно, что нападения Габалы с гасанидами происходили независимо от киндитов, что они утверждались, укреплялись и, отбросив салихидов, выступали самостоятельно.22

Таким образом, новая группа племен, возглавляемая гасанидами, стала твердой ногой у границ Византии, вступила с ней в соглашение, чтобы стать на страже ее границ и занять положение федератов.

 

"СЛАВНЫЙ" ЦАРЬ ХАРИТ ИБН ГАБАЛА

 

Новым и основополагающим в истории изучения северных доисламских племен справедливо считается классический труд Нельдеке. Им были введены своеобразный метод исследования, сравнительный филологический анализ данных, параллельное рассмотрение восточных и греческих источников, сочетание сведений которых позволило установить новые фактические данные и дать хронологическую последовательность. Во многом оправдалась его суровая критика поздних арабских сведений, которые не только не отражали действительного исторического положения, но и препятствовали установлению несомненных фактов.

Харит ибн Габала — наиболее яркий представитель династии гасанидов, упрочивший ее положение и создавший ей славу. По времени его филархат, а затем царствование были длительными; его смерть относится к 578/9 г.23 Самые существенные данные его деятельности установил Нельдеке, как и соответствие имен Харита и Арефы, наличие двух одноименных филархов-арабов — гасанида Харита и киндита Харита, убитого лахмидами в 528 г., выполнение гасанидом Харитом карательной экспедиции против самарян в 529 г.; наконец, ему же принадлежит детальный список чинов, "достоинств" и званий, полученных Харитом и известных восточным и греческим источникам. Работа такого выдающегося ученого, как Нельдеке, оказала глубокое влияние и явилась образцом для последующих трудов, посвященных другим северным арабским племенам, что отмечено нами и выше. Все основные выводы выдающегося семитолога были приняты и развиты в последние годы, причем особенно важное значение придали дате 502 г., как времени установившихся договорных отношений между Византией и арабскими племенами, не только киндитами, но и гасанидами. Вслед за Нельдеке было уделено внимание званиям Харита, но в значительной мере лишь повторялись установленные им данные.24 Более конкретные и более углубленные представления о византийских рангах могут быть получены благодаря последним работам проф. Р. Гийана.25 Особенно интересовал вопрос об измене Харита Византии, на что есть намеки в греческих источниках. К этому придется еще вернуться, и нельзя не отметить, что апологетический тон некоторых исследователей является совершенно излишним.

Ввиду того что участие Харита в войнах Византии против Ирана, в борьбе с набегами персидских арабов было рассмотрено в главах о лахмидах и киндитах, нами будут выделены главным образом те эпизоды, о которых в них не упоминалось или говорилось о роли гасанидов лишь вскользь.

Прежде всего следует сказать, что лучший источник по истории войн с персами при императоре Анастасии, сирийская хроника Иешу Стилита, начало войны относит к августу 502 г., а ее конец и заключение мира — к 506 г.26 Можно предполагать, что договор с арабами 502 г., о котором уже шла речь, был заключен или до наступления персидских войск, или в самом начале войны. Участие в ней арабских племен с обеих сторон было самым активным. Не только лахмиды во главе с Нааманом совершали жестокие нападения, но и "ромейские арабы", в одних случаях названные таалабитами, в других без упоминания имени племени, наносили поражения персам. Предположить участие гасанидов со стороны Византии можно, но утверждать нельзя, так как они не упомянуты в источниках. Габала, отец Харита, упомянут под 497/8 г. в "Хронографе" Феофана. Участие арабов на стороне Византии в войнах с персами несомненно, и оно было очень активным.

Так как пристрастные взгляды Прокопия известны, то особое значение приобретает свидетельство сирийской хроники Захарии Митиленского о персидско-византийских военных действиях.

