Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоначальные химические понятияСтр 1 из 5Следующая ⇒
МОАУ «СОШ №3» Рабочая тетрадь по химии Ученика(цы) 8 класса (дополнительные задания для закрепления ЗУН) Бузулук 2016 г. ЗНАТЬ ____________________________________________________________________ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Предмет химии. Вещества и их свойства. Химия занимает центральное место в ряду естественных наук, поскольку она изучает элементы и образуемые ими соединения, которые составляют Вселенную, и помогает нам понять окружающий нас мир. В химии, как и в любой науке, есть информация, которую нужно запомнить и подружиться с некоторыми понятиями как:
Химия – это наука о ………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………
Химия изучает ……………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
Вещество – это………………………………………............................................... …………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………
Свойства – это признаки……………………………………………........................... …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
В природе вещества встречаются в…………………………………………………. …………………………………………………………………………………………
Смеси по агрегатному состоянию делятся на ……………………………………... ………………………………………………………………………………………….
Определите однородные и неоднородные смеси: молоко, камень, песок, чай, мед, варенье, поваренная соль, бензин, воздух, известковая вода, спирт и заполните таблицу:
____________________________________________________________________ ЗНАТЬ ____________________________________________________________________ Физические и химические явления. Признаки химических реакции.
Изменения, которые происходят с окружающими нас веществами и предметами называются явлениями.
Различают два вида явлении: ………………………………………………………..
При физическом явлений изменяется………………………………………………..
………………………………………………………………………………………но его …..………………………………………………………………………………….
При химическом явлении происходит ……………………………………………... …………………………………………………………………………………………. и изменяется ………………………………………………………………………….
Подчеркните явления, которые относятся к химическим:
Плавление, облачность, гниение, горение, ржавление, искривление гвоздя, испарение, изменение цвета, получение бензина из нефти, скисание молока.
Протекание химической реакции можно определить по следующим признакам: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Приведите примеры признаков химической реакции:
Выделение тепла:……………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………… Выделение газа…………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………… Поглощение тепла…………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Выпадение осадка …………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………… Появление запаха …………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………. Изменение цвета ……………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ____________________________________________________________________ ЗНАТЬ ____________________________________________________________________
Простые и сложные вещества. Атомы и молекулы. Из курса физики вы знаете, что молекулы состоят из атомов и молекул.
Молекула – мельчайшая частица. Атомы, соединяясь, образуют молекулу, а молекула, распадаясь, превращается в атомы. Атомы и молекулы невидимы, но на примере разложения воды можно убедиться в их существовании:
Сложные вещества – это …………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………….
Простые вещества – это ……………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………….
Обобщите данные о простых и сложных веществах и заполните таблицу: Вещества и их характеристики
____________________________________________________________________ ЗНАТЬ ____________________________________________________________________ Химические элементы и их знаки. ЗНАТЬ ___________________________________________________________________
Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля.
Относительная молекулярная масса обозначается буквой - Мr, является безразмерной величиной и вычисляется следующим образом: Мr (Н2 О) = 2 х А r (Н) + А r (О) = 1х2 + 16 = 18.
Массовая доля – это отношение массы атомов элемента, входящего в состав химического соединения, к массе молекулы данного вещества. Она выражается в - % или в массовых долях, и обозначается греческой буквой - ω ( омега).
n(э) х А r (э) ω (э) = ---------------------- х 100% Мr (вещества)
ω (э) – массовая доля элемента n (э) – число атомов элемента
____________________________________________________________________ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ____________________________________________________________________ Опишите качественный и количественный состав молекул следующих веществ: Na2CO3 - cода, Cl2 - хлор, Al 2 (SO4)3 - сульфат алюминия. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Чему равны массовые доли элементов в следующих веществах: NH3, N2O, HCl, P2O5, K2S, CuO. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Сколько химических элементов встречается в природе? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Какие химические элементы наиболее распространены: а) в земной коре; б) в морской воде? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Напишите, как произносятся следующие формулы: HCl…………………………………………………………………………………….
