ТОП 10:

Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ



В ряду обобщенных характеристик развития человечества в XX столетии следует назвать прежде всего такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ. Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он продвинулся уже настолько, что стало возможны” подвести некоторые итоги и заглянуть в будущее. Компьютери­зация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социаль­ного развития. Без решения этой задачи невозможны гуманис­тические преобразования, экономическое развитие общества способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражда­нам. Именно с таких позиций рассматриваются философские проблемы информатики в работах наших ученых, опублико­ванных в последнее время.

Процесс компьютеризации и медиатизации2 за последние полтора десятилетия особенно интенсивно протекал в США и Японии. К сожалению, в нашей стране дело обстоит хуже. Но объективные требования общественного развития в этой об­ласти достаточно ясно выявлены, проанализированы и сфор­мулированы. Здесь мы воспользуемся разработками А.И. Ракитова, который выделяет ряд характеристик информационного общества.

1. Доступность информации. Для любого человека и любой организации в любое время должна быть доступна любая информация.

2. Реальное обеспечение доступности информации, в пер­вую очередь техническое; информационные технологии современного уровня должны быть произведены в таких объемах, чтобы легко выполнялись требования пункта первого.

3. Производство информации в объемах, необходимых и до­статочных для обеспечения жизнедеятельности и разви­тия общества во всех его частях и направлениях. Особое и важнейшее место в производстве информации должна занимать наука. Собственная научная база — необходи­мое условие национальной независимости и социального прогресса.

4. Ускоренная автоматизация и роботизация во всех сфе­рах производства и управления.

5. Преимущественное развитие сферы информатизационной деятельности и услуг, с тем чтобы не менее 50% за­нятого населения трудилось в этих областях. Разумеется, что сфера материального производства будет выдавать необходимую продукцию высокого качества в требуемых объемах при регулярном сокращении занятых в ней людей.

Совокупность всех этих признаков свидетельствует, по мне­нию А.И. Ракитова, о том, что мы имеем дело с обществом, ко­торое можно оценить как информационное общество. Оценка развития того или иного общества по уровню его информаци­онной культуры может быть обращена и в прошлое, но главное, конечно, это объективная оценка настоящего и тенденций об­щественного развития на ближайшее будущее, ибо отсюда должны делаться выводы, определяющие наиболее существен­ные пути и средства социального развития. И вряд ли можно сомневаться в том, что расширяющееся и ускоряющееся фор­мирование информационных обществ является определяющей тенденцией прогрессивного развития человечества в XXI в.

Процессы информатизации и медиатизации приобретают глобальный характер. Изучение этих процессов потребовало создания соответствующих научных центров. Так, например, в Японии был создан Японский институт информационного об­щества. Его директор И. Масуда предложил довольно простую, однако достаточно убедительную схему преобразования чело­вечества в связи с новыми условиями, порожденными появле­нием и развитием компьютеров и современных телекоммуни­кационных систем. В 1985 г. Масуда опубликовал статью под названием “Гипотезы о возникновении человека интеллекту­ального”. Какие факторы определили появление человека вида “Человек разумный”? — ставит вопрос Масуда. И называет следующие три.

1. Развитие лобных долей мозга, благодаря чему была обес­печена возможность человеческого мышления.

2. Развитие речевого аппарата, благодаря чему была обес­печена возможность звуковой коммуникации.

3. Развитие кисти руки, благодаря чему была обеспечена возможность осуществлять производственную деятель­ность.

Какие возможности появляются у современного человека?

1. Человеческая способность к мышлению с помощью мозга значительно усиливается за счет включения в систем мышления компьютеров.

2. Средства коммуникации делают качественный скачок за счет современных телекоммуникативных систем, ис­пользующих компьютерную технику, спутниковую связь волоконную оптику и другие современные технологии.

3. Автоматизация и роботизация современного производст­ва дает возможность колоссального количественного и качественного роста материального производства.

Чем дальше, тем больше интеллектуальная деятельность становится главным видом человеческой деятельности. Масуда полагает, что новые технологии повлекут за собой карди­нальные изменения в ценностных ориентациях людей. Из узких, прямых, эгоистичных они превратятся в такие этичес­кие ориентиры, которые будут учитывать интересы всего чело­вечества. Благодаря информатизации всех видов деятельности и возникновению нового интеллектуального человека, утверж­дает Масуда, современное общество превратится в полицент­рическое глобальное общество, основанное на коллективизме и соревновании.