В 838 г. греков в месяце тамузе, т. е. в июле 527 г., Юстиниан стал самодержцем, единовластным правителем Византии. "С самого начала своего царствования и по сей день — он заботился о постройках и обновлении городов и их стен". Между ромеями и персами были военные действия, стратилатом был Тимострат, который собрал войска, чтобы осадить Нисибин, но взять его они не смогли, как и крепость Тебет, находившуюся в 15 парасангах от Дары. Сильная жара, отсутствие воды погубили множество солдат, особенно пеших.27 Юстиниан для охраны Ароба (Бет Арабайе) в пустыне Танурин решил построить город для обороны от нападений арабов (— taiyaie). С этой целью был послан ападанаец (т. е. из Ападаны) силенциарий Фома, который заготовил необходимое, и было приступлено к работам, но арабы и кудишиты из Сингары и Тебета вынудили их прекратить. Персы, в виду того что византийские войска стремились занять Нисибин и Тебет, укрепили оборону в пустыне Танурин, выкопав там рвы. Между тем дука Тимострат умер, Велисарий был назначен после него. Замечательно, что сирийская хроника отмечает, что Велисарий запрещал своему войску грабить крестьян, которых он "любил". В этом была, по мнению хрониста, немалая заслуга евнуха Соломона, сопровождавшего его и бывшего нотарием дуки Фелициссимуса. Были вновь собраны ромейские войска с многими военачальниками, в том числе был "Атфар, глава арабов".

Между тем персы прокопали значительное число рвов, которые они маскировали, поставили деревянные треугольные заграждения, оставили ямы. Ромейское войско попалось на эти военные хитрости, особенно пострадала опять пехота; конные с Велисарием устремились обратно в Дару. Персы взяли много пленных. "Атфар, царь арабов, во время бегства был ранен в упор (на близком расстоянии) и умер. Он был муж воинственный и мудрый, хорошо обученный ромейскому оружию, прославился в битвах в разных местах и был знаменит".28 Атфар — это сохранившееся в греческом написании имя???????29 о котором известно, что он был филархом. Он упомянут с другими византийскими военачальниками, которые выступили против персов (при жизни Кавада), возглавленных Мераном и Ксерксом. В числе византийских начальников названы Кузтис, Севастьян с исаврийцами, Проклиан, дука Финикии, комит Василий. "С ними были Велисарий и Тафар филарх. Лошадь Тафара споткнулась"; он был сброшен на землю и убит (??????). У Малалы год не обозначен.30 Но в сирийской хронике Иакова Эдесского к 527/8 г. относится нападение персов на Месопотамию и Майферкат (1-й год императора Юстиниана).31 Имя самого Харита упоминается в другом случае. Часть византийского войска произвела нападение на владения лахмида Мундара. Поход возглавляли дуки Финикии и Евфратезии, а также один из хилиархов; войска арабских филархов были также участниками этого похода, предпринятого с целью отомстить за убитого лахмидами филарха ромеев киндита Харита. Участник этой экспедиции 528 г. был гасанид Харит, по общему признанию исследователей.32 Нельзя сомневаться и в том, что и названный Гнуф носил измененное имя Гафна — Джафна, традиционное в роде гасанидов, и, следовательно, он также был представителем этого рода. С этого времени имя Харита — Арефы не сходит со страниц греческих и сирийских хроник. Несомненно участие, которое принял Харит в усмирении восстания самарян, размеры и значение которого были велики. О нем сохранилось свидетельство нескольких близких по времени к этим событиям источников. События в основном излагаются в одинаковой последовательности, могут быть установлены и их даты. Причиной восстания были притеснения, чинимые правительством Юстиниана, в числе других нехристианских народностей, самарянам.33 Принуждение и угнетение, в которых они жили, вызвало их протест и восстание. "В июне месяце 7-го индиктиона произошло возмущение племени самарян, которые разрушили множество строений в Скифополе". Архонт Басе, которого считали ответственным за случившееся, был обезглавлен "в своей же области". Восстание продолжалось, самаряне "поставили тираном и увенчали разбойника по имени Юлиан, самарянина"; после этого были сожжены строения, церкви, убиты многие христиане. Заняв Неаполь, Юлиан устроил ристалища на ипподроме. Но победившего в играх христианина Никиту велел казнить на ипподроме; им был также убит и епископ города. По приказу против самарян выступили дука Федор "с большим войском, взяв с собой филарха Палестины", которым следует считать гасанида Харита.34 Тиран бежал, но был захвачен, он и множество самарян были казнены.35 В извлечениях из Малалы у Константина Порфирородного повторяется тот же рассказ, с уточнением имен разбойника Юлиана, как?????????? и дуки Палестины, как?????????????????????????.36 Выражение источника "филарх Палестины" без указания его имени побудило некоторых исследователей считать, что это был один из арабских шейхов-филархов, но не гасанид Харит, так как "он не был филархом Палестины", а состоял филархом провинции Аравии.37 Существовали филархи разных епархий, поэтому один из них действовал в Палестине против самарян, другой, после того как они были разбиты и бежали, добивал их н захватил в Трахонитиде огромное число самарян в плен. Трахонитида занимала горный массив Леджа провинции Аравии, где действовал "филарх сарацин ромейских", которого и следует считать Харитом.38 Однако если вспомнить, что в 529 г. Прокопий считал его филархом провинций Палестина I и II,39 то приведенные выше соображения могут вызвать сомнения.