H2SO4 …………………………………………………………………………………..
NaNO3 …………………………………………………………………………………
Mg (NO3)2……………………………………………………………………………… ____________________________________________________________________ ЗНАТЬ ____________________________________________________________________
III II Например: Al O Ø находим наименьшее кратное число выражающее валентность обоих элементов: 2х3 = 6; Ø Это число делим на валентность каждого элемента: 6:3=2; 6:2=3; Ø определим отношение атомов – 2:3; Ø эти индексы проставим рядом с элементами и записываем формулу оксида алюминия - Al2O3. _______________________________________________________________ _ ____ ЗАПОМНИ
Образец оформления решения задачи с объяснением:
Задача: Вычислите массовую долю фосфора в оксиде фосфора (V). Дано: Решение: 1) находим относительную молекулярную массу оксида фосфора (V): Р2 О5 Мr(Р2О5) = 2Аr(Р) + 5 Аr(О) = 2х31 + 5х16 = 142. ω -? 2) вычисляем массовую долю фосфора в данном оксиде:
Ответ: ω(Р) = 43,7% ____________________________________________________________________
Задача: Выведите простейшую формулу соли, если известны массовые доли элементов, входящих в состав: К – 39,69%; Mn – 27.87%; O – 32,46%. Дано: Решение: ω (К)- 39,69% 1) находим отношение атомов. Для этого массовые ω (Mn)-27,87% доли каждого элемента делим на его атомную массу: ω (O) – 32,46% Аr(К) = 39; Аr(Mn)= 55; Аr(O)=16.
найти формулу Кх Mnу Oz -? 2) в формулах веществ отношение количества атомов представляет собой отношение целых чисел, поэтому полученные дроби делим на наименьшее число и получаем:
3) подставляем в формулу вместо обозначений х: у: z их численные значения: К2 Mn O4 Ответ: Формула соли- К2 Mn O4 ____________________________________________________________________ УМЕТЬ
Решите задачу: 1. Вычислите массовые отношения элементов, входящих в состав следующих веществ: а) Н2 О; б) СаО; в) Са(ОН)2 ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2. В формулах соединений: а) СаСО3; б) С2 Н5 ОН; в) Аg NO3; г) NaClO3 рассчитайте массовую долю кислорода. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. Напишите формулы водородных соединений следующих элементов, согласно их валентности: а) фосфора (III) ………………………………………………………… б) кремния (IV)……………………………………………… в) хлора (I)…………………………………………………... г) серы (II)……….…………………………………………… 4. Определите валентность всех элементов в следующих соединениях: H2 S; H2 SO4 ; NaOH; FeSO4; H3 PO4; CrBr3; FeCl2; CuO; PH3; B2 O3. над символами элементов напишите значения валентности. 5. Относительная молекулярная масса кислородного соединения серы в два раза больше относительной молекулярной массы молекулы кислорода. Определите формулу этого удушливого газа. …………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 6. Определите формулу серосодержащей кислоты, если массовые отношения водорода, серы и кислорода равны 1:16:32 …………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. ____________________________________________________________________ 9 ЗНАТЬ
Состав.
Зная атомное отношение элементов в формуле, можно вычислить……………… ......................................................................................................................................... Пример: Рассмотрим образование оксида магния (MgO) из магния и кислорода. Из формулы оксида магния видно, что на 1 атом магния приходится 1 атом кислорода. Зная атомные массы магния и кислорода можно определить, в каких массовых отношениях соединяются между собой эти элементы: т (Mg): т (O) = 56а.е.м.: 32 а.е.м. = 56г:32г = 7:4 Ar (Mg): Ar (S) = 56: 32 = 7:4 ____________________________________________________________________ ЗНАТЬ
ЗНАТЬ
Количество вещества. Моль. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Образец вещества массой 6,6г содержит 9,03 х 1023молекул. Определите молярную массу этого вещества. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 2. Количество вещества сульфида натрия Na2S равно 0,6 моль. Определите массу натрия, необходимого для получения данного образца сульфида. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3. На одной чаше весов находится 30г мела СаСО3. Если на другую чашу положить серу в количестве 1 моль, уравновесятся ли весы, если нет, то какого вещества больше. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4. Заполните таблицу:
5. Сколько будет весить 1 моль комаров, если один комар весит 0,2г……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. _________________________________________________________________ ЗНАТЬ
Типы химических реакций.