Конечно, в этой концепции достаточно ясно проступают элементы социальной утопии. Однако было бы ошибкой на этом основании отвергать сам подход к изучению и оценке новых тенденций в развитии современного общества. Более того, стремление законсервировать старые, изживающие себя формы производственной, политической и других видов соци­альной деятельности обрекает общество на отставание и де­градацию.

По-видимому, стоит отметить, что вопрос об информатиза­ции общества для нашей страны не является совсем уж новым, как может показаться тем, кто мало знаком с историей. В нашем обществе несколько десятилетий назад действовали разные силы, выражавшие разные тенденции развития.

С одной стороны, кибернетика (а после публикации Н. Вине­ром книги под таким названием проблемы компьютеризации долгое время назывались кибернетическими), была объявлена лженаукой, претендующей на господствующее положение как в естествознании, так и среди общественных наук. С другой стороны, в Академии наук сложилась группа академиков, дока­зывавших, что без разработок в этой области мы неизбежно будем отставать как в экономике, так и в обороне. Академик В. Глушков, проведя несложные подсчеты, пришел к выводу, что для грамотного руководства всем народным хозяйством огромной страны необходимо перерабатывать такое количество деформации, что при использовании традиционной “бумажной технологии” придется ежегодно значительно увеличивать число служащих в бухгалтерских и планирующих отделах снизу доверху, так что через 25—30 лет большая часть работ­ников должна будет заниматься составлением сводок, отчетов и т.п. Инженерам некогда будет думать, врачам некогда будет лечить и все должны будут тратить рабочее время на писанину, заполнение новых форм и прочую канцелярско-бюрократическую работу. Выход виделся в разработке новых компьютеров, создании банков данных, развитии коммуникационных сетей, охватывающих всю страну, и переходе к безбумажной техноло­гии сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Академик А. Берг и другие, работавшие в области обороны, доказывали, что без компьютеризации оптимальное управле­ние войсками в современных условиях невозможно. Эти аргу­менты возымели действие. Компьютеризация стала рассмат­риваться как средство, необходимое для развития народного хозяйства, и соответствующие положения были внесены в ди­рективы по народнохозяйственному плану на ближайшие пя­тилетки.

В МГУ при активном участии ректора академика И. Г. Пет­ровского, академика А.Н. Колмогорова и других был создан фа­культет кибернетики и вычислительной техники. Аналогич­ные факультеты и отделения были открыты в ведущих техни­ческих вузах страны. Затем правительство приняло решение о повсеместном изучении в школах компьютеров и привитии всем школьникам навыков работы на компьютерной технике. Однако все эти решения натолкнулись на внутренний консер­ватизм экономической системы. Прекрасные теоретические Разработки не находили широкого применения. Устаревшие технологии сопротивлялись замене. Выявились серьезные внутренние противоречия в экономике, тормозившие развитие народного хозяйства страны. Многие хорошие решения превратились в благие пожелания, так и не реализовавшиеся на практике. Последняя программа информатизации обсуж­далась в подкомиссии Верховного Совета СССР. Развал Союза и последовавший затем глубокий и затяжной кризис, охвативший все сферы хозяйства, разрушили те элементы информатизации, которые были созданы в СССР. В этой области страна оказалась отброшенной назад не меньше чем на два десятилетия.

Рассматривая последствия внедрения информационных технологий, надо отметить, что меняется характер труда, и мощи собственного мозга присоединяется мощь общечелове­ческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вво­димых в компьютеры. Таким образом, привычная задача от­дельного человека применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих ин­формационные технологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в опти­мальные сроки переработать и выдать информацию, необходи­мую для принятия решений и организации практической дея­тельности. К тому же и сама практическая деятельность, в частности в области материального производства, становится существенно иной, ибо робототехника и автоматизация произ­водства меняет положение человека-работника в системе про­изводства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине, конвейерной линии и т.п.

