Хранение лекарственных средств в отделении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хранение лекарственных средств в отделении



В отделении находится трехдневный запас необходимых лекарственных препаратов.

Как удобнее распределить на посту медицинской сестры различные (иногда до 50 наименований) лекарственные средства? Где их хранить, учитывая, что одни разлагаются на свету, другие теряют свои свойства при комнатной температуре, третьи испаряются и т. п.?

Прежде всего следует разделить лекарственные средства в зависимости от способа введения. Все стерильные растворы в ампулах и флаконах (на флаконах с препаратами, изготовленными в аптеке, должна быть голубая этикетка) хранят в процедурном кабинете в стеклянном шкафу. На одной из полок располагают антибиотики и их растворители, на другой

(нижней) – флаконы для капельного вливания жидкостей вместительностью 200 и 500 мл, на остальных полках – коробки с ампулами, не входящими в список А (ядовитые) или Б (сильнодействующие), т. е. растворы витаминов, дибазола, папаверина, магния сульфата и др. В холодильнике при определенной температуре (от +2 до +10 °С) хранятся вакцины, сыворотки, инсулин, белковые препараты. Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке, – 3 дня. Если за это время они не реализованы, их следует вернуть старшей медсестре.

Лекарственные средства, входящие в список А и Б, хранят раздельно в специальных шкафах (в сейфе). Допускается хранить лекарственные средства списка А (наркотические анальгетики, атропин и др.) и списка Б (аминазин и др.) в одном сейфе, но в разных, раздельно запирающихся отделениях. В сейфе хранят также дорогостоящие средства.

На отделении сейфа, где хранятся ядовитые лекарственные средства, с наружной стороны должна быть надпись «Venena» (А), а на внутренней стороне дверцы сейфа этого отделения – перечень лекарственных средств с указанием максимальных разовых и суточных доз. Отделение сейфа с сильнодействующими лекарственными средствами помечается надписью «Heroica» (Б). Внутри отделения лекарственные средства распределяются по группам: «наружные», «внутренние», «глазные капли», «инъекционные».

Лекарственные средства для наружного и внутреннего применения должны храниться на посту медицинской сестры в запирающемся шкафу на различных полках, соответственно промаркированных: «наружные»,«внутренние», «глазные капли». На полке следует отдельно размещатьтвердые, жидкие и мягкие лекарственные формы. Лекарственные формы,изготовленные в аптеке для наружного употребления, имеют желтую этикетку, а для внутреннего – белую.

Сестринский персонал не имеет права:

1) менять упаковку лекарственных средств;

2) одинаковые лекарственные средства из разных упаковок объединять в одну;

3) заменять и исправлять надписи на этикетке с лекарственным средством;

4) хранить лекарственные средства без этикеток.

Лекарственные средства должны быть размещены таким образом,

чтобы можно было быстро найти нужный препарат. Для этого их систематизируют по назначению и помещают в отдельные емкости. Например, все

упаковки с антибиотиками (ампициллин, оксациллин и др.) складывают в

одну емкость и подписывают «Антибиотики»; средства, снижающие артериальное давление (клофелин, эналаприл и др.), помещают в другую емкость с надписью «Гипотензивные средства» и т. д.

Лекарственные средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах и хранят в защищенном от света месте. Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры), а также мази размещают в холодильнике, предназначенном для хранения лекарственных препаратов. На разных полках холодильника температура колеблется от +2 (на верхней) до +10 °С (на нижней). Препарат может стать непригодным, если его поместить не на ту полку холодильника.

Температура, при которой должен храниться лекарственный препарат, указана на упаковке. Срок хранения настоев и микстур в холодильнике не более 3 дней. Признаками непригодности таких лекарственных средств являются помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха. Непригодны к употреблению также порошки и таблетки, изменившие свой цвет. Настойки, растворы, экстракты, приготовленные на спирту, со временем становятся более концентрированными вследствие испарения спирта, поэтому эти лекарственные формы следует хранить во флаконах с плотно притертыми пробками или хорошо завинчивающимися крышками. Холодильник и шкаф с лекарственными средствами должны запираться на ключ.

Наркотические лекарственные средства должны храниться в лечебных учреждениях в закрытых, опечатанных и опломбированных сейфах. На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз. Наркотические лекарственные средства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно. Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения и не должны превышать трехдневной потребности в них, а в аптеках лечебно-профилактических учреждений – месячной потребности. Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешается создавать в приемных отделениях стационаров пятидневный резерв наркотических лекарственных средств. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара.

