Тема 5. Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии. Цветовой колорит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии. Цветовой колорит



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

___________В.Я.Шевченко

«___»______________2015 г.

 

 

Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА И ХИМИЯ ЦВЕТА»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Дизайн костюма»

 

Екатеринбург

РГППУ

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Физика и химия цвета ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 39 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор: Канд. философских наук О.А.Цесевичене
     
     
Рецензент:    

 

Одобрен на заседании кафедры стиля и имиджа.

Протокол от 2015. №

 

Заведующий кафедрой стиля и имиджа   О.Е.Краюхина

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института ГСЭО РГППУ. Протокол от 2015. № 1

 

Председатель методической комиссии ИГСЭО   Н.И. Зырянова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   Е.Н. Билёва
     
Директор ИГСЭО   Н.В. Третьякова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
© Цесевичене О.А., 2015

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью изучения дисциплины «Физика и химия цвета» является формирование систематизированного знания об основах цветоведения и колористики и приобретение практических навыков выполнения колористических плоскостных композиций, закономерностях гармонических цветосочетаний, основанных на теории цветоведения, психологическом воздействии цветов и ассоциациях, вызываемых ими.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Физика и химия цвета» преследует решение следующих задач:

1) обучение основам цветоведения;

2) овладение свойствами красок на практических занятиях;

3) формирование выполнение заданий с учетом законов цвета.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Физика и химия цвета» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профильного модуля.

Входные знания необходимые для изучения учебной дисциплины могут быть разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения циклов дисциплин профилизации.

1. Из курса «Рисунок»:

Знания: графических техник и приемов эскизной подачи, алгоритм работы над эскизом и графические материалы, применяемые в эскизной практике дизайнера одежды;

Умения: выбирать и применять изобразительные средства, материалы и техники для передачи художественного замысла, грамотно выполнять эскизы, передавая фактуру и текстуру изображаемых материалов, находить неординарные визуальные решения;

Владения: навыками рисовальщика, необходимыми дизайнеру одежды, способностью грамотно воплощать в рисунке проектируемый образ, точно передавая пластику и фактуру материала.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Живопись»;

· «Теория моды»;

· «Архитектоника объемных форм».

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Физика и химия цвета» является базовой для последующих дисциплин профильного модуля.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП ВО:

а) общекультурные (ОК):

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

б) общепрофессиональные (ОПК):

способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОПК-2);

в) профессиональные (ПК):

способностью выполнять работы, соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);

г) профильно-специализированные (ПСК):

способностью к решению художественно-проектных, конструкторско-технологических задач (ПСК-2).

 

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· физико-химические, эстетические, психофизиологические свойства цвета и его основные законы;

Уметь:

· прогнозировать цветовое решение костюма и художественного образа в целом;

· применять теоретические знания учения о цвете при решении художественно-проектных и профессионально-педагогических задач;

· эффективно пользоваться литературой по цветоведению;

· использовать информацию по цветоведению для работы на практических занятиях, конференциях, написания рефератов, статей и других научных работ.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· основами теоретических знаний по цветоведению;

· техническими средствами при выполнении творческих задач, связанных с проектированием и созданием костюма.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная, в часах (ЗЕ) Заочная ПСО, в часах (ЗЕ)
1. Виды и объем учебной работы, в числе
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72 (2) 72 (2)
1.2. Аудиторные занятия    
1.2.1. Лекции    
1.2.2. Практические занятия - -
1.2.3. Лабораторные работы    
1.3. Самостоятельная работа    
1.3.1. Курсовой проект (работа) - -
1.3.2. Контрольная работа - -
1.3.3Переатестовано - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы - -
1.4. Контроль самостоятельной работы - -
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс II II
2.2. Семестр 3-й 3,4-й
2.3. Экзамен (семестр) - -
2.4. Зачет (семестр)    
2.5. Курсовой проект (семестр) - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -  