Реакции соединения – это………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Реакции разложения – это ……………………………………………………………....... ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Реакции замещения – это ………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Реакции обмена – это ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Самостоятельно заполните таблицу: а) реакции разложения малахита, б) взаимодействия алюминия с раствором хлорида меди, в) реакцию между растворами сульфата меди и гидроксида натрия, г) сжигание фосфора
_______________________________________________________________ УМЕТЬ
Задание на закрепление усвоенных знаний: Расставить коэффициенты и определить тип реакции:
CaCO3 = Ca + CO2 …………………………........................................................
H2 + O2 = H2O……………………………………………………..........................
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2………………………………………..........................
NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl ……………………………………………….
H2 + Cl2 = HCl ……………………………………………………………………..
CaBr2 + Cl2 = CaCl2 + Br2........................................................................................
H2SeO4 = H2O + SeO3 ……………………………………………........................
H2S + K2O = K2S + H2O ………………………………………………………..... Дописать уравнения реакций и определить их тип: III II Al + O2 = Al O ……………………………………………………………………
III II Fe O + H2 = Fe + H2O ……………………………………………………………
II II II II IV II Zn S + O2 = Zn O + S O ………………………………………………………... I I III I Al + H Cl = Al Cl + H2 ……………………………………………………………...
III II I I III I Fe O + H Cl = Fe Cl + H2O ……………………………………………………...
III II II II Fe O + C = Fe + C O …………………………………………………………….
____________________________________________________________________ УМЕТЬ
Решение разноуровневых задач: А. 1. Найти массу Al2O3 по уравнению: 4Al + 3O2 = 2Al2O3, если объем кислорода равен 11,2 литра……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Найти количество вещества HCl по уравнению: H2 + Cl2 = 2HCl, если объем водорода равен 44,8 литра. ………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. Найти количество вещества FeCl3 по уравнению реакции: 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3, если масса железа равна 5,6 грамм………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4. Найти объем, количество вещества и количество молекул 440 граммов СО2. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Состав вещества выражен формулой SO3. Определите: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ____________________________________________________________________ УМЕТЬ В. 1. В 160 г образца соединения содержится 128 г меди и 32 г кислорода. Установите формулу соединения……………………………………………………........ ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Составить формулы соединений элемeнтов: K (I); Al (III); Mg (II); S (IV); As (V)с каждым из элементов: O (II); F (I); C (VI); N (III). ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. Заполните таблицу:
4.Какая масса HCl потребуется для реакции с 5 молями NaOH по уравнению: NaOH + HCl = NaCl + H2O……………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 5. Какой объем водорода получится из 8 граммов кальция в реакции: H2SO4 + Ca = CaSO4 + H2. ………………………………………………………………...... …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 6. Дополнительное задание - определить валентности:
Fe2O3, SO2, SO3, Cl2O7, Cr2O3, NH3, CH4
____________________________________________________________________ УМЕТЬ
1. Заполните таблицу. 2. Какой объем H2S выделяется в реакции: Zn + H2SO4 = H2S + ZnSO4, если в реакции участвует 3 моль H2SO4…………………………………………………………............................... …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………........................... Найти массу, количество вещества и объем, занимаемый 9,03х1023 молекул NO.…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................... 4. Масса золы составляет 1,2% от массы сожженного дерева, а массовая доля кальция в золе равна 25%. Вычислить массу магния в дереве массой 700 кг. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........ Составить формулы оксидов (бинарных соединений с двухвалентным кислородом) и хлоридов (бинарных соединений с одновалентным хлором) серы (IV) и (VI), азота (I), (II), (III), (IV) и (V), марганца (I), (II), (IV), (V) и (VII). …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Найдите ошибку. I II IV I V I I V II IV Ag2O, FeO, Fe2O3, N2O, SO2, CaO, Mn2O7, RuO4 ____________________________________________________________________