О восстании самарян известно и Кириллу Скифопольскому, который в житии Саввы Освященного сообщает, что оно произошло в четвертый месяц после кончины аввы Феодосия, которую он относит к январю 7-го индиктиона, как и Малала, т. е. к 529 г. Кирилл в своем рассказе упоминает, что восставшие самаряне уничтожили около Неаполя????????????? — все сельские поселения или деревни, которые они сожгли. С опустошениями земель и городов Палестины, которые произвели самаряне, было связано ходатайство, с которым св. Савва отправился в Константинополь, чтобы снять подать с провинций Палестины I и II. Он прибыл в столицу в апреле 530 г.40 Прокопий Кесарийский 41 это подтверждает, так как считает, что в этом восстании погибло около 100 тысяч человек; пусть это будет преувеличением, но, несомненно, он правдив, утверждая, что земля в этих местах осталась необработанной и плодородные пространства перестали давать урожаи. Новые данные вносит в историю самаринского восстания "Хронограф" Феофана и "Сирийская хроника" Захарии Ритора. По словам последней, самаряне оказались под влиянием Ирана, так как, "узнав относительно персов, что они от времени до времени нападают и вторгаются в землю ромеев", они вспомнили, будто они выходцы из южного Междуречья и "были посланы Салманассаром, царем Асура", на новое местожительство и "осели в Самарии". Они восстали, желая помочь персам, основываясь на этой старой связи и на том, что они "вышли из их земли" и основались в ромейской земле.42

Связь самарян с персами подтверждает и греческий Хронограф. Хосров, получив от магистра Гермогена "подношения", не пожелал заключить мир, так как самаряне-перебежчики обещали "предать ему всю свою землю Палестину"??????????????????????????????????????????. Шаханшах полагал, что его союзниками будут иудеи и самаряне в количестве 50 тысяч (?????????').43

Об участии арабов в подавлении восстания самарян говорит тот же сирийский источник, они названы им — "арабы Аравии". Действовали они совместно с византийским войском.44 "Филарх ромейских арабов", следовательно, гасанид Харит, "взял добычу в 20 тысяч юношей и девушек, которых он захватил как пленных и продал в персидских областях и Индике" ('??????????????).45 Эти пленные были проданы на невольничьих рынках Ирана и на Аравийском полуострове, так как Индика обычно у Малалы — южноарабские области полуострова. Добыча должна была принести ему и его войску большую прибыль.

Все основания полагать, что поддержка восставшим со стороны персов сыграла свою роль и укрепила их надежды. Византии было необходимо мобилизовать все свои силы, поэтому к "ромейскому войску" были присоединены и арабы, находившиеся в их распоряжении. Судя по тому, что филарх захватил огромное количество пленных, он действовал очень решительно и подавил мятеж самыми жестокими мерами. То, что арабы названы "арабами Аравии", указывает на византийскую "провинцию Аравию", где они располагались.46