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы с полным сроком обучения

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Лабораторные занятия СРС Консультации
1. Вводное занятие. Общие сведения о предмете «Физика и химия цвета».       -   Еженед. Участие в собесед. – 1; тест входного контроля – 1.
2. Исторические этапы цветоведения       -   Еженед. Участие в собесед. – 2;
3. Краткие сведения из области физических основ цвета   3,4,5,6       Еженед. Участие в собесед. – 3; участие в практ. занятии – 4,5,6.
4. Основные закономерности восприятия цвета: химические факторы       -   Еженед Участие в собесед. – 7
5. Основные закономерности восприятия цвета: эстетические факторы   8,9,10         Еженед Участие в собеседовании – 8; участие в практ. занятии – 9,10  
6. Основные психофизиологические факторы восприятия цвета   12,13       Еженед. Участие в собеседовании – 11; участие в практ. занятии –12,13.  
7. Феномены зрительного восприятия в дизайне, рекламе, брендинге       -   Еженед. Участие в собеседовании – 14.
8. Цвет в художественной практике дизайнера костюма   15,         Участие в собеседовании – 15; Участие в практ. занятии – 16.
Итого за 3 семестр             Зачет
   
Всего за курс              
   
                               

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

1. Вводное занятие. Раздел 1. Общие сведения о предмете «Физика и химия цвета».

Тема 1. Понятия цветоведения, колористики. Основные понятия и терминология дисциплины.

Современный этап изучения науки о цвете. Цвет как физическое и оптическое явление. Цвет как химическое явление. Эстетика цвета. Психология цвета. Цвет и изобразительное искусство и дизайн.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение колористики, цветоведения.

2. С каких позиций изучается цвет представителями различных наук?

 

2. Раздел 2.Исторические этапы цветоведения.

Тема 2. Развитие науки о цвете в историческом контексте. Цветовой язык доисторической эпохи. Мифологизм цвета. Цвет как средство коммуникации.

Учения о цвете в эпоху Античности. «Богословский» этап учения о цвете в период Средневековья. Общая картина учения о цвете в период европейского Ренессанса. Рациональное начало учения о цвете в XVII в. Открытие цветового спектра И. Ньютоном. Достижения XVIII в. в области света и цвета. Цветовой круг И. В. Гёте.

Интенсивное развитие науки о свете и цвете в XIX столетии. 70-е гг. XIX в. – триумф открытий в области цветовой оптики.

XX в. – трансдисциплинарное учение о цвете. Дифференциация науки о свете и цвете. Квантовая теория цвета. Цифровое обозначение цвета. Оптика на службе искусства.

Контрольные вопросы:

1. Что такое цветовой круг?

2. Что такое цветовой спектр?

3. Охарактеризуйте другие цветовые модели и системы

 

3. Раздел 3. Краткие сведения из области физических основ цвета

Тема 3. Природа цвета и его физические основы. Основные характеристики цвета. Процессы смешения цветов. Виды цветовых контрастов

Определение света и цвета. Три этапа преобразования света в ощущение: физический, физиологический, психологический. Электромагнитные световые волны. Три зоны оптического излучения. Соответствие диапазонов длин волн ощущениям цветов. Разновидности электромагнитных излучений. Ахроматические и хроматические цвета.

Понятие цветового тона. Понятие светлоты. Понятие насыщенности. Собственные и несобственные качества цвета. Влияние насыщенности на изменение объёмности цвета. Особенности и отличие цвета по насыщенности, сравнение цветового тона с ахроматическим цветом.

Тёплые и холодные цвета. Цветовой круг. Другие цветовые модели. Колориметрия.

Синтез цветов. Слагательное смешение цвета. Виды слагательного смешения цвета. Понятие основных цветов. Вычитательное смешение цветов. Законы вычитательного смешения.

Понятие цветовой индукции. Понятие контраста. Последовательная и одновременная индукция. Виды контрастов. Родственные, контрастные и родственно-контрастные цвета.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ахроматических цветов

2. Какие цвета называются хроматическими?

3. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

4. Дайте определение «цвета»

5. Назовите основные характеристики цвета

6. Что подразумевают под собственными качествами цвета?

7. Охарактеризуйте несобственные качества цвета

8. Что представляет собой слагательный процесс смешение цвета?

9. В чем заключается вычитательный процесс смешения цвета?

10. Приведите примеры использования цветовых контрастов в дизайнерской практике

 

4. Раздел 4. Основные закономерности восприятия цвета: химические факторы

Тема 4. Химическая сущность цвета. Факторы, вызывающие окраску химических веществ и влияющие на ее изменение. Химия красителей.