ЗНАТЬ КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ. Лавуазье Антуан Лоран Французский химик. Один из основоположников классической химии. Ввел в химию строгие количественные методы исследования. Получил кислород. Доказал сложный состав атмосферного воздуха, содержащего кислород и «удушливый воздух» (азот). Доказал сложный состав воды, установив, что она состоит из кислорода и водорода. Ø Кислород – «оxygenium» – рождающий кислоты. Ø O2 – газообразное вещество, молекула которого имеет кратные связи, (O=O). Ø Горение – это реакции, при которых происходит окисление веществ с выделением тепла и света. Ø Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
____________________________________________________________________ УМЕТЬ
1. Опишите химические и физические свойства кислорода и напишите уравнения соответствующих реакций: ………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Li + O2 = СН4 + О2 =
Cu + O2 = С2Н5ОН + О2 =
Н2S + O2 = NH3 + O2 =
2. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: KClO3 → O2 → CO2 → O2 → H2O → O2 → P2O5 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3. Какую роль играет кислород в жизни живых организмов? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................................................ 4. Какое явление называется аллотропией?............................................................ ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 5. Какие инертные элементы содержатся в составе воздуха?............................ ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 6. Какие газы опасные газы могут присутствовать в воздухе и какие меры защиты предлагаете?.................................................................................................. .......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ____________________________________________________________________ ЗНАТЬ
ЗНАТЬ Нормальные условия (н.у.)
УМЕТЬ
Практические задачи При решении практических задач необходимую информацию найдите в учебнике.
Задание к этапу актуализации знаний: I. Найти массу, количество молекул 5 моль Mg2C. Найти количество вещества, количество молекул 9,8 г. H2SO4. II. Найти количество вещества, количество молекул 440 г CO2. Найти массу, количество молекул 6 моль SO3.
Задания для закрепления усвоенных знаний (фронтальная работа): · Найти объем, занимаемый 3 моль СО2 (5 моль Н2). · Найти массу 40 л СО2 (50 л О2).
Задания для индивидуальной работы для закрепления усвоенных знаний:
Заполнить таблицу
____________________________________________________________________ УМЕТЬ
Задание на закрепление усвоенных знаний: · Плотность газа по воздуху 2. Какова его молярная масса? · Плотность газа по гелию 0,5. Какова его молярная масса? · Соединение фосфора с водородом имеет такую же плотность, что и сероводород H2S. Найдите его формулу. · Плотность паров цинка по водороду 33. Каков состав молекулы цинка? · Плотность паров фосфора по водороду 62. Найдите его формулу. · Сколько атомов в молекулах серы при 500 Со и 1160 Со, если плотность паров серы при этих условиях соответственно равны 6,62 и 2,2. · Легче или тяжелее воздуха NH3? · Найдите массу 20 см3 гелия. · Сколько молекул находятся в 560 мл SO2? · Какой воздух тяжелее: сухой или влажный?
Вычисления по уравнениям реакций: 1. В реакцию: 2NO + O2 = 2 NO2 вступило 78,4 литра NO. Какой объем кислорода при этом вступило в реакцию? 2. В реакцию: CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O вступило 8 грамм CuO. Сколько грамм CuSO4 при этом образуется? 3. Относительная плотность газа равна 15. Найдите его относительную плотность по воздуху, и плотность в г/л. 4. Определите объем, который занимают 0,07 кг азота N2 при 210 С и давлении 142 кПа. 5. Из нижеследующих реакций определите экзотермические и эндотермические реакции:
N2 + 3H2 = 2 NH2 + 92 кДж Н2 + Сl2 - 185 кДж = 2 HCl
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.262 с.) |