Поскольку главной разновидностью труда в обществе стано­вится труд, связанный с преобразованиями информационных потоков, а сами эти потоки допускают обработку в любых усло­виях, если есть компьютер, банки данных и системы телеком­муникаций, то распределение работников по местам их работы начинает существенно меняться. Оказывается, что совсем не обязательно “ходить на работу”. Предприятию, фирме, да и об­ществу в целом оказывается экономически более выгодным вложить средства в оборудование рабочего места для служаще­го не “на работе”, а у него дома. Так же, как сейчас у нас нани­мают шофера с его собственной машиной, можно нанимать ра­ботника с его собственным компьютером. Достаточно подклю­чить такого работника к соответствующим сетям и дать ему за­дание, чтобы “процесс пошел”. Фирме не надо строить корпус для управленцев, самим работникам не надо ездить на работу. Да и время, в течение которого выполняется требуемая работа, определяется не внешним распорядком для учреждения, а самим работником. По прогнозам-сценариям, разрабатывае­мым сегодня исследователями в США и в других странах, уже в ближайшие десятилетия количество таких “надомников” может достигнуть 50% общего числа занятых. А это обстоя­тельство существенно меняет весь стиль жизни основной массы населения в стране, где совершилась информационно-компьютерная революция.

Было бы наивным представлять себе информационное об­щество как новый вариант социального рая, где нет проблем, трудностей. Разумеется, и проблемы, и трудности, и противоречия свойственны ему, как и любому другому обществу, одна­ко они имеют свой специфический характер. В качестве при­мера отметим две проблемы, возникающие уже сегодня.

В нынешних условиях на первое место среди потребителей информационных технологий выходят банки и банковско-финансовые системы (по данным на начало 90-х гг., до 30% ин­формационно-компьютерных средств). Бумажная документа­ция повсюду вытесняется электронными системами записи, хранения и передачи информации. Кредитные карточки заме­няют традиционные бумажные деньги. Однако оказалось, что новые технологии можно использовать не только для коренных улучшений в работе банковско-финансовых систем, но и для хищений средств. Компьютерное воровство приобрело значи­тельные размеры. По сообщениям печати, в 1994 г. за счет не­законного проникновения в банковские компьютерные сети только в СП ТА было похищено около 500 миллионов долларов.

Другая проблема. Интерпол создает электронные картотеки преступного мира, помогая тем самым национальным поли­цейским организациям вести борьбу с таким серьезным про­тивником, как мафия, занимающаяся распространением нар­котиков или тайной продажей оружия и расщепляющихся ма­териалов. Однако социологи указывают на то, что в современ­ных условиях любой диктаторский режим имеет возможность завести досье на всех граждан своей страны и использовать эти Данные в своих целях, подавляя свободу граждан и затрудняя борьбу прогрессивных организаций против такого режима.

Новые информационные подходы позволяют несколько из­менить оценки истории культуры. Разные исторические эпохи в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.

На протяжении многих тысячелетий главным средством обмена информацией была звуковая речь. Знания накаплива­ть, хранились и передавались в речевой форме. И чем дальше и шире шло развитие общества, тем большая нагрузка вы­дала на долю тех, кто хранил и передавал эту информацию. Развитие памяти отдельных лиц становилось важной социальной задачей. Один пример. Первоначально в Древней Индии гимны богам передавались от учителей к ученикам в среде бра­минов. Но даже когда появились первые записи этих гимнов так называемые Веды, брамины все равно заучивали их наизусть. Поскольку гимнов было много, среди браминов развива­лась специализация. Так, во время одного из празднеств, про­должавшегося четыре дня, необходимо было пропеть несколь­ко тысяч стихов-гимнов и, как правило, на каждый день и на каждую из Вед выделялся особый брамин. А кроме того, на це­ремонии должен был присутствовать старший, наблюдавший за точностью выполнения всех обрядов. И он должен был по­мнить все гимны, все эти тысячи стихов.