Химическая природа цвета. Цвет веществ, имеющих одну полосу поглощения в видимой части спектра. Факторы образования цвета и влияющие на изменение окраски химических веществ. Первые красящие вещества. Современные красители. Синтез красителей. Спектр поглощения вещества. Органические красители. Люминофоры и оптические отбеливатели.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о цветах химических веществ и соединений, встречающихся в нашем окружении

 

5. Раздел 5. Основные закономерности восприятия цвета: эстетические факторы

Лабораторные работы

Изучение цветового колорита

Контрольные вопросы:

3. Дайте понятие «колорита». Приведите примеры

4. Расскажите о колористическом строе произведения на примере работы известного художника

Задания:

Выполнение практической работы №9 «Изучение цветового колорита».

Домашнее задание: закончить практическую работу №9 в чистовом варианте.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Физика и химия цвета» используются следующие формы:

● консультирование, в рамках которого решаются производственные задачи теоретического и практического характера, обсуждаются возникшие в процессе производственной деятельности дефекты изделия и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы;

● экспресс-диагностика и тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий (расчетно-графических работ); подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

● консультирование студентов по вопросам учебного материала.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов и для подготовки к лабораторным занятиям

1. Дайте определение колористики, цветоведения.

2. С каких позиций изучается цвет представителями различных наук?

3. Что такое цветовой круг?

4. Что такое цветовой спектр?

5. Охарактеризуйте другие цветовые модели и системы

6. Расскажите о цветах химических веществ и соединений, встречающихся в нашем окружении

7. Дайте определение ахроматических цветов

8. Какие цвета называются хроматическими?

9. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

10. Дайте определение «цвета»

11. Назовите основные характеристики цвета

12. Что подразумевают под собственными качествами цвета?

13. Охарактеризуйте несобственные качества цвета

14. Что представляет собой слагательный процесс смешение цвета?

15. В чем заключается вычитательный процесс смешения цвета?

16. Приведите примеры использования цветовых контрастов в дизайнерской практике

17. Дайте понятие объективных, субъективных и индивидуальных факторов цветовых предпочтений

18. Какая связь существует между психофизическими характеристиками цвета и органами чувств? Приведите примеры

19. Что представляют собой физические цветовые ассоциации?

20. Что мы понимаем под цветовыми иллюзиями?

21. Охарактеризуйте использование цвета в известных брендах. Приведите примеры

22. Каково влияние цвета в создании рекламы?

23. Расскажите об использовании цвета в дизайне, рекламе, брендинге

24. Какова роль цвета в создании костюма?

25. Расскажите о взаимосвязи цвета с формой в костюме

26. Расскажите о феноменах зрительного восприятия в создании костюма

27. Охарактеризуйте зрительные иллюзии, используемые при корректировке фигуры

 

6.2. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Основная цель контрольной работы по дисциплине «Химия и физика цвета» - формирование практических навыков и умений при освоении основных характеристик цвета, законов цветоведения и особенностей цветовосприятия для их последующего применения в творческой и профессиональной деятельности, связанной с дизайном костюма.

Задачи контрольной работы:

обучить практическим приемам работы с цветом;

овладеть навыками построения цветовых гармоний и цветового колорита на основе законов цветоведения;

сформировать целостную систему знаний о физической, химической, психофизиологической природе цвета с целью углубления образно-ассоциативного мышления и развития творческих способностей студентов для использования в дальнейшей практической деятельности.

Выполнение практических заданий контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, учебникам и учебным пособиям.

Каждое задание контрольной работы направлено на освоение разных тем дисциплины с целью наиболее полного охвата материала. Работы №6, №7 и №8 представляют собой практическое (творческое) задание.

Сдача контрольной работы проводится в период экзаменационной сессии. Работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту в период сессии на доработку с учетом всех замечаний, сделанных преподавателем, и только после их исправления оценивается положительно.

 

6.2.1. Выбор варианта контрольных работ

Номер варианта задания определяется по первой букве фамилии студента и последней цифре зачетной книжки (таблица 3).Например, студент Иванов, номер зачетной книжки, которой 905315, выполняет вариант 5.

Выбор варианта задания

Таблица 3

Первая буква фамилии Последняя цифра зачетной книжки
                   
А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И                    
К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т                    
У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Я                    

Примечание: варианты заданий представлены в приложении 1.

6.2.2.Требования к оформлению контрольных работ

1.1. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.

Оформление контрольной работы является не менее важным элементом работы, чем содержание. Контрольная работа должна быть выполнена полностью и содержать не менее 9 листов практических заданий по темам дисциплины. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.

