Тема 1. Предмет юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет юридической психологии



Методы

В связи с тем, что юридическая психология, хоть и направлена на исследование правозначимых явлений, является наукой психологической, она использует общепсихологическую методологию. К методам юридической психологии можно отнести:

· Метод структурного анализа

Позволяет выявить структурно-функциональные зависимости в исследуемом явлении

· Метод структурно-генетического анализа

Позволяет исследовать возникновение и развитие изучаемого явления, направлен на выявление зависимости его функционирования от особенностей развития

· Методы качественного (также его называют факторным) и количественного (статистический) анализа

Позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления

· Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента

Лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент)

· Метод беседы

Доверительное общение с исследуемым лицом, при этом исключается возможность применения наводящих вопросов. Беседа ведётся посредством косвенных вопросов.

· Метод исследования гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок

· Биографический метод

Состоит в выявлении и обобщении биографических данных

· Метод обобщения независимых характеристик

Получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников

· Судебно-психологическая экспертиза

Позволяет выявить различного рода психические аномалии исследуемого лица

· Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования

Применяются при массовых обследованиях

· Метод изучения отдельного случая (также он называется монографическим методом)

Исследование социально-психологического явления на одном объекте, обладающим совокупностью представительных для этого явления признаками

К числу специальных методов:

1) метод составления психологического портрета преступника;

2) метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

3) метод судебно-психологической экспертизы;

4) "следственный" или "розыскной" гипноз;

5) метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами:

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона. Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу, В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности. Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого метода – его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостатком лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

К методам юр психологии относятся следующие методы ее исследования:

метод структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи этого метода изучается личность преступника.

метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта; метод естественного эксперимента — направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие; метод беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;

метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений; биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;

метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности; метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании социально-психологического является на одном конкретном объекте.

 

 

Ощущение

Ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств человека.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяютдистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, мышцах, сухожилиях, внутри организма – ощущения делятся на:

Экстероцепцию – ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

Проприоцепцию – ощущения, отражающие движение и относительное положение тела, благодаря работе рецепторов расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах.

Интерецепцию – ощущения, сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма. Ощущение голода и жажды.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Слуховые ощущения также относятся к дистантным. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений входят вкусовые и кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения в ызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание — специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения — связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Закономерности ощущений:

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Наибольшая сила раздражителя, при которой возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметные различия ощущений – дифференциальный порог чувствительности. (порог различения). Весовая разница заметна при изменении примерно на 1/30 веса, слуховая – 1/10, зрительная 1/100.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Проявляется в изменении порогов. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Слабые раздражения одной системы повышают чувствительность другой (слабые ощущения кислого увеличивают чувствительность глаза), сильные понижают.

Контраст ощущений – изменения интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. (Теплое за холодным воспринимается как горячее, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, на темном – светлее).

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Звук вызывает, например, световые ощущения, свет – температурные и т. д.

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Восприятие

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Кроме ощущений в восприятии используется прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Например, воспринимаемый след орудия взлома соотносится с подобными, ранее наблюдавшимся.

Внимание

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Говоря о внимании необходимо перечислить следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, внешнее и внутреннее.

Непроизвольное внимание – внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий. В этом случае объект внимания выделяется в силу его особенностей. Предметы, вызывающие в процессе восприятияяркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные или резкие звуки, приятные (неприятные) запахи, начало (окончание) действия и т. п.), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Синонимамислова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагаетволевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Послепроизвольное внимание – внимание, возникающее на основе произвольного. Сначала человек мобилизует волю для сосредоточения сознания, но затем предмет восприятия становится ему интересным, либо человек видит пользу изучения его для себя. И волевого усилия для поддержания внимания на нём уже не требуется.

Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие предметы и явления.

Внутреннее внимание – внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания человека.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания, которые проявляются в профессиональной деятельности следователя и знание их необходимо для оптимизации этой деятельности. Во – первых в организации работы самого следователя, во – вторых в правильной интерпретации поступающей к нему из различных источников, самой разнообразной по форме, содержанию, значимости информации. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям данной деятельности воздействий. В игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания, сохранения в течении, например, проводимого следственного действия каких-то образов, определенного предметного содержания.

Психологическая наука выработала ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. На что в этой связи, прежде всего, должен обращать внимание следователь? Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включенопрактическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании материалов дела, если следователь делает выписки, пометки, в соответствии с задачами будущего допроса.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. К концу рабочего дня следователь чаще ошибается, субъективно переживает состояние усталости, ему трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность личными проблемами, посторонними мыслями, болезненное состояние и т. п.), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Выделяют следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость внимания.

Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одномоментно. Следователю необходимо помнить, что объем внимания зависит от специфики деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей самих воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме, позволяет следователю получить более обширную информацию об интересующем его объекте.

Распределение внимания – одновременное проявление внимания к нескольким объектам. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога, следователя. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания – длительное удержание внимания на предмете или какой- либо деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1—5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15—20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания. Это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Различают переключение внимания 'преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий.

 

Память

Память — форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития личности и обучения. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения — это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать его с уже известным, образовать ассоциацию. Различают два вида ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты, при упоминании об одном из них вспоминается другое.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т. д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Виды памяти

Память делиться по характеру психической активности: словесно – логическая (запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок, логических схем, математической символики), образная (запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности), эмоциональная (запоминание эмоций, чувств, переживаний), двигательная (запоминание и воспроизведение движений и их систем). По характеру целей деятельности: непроизвольная, информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает; произвольная память, информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания. Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после сдачи экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация утрачивается значительно меньше.

Приемы заучивания

· Механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысления.

· Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической.

· Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.

· Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале «попадает» в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5—7 мин), после чего информация может утратиться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии её повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, отрезков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом, человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию и ДП закрытая, человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека.

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность, благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. Например, проводя допрос подозреваемого по одному делу, следователь оперирует информацией, относящейся к этому делу. Работая со свидетелем по другому делу, следователь извлекает из КП и из ДП другую необходимую ему информацию, используя её, пока идёт работа по данному делу, и т. д.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время ночного сна происходит очищение промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате снижается эффективность мыслительных операций, внимания, кратковременной памяти, появляются ошибки в речи, в действиях.

Забывание — естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. Приполном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2—3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью. 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять материал в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Целесообразно в первый день провести 2—3 повторения, во второй день — 1—2, в третий—седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7—10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Мышление

Мышление – это психический процесс, являющийся обобщенным и опосредованным отражением общего, существенного в действительности, выполняющий регулирующую функцию по отношению к поведению человека. Этот процесс является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека; он социально обусловлен. Мыслительная деятельность человека тесно связана не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом принципиальная разница психики человека и животных.

В психологическом анализе мышления выделяют три стороны мыслительной деятельности содержательную, функционально-операционную, целе-мотивационную.

Содержательная сторона мышления. Мышление внешне представляет собой изменение содержания: непонятное становится понятным, проблемная ситуация в процессе разрешения становится обычной ситуацией. Субъективно мышление является трансформацией мыслимого содержания, т.е. изменением образов, представлений, теоретических и эмпирических понятий, символов, схем и т.п.

Функционально-операционная сторона мышления – это операции, приемы, способы, благодаря которым становится возможным изучение содержания. К общим мыслительным операциям относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

Целе-мотивационая сторона мышления. Мыслительная деятельность (как и любая другая) исходит из мотивов деятельности и направлена на достижение определенных целей.

Чтобы оказывать воздействие на процесс мышления необходимо знать, каковы цели мыслительной деятельности, каково соотношение общих и промежуточных целей. К этой стороне мышления относятся прогнозирование и антиципация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.076 с.)