Социально-экономическое развитие России в 1992 - 1999 годах в целом не назовешь блестящим. (ч. 1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие России в 1992 - 1999 годах в целом не назовешь блестящим. (ч. 1)



 

Вся страна и большинство субъектов Федерации переживали экономический спад, снижение реальных доходов населения, деградацию социальной сферы, снижение качества и продолжительности жизни людей, рост коррупции и организованной преступности и другие известные проблемы. Однако положение отдельных регионов значительно отличается от средне-российской картины в лучшую или в худшую сторону.В настоящей аналитической записке сделан краткий анализ некоторых итогов социально-экономического развития и состояния бюджетной сферы Республики Марий Эл. К сожалению, результаты анализа неутешительны. По многим показателям итоги развития республики отличаются в худшую сторону как от средних по России, так и от показателей отдельно взятых регионов. Чтобы сделать сопоставление более убедительным, в качестве альтернативы для сравнения выбрана Новгородская область - регион, который имеет примерно такое же по численности население, примерно такой же промышленный потенциал, примерно также наделен природными ресурсами и т.д.Авторы убеждены, что при примерно равной наделенности ресурсами разница в результатах развития относится в основном на счет разного качества управления в Республике Марий Эл в сравниваемом регионе, в данном случае Новгородской области.Данная аналитическая записка подготовлена на основе официальных публикаций Госкомстата Республики Марий Эл, анализа Закона о бюджете республики и доступной бюджетной статистики.1. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ.(Источником всех приведенных в данном разделе таблиц и данных являются официальные публикации Госкомстата Республики Марий Эл. Все денежные показатели даны в деноминированных рублях).Конечной целью экономики является удовлетворение потребностей людей, поэтому анализ социально-экономического развития Республики Марий Эл целесообразно начать с оценки достигнутого уровня жизни населения.Таблица 1.1. Уровень жизни населения.1996 1997 1998 Среднедушевой денежный доход. (в месяц), руб. 367.4 436.6 428 Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. 408.3 517.6 588Таблица 1.2. Распределение населения по среднедушевому денежному доходу тысяч человек (в процентах).Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - ноябрь 1999 г. в республике составила 875 руб. при прожиточном минимуме в 807 рублей. Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в третьем квартале 1999 года опустилась до отметки ниже 0.85. Уже и в 1998 году более 60% населения Республики Марин Эл имели среднедушевой доход на члена семьи ниже прожиточного минимума. В 1999 г. ситуация только ухудшилась. Для сравнения: в Новгородской области среднемесячная заработная плата в тот же период превысила 1300 руб. при прожиточном минимуме 858 рублей, среднедушевой денежный доход в 2,7 раза превысил прожиточный минимум и лишь 23% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума.Этот более чем двукратный перевес нищеты в Республике Марий Эл является обобщающим итогом проводимой в республике социально-экономической политики и весьма красноречиво свидетельствует о качестве управления экономикой.