Материалы и инструменты для выполнения контрольной работы:

· ватман (9 листов) формата А-4;

· металлическая линейка;

· карандаш простой, твердый;

· нож для резки бумаги;

· краски гуашевые;

· кисть плоская синтетическая № 5-15;

· клей (резиновый или «Момент-Кристалл»).

Контрольная работа по дисциплине «Физика и химия цвета» должна отвечать следующим требованиям:

· выполнение заданий, согласно требованиям композиционного размещения на листе с сохранением заданных параметров;

· использование материалов и инструментов, указанных в требованиях к выполнению практических заданий;

· выполнение каждого задания на отдельном листе ватмана формата А4.

· тщательность и аккуратность выполнения.

Задание №1. Изменение светлоты хроматических и ахроматических цветов при высветлении и утемнении цветового тона

Цель работы: практическое ознакомление с одной из основных характеристик цвета – светлотой

Средства обучения: ватман фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 8-12), емкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, графитный карандаш (KOH-I-NOOR и др., твердость: 3-5 H), клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Задачи:

· выполнить четыре растяжки из заданных хроматических и ахроматических цветов;

· смешивать цвета в определенных пропорциях, изменяя отношения хроматического и ахроматического цветов;

· добиться плавного перехода по светлоте от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому; от максимальной светлоты ахроматического цвета к его минимальной светлоте.

Методические указания к выполнению задания

Задание выполняется на 2-х листах ватмана фА4. Один лист является вспомогательным, на нем выполняются варианты механического смешения цветов и поэтапно достигаются результаты плавного перехода: от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому; от ахроматического цвета максимальной светлоты (белый) до ахроматического цвета минимальной светлоты (черный).

Второй лист представляет собой чистовой вариант работы.

Чистовой вариант работы:

На одном листе ватмана фА4 разместить по горизонтали четыре полосы размером 270х25 мм. Каждая полоса должна состоять из 9 вырезанных и наклеенных на лист ватмана квадратов размером 25х25 мм, в крайних частях которой находятся заданные цвета, в средней части полосы – варианты их механического смешения по степени светлотного убывания. Работа должна выглядеть следующим образом:

в левой крайней части первой полосы – насыщенный зеленый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени утемнения;

· в левой крайней части второй полосы – насыщенный синий цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени утемнения;

· в левой крайней части третьей полосы насыщенный красный цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени утемнения;

· в левой крайней части четвертой полосы ахроматический белый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени утемнения.

Расстояние между квадратами не более 3 мм. Расстояние между полосами по горизонтали не более 15 мм.

Вспомогательный вариант работы:

На втором листе ватмана фА4 выполнить механическое смешение заданных цветов, выдерживая удобное для работы расстояние между окрашенными участками. Окрашенные участки по размеру должны быть чуть больше, чем квадраты 25х25 мм.

С помощью металлической линейки и ножа для резки бумаги вырезать из этого листа квадраты 25х25 мм с полученными оттенками цвета и наклеить их с заданной последовательностью в виде полос на чистовой лист ватмана.

Результат работы: чистовой вариант работы – 1 лист ватмана фА4, с наклеенными квадратами, представляющими собой растяжки хроматических и ахроматических цветов.

Задание №2. Изменение насыщенности цветового тона ахроматических цветов при добавлении нейтрального серого цвета

Цель работы: практическое ознакомление с одной из основных характеристик цвета – насыщенностью

Средства обучения: ватман фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 8-12), емкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, графитный карандаш (KOH-I-NOOR и др., твердость: H-4Н), клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Задачи:

· выполнить четыре растяжки из хроматических цветов и равных им по светлоте ахроматических цветов;

· добиться плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому нейтральному серому цвету.

Методические указания к выполнению задания

Задание выполняется на 2-х листах ватмана фА4. Один лист является вспомогательным, на нем выполняются варианты механического смешения цветов и поэтапно достигаются результаты плавного перехода: от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому нейтральному серому цвету.

Второй лист представляет собой чистовой вариант работы.

