Понятие системы и структуры языка. Основные уровни языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие системы и структуры языка. Основные уровни языка.



Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон.
Система языка — это инвентарь его единиц, объеди­ненных в категории и ярусы по типовым отношениям; структуру языка образуют отношения между ярусами и частями единиц; следовательно, структура языка — лишь один из призна­ков системы языка. Единица языка, категория языка, ярус языка, языковые отношения — эти понятия не совпадают, хотя они все важны для раскрытия понятия системы языка.
Единицы языка — его постоянные элементы, отличаю­щиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. По своему назначению единицы языка делятся на номи­нативные, коммуникативные и строевые. Ос­новной номинативной единицей является слово (лексема), коммуникативной — предложение. Строевые единицы языка служат средством построения и оформления номинативных и коммуникативных единиц; строевыми единицами являются фонемы и морфемы, а также фор­мы слов и формы словосочетаний.
Единицы языка распределяются по категориям и ярусам языка. Категории языка — это группы однородных единиц языка; объединяются категории на основе общего, категориального при­знака, обычно семантического. Так, в русском языке имеются такие категории, как время и вид глагола, падеж и род имени (существительного и прилагательного), категория собирательности.
Ярус языка — совокупность однотипных единиц и ка­тегорий языка. Основными ярусами являются фонетиче­ский, морфологический, синтаксический и лексический. Как единицы внутри категории, так и категории внутри яруса связаны друг с другом на основе типовых отношений. Языковые отношения — это те взаимосвязи, ко­торые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями. Основными типами отношений являются пара­дигматические и синтагматические, ассо­циативные и гипонимические (иерархиче­ские).
У́ровни языка́ — основные ярусы языковой системы[1], её подсистемы, каждая из которых представлена «совокупностью относительно однородных единиц»[2] и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация. Единицы одного уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения (к примеру, слова, соединяясь, образуют словосочетания и предложения), единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую (так, фонемы составляют звуковые оболочки морфем, из морфем состоят слова, из слов — предложения).

В качестве основных выделяются следующие уровни языка[2]:

· фонемный;

· морфемный;

· лексический (словесный);

· синтаксический (уровень предложения).

Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка[3]. Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный (язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) и семантический, на котором выделяются двусторонние единицы[1][3].

В некоторых случаях в одной звуковой форме совпадают единицы нескольких уровней. Так, в рус. и совпадают фонема, морфема и слово, в лат. i 'иди' — фонема, морфема, слово и предложение[2].

Единицы одного уровня могут существовать в абстрактной, или «эм ической» (например, фон ем ы, морф ем ы), и конкретной, или «этической» (фоны, морфы), формах, что не является основанием для выделения дополнительных уровней языка: скорее имеет смысл говорить о различных уровнях анализа[2].

Уровни языка — не стадии в его развитии, а результат членения[2].
30. Фонология как наука. Понятие фонемы. Система фонем.
Фонема— отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, который является средством для построения значимых единиц языка – слов или морфем. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре для обозначения звука речи.

Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:

1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения.

30. Фонология как наука. Понятие фонемы. Система фонем.
Фонема— отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, который является средством для построения значимых единиц языка – слов или морфем. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре для обозначения звука речи.

Фонология - раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка; теория фонем. Фонологическое измерение является главным, поскольку из всего многообразия признаков, присущих каждому звуку, оно акцентирует внимание только на тех из них, которые отличают одну звуковую единицу от всех остальных и в первую очередь от близкородственных единиц. Такие звуковые единицы называют фонемами, а признаки, которыми они отличаются друг от друга – различительными признаками. «Фонема – это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отожествления значимых единиц языка (морфем и слов)». Понятие позиции является одним из центральных фонологических понятий. Находясь в сильных позициях, звуки распределяются по разным фонемам.
31. Понятие фонемы с позиции Московской и Ленинградской лингвистических школ. Лексикология как наука о слове и словарном составе языка. Раздел лексикологии.
Слова – это непосредственно воспринимаемые конкретные единицы. Их совокупность образует словарный состав языка, или его лексику. Наука, изучающая лексику, называется лексикологией.

Один из основных разделов лексикологии – лексическая семантика – наука о значениях слов и фразеологизмов. Она исследует их природу, структуру, взаимодействие, предметом ее изучения являются проблемы многозначности, омонимии, синонимии, антонимии. Кроме проблем семантики лексикология изучает изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке. В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика). Лексикология рассматривает слово как лексическую единицу. Минимально слово может состоять из одной морфемы, а максимально может стать предложением.

Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка. Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением.

1. Московская фонологическая школа, школа советской лингвистики. Сложилась в 1930-е годы. Основателями Московской фонологической школы были Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров и А.М.Сухотин. Фонема трактуется как минимальная смыслоразличительная единица, позволяющая различать значимые единицы языка – морфемы и слова; основная единица фонологического яруса языка, линейно нечленима на части, но сложна по своему устройству и включает множество признаков. Позиция (условия употребления и реализации фонем в речи) - важнейшая характеристика фонемы. Например, гласные фонемы русского языка могут употребляться в ударной позиции, в позиции первого предударного, других предударных, а также заударных слогов; важны также позиции соседства с теми или иными фонемами.

2. Петербургская лингвистическая школа - направление русской лингвистики сложившееся в начале 20 в.. Основателем Петербургской школы был И.А.Бодуэн де Куртенэ, ставший профессором университета в 1900. Фонема понималась как психическая сущность, некоторое устойчивое представление группы звуков в человеческой психике, а также «часть слова, обладающая самостоятельной психической жизнью и далее неделимая с этой точки зрения».
32. Слово как элемент лексической системы языка.
Слово – это значимая, самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (название). В отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением. В отличие от предложения, обладающего свойством законченной коммуникации, слово как таковое не коммуникативно, но именно из слов строятся предложения. При этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения.
Существенные признаки слова: 1) фонетическая оформленность 2)цельнооформленность или непроницаемость 3)Семантическая валентность(Валентность- способность слова к распространению) 4)Воспроизводимость 5)Одноударность 6)номинативность (ф-я называния) 7)Лексико-грамматическая оформленность, т.е. слова обязательно характеризуются как части речи.
Лексикология изучает слово со стороны его значения. Заключенное в слове указание на «известное содержание, свойственное только ему одному», т. е. только данному слову в отличие от всех других слов, называется лексическим значением. Лексическое значение, как правило, остается одним и тем же во всех грамматических формах слова, в том числе и аналитических. Таким образом, оно принадлежит не той или иной словоформе, а лексеме в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.031 с.)