Следующим упоминанием о военных действиях с участием арабских войск под началом Харита является битва при Каллинике. Выше было уделено внимание событиям, связанным с наступлением персов при поддержке арабов Хирты на Византию. Войска Кавада двинулись, переправившись через Евфрат у Киркесия. Расположившись у Евфрата, в соответствии со своими правилами ведения войны, они выкопали ров (,?????).47 Велисарий поспешно собрал войска конные и пешие, в числе которых были малообученные исаврийцы.48 "И Арефа с войском арабов прибыл сюда". Маршрут похода персов был выработан в соответствии с советами Мундара, направление было выбрано удачно, нападение было неожиданным, так как впервые войска шаханшаха вторглись этим путем. Решительная битва, по записи Прокопия, произошла на правом берегу Евфрата у Сур, против города Каллиника, лежащего на левом берегу реки, в субботу 19 апреля 531 г., накануне праздника пасхи. Сирийская история Захарии Митиленского считает, что битва произошла в "воскресенье опресноков" 9-го индиктиона, т. е. в день пасхи. 20 апреля 531 г.49 Аштабид и персы боялись вступить в бой с ромеями, поэтому они предложили отпраздновать день пасхи ради христиан, которые в "нашем" войске персов и "ради вас", потому что "вы христиане". Велисарий на это согласился, но другие военачальники были недовольны и готовились к бою. День сражения выдался холодный, ветер был византийскому войску в лицо. Византийское командование поставило на правом крыле, на покатой местности, "Арефу и всех его арабов", так что они оказались непосредственно перед левым крылом персидского войска, которое занимали арабы лахмидского царя.50 Но в битве лучшая часть персидского войска врезалась в расположение арабских войск Византии. Отряды, возглавляемые Харитом, разделились и пропустили персов, которые благодаря этому получили возможность зайти в тыл ромейской коннице. Хотя Прокопий и говорит, что "все обратились в бегство" и что это послужило поводом для обвинения Харита в предательстве, имеются сведения, сообщенные Малалой, которые дают возможность толковать действия арабов иначе. Поле битвы покинули фригийцы (??????), которых Прокопий называет исаврами и ликаонитами; с ними ушла и часть арабов. Другая часть арабов "осталась с Арефой биться" —??????????????????? '??????????????.51 Однако и у Малалы сказано, что существовало мнение, будто вследствие "предательства их филархов" —????????????????????????????? обратились арабы в бегство. Вопрос о предательстве, благодаря противоречивым данным, требует особого разбора как в связи с эпизодом 531 г., так и с другой кампанией 541 г., в которой участвовали арабские отряды Харита. Сирийская хроника говорит, что византийское войско вообще обратилось в бегство, многие утонули в Евфрате, другие были убиты. Войско Бутса было захвачено в плен, но сам Велисарий спасся.52 Потери византийских войск были настолько велики, что даже Прокопий вынужден признать успех персов. Поражение было причиной удаления Велисария с театра военных действий. "Велисарий же, так как император обвинял его в том, что было уничтожено ромейское войско персами у Таннуриса и у Евфрата, был отпущен и отправился к императору. После него в Даре был Константин".53 В связи с тем, что персы продолжали военные действия, не соглашались на заключение мира и в том же году совершили поход на Осроену, а в Армении осадили Майферкат, Византия не распустила своих войск. "Было собрано большое ромейское войско, стратилатом стал Ситта, и бар Габала, царь арабский, был с ними".54 Эти войска, с которыми был и Харит, достигли Амида в октябре или ноябре (месяц тишри, без указания первый или второй) 10-го (???????) года индиктиона; следовательно, еще в 531 г. Харит продолжал участвовать в походе.

В конце 30-х годов, предшествующих следующей персо-византийской войне, возник спор между арабами о так называемой "Страте", мощеной стратегической и торговой дороге между Дамаском и Пальмирой, о чем речь была выше в связи с воинственными замыслами Мундара. Следует особо отметить аргументы, которые Харит стал приводить в пользу своих прав на эту дорогу и прилегавшие к ней земли. Мундар жаловался, что терпит обиды от Харита, который его якобы вытесняет с его земли, и под этим предлогом стал совершать нападения на византийские области. Не лишено интереса, что оба арабских царя ссылались в своем споре на юридические документы, утверждая, что они, арабы, не упоминаются в договоре, заключенном между Ираном и Византией. Харит сослался и на обычное право, значение которого было исключительно большим. Доказывая, что пространства вокруг "Страты" принадлежали империи, он напомнил, что самое слово, обозначающее эту дорогу, латинского происхождения и прав он. Им было приведено обычное для того времени доказательство — свидетельство старейших мужей —???????????????????????????.55 Конфликт был улажен византийскими дипломатами Стратегием и Суммом, и было достигнуто известное успокоение. О том, что Византия стремилась внести мир и спокойствие в провинции Аравии и в ближайшие области, свидетельствует и новелла 102, данная на имя епарха Иоанна Каппадокийского в 536 г.56 Персы осуществили свои военные замыслы позднее.