Лечебно-профилактические учреждения должны иметь в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых и суточных доз наркотических лекарственных средств, а также таблицы противоядий при отравлениях ими.

Учет лекарственных средств в лечебном учреждении и его подразделениях

На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения лекарственных средств списков А и Б, а также дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения. Передача содержимого и ключей от сейфа с наркотическими средствами регистрируется в специальном журнале («Книга учета наркотических лекарственных средств дежурных и процедурных медицинских сестер»).

Для учета расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель лечебного учреждения, затем

ставят круглую печать ЛПУ.

Для учета каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист. Существует специальная форма журнала учета наркотических лекарственных средств. Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определенной форме.

В отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений подлежат количественному учету все наркотические лекарственные средства. Учет следует вести в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной, опломбированной и скрепленной подписью руководителя учреждения по прилагаемой форме («Книга учета наркотических лекарственных средств в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений»).

Учет расходования лекарственных средств списков А и Б, в том числе наркотических, ведет также старшая медицинская сестра отделения. За нарушение правил учета и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.

Учет специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства ведется в журнале, пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленным подписью руководителя по прилагаемой форме. Приказом руководителя учреждения назначается лицо, ответственное за получение, хранение, учет и отпуск специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.

В каждом лечебно-профилактическом учреждении создается постоянно действующая комиссия, уполномоченная приказом руководителя учреждения проводить не реже 1 раза в месяц проверку целесообразности назначения лечащими врачами наркотических лекарственных средств, а также состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в данном учреждении. Количества выписываемых наркотических веществ в рецепте должны указываться прописью.

Ответственными за хранение и выдачу больным наркотических лекарственных средств являются руководитель лечебно-профилактического учреждения или его заместители, а также лица, уполномоченные на то приказом по учреждению. Ключи от сейфа с наркотическими препаратами находятся у ответственного лица, определенного приказом главного врача ЛПУ.

Что касается наркотических анальгетиков, помимо письменного, существует еще ряд особенностей их учета.

Сестринский персонал имеет право вскрыть ампулу и ввести пациенту наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в медицинскую карту и в его присутствии.

Оформление медицинской документации на использованные препараты может проводиться после оказания помощи больному. О сделанной инъекции делается соответствующая запись в «Медицинской карте», удостоверенная подписями лечащего врача и медицинской сестры с указанием названия, дозы и времени введения препарата. После введения наркотического лекарственного средства из шприца-тюбика срезают его капсулу.

Пероральный и наружный прием наркотических лекарственных средств осуществляется также в присутствии врача и медицинской сестры и отмечается в «Медицинской карте» по той же схеме.

Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств процедурная медицинская сестра не выбрасывает, а хранит их в сейфе процедурного кабинета в течение суток и ежедневно сдает старшей медицинской сестре отделения.

При передаче дежурства проверяется соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и шприц-тюбиков и остаток) с фактическим количеством ампул и шприц-тюбиков. Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной руководителем лечебного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУР

Постановка горчичников

Оснащение: горчичники, пеленка, часы, салфетка, лоток.

I. Подготовка к процедуре.

1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие. В случае неинформированности пациента уточнить у врача дальнейшую тактику.

2. Вымыть руки.

3. Проверить пригодность горчичников: горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанных по другим технологиям, например, пакетированная горчица, этот пункт исключается.

4. Налить в лоток горячую (40–45 °С) воду.

5. Опустить изголовье кровати. Помочь пациенту лечь на живот (при постановке горчичников на спину) и попросить его охватить руками подушку (голова повернута в сторону).

II. Выполнение процедуры.

6. Погрузить горчичник в горячую воду, дать ей стечь. Плотно приложить к коже стороной, покрытой горчицей.

7. Разместить нужное количество горчичников на спине (другой области тела).

8. Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом.

III. Завершение процедуры.

9. Снять горчичники через 5–15 мин и положить в лоток для использованных материалов.

10. Смочить салфетку в теплой воде и снять с кожи остатки горчицы.

11. Вытереть кожу насухо. Помочь пациенту надеть нижнее белье, укрыть одеялом, которое нельзя снимать 20–30 мин.

12. Вымыть руки.

13. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции пациента в «Медицинской карте стационарного больного» или в «Амбулаторной карте» (если процедура выполнялась в домашних условиях).

Запомните! При более длительном воздействии горчичников возможен ожог кожи с образованием пузырей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.022 с.)