Чистовой вариант работы:

На одном листе ватмана фА4 разместить по горизонтали четыре полосы размером 270х25 мм. Каждая полоса должна состоять из 9 вырезанных и наклеенных на лист ватмана квадратов размером 25х25 мм, в крайних частях которой находятся заданные цвета, в средней части полосы – варианты их механического смешения по степени ослабления насыщенности. Работа должна выглядеть следующим образом:

в левой крайней части первой полосы – насыщенный красный цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте, выбранному хроматическому; в средней части полосы расположить варианты механического смешения данных цветов по степени ослабления насыщенности хроматического красного цвета;

в левой крайней части второй полосы – насыщенный зеленый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте выбранному хроматическому; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени ослабления насыщенности хроматического зеленого цвета;

в левой крайней части третьей полосы – насыщенный голубой цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте выбранному хроматическому; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени ослабления насыщенности хроматического голубого цвета;

в левой крайней части четвертой полосы – насыщенный фиолетовый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте, выбранному хроматическому; в средней части полосы – варианты механического смешения данных цветов по степени ослабления насыщенности хроматического фиолетового цвета.

Расстояние между квадратами не более 3 мм. Расстояние между полосами по горизонтали не более 15 мм.

Вспомогательный вариант работы:

На втором листе ватмана фА4 выполнить механическое смешение заданных цветов, добавляя нейтральный серый цвет к указанным хроматическим цветам и получая различные оттенки цветов, выдерживая удобное для работы расстояние между окрашенными участками. Окрашенные участки по размеру должны быть чуть больше, чем квадраты 25х25 мм.

С помощью металлической линейки и ножа для резки бумаги вырезать из этого листа квадраты 25х25 мм полученных оттенков цвета и наклеить их на чистовой лист по степени убывания насыщенности.

Результат работы: чистовой вариант работы – 1 лист ватмана фА4 с наклеенными квадратами, представляющими собой растяжки хроматических цветов по степени убывания их насыщенности.

Задание №3. Одновременный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах ахроматического ряда цветов

Цель работы: изучение изменения цветового тона, насыщенности или светлоты под воздействием окружающего цвета.

Средства обучения: ватман фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 8-12), емкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, графитный карандаш (KOH-I-NOOR и др., твердость: H-4Н), клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Задачи:

· выполнить практическую работу, руководствуясь методическими указаниями;

· проанализировать характер изменения светлоты нейтрального серого цвета под воздействием окружающего разносветлотного фона ахроматического ряда цветов;

· убедиться в неодинаковости изменения светлоты нейтрального серого цвета на разных по светлоте ахроматических фонах.

Методические указания к выполнению задания:

Задание выполняется на 2-х листах ватмана фА4. Один лист является вспомогательным, на нем выполняются варианты механического смешения ахроматических цветов.

Второй лист представляет собой чистовой вариант работы.

Чистовой вариант работы:

На одном листе ватмана формата А4 разместить по горизонтали шесть квадратов 50х50 мм и наклеить по три в каждом ряду с расстоянием между ними не более 15 мм (по горизонтали и вертикали). Первый квадрат справа в верхнем ряду – белый. Далее – разместить разносветлотные ахроматические квадраты, последний из которых – черный. В центр каждого большого ахроматического квадрата вклеить малый квадрат нейтрального (средне-серого) цвета одинаковой светлоты.

Вспомогательный вариант работы:

На втором листе ватмана фА4 смешать черный и белый цвета для получения 6 квадратов 25х25 мм нейтрального серого цвета одинаковой светлоты. Окрашенный участок по размеру должен быть чуть больше, чем сумма площадей 6-ти квадратов.

На этом же листе ватмана заготовить 6 квадратов 50х50 мм ахроматического цвета разной светлоты (от белого – до черного), выдерживая удобное для работы расстояние между окрашенными участками. Окрашенные участки по размеру должны быть чуть больше, чем квадраты 50х50 мм.

С помощью металлической линейки и ножа для резки бумаги вырезать из этого листа 6 квадратов 25х25 мм нейтрального серого цвета одинаковой светлоты и 6 квадратов 50х50 мм разной светлоты.

· Наклеить на чистовой лист ватмана вначале разносветлотные квадраты 50х50 мм в заданном порядке, сохраняя указанные размеры и расстояния. Затем вклеить в центр больших разносветлотных квадратов малые квадраты нейтрального серого цвета.

Результат работы: чистовой вариант работы – 1 лист ватмана фА4 с наклеенными разносветлотными квадратами, в центре которых размещены квадраты нейтрального серого цвета.

Задание 4.Последовательный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах хроматического ряда цветов

Цель работы: изучение взаимовлияния ахроматических и хроматических цветов в результате последовательного контраста.