Изобретение письменности было революцией в технологии записи и хранения информации. На первых порах и писцов, и чтецов было очень мало. Грамотный человек представлял собою явление редкое. Массы людей продолжали пользоваться речевыми средствами и собственной памятью. Следующий этап в развитии технологии размножения информации — кни­гопечатание. Когда печатание книг, а затем и газет стало мас­совым явлением, в обществе стали происходить весьма суще­ственные изменения. Букварь стал символом преодоления не­грамотности, а книга сделалась символом знания, символом науки. Бумага и типографская печать стали главными средст­вами хранения и передачи информации и остаются таковыми и по сей день. Обучение, опирающееся на речь учителя, в от­сутствие книги, газеты и журнала, существенно отличается от такового, когда есть возможность самому читать и размыш­лять над прочитанным. Сам характер психики человека оказы­вается зависимым от способов восприятия, хранения и переда­чи информации. С развитием печатной художественной лите­ратуры формируются механизмы представлений и воображе­ния, опирающиеся на печатный текст. Вспомним Татьяну Ла­рину Пушкина:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

“Евгений Онегин” (гл. вторая, XXIX)

Но с изобретением радио, телеграфа, телефона, кино и особенно телевидения появились новые средства передачи информации и вместе с тем новые средства организации и формирования психических процессов. Дело не только в содержании наших знаний, но и в способах их получения, воспроизведения, передачи, что в конечном счете влияет на внутреннюю структуру психики личности. Выше, в главе о сознании, говорилось о том, что у человека формируются своеобразные психические органы, составляющие особенности личности того или иного человека. Здесь же мы обращаем внимание на взаимосвязь между технологией передачи информации и структурой этих внутренних психических органов.

Хотим мы того или нет, но человек, сформировавшийся в ста­рой школе и старого типа вузе, по своим внутренним психологи­ческим характеристикам существенно отличается оттого, кото­рый сегодня уже в детском саду играет в компьютерные игры, ходит в школе в компьютерные классы, имеет дома набор видео­фильмов и дискет, работает на компьютеризированном рабо­чем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Ме­няется стиль мышления, способы общения, оценки окружаю­щих и самооценки, ибо в них присутствует то, чего не было еще два-три десятилетия назад; компьютерные технологии.

К настоящему времени в большинстве развитых стран ком­пьютер стал такой же обыкновенной домашней вещью, как хо­лодильник или телевизор. И теперь дело за тем, чтобы за счет развития коммуникационных сетей реализовать поистине ко­лоссальные возможности, заложенные в компьютерных техно­логиях. Сегодня на первое место в мире вышла система Internet (Интернет). Первоначально она развивалась главным образом как электронная почта. Затем появилась возможность переда­вать любое плоское изображение, любую картинку. Но в 1997 г. были утверждены разработанные ранее стандарты на передачу и воспроизведение трехмерного изображения. Так, например, одна из американских компаний имеет данные на 2 млн. квартир и каждый желающий снять квартиру может “посетить” любую из них не выходя из своего дома. При этом он будет чувствовать себя посетителем, находящимся в этой квартире.

Умение пользоваться компьютерными системами призна­йся сегодня настолько важным, что в 1997 г. в США было принято подписанное президентом постановление, согласно кото­рому дети, оканчивающие начальную школу, должны как ми­нимум уметь писать по-английски и уметь пользоваться систе­мой Интернет.

Следует отметить, что количество пользователей системы Интернет растет очень высокими темпами. Это дает основание для постановки вопроса: что именно в ближайшее время станет основным источником информации в целом и культуры в особенности — телевизор или компьютерная сеть? Скорее всего, лет через 10 такой вопрос уже не будет обсуждаться, его как говорится, решит сама жизнь.

Компьютерные сети дают возможность не только что-то уз­навать о других, но и представлять себя. Так, например, Госу­дарственная Дума Федерального Собрания Российской Феде­рации имеет в системе Интернет свой сервер, позволяющий знакомиться с ее работой; существует и специальная комиссия Думы, контролирующая то, каким образом Дума представлена в глобальной компьютерной сети.

Развитие современных информационных технологий при­вело к формированию нового понятия — виртуальная реаль­ность. Это то, что вы можете видеть, слышать, переживать по­средством персонального компьютера и глобальной компью­терной сети. Так что можно говорить о появлении еще одной формы бытия, не отмеченной в первой главе этого раздела, — это новое “рукотворное”, а точнее, машинно-информационное бытие, выработанное и активно развиваемое современным че­ловечеством.

 


Раздел четвертый

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Изложенные в предыдущих разделах теоретические и методологические положения имеют немаловажное значение для понимания проблем общественного развития. Вместе с тем изучение непосредственно общества как целостной социальной системы предполагает обоснование ряда новых положений и введение новых понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития об­щества, его культуры. Это поможет глубже представить обще­ство во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, что составляет до­стояние самой социально-философской мысли.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.01 с.)