ТОП 10:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ



 

Философия и мировоззрение

 

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокуп­ностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем челове­ка. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение яв­ляется также философией. Понятие “мировоззрение” тире по­нятия “философия”. Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие “плод” подразумевает, на­пример, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и по­нятие “мировоззрение” нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологичес­кое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различ­ных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого от­ражения может быть различной. Первый элементарный вид от­ражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерца­нием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявле­ния бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропред­ставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозна­чается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональ­ным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение по­средством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. По­нятийное отражение — это самый глубинный уровень отраже­ния, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать ми­ропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззре­ния, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существова­ния и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один — исторический аспект разгра­ничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что фи­лософия — это самый поздний в историческом плане вид ми­ровоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще гово­ря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает ми­ровоззрение, представляющее или мифологическое миро­ощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Вопросы философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись — это вопрос “что такое философия?” В зависимости от его решения фило­соф создает свою концепцию, определяет конкретные про­блемы и использует те или иные категории для ее раскры­тия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основ­ное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Со­крата он связывался с принципом “познай самого себя”, для философов Нового времени — как возможно познание, для современного позитивизма — в чем суть “логики науч­ного открытия” и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер фи­лософского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или ма­териальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными ха­рактеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимос­ти от его решения выделяются такие крупные философские на­правления, как материализм и идеализм. Формулируется Целый ряд категорий и принципов, способствующих раскры­тию философии в качестве общей методологии познания.

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же опре­деление обоих направлений впервые было дано видным немец­ким философом Ф. Шлегелем. “Материализм. — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю”1. Таким образом, философское зна­чение терминов “материалист” и “идеалист” не следует смеши­вать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящий­ся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоцииру­ется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышен­ными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих кон­кретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отме­тить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции— это первоначальная форма мате­риализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рас­сматриваются сами по себе, независимо от сознания как состо­ящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механис­тический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения мате­рии (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Существуют и такие разновидности материализма, как, на­пример, последовательный материализм в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общест­ва и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непо­следовательного материализма является деизм (от лат. deus — бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сооб­щению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, разли­чают научный и вульгарный материализм. Последний, в част­ности, сводит идеальное к материальному, сознание отождест­вляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер). Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализма субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно последне­му, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений. В рамках названных форм идеализма существуют различ­ные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan — всей logos — разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irranonalis — неразумный, бессознательный) состоит в отрицании воз­можности разумного и логического познания действительнос­ти. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как ирра­циональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).Для адекватного понимания специфики философского зна­ния необходимо также затронуть вопрос о соотношении и ха­рактере взаимодействия материализма и идеализма. В част­ности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная “борьба” между материализмом и идеализмом, “линией Демокрита” и “линией Платона” на всем протяжении истории философии. Согласно другой — “история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма...”1. На наш взгляд, такая “борьба”, причем вполне сознательная, без­условно имела место в истории философии. Достаточно вспом­нить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию “воин­ствующего материализма” в нашем столетии. Но вместе с тем эту “борьбу” не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, из­вестный российский философ В. В. Соколов пишет: “Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два “взаимонепроницаемых лагеря”, а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекре­щивались”2. Примером сопряжения материализма и идеализ­ма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму при­мыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство по­зиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos — один, един­ственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический- Первый выводит идеальное из материально­го. Его заключения основаны на данных естествознания. Со­гласно второму, материальное обусловлено идеальным, духов­ным. Он сталкивается с проблемой доказательства творении мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках совре­менной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualls — двойственный) — философское уче­ние, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и со­знания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстан­ции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предпола­гает несколько или множество исходных оснований. В его ос­нове лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принци­пиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор. Кант), а философская позиция, которую они пред­ставляют, — агностицизм (от греч. agnostos — непознавае­мый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и предста­вители родственного агностицизму направления — скепти­цизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представите­лей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мысли­тели, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное зна­ние, объективную истину.

 

Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия высту­пает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения дей­ствительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, ко­нечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соот­ветствии со своей спецификой и пониманием предмета фило­софии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — это теоретическое мышление, выраженное в философских катего­риях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о ме­тодах философии, следует прежде всего указать на материа­лизм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступа­ют как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или со­знание, дух или природа, т.е. материалистические или идеа­листические предпосылки. В первом случае общий процесс по­знания рассматривается как отражение в сознании объектив­ной действительности; во втором — как самопознание созна­ния, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онто­логия во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских мето­дов — диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее по­нимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматри­вали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо от­метить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диа­лектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внима­ние на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на “диалектику вещей”, на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой пони­мали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о “диалектике понятий”, о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она вы­ступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классическим представи­телем идеалистической диалектики (равно как и диалектичес­кого идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками мате­риалистической диалектики (равно как и диалектического ма­териализма) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изо­лированному рассмотрению тех или иных моментов или фраг­ментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:

либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо из­вестный лозунг: “Кто не с нами, тот против нас”. При рассмот­рении движения метафизика тяготеет к сведению многообраз­ных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который, в свою очередь, является проявлением мета­физического материализма.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод позна­ния, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и “огрубление”, “упрощение” на­ходящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. Методо­логическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета иссле­дования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообу­словленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносео­логические корни всех односторонних теоретических концеп­ций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и про­тивопоставляется материальному в качестве абсолютно авто­номного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе мате­риального.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию ока­зывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выра­жение метафизического способа исследования. И если в пер­вом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму. Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по наше­му мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в noзнании (Эпикур, Гоббс.Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно кото­рому основой познания и действия людей является разум (Спи­ноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм — философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам пости­жения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Берг­сон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механиз­мы, логика и организация знания. В частности, рассматрива­ются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, струк­тура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методоло­гия познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два ка­чества философии тесно взаимосвязаны между собой. Фило­софская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следу­ет смешивать.

Функции философии

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста­точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего — это мировоззренческая функция, которая связана с аб­страктно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Един­ственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, кото­рый выражается в их тяготении или к научному знанию, объ­ективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз­вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль­ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя­нуть функцию философии как школы теоретического мышле­ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи­лософии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельст­вует о важности критического подхода и наличия определен­ной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что по­ложительное значение имеет лишь основывающаяся на диа­лектическом отрицании конструктивная критика, а не аб­страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль­ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо­бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно много­плановой по своему содержанию и охватывает различные ас­пекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способст­вовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме­нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социаль­ный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческо­го общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию кол­лективных действий по их достижению. При этом степень жиз­ненности философской концепции определяется тем, насколь­ко каждый индивид может ее понять и принять. Следователь­но, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждаю­щую роль для каждого индивида, способствовать формирова­нию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению по­зитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призва­на осуществлять функцию интеллектуальной терапии, кото­рая особенно важна в периоды нестабильного состояния обще­ства, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не ус­певают сформироваться или завоевать авторитет; когда чело­веческое существование находится в “пограничной ситуации”, на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой не­легкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно акту­альна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавше­му логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лече­ние] — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы “справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью”. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мне­нию, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалек­тически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь­ные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функ­ции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв­ляется специфика и сущность философского знания.

Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпрета­ции: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие фи­лософии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение филосо­фии и вненаучного знания.

Первый аспект. По нашему мнению, нельзя отрицать науч­ного характера философии вообще как одного из мощных по­токов развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рас­смотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемст­венность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения “науки логики”.

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в со­держание науки. Не случайно многие крупные ученые в облас­ти конкретных наук являются и виднейшими представителя­ми философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристо­теля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет науч­ный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный пред­мет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобще­ния знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень при­водит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступа­ет теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали ус­пехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут при­водить к утверждению научно-философских выводов как реа­листической философии, так и той философской ветви, кото­рая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со сторо­ны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их раз­витие, причем опять-таки как положительное, так и отрица­тельное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осу­ществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инжене­рии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хо­рошо выразил И.В. Гете. “От физика, — писал он, — нельзя тре­бовать, чтобы он был философом; но ...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до фи­лософской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физи­ки и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны част­ности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся”.

Наконец, третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, “альтернативную науку”), куда входят такие “науки”, как астрология, оккультные “науки”, магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и “заблуждающегося ра­зума”, следует, на наш взгляд, рассматривать последний в ка­честве момента развития научного знания и философии. При­чем с исторической точки зрения этот момент является необ­ходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть га­рантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что некото­рые авторы, особенно это касается представителей и привер­женцев концепции “постмодернизма”, призывают использо­вать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, аст­рологии и т.д., лишь бы они оказывали терапевтическое воз­действие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и вы­ступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтраль­ности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интел­лектуальному анархизму. Более того, при таком подходе науч­ного сообщества к псевдонауке, который ширится в современ­ном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидете­лями победы суеверия над научным мировоззрением.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и ин­дивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-терапевтическую функ­цию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь втрудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, кол­дуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упо­вание на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожи­данием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо воз­лагают ответственность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной филосо­фии, то ее статус, общекультурное значение и просветитель­ская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псев­донаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушива­ются на голову современного человека. Это требует от предста­вителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоз­зренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда на­блюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, что хорошо известно нашим читателям, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому современное научное и культурно-интеллекту­альное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыба­ется своей собственной нравственной ущербности.

 

 


Раздел второй







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.015 с.)