Средства обучения: ватман фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 8-12), емкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, графитный карандаш (KOH-I-NOOR и др., твердость: H-4Н), клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Задачи:

· выполнить практическую работу, руководствуясь методическими указаниями.

· проанализировать контраст нейтрального серого цвета с хроматическими цветами;

· убедиться в ощущении разнородности восприятия одного и того же нейтрального серого цвета в окружении разных хроматических фонов.

Методические указания к выполнению задания:

Задание выполняется на 2-х листах ватмана фА4. Один лист является вспомогательным, на нем выполняются варианты механического смешения ахроматических и ахроматических цветов.

Второй лист представляет собой чистовой вариант работы.

Чистовой вариант работы:

На одном листе ватмана формата А4 разместить по горизонтали шесть квадратов 50х50 мм и наклеить по три в каждом ряду с расстоянием между ними не более 15 мм (по горизонтали и вертикали). Первый квадрат справа в верхнем ряду – желтый. Далее – разместить следующие квадраты по цвету: красно-оранжевый, ярко-красный, ярко-зеленый, ярко-синий. Последний – ярко-фиолетовый. В центр каждого большого хроматического квадрата вклеить малый квадрат нейтрального (средне-серого) цвета одинаковой светлоты.

Вспомогательный вариант работы:

На втором листе ватмана фА4 смешать черный и белый цвета для получения 6 квадратов 25х25 мм нейтрального серого цвета одинаковой светлоты. Окрашенный участок по размеру должен быть чуть больше, чем сумма площадей 6-ти квадратов.

На этом же листе ватмана заготовить 6 квадратов 50х50 мм ярких хроматических цветов, выдерживая удобное для работы расстояние между окрашенными участками. Окрашенные участки по размеру должны быть чуть больше, чем квадраты 50х50 мм.

С помощью металлической линейки и ножа для резки бумаги вырезать из этого листа 6 квадратов 25х25 мм нейтрального серого цвета одинаковой светлоты и 6 квадратов 50х50 мм заданных хроматических цветов.

· Наклеить на чистовой лист ватмана вначале квадраты 50х50 мм хроматических цветов в заданном порядке, сохраняя указанные размеры и расстояния. Затем вклеить в центр каждого большого квадрата вклеить малый квадрат нейтрального серого цвета.

Результат работы: чистовой вариант работы – 1 лист ватмана фА4 с наклеенными квадратами хроматических цветов, в центре которых размещены малые квадраты нейтрального серого цвета.

· После выполнения задания чистовой вариант работы приблизить к глазам. Рассмотреть по порядку каждый квадрат, прикрывая листом бумаги остальные. Обратить внимание на то, что при рассматривании, каждый серый квадрат как бы приобретает оттенок цвета, дополнительного к основному цвету большого квадрата. Этот дополнительный оттенок цвета не существует реально, а возникающий лишь при зрительном восприятии. При длительном рассматривании восприятие оттенка цвета усиливается.

Задание 5. Контраст дополнительных цветов

͙ Цель работы: изучение взаимовлияния ахроматических и хроматических цветов в результате последовательного контраста.

Средства обучения: 12-ти частный цветовой круг, бумага фА4 (3 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 8-12), емкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, графитный карандаш (KOH-I-NOOR и др., твердость: H-4Н), клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Задачи:

· выполнить практическую работу, руководствуясь методическими указаниями;

· проанализировать характер изменения дополнительных цветов в результате их механического смешения и освоить в результате практической работы «законы дополнительных цветов»;

· убедиться в получении множества разнообразных оттенков цвета.

Методические указания к выполнению задания:

Задание выполняется на 3-х листах ватмана фА4. Два листа являются вспомогательными, на них выполняются варианты механического смешения дополнительных цветов и поэтапно достигаются результаты плавного тонального перехода: от одного цвета из пары дополнительных цветов к другому.

Третий лист представляет собой чистовой вариант работы.

Чистовой вариант работы:

На одном листе ватмана фА4 разместить по горизонтали пять полос размером 270х25 мм. Каждая полоса должна состоять из 9 вырезанных и наклеенных на лист ватмана квадратов размером 25х25 мм, в крайних частях которой должны находиться заданные цвета, в средней части полосы – варианты их механического смешения. Работа должна выглядеть следующим образом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.142.189 (0.147 с.)