Замечательно, что Табари сохранил в своей хронике рассказ об этих событиях. Со стороны персидских арабов назван Мундар ибн Нуман. Царем арабов Сирии Юстиниан сделал Халида ибн Габала, т. е. Харита ибн Джабала. Уже указывалось, что его имя дошло в данном случае в пехлевийской передаче, где звуки l и r передаются одним и тем же письменным знаком. Поэтому имя Харита могло быть прочитано как Халид. Харит будто бы напал на области, принадлежавшие Мундару, перебил людей, взял большую добычу. Но так как между обоими великими государствами был заключен мир, Мундар стал требовать, чтобы Хосров способствовал возвращению захваченной у него Харитом добычи и оплаты принесенного урона. Шаханшах будто бы писал и требовал этого неоднократно у Юстиниана, но не получил удовлетворения и выступил в поход, захватив ряд городов, в том числе Антиохию.57 Таким образом, в представлении персидско-арабской традиции вина за столкновения арабов во время мира лежала на гасаниде Харите. Арабские отряды и Харит упомянуты в кампании 541 г. после взятия Антиохии персами и первых попыток захвата Лазики. Когда Велисарий стал собирать войска в Месопотамии, чтобы организовать наступление, к нему пришел и Харит "с большим войском арабов".58

Когда Велисарий был вынужден отказаться от намерения взять Нисибию, он обложил со своими войсками Сисавраны. Но и здесь его отразили персы. Собрав военачальников, он стал развивать свой план кампании, в которой арабскому войску была дана определенная задача — вступить в Ассирию, т. е. области в нижнем течении Тигра. Он мотивировал это тем, что арабы неспособны вести систематическую осаду —????????????????????????????????????????????. Но зато они могут нанести врагу тяжелый ущерб иным способом.59 В соответствии с этим Харит получил от Велисария приказ "вторгнуться в Ассирию" со своим войском и с 1200 стратиотами, которые находились под началом Траяна и Иоанна, "добрых в войне". Однако и они были подчинены Хариту, задачей которого было опустошить эту область Ирана и собрать сведения относительно войск, которые имеются там. Харит перешел со своими силами Тигр и нашел эту провинцию Ирана в цветущем состоянии, в течение длительного времени не подвергавшуюся разорениям, но не защищенную, не имевшую должной охраны. Царь ромейских арабов мог осуществить задуманное, в быстром набеге он захватил огромную добычу, обогатив свое войско и себя.60

Крепость Сисавраны была взята между тем Велисарием, но Харит не хотел возвращаться к византийским войскам, "опасаясь, чтобы его добыча не была захвачена ромеями". Не желая делиться награбленным, он послал нескольких лазутчиков, чтобы иметь возможность сказать, в соответствии с их ложными донесениями, что вернуться ему препятствует большое персидское войско, которое стремится перейти через Тигр. Точно так же он направил возвращавшихся подчиненных ему Траяна и Иоанна с их отрядами не к Велисарию, а другим путем к городу Феодосиополю, который находится у реки Хабор.61 Велисарий со своим войском, не получая известий, находился в беспокойстве, а затем был вынужден отступить. Так как Харит не возвратился к нему, то он и не мог выразить ему свое неудовольствие. Следует отметить, что в византийском войске арабы считались наиболее боеспособными —????????????????????????????????????????? — и их быстрый натиск имел значение для общего ведения войны.62 Поэтому и Прокопий упоминает о его рейде как об одном из событий войны, встревоживших Хосрова, который в это время вел осаду Пeтры.63 В связи с этим эпизодом автор "Персидских войн" вновь возвращается в скрытом виде к обвинениям Харита в предательстве.