Массовая вынужденная нищета, как известно, является питательной почвой всех видов преступности: уличной, организованной, экономической, включая взяточничество и казнокрадство. Статистические данные (таблица 1.3) просто кричат о взрывном росте преступности с 1997 по 1999 год, когда был отмечен почти двукратный рост убийств и квартирных краж, полуторакратный рост грабежей и т.д. По этим показателям, равно как и по общему числу судимостей у высокопоставленных чиновников исполнительной власти, Республика Марий Эл оставила далеко позади своих конкурентов.Таблица 1.3. Некоторые виды зарегистрированных преступлений.1997 1998 1999 Всего зарегистрировано преступ. лений, единиц. 13495 14704 18373 в том числе. убийство и покушение на убийство. 113 143 206 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 215 235 275 грабежи 637 769 966 кражи 6368 7237 9530 в том числе квартирные 1441 1824 2741 экономические преступления 974 1094 нет. данныхИтоги работы промышленности представлены в таблице 1.4.Таблица 1.4. Основные показатели промышленности.Объем продукции, Прибыль, Уровеньмлн. руб. млн. руб. рентабельностипродукции (%). 1996 3076 209 7.8 1997 3747 240.6 8.5 1998 4166 395.7 6.6 1999 6761 301.1Задолженность по заработной плате в промышленности на 5 января 2000 года составила 166.8 млн. руб. В целом по промышленности кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 1500.7 млн. руб.Для сравнения: объем промышленной продукции на душу населения в Республике Марий Эл в 1999 году был в полтора раза ниже, чем в Новгородской области.Это, естественно, привело и к сокращению объема инвестиций в основной капитал в 1999 году на 6% по сравнению с 1998 годом, при том что в 1998 году они и так сократились по равнению с 1997 годом даже номинально! (см. таблицу 1.5).Таблица 1.5. Инвестиции в основной капитал, тс. рубвсего в том числе Промышленность из нее нефтепере- электро-рабатывающая энергетикапромышленность 1996 936424 190733 23535 75798 1997 1141429 310754 106589 113133 1998. 945260 173689 7976 71171Внешнеторговые связи.Вместо содействия развитию торговых связей с внешним миром, в республике проводится политика ограничения вывоза продукции, "которая самим нужна" - за лицензию на вывоз из региона ряда видов продукции местные органы власти имеют право взимать плату в размере до 10% стоимости вывозимой продукции.Это не могло не сказаться на падении объемов внешнеторгового оборота (см. таблицу 1.6) в 1996 - 1998 годах, который продолжился и в 1999 году. За январь - ноябрь 1999 г. экспорт составил лишь 19049 тыс. долларов США, а импорт - 8240 тыс. долларов США.Для сравнения: годовой объем экспорта Республики Марий Эл равен лишь полуторамесячному экспорту Новгородской области.Таблица 1.6. Внешняя торговля.Экспорт (в фактически Импорт (в фактическидействовавших ценах), действовавших ценах)млн. дол. США млн. дол. США. 1996 30 20.5 1997 24.3 51.8 1998 28.1 18.4Далеко не блестяще экономическое положение в республике, естественно, отразилось и на состоянии бюджетной сферы, анализ которой дан в следующем разделе.2. БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ.Консолидированный бюджет Республики Марий Эл формируют республиканский бюджет и местные бюджета административных образований. Структура консолидированного бюджета на протяжении последних 5-ти лет практически неизменна, с преобладанием в доходах местных бюджетов (66.7%) и в расходах - республиканского бюджета (68.2%).Несмотря на рост доходов бюджета в номинальном выражении, реальная картина не столь утешительна. В абсолютном выражении доходы бюджета за период с 1994 по 2000 годы выросли в 3,6 раз, причем собственные доходы в 4 раза, а финансовая помощь из федерального бюджета - в 3,1 раза; однако, если рассматривать относительное исполнение бюджета в приведенных ценах базового 1994 года, то совокупные доходы уменьшились в 2,5 раза, собственные доходы - в 2,3 раза и помощь из федерального бюджета - в 3 раза. В пересчете по среднегодовым значениям величин обменного валютного курса совокупные доходы бюджета за рассматриваемый период снизились в 3,2 раза.Неэффективность проводимой органами исполнительной власти республики налоговой политики иллюстрирует такой факт, как снижение в 1,4 раза отношения совокупных доходов бюджета к валовому региональному продукту (ВРП), производимому на территории республики. За этот же период данный показатель для России в целом возрос на 1%. На протяжении последних 5-ти лет наблюдается постоянное значительное отставание республики от средне-российского уровня по такому показателю как совокупные доходы бюджета на 1 жителя - с 1994 по 2000 год разрыв возрос с 1,1 до 2,1 раза.Все эти относительные показатели свидетельствуют, что бюджетный процесс в республике меняется далеко не в лучшую сторону.Остается неудовлетворенным и процесс формирования бюджета. Так, при сравнении прогнозных значений доходов бюджета с фактическими по результатам исполнения за год, видны значительные различия в данных величинах. Разброс прогнозных и фактических значений доходов бюджета колебался в предыдущие годы от - 18% до +26%; и если несовпадение величин финансовой помощи из федерального бюджета можно отнести к независящим от действий органов исполнительной власти "внешним" факторам, то налоговые доходы в преобладающей степени зависят от работы финансовых органов республики.Таблица 2.2. Исполнение бюджета по доходам от запланированного уровня.Доходы всего, %. Налоговые доходы, %. Перечисления Проводимая на федеральном уровне реформа межбюджетных отношений обусловила снижение объемов финансовой помощи бюджету республики из федерального бюджета, что, в свою очередь, привело к снижению доли перечислений из федерального бюджета в совокупных доходах бюджета. За период с 1994 по 2000 год доля собственных доходов в совокупных выросла с 59% до 65%. Доля налоговых поступлений в доходах не меняется. Основными налоговыми источниками бюджета остаются налоги на имущество, прибыль, подоходный налог, НДС и акцизы.А.МАРТУСЕВИЧ, М.ЯКОВЕНКО. (Высшая школа экономики. Москва). (Материал опубликован на коммерческой основе).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.004 с.)