Весной 545 г. между Византией и Ираном был заключен мир на пять лет. Но в следующем же 546 г. вспыхнула война между лахмидами и гасанидами, не перестававшими враждовать. Один из сыновей Харита пас табуны лошадей, когда на него напал Мундар, захватил его и "тотчас принес в жертву Афродите", арабской богине Уззе. Далее следует замечание Прокопия, к которому еще придется вернуться, а именно, что этот факт показал, что "не предавал Арефа дела ромеев персам". После этого войска обоих царей сразились; победа была на стороне гасанидов. Харит едва не взял живыми двух сыновей Мундара. Персидские арабы частью обратились в бегство, частью были перебиты.64 Прокопий и в "Истории готских войн" вспоминает о том, что арабы взаимно нарушили мир тогда, когда он был заключен между великими державами.65

Последним, заключительным действием в длительной вражде была смерть Мундара, убитого в 554 г. при Киннешрине в кровопролитной войне лахмидов с гасанидами, в которую включились и другие племена арабов, примкнувшие к той или другой группе сражавшихся племен.66 В дальнейшем вражда между византийскими и персидскими арабами несколько ослабевает, так как появляются новые обстоятельства, изменившие соотношение сил.

Гасаниды утвердились, вынудив салихидов уступить им место. Не меньше затруднений испытывали они, отвоевывая положение, занятое киндитами. Несомненно, отдельные представители этого рода продолжали занимать места среди групп арабских племен, связанных военными обязательствами с Византией. О таком положении и трениях, которые продолжали возникать между соперничавшими филархами, говорит сообщение Кирилла Скифопольского, которое следует отнести ко времени после 544 г.67 "Два филарха подчиненных ромеям арабов Арефа и Асвад напали друг на друга", следствием чего были восстания ('????????????), и "варвары" рассеялись по всей "этой пустыне", т. е. той местности, где находились лавра и скиты Евфимия. Арабы нанесли много ущерба (???????), о чем было широко известно.68

Упоминаемый Арефа был, конечно, Харит ибн Габала, действовавший в эти годы особенно активно и занимавший положение старшего или первого филарха византийских арабов. Что касается Асвада, то наиболее вероятно предположение, что это был киндит, тем более что это области, которые в течение длительного времени были под филархатом киндитов (провинции Палестина I и II и Арабия).

В истории рода Гасан наряду с именем Харита следует упоминать Абукариба, деятельность которого протекала в областях, прилегавших к Красному морю. Ему были посвящены специальные страницы исследования, и потому здесь следует лишь упомянуть, что принцип родовой или семейный действовал в достаточной мере и связывал "начальников" арабских племен между собой. Братья опирались друг на друга, на семейную связь. Значительная часть арабов, находившихся на территории византийских провинции и прилегавших к их границам областей, управлялись ими. Объединение их сил в большой степени облегчило им господство, победу над салихидами, киндитами, относительные успехи в войнах с лахмидами.

В сведениях о Харите существенное место занял вопрос о его предательстве (????????), мнимом или действительном, о котором говорят некоторые источники. Обвинения или защита Харита неизбежно рассматривались исследователями, но особенно настойчиво и подробно этим вопросом занялся И. Кавар, посвятивший Хариту целую серию статей. Апологетический тон Кавара в значительной мере снижает его в общем объективные доводы в пользу добросовестности и преданности Харита Византии. Отсылая к его подробным и неоднократно повторенным доводам и соображениям, ограничимся лишь свидетельством источников и их самым кратким истолкованием. В тесной связи с вопросом об отношении Харита к Византии, его доброкачественности находится вопрос об официальном его положении и его званиях, на значение которых обратил внимание еще Нольдеке.69 Подробно, вникая во все мелочи званий, ими занялся тот же американский ученый, упустив из вида лишь реальное значение табели о рангах Византии и титулатуры.

Харит ибн Габала занимал в 529 г. положение филарха византийских провинции, называемых Палестиной I и II.70 Это год подавления самарянского восстания. После этого, вероятно в 530 г., Харит получил "царское достоинство" (??????????????), так как он "правил арабами в [провинциях] Аравиях" (??????? '??????????????????????).71 Прокопий приписывает это повышение в ранге соображениям Юстиниана, по которым арабы его империи должны были иметь единое управление, как имели единого главу и персидские арабы. Справедливо и другое, что царем Харит стал после двух существенных дел, выполненных им для Византии: после мести за убитого филарха Харита киндита и подавления самарянского восстания. В условиях византийской державы титул базилевса мог быть дан только императору, поэтому Прокопий и говорит так осторожно о "царском достоинстве" или звании Харита. В сирийских текстах он зовется царь — malka.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.038 с.)